Барокко – ведущее направление в западноевропейской художественной культуре XVII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Основной целью для изучения послужит эпох барокко в целом: ее сущности, истории, значении.
В соответствии с целью выделяем следующие задачи курсовой работы:
- выявить причины появления барокко, как культурного стиля; ознакомиться с историей термина барокко;
- проанализировать сущность и принципы барокко, привести примеры воплощения барокко в искусстве Европы XVII – XVIII века.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Барокко: история появления, значение термина 4
1.1 Причины появления барокко -
1.2 Происхождение термина «барокко» 6

Глава 2. Сущность и примеры воплощения стиля барокко 8
2.1 Сущность и принципы барокко -
2.2 Примеры воплощения направления барокко 12

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по культурологии (Булавина Анастасия Андреевна).doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

     В Итальянской архитектуре самым видным представителем стал Карло Мадерна. Главное его творение – фасад церкви Санта-Сусанна, законченный в 1603 году. Основной фигурой в развитии скульптуры барокко стал Лоренцо Бернини. Кроме этих деятелей, свой вклад в развитие Барокко оставили П. Кортона, Г. Гварини, Р. Райнальди и Б. Лорена.8

     Первые  его произведения в этом стиле  относятся к 1620 году. В отдельную  школу Барокко Италии выделяют так  называемое сицилийское барокко, которое  развилось после землетрясения 1693 года.

     Стиль барокко в архитектуре получает распространение в Испании, Германии, Фландрии, Нидерландах, России, Франции.

     В Испании наиболее популярный памятник барокко — собор в Сантьяго-де-Компостела. В этой стране архитектурное барокко получает название "чурригиреско" (в честь архитектора Хосе Чуригеры). Испанское барокко распространилось оттуда и в Латинскую Америку, где смешалось с национальными архитектурными традициями, в результате чего появился самый вычурный тип Барокко – ультрабороккко.

     Во  Франции стиль барокко представлен гораздо скромнее. К французскому барокко обычно причисляют Версальский дворец, Здание Французской академии наук, Люксембургский дворец и др. Характерная черта стиля архитектуры барокко во Франции – определенный стиль садово-паркового искусства (Версальский парк). Во Франции, в XVIII веке, стиль барокко преобразовался в рококо, которое в свою очередь распространилось по всей Европе.

     Во  Фландрии архитектура барокко представлена ансамблем Гранд-Пласс (Брюссель), а также дом Рубенса в Антверпене.

     В Германии выдающимся памятником барокко является Новый и Летний дворец в Сан-Суси.

     В целом барокко как архитектурный  стиль начался еще в XVI веке (где  ассоциируется с именем Микеланджело) и завершился в конце XVIII века. Этот стиль получил большое распространение в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании и России. Главная черта - пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.9

     Музыка барокко.

     Условно, под музыкой барокко подразумевают  множество композиторских стилей существовавших в Европе в течение 150 лет, в XVII – XVIII веках. Тут необходимо заметить что, термин "барокко" в отношении музыки стал применяться относительно недавно (с начала XX века).

     Основные  инструменты музыки барокко –  виола, лютня, барочная гитара и барочная скрипка.

     Основные  значимые моменты в истории музыки барокко – создание оперы в  Италии, оратории (раскрытие музыкальными средствами драматического содержания) также в Италии, а также кантаты  и сонаты.

     Основной  лейтмотив инструментальной музыки – создание инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Также развивается жанр сюиты.

     Исторически музыку барокко делят на:

     - музыку раннего барокко – 1600 – 1654 гг. (основной представитель  – Клаудио Монтерведи; характерные  черты – переходный период  от музыки ренессанса);

     - музыку зрелого барокко - 1654 –  1707 гг. (представители - Жан Батист  Люпи, Арканджело Карелли, отличается  от раннего, распространением  нового стиля, усилением разделения  музыкальных форм, особенно в  опере);

     - и музыку позднего барокко  – 1707 – 1764 гг. (представители Антонио Вивальди, Иоганн Бах. Характерные черты – переход к музыке классицизма).

     Музыка  Барокко развивалась в Италии, Германии, Испании, Португалии, Франции  и Австрии и была своего рода переходной моделью от музыки возрождения к  музыке классицизма. Основные события этот периода – создание оперы, оратории, кантаты, сонаты сюиты.10

     Литература барокко.

     Писатели  эпохи барокко воспринимали реальный мир как сон или своего рода иллюзию. Характерная черта –  сочетание реальности и аллегории. В литературе этого периода широко используются метафоры, оксюмороны, антитезисы, а также характерно стремление к разнообразию и энциклопедизму. Литература барокко отмечена символизмом, вниманию к теме бренности, непостоянства, ночи и сна. При этом действия литературных произведений нередко переносятся в античный мир, в поэзии распространяется вычурность, метафоричность.

     Характерный для литературы барокко жанры  – это сонет, сатирический роман, пастораль, кончетти и др.

     Выдающиеся  представители литературы барокко – Г. Гриммельсгаузен, П. Кальдерон, Д. Марино (Италия), Луис де Гонгора и Арготте (Испания), В. Вуатюр (Франция), Ф. Прокопович, М. Ломоносов, С. Полоцкий (Россия).

 
 
 

     Живопись барокко.

     Стиль барокко в живописи характеризуется  динамизмом композиций, аристократичностью, необычностью сюжетов. Наиболее узнаваемые черты – цветистость и динамичность.

     В Италии живопись барокко представлена такими мастерами как Микеланджело Меризи, Андреа дель Поццо, братья Карраччи. Из школ барокко в Италии наиболее известна венецианская. Картины в основном пишутся на религиозные темы, сравнивая жизнь современников художника и эллинов, при этом большое внимание уделяется определенным жестам, которые указывают на характерность.

     Во  Франции барокко в живописи представлена в основном работами живописца Иасента Рига, а также его подражателей Симона Вуэ и Шарля Лебрена. Характерная черта – парадные портреты.

     В Испании барокко ассоциируется  с именами Веласкеса и Эль  Греко. Характерна декоративность, противопоставление реального и идеального, смешного и возвышенного, некая капризность, ирреальность, воображение и т.д. Наиболее это выразилось в работах Эль Греко. Веласкес прославился как мастер характерологического портрета. В целом барокко в Испании представляет расцвет живописи этой страны.

     Определенным  образом барокко воздействовало и на живопись Фламандии. Расцвет  этого стиля приходится на первую половину XVII века и представлен творчеством  Рубенса и Ван Дейка. Барокко  здесь ориентировалось не на чувства  зрителя, а на их рациональное отношение и спокойное отношение к жизни.

     В целом художники барокко открыли  искусству приемы пространственной интерпретации формы, активизировали жизненную позицию. Единство жизни  в радости и трагедии составляет основу прекрасного в живописи барокко.11

     Барокко в живописи - это пышность, декоративность, величие, замысловатость, текучесть, порыв, страсть, экстаз, артистизм, личностность. Оно было призвано возвеличивать католическую церковь и короля. Все в искусстве утверждало человека как частицу космоса. Одна из постоянных его тем – тема божественного государя.

     Таким образом, мы рассмотрели сущность и  основные принципы барокко в архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах и пришли к общему выводу, о том, что барокко в различных странах Европы, подчас, подразумевало разные культурные тенденции.

 
 

Заключение

     Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство - рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление  было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:

     1. церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;

     2. увеличение роли государства,  светскости, борьба двух начал;

     3.повышенная  эмоциональность, театральность,  преувеличенность всего;

     4. динамика, импульсивность;

     5. декоративность, живописность, излишество  элементов.

     В тоже время, барокко подготовило  новую эпоху - эпоху Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля)12

     Мир барокко столь же безграничен, как  и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого  времени, по законам барочной антиномии  уживается с напряженными духовными  исканиями. Чувственная красота  искусства барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

 
  1. Виллер, С. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве/ С. Виллер. -  М.:Наука,1966.
  2. Виноградов, М.А. Барокко - жемчужина неправильной культуры XVII века./ М.А Виноградов. - М.: Эдельвейс, 1999.
  3. Владимирова, С.А. Эстетика барокко: причины появления, происхождение термина/ С.А. Владимирова. -  М.: Гардарика, 1994.
  4. Дасса, Ф. Барокко. Архитектура между 1600-1750 годами/ Ф. Дасса. - М.: Наследие, 2004.
  5. Кагане, Л. Л. История искусства зарубежных стран. Том 3/ Л. Л Кагане. - М.: Наука, 1964.
  6. Коломийцев, В.Ф. Познание культуры/ В.Ф. Коломийцев. - М.: Искусство, 2001.
  7. Чубова, А.П. Всемирная история архитектуры/ А.П. Чубова. – М.: 1978.
  8. Розеншильд, К. История зарубежной музыки до середины XVIII в/ К.  Розеншильд. - М.:Музыка,1978.
  9. Янсон,  Х.В., Янсон, Э.Ф. Основы истории искусств/ Х.В. Янсон, Э.Ф. Янсон.- СПб.: Азбука-классика, 1996.
  10. http://www.philology.ru/literature3/vipper-90f.htm
  11. http://ru.wikipedia.org/
  12. httpnews.nv.ru/tag=stilya-barokko
 
 
 

 


Информация о работе Барокко – ведущее направление в западноевропейской художественной культуре XVII в