Быт и нравы современной Москвы: специфика и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

В последнее время возрос интерес к истории города - названиям улиц, площадей, запечатлевшим события прошлого, к памятникам архитектуры. Этот интерес, пробудившийся особенно в наше время, понятен: многие убедились, что прошлое определяет будущее, что без знания истории нарушается связь времен, прочность нравственной основы. Москва величайший город мира, в связи с чем появилось желание глубже узнать, какой была Москва на всем этапе своего развития, какой быт и нравы царили в ней.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Быт и нравы Москвы в различные века………………………………….5
1.1 Жилище…………………………………………………………………….5
1.2 Одежда………………………………………………………………...……8
1.3 Пища…………………………………………………………………………..11
1.4 Игры, праздники, обряды…………………………………………..13
2.Быт и нравы современной Москвы: специфика и проблемы……………17
2.1 Быт и нравы современности………………………………………..……17
2.2 Массовая и элитарная культура…………………………………………20
2.3 Памятники культуры и архитектуры…………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…

Файлы: 1 файл

Москва и москвичи(быт и нравы).docx

— 72.12 Кб (Скачать файл)

1.4 Игры, праздники, обряды.

     Музыка  и веселье преследовались церковью. Народные песни считались бесовскими. Но несмотря на это, русский народ имел свои национальные инструменты: гусли, дудки, сурьми (трубы), волынки, медные рога, барабаны, гудки, бубны.

     Всем  этим развлекали народ скоморохи. Это  были бродячие музыканты и развлекали людей разными способами: играли, плясали, веселили шутками, рассказами или устраивали небольшие спектакли. В основном обыгрывали древние славянские мифы. Одним из любимых народом зрелищ были ручные звери. Часто можно было встретить уличного поводыря с ручным медведем и мальчиком-подручным. Сначала медведя заставляли подражать людям, показывать «как зубы болят», «как девушка в зеркало смотрится» и т.д. Затем мальчик, нарядившись козой пускался с медведем в смешной танец-присядку.7

     В праздники народ собирался на кулачные и палочные бои. Составлялись две команды, со свистком бросались  друг на друга с криками. Палочные бои часто сопровождались убийствами. Но считалось, что эти игры делали народ храбрым и неустрашимым в бою. В этих играх победители получали награды. Церковь за такие забавы часто карала отлучением.

     Женщины и девушки летом в праздники  водили хороводы на лугах, а зимой  в избах. Часто хоровод представлял  из себя небольшое представление  участием ряженных. Большей частью это были парни, переодетые козой, медведем. По церковному воззрению, танцы, особенно, женские считались грехом. Женщины и девушки часто качались на качелях. Женщины посадские и среднего достатка качались на улицах, а богатые у себя во дворе.

     Зимой москвичи катались на коньках. Делали деревянные подковы с узкими железными полосами, которые впереди загибались вверх. Также зимой катались на санках. Зимние праздничные вечера проводились в кругу семьи и сопровождались песнями и плясками, девушки гадали.

     Также москвичи играли в карты, шахматы, шашки  и зерно. Зерно - это были косточки белого цвета с одной стороны  и черного с другой. Они бросались  на стол и нужно было угадать какой  стороной они упадут. Кто угадывал, тот и выигрывал.

     Также забавы, как соколиная охота, были доступны только князьям и боярам. А в целом, в старину существовало более 3000 игр, в которые играли и  взрослые и дети. Большинство дошли  до наших дней. Например, горелки, жмурки, пятнашки, кошки-мышки, прятки, ворота, пустое место, волки и овцы, гуси-лебеди, лапта, казаки-разбойники, чехарда, ручеек, палочка-выручалочка и др.

     Москвичи  праздновали церковные праздники. Например, престольный день, в который поминали святого, имя которого носила приходская церковь. Праздники были временем отклонения от обычной ежедневной жизни. Ходить в церковь к богослужению было обязательно. Люди в праздники приглашали к себе духовенство, посещали тюрьмы, давали милостыню.

     До 1700 года новый год праздновали 1 сентября, Все духовенство собиралось в  Кремль, патриарх выходил на Красную  площадь, выходил царь со свитой. Патриарх благославлял царя на следующий год.

     На  масленницу пекли блины и устраивали народные гулянья . В прощеное воскресенье родня и знакомые ходили друг к другу и просили прощения.8

     Во  время Великого поста начинались дни воздержания в еде и  жизни. Никаких гуляний в это  время не было.

     Пасха праздновалась всю неделю. На Пасху  пекли куличи, красили яйца, иногда даже расписывали их золотом. В этот праздник бояре являлись к царю и  приносили ему дары. В день Пасхи ходили на могилы родственников.

     Суббота перед Троицыным днем и рождества  Ионна Предтечи сопровождалась полуязыческими обрядами. Троицкая суббота - день поминовения  усопших, сопровождалась забавами и весельем. Народ собирался на кладбищах: сначала плакали и вспоминали усопших, потом появлялись скоморохи и начиналось веселье.

     В праздник Ивана Купала народ праздновал языческую ночь, проводя ее в забавах. Мужчины и женщины всех возрастов собирались на игрища. Тут опять присутствовали скоморохи, развлекавшие народ. Девушки в эту ночь гадали, бросая венки в реку. Если венок тонул, значит год будет не счастливым. Если же он плыл, то это означало, что девушка встретит своего суженного.

     Все праздники, в том числе и семейные, сопровождались пирами. В день рождения младенца устраивалось торжество. Матери получали от гостей подарки, чаще деньгами. Комната, где родился ребенок, считалась несколько дней оскверненной.

     Люди  того времени спешили крестить. Крещение происходило на 8-й день или 40-й  день после рождения. В церкви, при  крещении ребенок приобретал духовного  отца и мать. После обряда устраивали «крестильный стол», где кормили  не только гостей, но и нищих. Крестины считались духовным рождением ребенка. Духовное рождение было важнее телесного, поэтому день рождения оставался незаметным, а именины пышно

отмечались. Но несмотря на такое предпочтение, младенца нарекали не только христианским именем, но давали прозвище или некрёстное имя: Злодий, Май, Козёл, Мясоед, Первый .Случалось, что прозвище употреблялось чаще крещенного имени. Даже священники носили такие имена. Прозвища, по верованию, давались для того, чтобы чужие люди не могли сглазить.

     Брак  сопровождался затейливыми обрядами. Семейная жизнь в дни свадьбы  облекалась блеском, как никогда более. Иногда бывало так, что жениху и невесте было по 12-13 лет. Но жених и невеста не имели права видится до свадьбы и, очень часто даже не знали друг друга. Право выбирать пару предоставлялось родителям. Иногда браки заключались по воле высших лиц. Если первый шаг был сделан со стороны родителей невесты, то они отсылали к жениху близкого человека. Если родители жениха соглашались, то сватовство шло обычным порядком.

     Если  родители жениха собирались его женить, то избирали семью, с которой не стыдно породниться, и посылали туда сваху. Ответа обычно сразу не давали и  советовались с родней. Если давалось согласие, то сват просил позволения видеть невесту. Случалось, что в позволении отказывали из-за гордости или от того, что невеста была дурна. Смотреть невесту приезжала родственница, но чаще мать жениха. Смотрительница смотрела на внешность невесты, говорила с ней, стараясь узнать умна ли невеста. Жених довольствовался теми известиями о будущей жене, какие давала ему смотрительница.

     После смотрин происходил сговор - день, когда  жених с родней приезжали к родителям невесты. В этот день обговаривались все условия брака: приданое, место, время и т.д.9

     Свадебные обряды изображали вступление молодых  в иную жизнь В день бракосочетания назначался главный се стороны жениха—тысяцкий, который сопровождал жениха повсюду. В этот же день родственники жениха благословляли его на брак. С обеих сторон выбирались две свахи, дружки и из прислуги свечники, караванщики, ягельничий или конюший, который должен был оберегать свадьбу от порчи. Накануне свадьбы собирались дома у жениха и пировали и посылали невесте подарки. Венчание чаще происходило вечером. До венчания сваха невесты приготовляла свадебное ложе в сеннике, который обивали коврами, а в углу ставили мед. Над кроватью вешали крест и образа. После венчания нарядно украшенная процессия отправлялась пировать в дом жениха. Во время пира молодожены ничего не ели. Они могли есть только придя в сенник. На следующий день жена шла в мыльню со свахою и свекровью, а жених с тысяцким и дружкой. После этого опять продолжался пир.

     Свадебные обряды были одинаковы у первобрачных и у тех, кто женился или  выходил замуж во второй раз.

     Новоселье сопровождалось пирами, перед которыми духовенство освящало новый дом. Гости являлись с хлебом и солью, некоторые с черной кошкой или петухом.

     Смерть  человека сопровождалась обрядами и  обычаями. Около умирающего собиралось все семейство и слуги, подносили  к нему образа. После того как  человек испускал дыхание, на него ставили чашу со святой водой и миску с мукой или кашей. Это был пережиток язычества. На следующий день толпы знакомых и незнакомых стекались в дом умершего и начинался плач. Летом хоронили на следующий день после смерти, зимой похороны могли отложиться на неделю. Могилы предков и родителей считались святыней.

     Утопленников, самоубийц не хоронили на кладбищах. Их зарывали в лесу или в поле.

     На  сороковой день после смерти назначались  поминки. Члены семьи носили траурное платье, молились, устраивали поминальные обеды, но чаще поминали три раза: на 3-й день, на 9-й и сороковой.

     Свадебные обряды были одинаковы у первобрачных и у тех, кто женился или  выходил замуж во второй раз.

     Новоселье сопровождалось пирами, перед которыми духовенство освящало новый дом. Гости являлись с хлебом и солью, некоторые с черной кошкой или петухом.

     Смерть  человека сопровождалась обрядами и  обычаями. Около умирающего собиралось все семейство и слуги, подносили  к нему образа. После того как  человек испускал дыхание, на него ставили чашу со святой водой и миску с мукой или кашей. Это был пережиток язычества. На следующий день толпы знакомых и незнакомых стекались в дом умершего и начинался плач. Летом хоронили на следующий день после смерти, зимой похороны могли отложиться на неделю. Могилы предков и родителей считались святыней.

     Утопленников, самоубийц не хоронили на кладбищах. Их зарывали в лесу или в поле.

     На  сороковой день после смерти назначались  поминки. Члены семьи носили траурное платье, молились, устраивали поминальные обеды, но чаще поминали три раза: на 3-й день, на 9-й и сороковой.10 

2.Быт  и нравы современной  Москвы: специфика  и проблемы.

    2.1 Быт и нравы  современности.

     Все большее число специалистов по истории и экономике (другие специалисты городами занимаются мало и очень специально) не могли не прийти к выводу, что основой благополучия или неблагополучия города является неопределенное, трудноуловимое содержание — его индивидуальный культурный потенциал. Культура — не физический объект, не объект науки, поэтому не поддается точному определению. Можно только проследить развитие культуры в определенном городе, не связывая себя никакими рамками, а только наблюдая. Мы живем в мире городской культуры. И даже когда нам кажется (например, на даче), что мы погрузились в сельскую культуру, приблизились к естественной природе, это вовсе не так. Наше мировоззрение и быт продолжают оставаться городскими. Таким образом, нынешняя цивилизация — это городская цивилизация. Можно подойти к вопросам культуры как к вопросу массовой культуры и элитарной культуры. Формальная массовая и элитарная культура всегда отражала идеологию общества. Но параллельно формальной культуре в обществе всегда существовало множество субкультур, которые отражали действительные культурные ценности различных групп населения. Эта массовая культура никогда не была замкнутой, даже во времена тоталитарной системы, от западной культуры. И как только в середине пятидесятых годов пресс государственной монополии ослаб, выяснилось, что попытка самоизоляции от западной культуры не удалась. 11Во всяком случае, досуговая, то есть наиболее массовая, сторона культуры обнаружила полнейшую зависимость от всемирного процесса: мода, танец, поп-музыка; бытовой жаргон оказался сильнее догм идеологов. Когда с неизбежным запаздыванием в нашу жизнь начали входить новые средства передачи культурных образов — кассетный плеер, копир (ксерокс), видеокамера, компьютер и компьютерные игры — культурное пространство окончательно сомкнулось.

     Попытки сопротивления этой глобализации культуры со стороны индивидов и групп  неизбежны как в России, так  и на Западе. Эти попытки принимают  множество форм: различных сект, подчеркнуто демонстративной архаизации костюма, речи, манер, занятий на досуге. Само наличие таких попыток обогащает  и усложняет карту культурной жизни (так, в Москве распространены группы металлистов, рокеров, националистические группировки, различные секты —  Муна, «Аум Синрикё», сайентологов, футбольные фанаты, «патриоты» и т. п.). Но зачастую наличие этих субкультур становится большой проблемой для института  власти и граждан в целом. У  всех на слуху судебные процессы над  сектой «Аум Синрикё»; самое страшное, что в таких — тоталитарных — сектах человек теряет свое «Я». В итоге разрушаются семьи, родители теряют своих детей, вырастает число самоубийств. Во время митингов властям часто приходится сталкиваться с национал-шовинистическими группировками; в результате столкновений страдают и обычные граждане. Душевно страдают люди, которые перенесли тяготы войны и борьбы с фашизмом. Толпы футбольных фанатов совершают акты вандализма в местах общественного транспорта (в метро, электричках). Рокеры и металлисты тоже не так уж безобидны12.

Информация о работе Быт и нравы современной Москвы: специфика и проблемы