Быт и нравы современной Москвы: специфика и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

В последнее время возрос интерес к истории города - названиям улиц, площадей, запечатлевшим события прошлого, к памятникам архитектуры. Этот интерес, пробудившийся особенно в наше время, понятен: многие убедились, что прошлое определяет будущее, что без знания истории нарушается связь времен, прочность нравственной основы. Москва величайший город мира, в связи с чем появилось желание глубже узнать, какой была Москва на всем этапе своего развития, какой быт и нравы царили в ней.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Быт и нравы Москвы в различные века………………………………….5
1.1 Жилище…………………………………………………………………….5
1.2 Одежда………………………………………………………………...……8
1.3 Пища…………………………………………………………………………..11
1.4 Игры, праздники, обряды…………………………………………..13
2.Быт и нравы современной Москвы: специфика и проблемы……………17
2.1 Быт и нравы современности………………………………………..……17
2.2 Массовая и элитарная культура…………………………………………20
2.3 Памятники культуры и архитектуры…………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…

Файлы: 1 файл

Москва и москвичи(быт и нравы).docx

— 72.12 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

1. Быт и нравы  Москвы в различные века………………………………….5

1.1 Жилище…………………………………………………………………….5

              1.2 Одежда………………………………………………………………...……8

1.3 Пища…………………………………………………………………………..11

1.4 Игры, праздники,  обряды…………………………………………..13

2.Быт и нравы  современной Москвы: специфика и  проблемы……………17

2.1 Быт и нравы  современности………………………………………..……17

2.2 Массовая и  элитарная культура…………………………………………20

2.3  Памятники  культуры и архитектуры…………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение 
 

     В последнее время возрос интерес  к истории города - названиям улиц, площадей, запечатлевшим события  прошлого, к памятникам архитектуры. Этот интерес, пробудившийся особенно в наше время, понятен: многие убедились, что прошлое определяет будущее, что без знания истории нарушается связь времен, прочность нравственной основы. Москва величайший город мира, в связи с чем появилось желание глубже узнать, какой была Москва на всем этапе своего развития, какой быт и нравы царили в ней. Каждый город имеет своих певцов и летописцев. И чем богаче и значительнее его прошлое, чем длиннее и плодотворнее пройденный путь, тем дороже каждое свидетельство из первых рук.В русской мемуарной литературе запечатлено великой множество описаний Москвы, ее заповедных уголков, колоритного быта, гостеприимства и душевности, крутых нравов и характерных типов обитателей. Чем стремительнее становится бег нашего времени, внушительнее и смелее планы преображения города, тем сложнее понять взгляды, правильно оценить нравственные устои и жизненный уклад сменявших друг друга поколений москвичей. Издавна древняя столица была кровно спаяна со всеми далеко простиравшимися русскими землями. Недаром "российский историограф" Н.М.Карамзин заметил: "Кто был в Москве, знает Россию". Москва вносила свою лепту в общерусскую летопись. Но она имела и свою местную хронику. Не будем пересказывать, выделим лишь некоторые стороны московской жизни.С одной стороны, Москва все еще "большая деревня" с океаном ветхих домишек и деревянных изб на окраинах, садами и огородами, с другой - деревня "златоглавая столица с "сорока сороками" каменных церквей, роскошными торговыми пассажами, комфортабельными кварталами и могучим краснокирпичным Кремлем в центре.Старую Москву нельзя вообразить без навязчивой рекламы на витринах модных магазинов и вывесок. Господствовала в них иллюстративно-изобразительное начало, поскольку эти "художественные шедевры" были рассчитаны прежде всего на неграмотных. На вывесках табачных лавок обязательно сидели по одну сторону входной двери азиатского вида человек в чалме, курящей трубку; парихмахирские вывески изображали обычно, расчесанные дамские и мужские головы; на пекарнях и булочных имелись в изображении калачи и кренделя; изображались шляпы, подносы с чайным прибором, блюда с поросенком и сосисками, колбасы, сыра, чемоданы, очки и многое, многое другое.На страницах мемуаров различных авторов и лет дается описание исторически сложившихся московских регионов, которые несут на себе печать своего прошлого, получившего отражение в своеобразии архитектурного облика, устоявшемся быте, нравах и обычаях обитавшего в них населения. В своем реферате мне бы хотелось рассказать о быте и нравах москвичей, которые преобладали на различных этапах исторического развития нашей великой столицы. Также я попыталась описать быт и нравы современной Москвы через призму существующих проблем и противоречий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Быт и нравы Москвы в различные века. 

     К концу XIV века Москва, которая начала укрепляться и стала духовным центром православной Руси при Иване Калите, превращается в крупнейший русский торговый и ремесленный центр с богатым торгом и стремительно разрастающимся посадом. Уже с того времени было известно 12 дорог, веером расходящихся из Москвы и соединяющих ее с другими городами. Со временем они стали главными городскими улицами: Тверская вела на Тверь, Дмитровка - на Дмитров, Серпуховская - на Серпухов, Ордынка - в южные пограничные города, нынешний проспект Мира - на Ярославль, нынешнее шоссе Энтузиастов - на Владимир и т.д.

     Вокруг  перестраивавшегося Кремля стремительно разрастался городской посад. Если в начале XV века он был ограничен площадью Китай-города, то к концу того же столетия включил в себя много слобод, население в которых обычно объединялось по профессиям. Знамениты своей продукцией были бронная, гончарная, кузнецкая, таганская, хамовная и другие слободы.

    Но как же жили в те времена рядовые москвичи?

     Быт москвичей в различное время был довольно разнообразным (многообразным).

              1.1 Жилище

     Если  бы мы оказались на московской улице  лет 500 или более назад, то увидели бы вокруг себя только глухие заборы. Крепкие частоколы из еловых, а иногда и дубовых бревен прерывались только не менее солидными, накрепко запертыми воротами или глухими стенами хозяйственных построек, а иногда большими пустырями.

     Все жилище состояло из двора и дома. Двор - основа любого хозяйства. Дворы были очень просторны. Их старались располагать на возвышенных местах для безопасности от воды и зимних сугробов. Дворы огораживались забором, тыном или заметом. Во дворе располагались хозяйственные постройки (хлев, конюшня), огороды, сады с плодовыми деревьями (груши, яблони, вишни). Некоторые хозяева делали парники и выращивались там дыни. Иногда в садах сажались рябина, калина, черемуха.

     В Москве того времени дома были обычно деревянными. Во всей столице едва можно  было насчитать 1/8 часть каменных. Каменные дома строили себе зажиточные люди. Деревянные дома строили из сосновых или дубовых брусьев, без единого гвоздя. Брусья складывали плотно. Скрепляли с помощью зубцов в нижнем и зарубок или выемок в верхней части бревна. Для теплоты их обивали мхом. Мох клали также по своркам дверей и окон. Такая изба называлась «изба во мху». А изба не обитая мхом назывались «срубом». Дома делались четырехугольной формы.

     Во  дворе, от ворот к дому вела дорожка  или тропинка, которая содержалась  в чистоте. Москвичи того времени  не строили один большой дом с  пристройками, а сооружали несколько жилых помещений, которые назывались «хоромы». Все постройки делились на жилые и служебные.

     Жилые - это избы, горницы, повалуши, сенники. Изба - общее название жилого строения. Горница - надстройка над нижним сооружением. Горница была светлая, чистая и служила для приема гостей. Повалуша - холодное строение, кладовая. Повалуши служили для хранения вещей. Иногда надстраивались как горницы и служили жилым помещением. Сенник - это холодная комната, надстроенная над конюшнями и амбарами. Сенники служили летними покоями и были необходимы во время свадеб.1

     При каждом строении были теплые сени, и  часто двое сеней: передние и задние. Иногда 2-3 жилых помещения соединялись сенями.

     У крестьянина для братьев, сынов, племянников строились избы, соединенные  между собой сенями. Такой способ постройки выражал сочетание  родового единства с личной отделенностью. С помощью такой постройки  было удобнее наследниками разделить имущество и завести собственный двор.

      У простолюдинов избы были меньше, черные, без труб. Дома простых горожан  топились по черному, а едкий дым  уходил через отверстие в крыше. Такой дом состоял из сеней  и жилой отапливаемой комнаты. Дом  был одноэтажным или двухэтажным, в зависимости от достатка.

     В жилой комнате находилась печь, занимавшая большую часть комнаты.Она служила «логовищем» целому семейству. От печки поверху под потолок приделывались полки. На печи спали зимой, готовили пищу. Угол напротив печи считался местом хозяйки и назывался «бабий кут». Там находилась посуда, горшки, ручнаямельница, помело. По диагонали от печи находился красный угол. В нем на полочках стояли иконы, горела лампада. В красном углу принимали гостей.

     В комнате стояли стол, лавки и скамейки. Лавки прибивались к стене, на них спали, а скамейки можно было переносить. На стенах висели полки с посудой.

     Более богатый горожанин мог позволить  себе обстановку побогаче. Зажиточные люди строили себе двухэтажные дома: поверх изб надстраивали горницы на подклети. Иногда еще была небольшая надстройка сверху, которая называлась чердаком. Это придавало дому вид трехэтажного. Чердаки могли быть по объему меньше второго этажа или равный ему и включал в себя одну светлую комнату.

     Вход  в нижний этаж был через дверь  от крыльца или изнутри, т.е. когда  ступени крыльца вели в террасу, которая называлась рундук. Нижний этаж назывался подклетом. Подклеты делились на жилые и глухие. Жилые были для прислуги, глухие служили кладовыми.

     Второй  этаж имел три или две комнаты: горницу и комнату. Иногда к ним  пристраивалась кухня. Но чаще кухня была в другой избе, называемой поварней.

    Богатые люди строили особые избы для обедов.

     Крыша у домов была деревянная. В XVI веке крышу покрывали березовой корой от сырости. Иногда клали землю ,предохраняя дом от пожара. Форма их была скатанная на две стороны. По краям крыши делали различные украшения: резьба, рубцы, терешки (углубления с полукруглыми или сердцеобразными лилиями).

     Во  дворе вырывались погреба и ледники, а над ними делались надпогребницы. Ледники - это вырытая яма, в которую клали снег, а на снег продукты.

     Главным украшением домов были образа. Чем  зажиточнее был хозяин, тем больше было в доме образов. Их ставили в жилых покоях, в сенях, амбарах. Трудно определить, иконы каких святых встречались чаще. Образа ставились в переднем углу покоя. Этот угол задергивался застенком (занавесом). Каждый образ поодиночке задергивался убрусцем (кусочком материи, сшитым как шторка), внизу отпускался кусок материи - пелена, которая богатых людей украшалось драгоценными камнями.

     В доме все было укрыто и покрыто. Полы были покрыты коврами, рогожками или войлоками. Стены обивались материей, лавки обивались той же материей, что и стены. На них клались кучки материй - полавочники. В будние дни полавочники были из сукна, в праздники - из шелка. На подоконники тоже клались куски материи наоконники. Столы были большие и малые. Большие столы покрывали подскатертникамм и скатертями.

     Кроватями в XVI веке служили две сдвинутые лавки или скамьи. Постель состояла из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек. Было два изголовья: нижнее и верхнее. Нижнее подкладывалось под верхнее, а сверху клали обычно три подушки. Постель покрывалась простынею из полотна или шелка, сверху одеяло. Колыбели делали широкие и висячие. Внутрь клали иконы и крестики. 

Для хранения домашних вещей служили скрыни (комод  с ящиками), сундуки. Посуду ставили в поставцах: столбах, уставленных полками.

     Женские украшения хранились в ларцах, которые передавались от матери к  дочери, расписывались узорами.

     Богатые люди раскладывались в домах драгоценные  безделушки: серебряные яблоки, серебряный мужичок.

     Дома  освещались восковыми или сальными свечами. Они вставлялись в подсвечники, которые были настенные, стоячие или ручные . Их делали из меди, железа или глины. Делали с ручкой или на ножках, добавляли украшения, например, закручивали ручки.

     Для хранения хозяйственных припасов употреблялись  бочки, кади, лукошки разной величины и объема.

     Дом москвича веков поражает нас разнообразием  построек и внутренним убранством. У каждой вещи было своё предназначение.2

      Окна  в простых русских избах были малы - для сохранения тепла. На них  натягивали кожу, и поэтому днем в доме было почти темно. В зажиточных домах окна делались большие (красные) и малые. Изнутри они заслонялись втулками, обитыми красной тканью, а снаружи железными ставнями. Вместо стекол употребляли слюду. Чтобы вставить слюду в окно требовалось большое умение. Иногда ее расписывали красками. Окна делались не только четырехугольной формы, но еще с дуговыми верхами.

     Стены и потолки обивались прочным  тесом. Сверх теса богатые обивали  стены прочной кожей. Двери делались деревянные.

     Необходимой принадлежностью порядочного дома была мыльня. Она находилась в особом строении. Мыльня состояла из комнаты  с печью для мытья и притвора, т.е. предбанника.

     Дом москвича VI-VII веков поражает нас разнообразием построек и внутренним убранством. У каждой вещи было своё предназначение.

              1.2 Одежда

     С первого взгляда старинная русская  одежда очень сложна и разнообразна. Но одежда была одинакова у всех слоев общества, отличалась только степенью убранства, Бояре носили одежду из роскошных тканей - бархата, шелка, парчи. Посадские люди носили одежду из кумача, бязи, миткали, холста, самотканые сукна.

     Горожане  в VI-VII веках носили не лапти а кожаную обувь - сапоги, башмаки и ичереги. Спереди на башмаке небольшой разрез, который завязывается кожаными шнурками. Высотой этот башмак до пщколотки. Сапоги же были до колен и служили вместо штанов на нижней части ног. Под сапоги надевали ноговицы - сафьяновые чулки. Ноговицы делились полные, т.е. до колен и полуполные. Сапоги были цветные, желтые, голубые, зеленые, но чаще красные. Украшались, особенно, женские сапоги и башмаки жемчугом и изображениями единорогов, листьев, цветов.

Информация о работе Быт и нравы современной Москвы: специфика и проблемы