Деревянное зодчество в Омске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:10, реферат

Описание работы

области еще больше усугубляет опасность безвозвратной ее утраты.
Целью данной работы является изучение деревянного зодчества Западной Сибири, в частности города Омска, так как срок жизни многих памятников деревянной архитектуры достиг критического рубежа. Это во многом определяет задачи реферата :
• изучение резного декора городской деревянной архитекту¬ры;
• значимость деревянных построек для современного общества;
• решение проблемы их сохранения.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………3
2. Формирование и развитие деревянной архитектуры (на примере населенных пунктов Западной Сибири)...……………….……….……4-6
3. Конструктивные особенности, эволюция резного декора……..….6-8
3.1. Художественные особенности………………………...……8-9
3.2. Традиции……………………………………………………..9-10
4. Формы, мотивы и стили в деревянном зодчестве города Омска..10-11
4.1. Символика и символы в деревянном зодчестве……………11-20
5. Отличительные особенности деревянных памятников Омска……20-24
6.Заключение…………………………………………………………....25
7. Приложения к работе…………………………...……………………26-32
8.Список литературы………………………………….………………..33

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 2.75 Мб (Скачать файл)

Содержание

1.Введение………………………………………………………………3

2. Формирование и развитие деревянной архитектуры (на примере населенных пунктов Западной Сибири)...……………….……….……4-6

3. Конструктивные особенности, эволюция резного декора……..….6-8

3.1. Художественные особенности………………………...……8-9

3.2. Традиции……………………………………………………..9-10 

4. Формы, мотивы и стили в деревянном зодчестве города Омска..10-11     

4.1. Символика и символы в деревянном зодчестве……………11-20

5. Отличительные особенности деревянных памятников Омска……20-24

6.Заключение…………………………………………………………....25

7. Приложения  к работе…………………………...……………………26-32

8.Список литературы………………………………….………………..33

 

                                           Введение

Актуальность  темы. Деревянное зодчество является неотъемлемой частью, и одновременно символом русской культуры. Город Омск, ввиду своего исторического прошлого, стал одним из наиболее крупных центров развития данного вида искусства. Недостаточная изученность этой части наследия  Омска и Омской области  еще больше усугубляет опасность безвозвратной ее утраты.

Целью данной работы является изучение деревянного зодчества Западной Сибири, в частности города Омска, так как срок жизни многих  памятников деревянной архитектуры достиг критического рубежа. Это во многом определяет задачи реферата :

    • изучение резного декора городской деревянной архитектуры;
    • значимость деревянных построек для современного общества;
    • решение проблемы их сохранения.

  В своей работе я использовала несколько источников информации, одним из них является   «Город и народные традиции русских»  С.Р. Будина, где точно описаны традиции народного зодчества и архитектурной декорации в России. В книге «Формирование планировки и застройки городов Сибири в конце XVIII – первой половины XIX в. – Города Сибири» освещается тема зарождения Омска и деревянного зодчества в нем. Книга «Омская архитектура конца XVIII – XX в» в полном объёме повествует о богатстве архитектурного наследия Омска. Из таких источников как «Омск…Волею Петра Великого. Архитектурные Образы трех столетий»  И. Девятьярова , «Резной декор деревянной архитектуры. Омск и Тара. Конец XIX - вторая половина XX века». Л.В. Чуйко, «Памятники и  памятные места Омска и Омской области» А.Ф. Палашенков, я взяла иллюстрации, которые дополняют мою работу и делают её завершённой. 

 

2. Формирование и развитие деревянной архитектуры (на примере населенных пунктов Западной Сибири)

Основой теоретического осмысления народного  архитектурного творчества, как важнейшей части культурного наследия, стал в XIX в. Устойчивый интерес к архитектурным «древностям». Профессиональные архитекторы и ученые - историки, археологи, искусствоведы - открыли в старой русской архитектуре выдающиеся конструктивные и художественные качества; при этом в поле зрения оказались не только каменные, но и деревянные сооружения. Народная культура Омска и Сибири в общем, вплоть до конца XIX в. оставалась малоизученной, хотя уже в XVIII столетии появлялись описания, дающие представления о деревянных крепостях, храмах и жилых домах.

Городская архитектурная резьба (деревянное зодчество) городов Омской области имеет значительное сходство с домовой резьбой европейских территорий России (более всего — центральных и северных). Резной декор органично связан с влияниями местных художественных культур, включает в себя элементы ведущих архитектурных стилей XVIII—XIX вв. Эта уже достаточно сложная картина дополняется воздействием направляющих разработок профессиональных архитекторов и художников разного уровня, от столичных до местных, и интерпретациями на основе индивидуальных вкусов мастеров-резчиков и заказчиков.

Городское строительство XIX в. поставило перед архитекторами  немало задач, в том числе связанных  с разработкой декоративного  оформления деревянных особняков и  других сооружений. В связи с этим, особенно во второй половине 19 столетия появилось большое количество разнообразной литературы, удовлетворявшей растущую потребность общества в специальной информации по этим вопросам. Сложилась своеобразная ситуация - фактически деревянному городскому зодчеству было посвящено множество изданий, но по большей части они содержали материалы практического характера, связанные с проектированием и строительством. Публикации научно-исследовательского характера в основном относились к области народной архитектуры: крестьянская изба, сохраняющая глубинные национальные традиции, имела для ученых бесспорный приоритет перед городским жилищем, подверженным множеству влияний и далеко ушедшим от древних истоков. Тем не менее, резные украшения городских деревянных сооружений отражали и освоение глубинных традиций народного зодчества, и взаимодействие их с традициями архитектурной декорации «больших стилей», и новации, обусловленные требованиями времени. Домовая резьба составляла неотъемлемую часть профессионального эксперимента и служила постоянным поводом для размышлений, оценок и дискуссий.

При этом городская деревянная архитектура - мощный пласт художественного народного  наследия - оставалась на втором плане  до тех пор, пока перед современным  обществом не встали во всей остроте проблемы, вызванные урбанизацией. В связи с этим выявилось значение городской культуры и понимание городского пространства как особой материальной и духовной среды, были по-новому осознаны качества массовой жилой застройки как фактора, оказывающего сильнейшее влияние на формирование личности человека. В течение длительного времени деревянные дома сносились в городах целыми массивами, освобождая место для нового строительства. Многое из того, что могло войти в генофонд отечественной культуры, погибло безвозвратно. . Эта ситуация характерна для всех территорий России, и города Западной Сибири не избежали общей участи, хотя в них и сейчас еще имеется значительное количество памятников деревянной архитектуры, дающих широкие возможности для исследования. Изучение резного декора городской деревянной архитектуры является на сегодняшний день одной из актуальных задач искусствоведения.

3.Конструктивные  особенности, эволюция резного декора

Конструкция сооружения и расположение резных украшений практически не выходили за пределы древней традиции сруба-клети с декором, основной функцией которого была магическая защита наиболее значительных элементов жилища — крыши, оконных проемов, входа. Но в самой резьбе, ее мотивах и содержании была сосредоточена обширная художественная информация о сложном и многогранном процессе исторического формирования русского прикладного искусства и его сибирской ветви.

Первые сооружения землепроходцев и переселенцев по плану, конструкции  и декоративному оформлению немногим отличались от тех, что остались на их родине - Северо-Восточных и центральных территориях России. Чем ближе к западной границе Сибири находился город, тем дольше могли сохраняться в его архитектуре и домовой резьбе традиционные признаки. Продвижение вглубь к Востоку вызывало противоположный эффект, внешние влияния могли значительно сказаться на характере декоративного убранства жилища, о чем можно судить по домовой резьбе Восточной Сибири. Наиболее существенные изменения, характеризующие становление сибирской сельской архитектуры, относятся к ее архитектурно-декоративному оформлению. Отличительные сибирские черты, выявленные им в деревянном зодчестве XVIII-XIX в . Были обусловлены, прежде всего, изменением природной среды - суровостью климата, обилием снега и влаги, огромными запасами прекрасного строительного материала. Это вызвало усиление защитной функции жилища и, как следствие, формирование монументального, пластически выразительного архитектурного образа оформление такой избы не требовало сложного убранства, резной декор использовался в небольшом количестве, имел простой рисунок и выполнялся в основном в технике плоскорельефной резьбы. Кроме того, во второй половине XIX столетия, на фоне всеобщего интереса к народному искусству, в городе были заимствованы некоторые характерные приемы резного убранства деревенских домов. Так, стали применяться необычно широкие (свыше 50 см) подоконные доски, появились элементы национального орнамента сибирских татар и казахов.

Существующие ныне и зафиксированные  в фотоматериалах образцы жилой застройки, как раннего периода, так и второй половины XIX- начала XX вв. свидетельствуют, что во всех городах Западной Сибири были распространены традиционные, простые, но форме и конструкции сооружения, происходящие от древнерусского сруба-клети. Основная масса сооружений имела элементарный прямоугольный план. Более сложная планировка сводилась к двум вариантам: «глаголем» - для углового дома и «покоем». По большей части обывательские дома строились одноэтажными , но во второй половине XIX-начале XX в. В Омске и Таре, как и во всем западно - сибирском регионе, появилось значительное количество двухэтажных доходных домов и особняков - их план, конструкция и объемно- пластическая композиция чаще всего тоже бывали довольно простыми. Фронтоны на протяжении всего рассматриваемого периода были конструктивными или декоративными. Конструктивные - торцовые, обусловленные наличием двускатной крыши, - имели треугольную форму; декоративные, украшающие выходящий на улицу фасад, в большинстве имели более сложные, ломаные очертания. Время от времени среди сохранившихся сооружений Омска и Тары встречаются фронтоны с двойным и даже тройным изломом, которые в целом более характерны для некоторых районов Омской и Тюменской областей (Большеречье, Ишим). Нередко вместо фронтона над парадным фасадом сооружался аттик - деревянный дощатый щит из одной или трех частей с дугообразным либо более сложным фигурным завершением. Иногда дом имел балконы мезонин, четырех- или восьмигранные башенки с разнообразными покрытиями.

 

3.1.Художественные  особенности

Древние славяне, как и все народы, находящиеся на языческой стадии развития, не мыслили существования  без магической защиты от злых сил. Одним из самых действенных и надежных способов считалось нанесение на оберегаемый предмет символических знаков могущественных божеств и созидательных сил природы.

С течением времени магическая функция  резных изображений, особенно в городах, утратила актуальность и ушла в область легендарного прошлого, но домовая резьба как традиционный прием украшения жилища продолжала существовать и развиваться. Типичные места расположения домовой резьбы повсеместно остались прежними:

  -карниз и тимпан фронтона (у треугольного фронтона и  верхний угол);

  -карниз крыши, фриз, кронштейны;

  -обрамление основных оконных проемов - наличники, боковые стойки, подоконные доски;

  -обрамление слуховых окон  на тимпане фронтона;

  -ставни;

  -доски, прикрывающие угловые  соединения, вертикальные и горизонтальные  швы и стыки;

  -опоры крылец, ворот, калиток;

  -створки дверей, ворот, калиток.

В конце XIX начале XIX в. Пропильной накладной резьбой стали украшать нижнюю часть обшивки сруба, а в некоторых случаях и всю обшивку снизу доверху. В огромном разнообразии Омска – тарской домовой резьбы выделяются два основных варианта сочетания традиционного русского орнамента с декоративными элементами барокко и классицизма. Они особенно отчетливо проявляются в оформлении наличников, относящихся к первой трети XX в., и, как правило, составляют симметричную трех частную композицию с акцентированным центром.

В первом варианте объединяемые элементы декоративных систем четко выражены и почти не изменены, они входят в композицию как равноценные и самостоятельные части. При этом центром композиции является какой-либо элемент традиционного русского орнамента - круг, ромб.

Другим характерным вариантом  является слияние и взаимопроникновение народных и стилевых орнаментальных элементов. В этом случае они приобретают двойственный облик и становятся похожими на стебли с листьями и цветами-розетками, фигура богини плодородия трансформируется в пальметту, а пальметта вписывается в некое подобие тюльпана, из руста исходят солнечные лучи и т.д.

 

3.2.Традиции.

- связь сибирской городской  домовой резьбы с общерусской  архитектурно-декоративной традицией , восходящие в области орнамента к магической символике древних славян;

-  исторически сложившийся объективный  социокультурный характер города;

- миграционные процессы Российского  и регионального масштаба, способствовавшие  развитию взаимовлияний в домовой резьбе разных городов;

- воздействие орнаментальных элементов  декоративно-прикладного искусства  местных народов;

-  постоянное воздействие ведущих  архитектурных стилей XVIII-XIX вв. (Барокко, классицизм, ампир, модерн) и неостилей, представленных в каменной архитектуре официальных зданий и особняков;

-  творчество профессиональных  архитекторов, работавших в Сибири  или для Сибири;

- широкое распространение архитектурно-художественной  информации посредством разнообразной  книгоиздательской продукции;

- творческая индивидуальность, профессионализм,  художественный вкус мастеров-резчиков;

- индивидуальные вкусы заказчиков, обусловленные социально-экономическими  характеристиками городов, демографическим и социальным составом населения.

Эти факторы ясно выявляют то значение, которое имели для сохранения и развития художественных традиций городской домовой резьбы окружающая среда.

4. Формы, мотивы и стили в деревянном зодчестве города Омска

Материалы городского деревянного  зодчества ХIХ - ХХ  в. Свидетельствуют, что в целом древняя система архитектурных форм и обусловленное ею расположение резных украшений мало изменились с течением времени. Однако отступление от традиционной конструктивной основы (в частности, переход к кровле на стропилах) повлекло за собой существенные отличия в функциональном применении и декоративном оформлении резных досок.

Если в традиционной крестьянской архитектуре доски, украшенные магическими знаками, выполняли  ответственную и почетную роль защитных элементов, причем нетолько в качестве оберега, но и в, сугубо практическом смысле, то их декоративная обработка производилась соответствующим образом. Резные узоры располагались так, чтобы оставалось значительное поле нетронутого дерева массивной доски, плотно прилегающее к торцевым поверхности бревен, брусьев и слег конструкции, которые нужно было предохранить от сырости. При этом горизонтальные доски обычно имели узкую полосу резьбы по нижнему краю, несущую охранительные знаки, вертикальные - узорное завершение нижнего конца.

 

 

4.1. Символика и символы в деревянном зодчестве

Основным мотивом домовой резьбы является — магическая символика древних славян, на основе которой в течение многих веков развивалась русская орнаментика во всех видах декоративно-прикладного искусства.

Важнейшая роль в этой символике отводилась изображению солнца — источника света и жизни, земли, неба, воды. Огромное значение имели символы плодородия — стилизованные изображения семян, побегов, корней, высоко поднимающегося растения, получившего торжественное наименование «древа жизни», женской фигуры с руками, либо поднятыми вверх в молитвенном жесте, либо указывающими на землю — фигуры Богини-Матери, нередко в окружении коней или птиц.

Информация о работе Деревянное зодчество в Омске