Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:10, реферат
области еще больше усугубляет опасность безвозвратной ее утраты.
Целью данной работы является изучение деревянного зодчества Западной Сибири, в частности города Омска, так как срок жизни многих памятников деревянной архитектуры достиг критического рубежа. Это во многом определяет задачи реферата :
• изучение резного декора городской деревянной архитекту¬ры;
• значимость деревянных построек для современного общества;
• решение проблемы их сохранения.
1.Введение………………………………………………………………3
2. Формирование и развитие деревянной архитектуры (на примере населенных пунктов Западной Сибири)...……………….……….……4-6
3. Конструктивные особенности, эволюция резного декора……..….6-8
3.1. Художественные особенности………………………...……8-9
3.2. Традиции……………………………………………………..9-10
4. Формы, мотивы и стили в деревянном зодчестве города Омска..10-11
4.1. Символика и символы в деревянном зодчестве……………11-20
5. Отличительные особенности деревянных памятников Омска……20-24
6.Заключение…………………………………………………………....25
7. Приложения к работе…………………………...……………………26-32
8.Список литературы………………………………….………………..33
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2. Формирование и развитие деревянной архитектуры (на примере населенных пунктов Западной Сибири)...……………….……….……4-6
3. Конструктивные особенности, эволюция резного декора……..….6-8
3.1. Художественные особенности………………………...……8-9
3.2. Традиции……………………………………………………..
4. Формы, мотивы и стили в деревянном зодчестве города Омска..10-11
4.1. Символика и символы в деревянном зодчестве……………11-20
5. Отличительные особенности деревянных памятников Омска……20-24
6.Заключение………………………………………………
7. Приложения
к работе…………………………...……………………
8.Список литературы………………………………….………………
Актуальность темы. Деревянное зодчество является неотъемлемой частью, и одновременно символом русской культуры. Город Омск, ввиду своего исторического прошлого, стал одним из наиболее крупных центров развития данного вида искусства. Недостаточная изученность этой части наследия Омска и Омской области еще больше усугубляет опасность безвозвратной ее утраты.
Целью данной работы является изучение деревянного зодчества Западной Сибири, в частности города Омска, так как срок жизни многих памятников деревянной архитектуры достиг критического рубежа. Это во многом определяет задачи реферата :
- изучение резного декора городской деревянной архитектуры;
- значимость деревянных построек для современного общества;
- решение проблемы их сохранения.
В своей работе я использовала
несколько источников информации, одним
из них является «Город и народные
традиции русских» С.Р. Будина,
где точно описаны традиции народного
зодчества и архитектурной декорации
в России. В книге «Формирование планировки
и застройки городов Сибири в конце XVIII
– первой половины XIX в. – Города Сибири»
освещается тема зарождения Омска и деревянного
зодчества в нем. Книга «Омская архитектура
конца XVIII – XX в» в полном объёме повествует
о богатстве архитектурного наследия
Омска. Из таких источников как «Омск…Волею Петра
Великого. Архитектурные Образы трех столетий»
И. Девятьярова , «Резной декор деревянной архитектуры.
Омск и Тара. Конец XIX - вторая половина
XX века». Л.В. Чуйко, «Памятники и памятные
места Омска и Омской области» А.Ф.
Палашенков, я взяла иллюстрации, которые
дополняют мою работу и делают её завершённой.
2. Формирование и развитие деревянной архитектуры (на примере населенных пунктов Западной Сибири)
Основой теоретического осмысления народного архитектурного творчества, как важнейшей части культурного наследия, стал в XIX в. Устойчивый интерес к архитектурным «древностям». Профессиональные архитекторы и ученые - историки, археологи, искусствоведы - открыли в старой русской архитектуре выдающиеся конструктивные и художественные качества; при этом в поле зрения оказались не только каменные, но и деревянные сооружения. Народная культура Омска и Сибири в общем, вплоть до конца XIX в. оставалась малоизученной, хотя уже в XVIII столетии появлялись описания, дающие представления о деревянных крепостях, храмах и жилых домах.
Городская архитектурная резьба (деревянное зодчество) городов Омской области имеет значительное сходство с домовой резьбой европейских территорий России (более всего — центральных и северных). Резной декор органично связан с влияниями местных художественных культур, включает в себя элементы ведущих архитектурных стилей XVIII—XIX вв. Эта уже достаточно сложная картина дополняется воздействием направляющих разработок профессиональных архитекторов и художников разного уровня, от столичных до местных, и интерпретациями на основе индивидуальных вкусов мастеров-резчиков и заказчиков.
Городское строительство XIX в. поставило перед архитекторами немало задач, в том числе связанных с разработкой декоративного оформления деревянных особняков и других сооружений. В связи с этим, особенно во второй половине 19 столетия появилось большое количество разнообразной литературы, удовлетворявшей растущую потребность общества в специальной информации по этим вопросам. Сложилась своеобразная ситуация - фактически деревянному городскому зодчеству было посвящено множество изданий, но по большей части они содержали материалы практического характера, связанные с проектированием и строительством. Публикации научно-исследовательского характера в основном относились к области народной архитектуры: крестьянская изба, сохраняющая глубинные национальные традиции, имела для ученых бесспорный приоритет перед городским жилищем, подверженным множеству влияний и далеко ушедшим от древних истоков. Тем не менее, резные украшения городских деревянных сооружений отражали и освоение глубинных традиций народного зодчества, и взаимодействие их с традициями архитектурной декорации «больших стилей», и новации, обусловленные требованиями времени. Домовая резьба составляла неотъемлемую часть профессионального эксперимента и служила постоянным поводом для размышлений, оценок и дискуссий.
При этом городская деревянная архитектура
- мощный пласт художественного
3.Конструктивные особенности, эволюция резного декора
Конструкция сооружения и расположение резных украшений практически не выходили за пределы древней традиции сруба-клети с декором, основной функцией которого была магическая защита наиболее значительных элементов жилища — крыши, оконных проемов, входа. Но в самой резьбе, ее мотивах и содержании была сосредоточена обширная художественная информация о сложном и многогранном процессе исторического формирования русского прикладного искусства и его сибирской ветви.
Первые сооружения землепроходцев и переселенцев по плану, конструкции и декоративному оформлению немногим отличались от тех, что остались на их родине - Северо-Восточных и центральных территориях России. Чем ближе к западной границе Сибири находился город, тем дольше могли сохраняться в его архитектуре и домовой резьбе традиционные признаки. Продвижение вглубь к Востоку вызывало противоположный эффект, внешние влияния могли значительно сказаться на характере декоративного убранства жилища, о чем можно судить по домовой резьбе Восточной Сибири. Наиболее существенные изменения, характеризующие становление сибирской сельской архитектуры, относятся к ее архитектурно-декоративному оформлению. Отличительные сибирские черты, выявленные им в деревянном зодчестве XVIII-XIX в . Были обусловлены, прежде всего, изменением природной среды - суровостью климата, обилием снега и влаги, огромными запасами прекрасного строительного материала. Это вызвало усиление защитной функции жилища и, как следствие, формирование монументального, пластически выразительного архитектурного образа оформление такой избы не требовало сложного убранства, резной декор использовался в небольшом количестве, имел простой рисунок и выполнялся в основном в технике плоскорельефной резьбы. Кроме того, во второй половине XIX столетия, на фоне всеобщего интереса к народному искусству, в городе были заимствованы некоторые характерные приемы резного убранства деревенских домов. Так, стали применяться необычно широкие (свыше 50 см) подоконные доски, появились элементы национального орнамента сибирских татар и казахов.
Существующие ныне и зафиксированные в фотоматериалах образцы жилой застройки, как раннего периода, так и второй половины XIX- начала XX вв. свидетельствуют, что во всех городах Западной Сибири были распространены традиционные, простые, но форме и конструкции сооружения, происходящие от древнерусского сруба-клети. Основная масса сооружений имела элементарный прямоугольный план. Более сложная планировка сводилась к двум вариантам: «глаголем» - для углового дома и «покоем». По большей части обывательские дома строились одноэтажными , но во второй половине XIX-начале XX в. В Омске и Таре, как и во всем западно - сибирском регионе, появилось значительное количество двухэтажных доходных домов и особняков - их план, конструкция и объемно- пластическая композиция чаще всего тоже бывали довольно простыми. Фронтоны на протяжении всего рассматриваемого периода были конструктивными или декоративными. Конструктивные - торцовые, обусловленные наличием двускатной крыши, - имели треугольную форму; декоративные, украшающие выходящий на улицу фасад, в большинстве имели более сложные, ломаные очертания. Время от времени среди сохранившихся сооружений Омска и Тары встречаются фронтоны с двойным и даже тройным изломом, которые в целом более характерны для некоторых районов Омской и Тюменской областей (Большеречье, Ишим). Нередко вместо фронтона над парадным фасадом сооружался аттик - деревянный дощатый щит из одной или трех частей с дугообразным либо более сложным фигурным завершением. Иногда дом имел балконы мезонин, четырех- или восьмигранные башенки с разнообразными покрытиями.
3.1.Художественные особенности
Древние славяне, как и все народы, находящиеся на языческой стадии развития, не мыслили существования без магической защиты от злых сил. Одним из самых действенных и надежных способов считалось нанесение на оберегаемый предмет символических знаков могущественных божеств и созидательных сил природы.
С течением времени магическая функция резных изображений, особенно в городах, утратила актуальность и ушла в область легендарного прошлого, но домовая резьба как традиционный прием украшения жилища продолжала существовать и развиваться. Типичные места расположения домовой резьбы повсеместно остались прежними:
-карниз и тимпан фронтона (у треугольного фронтона и верхний угол);
-карниз крыши, фриз, кронштейны;
-обрамление основных оконных проемов - наличники, боковые стойки, подоконные доски;
-обрамление слуховых окон на тимпане фронтона;
-ставни;
-доски, прикрывающие угловые соединения, вертикальные и горизонтальные швы и стыки;
-опоры крылец, ворот, калиток;
-створки дверей, ворот, калиток.
В конце XIX начале XIX в. Пропильной накладной резьбой стали украшать нижнюю часть обшивки сруба, а в некоторых случаях и всю обшивку снизу доверху. В огромном разнообразии Омска – тарской домовой резьбы выделяются два основных варианта сочетания традиционного русского орнамента с декоративными элементами барокко и классицизма. Они особенно отчетливо проявляются в оформлении наличников, относящихся к первой трети XX в., и, как правило, составляют симметричную трех частную композицию с акцентированным центром.
В первом варианте объединяемые элементы декоративных систем четко выражены и почти не изменены, они входят в композицию как равноценные и самостоятельные части. При этом центром композиции является какой-либо элемент традиционного русского орнамента - круг, ромб.
Другим характерным вариантом является слияние и взаимопроникновение народных и стилевых орнаментальных элементов. В этом случае они приобретают двойственный облик и становятся похожими на стебли с листьями и цветами-розетками, фигура богини плодородия трансформируется в пальметту, а пальметта вписывается в некое подобие тюльпана, из руста исходят солнечные лучи и т.д.
3.2.Традиции.
- связь сибирской городской
домовой резьбы с общерусской
архитектурно-декоративной трад
- исторически сложившийся
- миграционные процессы
- воздействие орнаментальных
- постоянное воздействие
- творчество профессиональных архитекторов, работавших в Сибири или для Сибири;
- широкое распространение
- творческая индивидуальность, профессионализм, художественный вкус мастеров-резчиков;
- индивидуальные вкусы
Эти факторы ясно выявляют то значение, которое имели для сохранения и развития художественных традиций городской домовой резьбы окружающая среда.
4. Формы, мотивы и стили в деревянном зодчестве города Омска
Материалы городского деревянного зодчества ХIХ - ХХ в. Свидетельствуют, что в целом древняя система архитектурных форм и обусловленное ею расположение резных украшений мало изменились с течением времени. Однако отступление от традиционной конструктивной основы (в частности, переход к кровле на стропилах) повлекло за собой существенные отличия в функциональном применении и декоративном оформлении резных досок.
Если в традиционной крестьянской архитектуре доски, украшенные магическими знаками, выполняли ответственную и почетную роль защитных элементов, причем нетолько в качестве оберега, но и в, сугубо практическом смысле, то их декоративная обработка производилась соответствующим образом. Резные узоры располагались так, чтобы оставалось значительное поле нетронутого дерева массивной доски, плотно прилегающее к торцевым поверхности бревен, брусьев и слег конструкции, которые нужно было предохранить от сырости. При этом горизонтальные доски обычно имели узкую полосу резьбы по нижнему краю, несущую охранительные знаки, вертикальные - узорное завершение нижнего конца.
4.1. Символика и символы в деревянном зодчестве
Основным мотивом домовой резьбы является — магическая символика древних славян, на основе которой в течение многих веков развивалась русская орнаментика во всех видах декоративно-прикладного искусства.
Важнейшая роль в этой символике отводилась изображению солнца — источника света и жизни, земли, неба, воды. Огромное значение имели символы плодородия — стилизованные изображения семян, побегов, корней, высоко поднимающегося растения, получившего торжественное наименование «древа жизни», женской фигуры с руками, либо поднятыми вверх в молитвенном жесте, либо указывающими на землю — фигуры Богини-Матери, нередко в окружении коней или птиц.