Деревянное зодчество в Омске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:10, реферат

Описание работы

области еще больше усугубляет опасность безвозвратной ее утраты.
Целью данной работы является изучение деревянного зодчества Западной Сибири, в частности города Омска, так как срок жизни многих памятников деревянной архитектуры достиг критического рубежа. Это во многом определяет задачи реферата :
• изучение резного декора городской деревянной архитекту¬ры;
• значимость деревянных построек для современного общества;
• решение проблемы их сохранения.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………3
2. Формирование и развитие деревянной архитектуры (на примере населенных пунктов Западной Сибири)...……………….……….……4-6
3. Конструктивные особенности, эволюция резного декора……..….6-8
3.1. Художественные особенности………………………...……8-9
3.2. Традиции……………………………………………………..9-10
4. Формы, мотивы и стили в деревянном зодчестве города Омска..10-11
4.1. Символика и символы в деревянном зодчестве……………11-20
5. Отличительные особенности деревянных памятников Омска……20-24
6.Заключение…………………………………………………………....25
7. Приложения к работе…………………………...……………………26-32
8.Список литературы………………………………….………………..33

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 2.75 Мб (Скачать файл)

Самым распространенным символом солнца был круг в различных вариантах (рис.1)

Рис.1 . Солярные знаки (по Б. А. Рыбакову)

 

Магия солнца считалась самой могущественной. Изображая его символы, древние  славяне защищали свой дом и все, что было с ним связано: утварь, одежду. Солярный знак был универсальным  оберегом и одновременно замечательной декоративной деталью, на основе которой можно было создавать любые композиции. Мотив «солнышка» существовал во многих разновидностях — от буквального повторения древнего знака до превращения в цветок.



В омской домовой резьбе «солнышко» встречается чаще всего в виде небольших изображений, расположенных на очелье и плечах наличников, подоконных досках, ставнях, опорных столбах крыльца, фризах и т. д. Техника исполнения включает все основные приемы резьбы (рис. 2).





 

 

 

 

 

Рис.2. Солярные знаки в технике плоскорельефной резьбы

Очень часто солнечные круги  выполнялись в технике накладной резьбы. Интересным вариантом использования этого приема является солнце, изображенное на аттике жилого дома и имеющие, поэтому необычайно большие размеры (рис.3). Этот мотив почти буквально воспроизводит один из древнейших символов — солнечное колесо с шестью спицами.

Рис.3 . Мотив солнечного колеса



Рис.4 . Солярный знак в технике рельефной резьбы



 

 

 

 

 

 

 

«Солнышки» в технике пропильной резьбы, сквозной и накладной, в омской домовой резьбе многочисленны, разнообразны и бывают достаточно сложными и изящными по рисунку (рис.4, 5).

Рис. 5. Солярные знаки в технике пролильной резьбы

В ряде случаев в сквозной пропильной резьбе наблюдаются ажурные композиции, которые на первый взгляд кажутся очень сложными, хотя и построены на сочетании довольно простых элементов. Упорядоченность и несколько суховатая графичность узора позволяют предполагать его ориентацию на «русский стиль»

Рис. 6  а, б, в. Солярные знаки в «ропетовском стиле»

Интересен солярный знак, изображенный на рис. 6в. Дом, сохранившийся доныне, (ул. Театральная, 8), украшен резьбой, стилизованной в духе «ропетовского  стиля». На фронтоне навеса крыльца привлекает внимание необычный для омского архитектурного декора солнечный круг большого размера и в оригинальном исполнении: розетки, выпиленные из тонкой доски, наложены одна на другую, образуя объемную ступенчатую композицию.

Символ земли в орнаментальном искусстве древних славян изображался  как квадрат, прямоугольник, ромб. Точки, кружки и пересекающиеся прямые линии внутри контура обозначают пашню, засеянное поле (рис. 7).







 

 

 

Рис. 7. Символические  изображения земли (по Б. А. Рыбакову)

Мотив квадрата и ромба очень  часто встречается в узорах русской народной вышивки, кружева, причем значительно варьируется. В домовой резьбе этот элемент встречается по сравнению с солярным знаком значительно реже и уступает ему в разнообразии и сложности разработки. В архитектурной резьбе Омска самый распространенный вариант использования мотива квадрата, прямоугольника и ромба заключается в наложении на плоскость очелья наличника и т.д. Простейших плоских или граненых деталей, образующих ту или иную композицию, причем довольно распространено построение, в котором один ромб располагается в центре, а два других — симметрично по бокам и чуть ниже.



Такая композиция изначально имела  глубокий символический смысл и содержала трехкратное изображение не ромба ИЛИ квадрата, а солярного знака и передавала один из важнейших космогонических моментов древней мифологии — путь Солнца от восхода до заката. Впоследствии, когда смысловое значение композиции стало теряться, ее схема, оптимальная в декоративном аспекте, продолжала использоваться с применением других элементов — ромба, сердечка и др.

Рис, 8а, б, в; Символы земли в омской домовой резьбе

 

Прямоугольник с диагональным крестом  или четырьмя крестообразно расположенными по диагонали лепестками, выполненными в технике плоскорельефной резьбы, нередко встречается в декоре боковых стоек окна вверху, внизу или посредине (рис. 8а). Ярким примером интерпретации мотива в «ропетовском стиле» является композиция из отрезков прямой линии и кружков, выполненная в технике сквозной пропильной резьбы и украшающая наличник (Рис. 8в) воспроизводит ажурный ромб в сочетании с квадратом в технике пропильной накладной резьбы, помещенный в центр очелья наличника распространенной формы «конем».

Рис. 9. Орнаментированные кромки новгородских причелин

(по Б. А. Рыбакову)

С течением времени древнее изображение женских грудей в орнаменте стало изменяться, сливаться с другими мотивами и в конце концов пришло к понятию подзора, т. е. фактически было соотнесено с областью ткани и одежды,

В омской домовой резьбе встречаются  различные интерпретации этого мотива — от почти буквального воспроизведения в пропильной резьбе «ропетовского стиля» до сложных раппортов, приближающихся к растительной орнаментике.

На рис. 10а, б представлены наиболее приближенные к первоначальному изображения «хлябей небесных». Рис. 10в, г показывает некоторые разновидности трансформации древнего языческого символа.

Рис. 10а, б, в, г. Оформление горизонтальной кромки доски в омской домовой резьбе

Огромное значение в жизни славян-земледельцев имела символика произрастания, пробуждения жизни растений.



 

 

 

 

Мотивы растительности составляют очень значительную часть орнаментальных композиций домовой резьбы независимо от времени и территориальной принадлежности. Они узнаваемы в любых вариантах и образуют выразительные орнаментальные ряды, сложные переплетения, наиболее значительные фрагменты декоративных композиций. На (рис. 10) показаны некоторые характерные растительные мотивы омской архитектурной резьбы (см. также рис. 10в, г).

Рис. 11. Некоторые растительные мотивы омской домовой резьбы

Магическую символику древних  славян невозможно представить без величественного образа Богини-Матери, олицетворяющей плодоносные силы земли. Этот образ стал центром симметричной композиции, изображавшей женское божество в ритуальной позе, окруженное фигурами коней (иногда на конях восседают всадники), птиц, барсов. Руки богини, поднятые к небу, означали моление, заклинание, благословение, опущенные к земле — символизировали богатство урожая, подчеркивали благодатную силу произрастания. Эта сцена имела такое большое значение в языческой земледельческой символике, что ее черты сохранились в бесчисленных повторениях, которыми изобилуют все виды народного искусства на протяжении столетий. Особой популярностью этот мотив пользовался в технике вышивки и кружева13. По сравнению с ними резьба по дереву имела меньшие возможности в воспроизведении этого сюжета, но тем не менее и здесь он был достаточно распространен, хотя и в значительно большей степени стилизован.

В омской домовой резьбе эта композиция более всего известна как завершение наличника, обычно выполненное в технике пропильной сквозной резьбы. Стилизация изображения ориентирована на растительную орнаментику, и фигуры богини и сопровождающих ее существ бывает трудно выделить в сложных переплетениях побегов, листьев и т. д. Однако в любом случае в композиции четко выявляются центральный и боковые фрагменты, причем стилизованная фигура богини, обычно является и вертикальным акцентом. Иногда фигура богини как бы заменяется древом жизни, принимающим вид пышного цветка, похожего на тюльпан (рис. 12).

Рис. 12. Изображения Богини-Матери (древа жизни) в омской домовой  резьбе

В декоративных композициях на карнизах наличников, несущих изображение ритуальной сцены с великой богиней, весьма интересными представляются фрагменты, расположенные на плечах наличника. Они напоминают стилизованный изогнутый стебель с листьями и цветами и удивляют единообразием очертаний. При внимательном рассмотрении в них проступает отдаленное сходство со сказочным змееподобным крылатым существом, замершим в резком пружинистом движении.

Одним из прообразов такого существа мог стать древний языческий Симаргл (Семаргл), крылатый пес — охранитель семян и ростков растений. Другим источником является образ дракона, крылатого змея, встречающийся в искусстве Новгорода с древнейших времен.

Распространенное обращение к  образу крылатого змея- дракона свидетельствует  с глубоком укоренении в народном искусстве легендарно-сказочной  традиции с характерным тяготением к необычному и таинственному, с яркой эмоциональной окрашенностью и активной работой воображения. По мере того, как образ дракона становился привычным в декоративном искусстве, усиливалась степень стилизации, которая привела к трансформации в духе растительного мотива и зашифровке первоначального изображения и смысла. В таком аспекте и использовался этот элемент декора в архитектурной резьбе европейских и сибирских территорий России (рис. 13).

Рис. 13, Изображения  дракона в омской домовой резьбе

Чрезвычайно интересно уникальное в омской домовой резьбе (во всяком случае, в обследованном материале) изображение грифонов (рис. 14), украшающих ныне существующий в Омске дом (ул. Мичурина, 48). Образ грифона не относится непосредственно к языческой символике, но входит в круг фантастических животных, часто изображавшихся древними художниками в различных интерпретациях и техниках вплоть до белокаменной резьбы. Омский мотив грифона в технике сквозной пропильной резьбы представляет прекрасный пример стилизации в духе стиля модерн и ярко выделяется на основном фоне резных украшений деревянной архитектуры, тесно связанных с традиционным народным искусством.

Рис. 14. Изображение грифона по ул. Мичурина

В городах Сибири сосредоточено  немалое количество памятников, которые  имеют большое значение для анализа процессов формирования городской культуры в провинции, ее соотношений с профессиональным искусством и крестьянскими традициями, уходящими в незапамятное прошлое.

 

5. Отличительные особенности деревянных памятников Омска

Из Санкт-Петербурга, российской столицы, пришла в конце  XVIII – начале ХIХ века мода на классические формы в архитектуре, в облике самой старой постройки Омска – бывшего каретного сарая почтовой станции на территории военного госпиталя. Согласно вкусам  конца 1830-х годов его галерею поддерживают колонны с капителью сурового дорического ордера, представляющие собою ни что иное, как вертикально поставленные сосновые бревна – столбы с хорошо обработанной поверхностью.

Однако, в деревянной жилой застройке Омска и Омского Прииртышья большей частью проявляли себя исконные русские традиции, народные художественные вкусы. В сельских районах сохранились старинные образцы избы-клети из лиственницы с прорубленными в двух бревнах волоковыми окнами. В старом Омске дома рубились из «кондовой» мелкослойной сосны, доставлявшейся сплавом по Оми с севера.

Основа деревянного дома - венец, в плане представляющий собой прямоугольник, состоящий из бревен. Несколько венцов, поставленных один на другой, образуют сруб. Если поперечная стена делила сруб на две неравные части - горницу и кухню, то такой дом называли пятистенным, так как ставилась пятая бревенчатая стена.

Есть в Омске и многочисленные образцы городской усадьбы, обстроенной по всему периметру хозяйственными постройками. Торцом на улицу выходил амбар - большой сарай для наиболее ценных в хозяйстве вещей. В конце XIX века получает развитие тип жилого дома с первым каменным и вторым деревянным этажами, строятся деревянные дома в два этажа.

В середине 1890-х годов в связи с проведением железной дороги в Сибирь усилился приток переселенцев из разных губерний России. Формируются новые строительные артели - плотников, резчиков, ремесленников, работающих по металлу. Они привносят в местную устоявшуюся традицию собственные приемы, берущие истоки в народной культуре, используют образные средства из архитектуры официальных направлений. Сословная принадлежность, степень образованности, национальность, достаток хозяина также накладывали печать на внешний вид омского дома. Важным фактором для интенсивного строительства было утверждение Омска как центра торговли строевым лесом, поступавшим из Каннского округа Томской губернии и тарских урманов.

Деревянное зодчество не отставало от общего направления русской архитектуры 2-й половины XIX века, когда сменяли друг друга или вместе уживались формы различных стилей прошлых эпох. Этим и объясняется такое разнообразие декоративного убранства фасадов омских деревянных домов. Причудливо переплетаются на одном фасаде и на одном архитектурном объеме элементы классицизма, барокко, восточной культуры с мотивами народного крестьянского искусства. Кварталы жилых домов, возведенных во второй половине XIX - начале XX века в так называемой Казачьей слободе (территория исторического центра Омска, ограниченная улицами Лермонтова, Валиханова, Маршала Жукова и Куйбышева), представляют богатство архитектурной пластики фасадов.

Бревенчатые дома горожане старались обшивать тесом, благодаря которому дом в отличие от деревенских изб, приобретал гладкие фасады, имитировавшие ленточный русту каменных зданий. Тес иногда располагали в разных направлениях: вертикально, горизонтально или «в елочку». Углы дома с торцами бревен часто закрывались вертикальными досками, создавая подобие выступов-пилястр у каменного особняка. Была в этом и еще одна необходимость: укрепляя таким образом утлы, их защищали от промерзания.

Затейливое резное узорочье, покрывающее фасады деревянных домов подобно фантастическому растению, распространяется в конце XIX века. Оно выполнялось плотниками в различной технике. При глухой резьбе путем углубления фона декор производился непосредственно на конструктивно необходимой доске подобно скульптурному рельефу. В старом Омске встречался такой тип резьбы, но сейчас его образцы есть только в музее. Редки и примеры объемной накладной резьбы. До сегодняшних дней сохранились, главным образом, многочисленные примеры пропильной резьбы. Образцы пропильной резьбы создавались  профессиональными архитекторами-художниками и распространялись    через многочисленные    альбомы, руководства и журналы. Наряду с растительными мотивами народного характера - северной вышивки, вологодского и елецкого кружева - в узорах использовались декоративные приемы различных стилевых направлений - классицизма, барокко, ориентализма. Немногие исходные элементы давали бесчисленное число вариантов.

Информация о работе Деревянное зодчество в Омске