Быт и нравы современной Москвы: специфика и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

В последнее время возрос интерес к истории города - названиям улиц, площадей, запечатлевшим события прошлого, к памятникам архитектуры. Этот интерес, пробудившийся особенно в наше время, понятен: многие убедились, что прошлое определяет будущее, что без знания истории нарушается связь времен, прочность нравственной основы. Москва величайший город мира, в связи с чем появилось желание глубже узнать, какой была Москва на всем этапе своего развития, какой быт и нравы царили в ней.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Быт и нравы Москвы в различные века………………………………….5
1.1 Жилище…………………………………………………………………….5
1.2 Одежда………………………………………………………………...……8
1.3 Пища…………………………………………………………………………..11
1.4 Игры, праздники, обряды…………………………………………..13
2.Быт и нравы современной Москвы: специфика и проблемы……………17
2.1 Быт и нравы современности………………………………………..……17
2.2 Массовая и элитарная культура…………………………………………20
2.3 Памятники культуры и архитектуры…………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…

Файлы: 1 файл

Москва и москвичи(быт и нравы).docx

— 72.12 Кб (Скачать файл)

     Главными  частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубахи у посадских были холщовые, у городских и богатых - шелковые. Красные рубахи считались нарядной одеждой. «Домострой» советует обращать особое внимание на стирку красных рубах. По подолу и краям рубахи окаймлялись тесьмами шириной в два пальца. Некоторые рубахи вышивали и поэтому оставляли открытой верхнюю одежду. Вышитые рубахи назывались пошевными. Воротник рубахи, выпущенный из под верхних одежд называлсяожерельем. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали. Ходить без пояса считалось позорным. Для прочности у рубах нашивался второй слой ткани подмышками и на груди.

     Порты  шились без разрезов, с узлами, чтобы можно было сделать уже или шире. У бедных горожан делались из холста., сермяги (грубой шерстяной ткани), у зажиточных и богатых из сукон. Летом богатые иногда носили порты из шелка.

     Сверху  на рубаху и порты надевались три  верхних одежды одна на другую. Поверх рубахи и портов надевался зипун - узкое с пуговицами до колен платье. Его надевали, если надо было принимать гостей.3

     У простых людей зипуны делались из крашенных и сермяги. У богатых - из тафты. Воротники делались узкие и маленькие. Иногда к зипунам пристегивались воротники, украшенные жемчугом. Такие воротники назывались обнизью. Вместо зипуна иногда надевали сарафанец. Он был чуть длиннее зипуна.

     На  зипун надевали кафтан , который по длине был до пят или до икр. Рукава у кафтанов были длинные, до земли и собирались в складки. В зимнее время эти рукава служили вместо муфты от стужи. Нижняя часть рукава называлась запястьем. У нарядных кафтанов украшалось золотом, жемчугом. Разрез на кафтане был спереди. Вдоль по кафтану, параллельно с разрезом, по обеим сторонам делались нашивки из другой ткани. Кафтан до XVI века застегивался завязками по правой стороне. После XVI века начали употреблять пуговицы. Воротники были узкие и малые, а из-под них выпускали обнизь зипуна или ожерелье рубахи. Изнанка кафтана подбивалась более дешевой материей. Зимние кафтаны делались на мехах и назывались кожухами. Бедные люди вместо кафтана надевали тёплые зипуны.

     В поход одевали другой вид кафтана - чугу. Он был короче обыкновенного, рукава у него были по локоть. Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывались нож и ложка.

     Сверху  на кафтан одевали ферязь. Ферязь имела длинные рукава, была шире в плечах, чем кафтан, но уже в подоле. Летом из легкой материи, зимой - из теплой ткани на меху.

     Кроме кафтана, чуги и ферязей носили армяк - тоже самое, что и ферязь, но с вышитым воротником; тегиляй - одежда со множеством пуговиц и терлик - платье для езды, как и чуга.

     Верхние накидные одежды были опашень, охабень, ферезь и епанча. Опашень -широкая летняя одежда, длинною до пяток. Охабень - плащ с рукавами с капюшоном сзади. Ферезь - дорожный плащ. Епанча была двух видов: дорожная - из верблюжьей шерсти или сукна и нарядная - из дорогой материи. Епанча делалась без рукавов и без прорезей для рук. Ее накидывали на плечи и застегивали завязками или пуговицами.

      Шубы  были самой нарядной одеждой . У бедных были овечьи шубы или заячьи тулупы. У богатых шубы покрывались дорогим сукном или шелковыми тканями, на которых помещались по бокам разреза нашивки с завязками или пуговицами. Разрез окаймлялся металлическим кружевом.

     Для всех мужских одежд люди среднего состояния использовали сукна, иногда заграничные. В праздничные дни носили одежды чз шелка. У богатых людей даже будничные одежды были иногда из шелка. Во время праздников все люди одевались в яркие разноцветные одежды.

      Особая  драгоценность русских мужских  костюмов состояла в нашивках, ожерельях, пуговицах. Нашивки были другого цвета, чем вся лицевая сторона одежды. Нашивки и ожерелья украшались у богатых жемчугом, драгоценными камнями. Пуговицы у богатых делались из жемчужин, золота и серебра. Бедняки носили оловянные пуговицы. Величина их была разная.

    Жители городов  ходили без перчаток, т.к. длинные  рукава заменяли их.

     Русские носили головные уборы: по шапке можно  было определить знатность человека. Зажиточные люди, следуя обычаям востока, носили маленькие шапочки -тафъы. Их носили в комнате. Другой вид шапки - колпак. Колпаком была остроконечная шапка из атласа, обычно белого. По краям пристегивался околышек - ожерелье. У богатых ожерелье унизывалось жемчугом. Колпаки делались с продольными разрезами спереди и сзади. Разрезы окаймлялись нитями и застегивались пуговицами. Третий род шапки - четырехугольная низкая шапка с околышем. На нем делались прорехи. Спереди шапка украшалась камнями или жемчугом. Называлась эта шапка - мурмолка. Горлатная шапка делалась из драгоценных мехов. Ее могли носить только бояре. Бояре сначала одевали тафью, сверху колпак, а на него горлатную шапку.

    В довершении блеска мужчины носили в одном  ухе серьгу.

     Уже тогда москвичи использовали носовые  платки. У богатых они были из тафты, у посадских - из сукна.

     Женские одежды, по всем описаниям, были похожи на мужские, но с первого взгляда  сразу можно было отличить мужчину  от женщины. В те времена красавицами  считались женщины дородные и  высокие с черными бровями, румяными щеками. Поэтому красивые от природы русские женщины тщательно белились, чернили брови и румянились.

Женщины, как и мужчины, носили рубаху красного или белого цвета. Но рубахи их были длинные, до пяток. К рукавам пристегивались украшенные запястья. Поверх рубахи надевали сарафан - длинную одежду без рукавов. Иногда снизу доверху застегивался на пуговицы. По покроям сарафаны были прямые и раскошенные внизу. Знатные женщины носили сарафаны из дорогих тканей, простые - из домотканого холста. Сарафаны вышивались по подолу и краям рукавов. Сверху сарафана одевалась душегрея - короткая одежда без рукавов на лямках. Спереди она застегивалась на пуговицы. Поверх душегреи надевали летник - длинная одежда до щиколоток. Рукава у летника были длинные и широкие. Подол и края рукавов обшивались тесьмой и бахромой. Спереди делался разрез и застегивался на пуговицы до самого горла. 4Зимние летники на меху назывались кортелями. У зажиточных женщин летники шились из тафты или другой легкой ткани, у посадских женщин - из домотканого холста. К летнику, как и к мужскому зипуну, пристегивалось ожерелье, которое плотно прилегало к шее женщины. Другой вид женской одежды был опашень - длинная одежда с длинными рукавами с прорезами. Спереди делался разрез и застегивался на пуговицы. У богатых на золотые и серебряные, у бедных - на оловянные. На шею пристегивался широкий меховой воротник - ожерелье. Телогрея - это верхняя женская одежда. В плечах она делалась уже, чем к подолу. Рукава были длинные, с проймами для рук. По краям рукавов пристегивалось украшение или вышитое запястье из другой ткани. Женские шубы делались на соболе, кунице, белке, лисице, покрывались сукнами и шёлковым тканями. Рукава украшались по краям кружевом. В торжественных случаях женщины надевали на обыкновенные платья золотую мантию, которая называлась подволока или приволоки.

     На  голову замужние женщины надевали волосинки - не очень высокий головной убор, спереди чуть выше, чем сзади. Поверх волосников повязывали платки белого цвета -убрус. Волосник был символом брачного состояния женщины и был обязательной частью приданного. Когда женщины выходили из дома, то надевали кику -шапку возвышенной на лбу. Задняя часть кики подвязывалась подзатыльником и делалась из плотной материи. Очень часто надевали платки черного цвета из бархата. Также носили кокошники. Незамужние девушки носили вещи, часто состояние из украшенной головной повязки. Девушки носили косу или распущенные волосы, а замужние женщины убирали волосы под волосник или другие шапки.

     Шеи женщин и девушек были увешаны  образками и крестиками. Носили монисто - украшение из монет. В ушах носили серьги. Бедные одевали медные, а богатые -золотые, иногда с драгоценными камнями. Форма их была обычно продолговатая. На руках, как и мужчины, носили перстни. На ноги одевали сапоги. Также носили различные нательные кресты маленькие образа

     Все одежды как у мужчин, так и у  женщин украшались вышивкой, жемчугом, золотом, серебром. Иметь хорошее платье считалось необходимым. Богатая одежда служила признанием благосостояния и достоинства.

1.3 Пища

      Кухня москвичей была очень богата и  основывалась на обычаях, количество блюд зависело от достатка хозяина. Изменения в кушаньях вводились незаметно. Кушанья были просты, большая часть блюд была похожа между собой с небольшими отличиями.

    Обычай сохранять  посты делил стол на два отдела: скромный и постный.

     Москвичи  ели хлеб, чаще ржаной. Название «хлеб» означало ржаной. Хлеб был основным продуктом и его называли «дар Божий». Иногда пекли пшеничный хлеб, но чаще пшеничная мука употреблялась  на калачи, которые были лакомством. Калачи были трех сортов. Из крупчатой муки, из толченой муки (братские калачи) и смесные калачи из смеси пшеничной и ржаной муки. В народе калачи готовили только из овсяной муки и воды.

     Горожане  пекли пироги: пряженые и подовые. Подовые пеклись из квасного теста, а пряженые чаще из пресного. Пироги были продолговатой овальной формы  и делались разных размеров.

     На  масленницу пекли пироги на молоке с творогом, с яйцами, с рыбой. В постные - нерыбные дни пироги пеклись с грибами, с маком, капустой, репой, с изюмом иягодами. Сладкие пироги в постные дни заменяли пирожные. Москвичи знали несколько видов каравая: битый и ставленный. Битый взбивался с маслом, а ставленный был намолоке. Еще пекли курник - пирог начиненный курицей, яйцами, бараниной; оладья, сырники, блины, хворосты, варили кисели. Оладья делали из крупитчатой муки, подавались с медом или сахаром. Оладья огромного размера назвались приказными. Блины были красные из гречневой муки и молочные из пшеничной. Кисели делались из овсяной или пшеничной муки и подавались с молоком.5

     Из  молочных блюд ели лапшу с молоком, молочные каши, сыры, творог, сметану.

     Мясо  варили и жарили. Вареное мясо подавалось в щах, которые забеливались сметаной. К щам подавалась гречневая каша. Ухой назвался суп или похлебка. Рассолом назывался вид солянки. Рассол - это вареное в огуречном рассоле мясо с пряностями.

     Жареные блюда были верченые, шестные, печеные  и сковородные. В основном москвичи ели баранину, говядину ели редко. Чаще говядина была соленой. Свининусолили и коптили. В старину ели зайцев в рассоле, жареных. Курицу употребляли в

щах или  жареной, иногда к ней подавалось что-нибудь кислое. Москвичи  употребляли  и другую птицу,: уток, гусей, лебедей, журавлей, рябчиков, куропаток.

     Каждое  мясо имело свою приправу. Например, репа - к зайцу, чеснок - к баранине или говядине, лук - к свинине. Одно из любимых мясных блюд было похмелье -ломтики баранины, смешанные с огурцами, огуречным рассолом, уксусом и перцем. Его употребляли на похмелье.

     Из  рыб, в основном, ели лососину, осетрину. Рыбу жарили, солили, варили, коптили, парили. Варили рыбу в ухе или в щах. Жареную подавали с соусом. Икра в то время была обычным кушаньем. Ее ели с уксусом, перцем и луком, иногда в маковом молоке.

     В постные дни ели растительную пищу: кислую капусту, пироги с растительной начинкой, овощи.

     Из  ягод и плодов москвичи варили варенье  или делали деваши Ягоды сначала  варили, а потом протирали через  сито, после чего опять варили.

     Делали  пастилу из яблок. Их варили и протирали  через сито, затем заливали в форму, давали застынуть, потом ели.

    Сахар и леденец  служили лакомством для богатых.

     Москвичи  пили мед, квас, водку, морс, виноградные  вина. Самыми распространенным напитком был квас. На втором месте был мед: вареный и ставленный. Ставленный наливался сразу, а вареный варился перед подачей. Также пили березовый сок. Водку делали из ржи, пшеницы и ячменя. В старину она называлась вином и делилась на сорта: простое вино, вино доброе, вино боярское. Напитки хранились в ледниках и погребах. Но основными блюдами были щи и каша. Отсюда и поговорка «щи да каша -пища наша».Столовая посуда была разнообразна и носила название - судки. Жидкое кушанье носили в кастрюлях и оловянниках из меди или олова. За столом жидкая пища разливалась в мисы. Твердое кушанье подавалось на блюдах разной формы и величины. Тарелки назывались торелиями. Их не меняли во время всего обеда. Названия торелии и блюда очень часто смешивались. Из столовых приборов употреблялись ложки, двузубые вилки, которых иногда вовсе не клали и ножи не подавались вовсе, т.к. блюда были уже разрезанными. Салфетки не использовали, а руки вытирали полотенцем или краем скатерти. Когда готовили стол к трапезе, то обязательно ставилисояоннгщу, уксусницу и перечшщу. Столовые сосуды для напитков назывались ендовы, мушормы., ведра, кувшины, сулеи, четвертины и братины. Ендова - сосуд для приноса питья.Они были больших размеров ( до шесть ведер) и маленькие с носиком и ручкой. Мушорма - сосуд по форме похожий на едову. Между ними не было различия. Ведра были служебной посудой. Кувшины имели обычную как и сегодня форму, но делались из серебра и закрывались крышкой. . Ковши - низкие овальные сосуды с ручками. Стопы представляли собой большие, высокие стаканы с ручкой и крышкой. 

Информация о работе Быт и нравы современной Москвы: специфика и проблемы