Барокко – ведущее направление в западноевропейской художественной культуре XVII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Основной целью для изучения послужит эпох барокко в целом: ее сущности, истории, значении.
В соответствии с целью выделяем следующие задачи курсовой работы:
- выявить причины появления барокко, как культурного стиля; ознакомиться с историей термина барокко;
- проанализировать сущность и принципы барокко, привести примеры воплощения барокко в искусстве Европы XVII – XVIII века.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Барокко: история появления, значение термина 4
1.1 Причины появления барокко -
1.2 Происхождение термина «барокко» 6

Глава 2. Сущность и примеры воплощения стиля барокко 8
2.1 Сущность и принципы барокко -
2.2 Примеры воплощения направления барокко 12

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по культурологии (Булавина Анастасия Андреевна).doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт

(Технический  университет)

 
 
 
 
 
 

Кафедра истории  Отечества, науки и культуры              Факультет № 8

                                                            Курс  1

                                                            Группа        № 803

 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

    Тема: Барокко – ведущее направление в западноевропейской художественной культуре XVII в.

 
 
 
 
 
 

      Студентка________________________________  Булавина А.А.

 

      Руководитель______________________________Зубиков Ю.М.

      (должность)

 
 

      Оценка за

      курсовую  работу________________(личная подпись руководителя)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

Содержание

 

Стр.

Введение         3

 

Глава 1. Барокко: история появления, значение термина        4

1.1 Причины появления  барокко        -

1.2 Происхождение  термина «барокко»        6

 

Глава 2. Сущность и примеры воплощения стиля барокко        8

2.1 Сущность и  принципы барокко        -

2.2 Примеры воплощения направления барокко       12

 

Заключение       17

 

Список использованной литературы       18

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Известно, что в истории культуры, каждая эпоха представляет собой переплетение различных процессов, по-разному отражающих ее сущность и действительность. Ярким примером этому служит эпоха барокко.

     Барокко – это европейская культура XVII – XVIII веков, основными характеристиками которой являются контрастность, стремление к величию и роскоши, совмещению реальности с аллюзией, динамичность образов и напряженность. Барокко появилось в Италии (Флоренция, Венеция, Рим) и оттуда распространилась по всей Европе. 1

     Эпоху барокко принято считать началом насаждения основ "западной цивилизации" в мире, она во многом предопределила динамику формирования культур других эпох. Стиль барокко, по мере своего распространения, становится популярным и на Западе.

     С определенной степенью вероятности  можно утверждать, что барокко до сих пор непосредственным образом воздействует на культуру современности – через образцы искусства своих выдающихся представителей, ныне хранящихся в музеях, или выставленных на всеобщее обозрение, в качестве образцов архитектуры европейских городов. Этим определяется актуальность изучения эпохи барокко.

     Сформулируем  основные цели и задачи настоящей  курсовой.

     Основной целью для изучения послужит эпох барокко в целом: ее сущности, истории, значении.

     В соответствии с целью  выделяем следующие задачи курсовой работы:

     - выявить причины появления барокко,  как культурного стиля; ознакомиться  с историей термина барокко;

     - проанализировать сущность и  принципы барокко, привести примеры  воплощения барокко в искусстве  Европы XVII – XVIII века.

     Указанные цели и задачи формируют структуру курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав с двумя параграфами в каждой, заключения, списка использованной литературы.

 
 
 
 

     Глава I. Барокко: история появления, значение термина

1.1 Причины появления барокко

 

     Хронологически, барокко появилось в XVII веке. Такая хронология подразумевает, что этот стиль заменил ренессанс. Именно поэтому, нередко словом "барокко" принято обозначать эпоху, в которой растворился ренессанс или, как нередко говорят, в который ренессанс выродился.

     Действительно, барокко зародилось в Италии, то есть стране, в которой наиболее сильно проявился ренессанс. Именно поэтому, в рамках изучения причин появления барокко, представляется необходимым дать краткую характеристику ренессанса.

     Итак, ренессанс – это эпоха в  истории культуры Европы. Хронологические  рамки ее расцвета это XIV – XVI века. Отличительная  черта ренессанса, или Возрождения  – светская направленность ее культуры и ее интерес к человеку и его  деятельности, то есть то, что называют термином антропоцентризм. В этот период проявляется интерес к античной культуре, происходит ее "возрождение", оттуда и появился этот термин. В Италии как в стране, где ренессанс и появился, новых высот достигают живопись, музыка, архитектура и литература. Ренессанс достиг своей вершины к концу XV века, а в XVI веке начинается кризис его идей. Историки культуры отмечают, что именно в этот период появляются первые зачатки новых идей маньеризма и барокко.

     Таким образом, барокко появилась на фоне кризиса идей ренессанса, и появилось там же, где ренессанс достиг наибольшего расцвета – в Италии.

     Проанализируем  причины этого, казалось бы, парадоксального  явления.

     Как уже отмечалось выше, барокко свойственны  контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию и одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.

     Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат  потрясения, какими были в XVI веке реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек перестал ощущать себя "разумнейшим существом" напротив, он, по выражению Паскаля осознает себя "чем-то средним между всем и ничем"; "тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца"

     Италия  в XVII веке это страна, с которой  ассоциируется сам стиль ренессанса, как сказали бы сейчас – законодатель моды. Однако, одновременно с этим – Италия резко теряет экономическое и политическое могущество и начинает играть второстепенную роль в европейской политике. Более того, на ее территорию приходят узурпаторы – французские и испанские солдаты. Страна становится разобщенной полуколонией. 2

     Однако  культурным центром Европы Италия, и в первую очередь Рим, все-таки осталась. Постепенно в силу этих, можно  сказать социально-экономических  моментов, начинает рождаться новый  стиль, первая задача которого было создание иллюзии богатства и могущества, возвышение католической церкви и итальянской знати, которые кроме культурных рычагов влияния не имели ничего. Постепенно барокко начинает отвергать авторитеты и традиции как предрассудки. Основной лейтмотив барокко того времени – отвержение души и переход к просвещению и разуму.

     Однако  рассматривать эпоху барокко  исключительно как время перехода от Возрождения к Просвещению  не верно. Барокко представляет собой  самостоятельную фазу в развитии искусства и причинами ее появления являются не только экономические и политические проблемы Италии. Тем более что барокко, хотя и появилось в Италии, очень быстро распространилось по всей Европе.

     Исходя  из этой посылки, представляется необходимым  дать общую характеристику Западной Европе XVII века.

     Западная  Европа в целом, в этот период вступает в новую эпоху социально-экономических  и политических отношений. Этот период характеризуется в первую очередь  столкновением классовых мировоззрений, борьбой традиционного феодализма и прогрессивного капитализма. В ряде государств (например, во Франции и Австрии) происходит централизация государственной власти, переход к абсолютизму. Однако сам этот процесс явно неравномерен. Приведем лишь несколько примеров по странам Европы:

     - в Голландии уже происходит  буржуазная революция, и сложились  буржуазные отношения;

     - в уже упоминаемой Франции  расцветает абсолютная власть  короля;

     - в Англии происходит свержение  короля и буржуазная революция;

     - Италия становится разобщенной полуколонией;

     - Испания является отсталой окраиной;

     - Германия представляет собой сумму мелких княжеств, более того в ней идет Тридцатилетняя война.

     По  всей Европе ведущими социальными слоями становятся буржуазия, крестьянство и  аристократия. Однако при всей неравномерности развития европейских стран в их культуре все большее влияние уделяется новым принципиальным моментам, которые и стали основой барокко.

     Идеологической  основой распространения барокко  в Европе стало общее ослабление духовной культуры, раскол церкви – как следствие падение ее авторитета, борьбой учений, которые отражали интересы различных классов. Так католицизм оставался идеологической основой для феодальных тенденций, протестантизм отражал интересы буржуазии. В это же время усиливается роль институтов государства, обостряется борьба светских и религиозных начал. Бурно развивается естественные науки – оптика, физика, термодинамика и география. 3

     Таким образом, выделим основные причины распространения:

  1. Италия теряет свое экономическое и политическое значения и становится разобщенной полуколонией, вместе с тем продолжая быть культурным центром Европы. Вследствие этих социально-экономических причин начинает зарождаться новый стиль, основной целью которого было возвышение католической церкви и итальянской знати.
  2.   Бурное  развитие  естественных наук (географическое познание Земли, за исключением Антарктиды, развитие оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи, развитие термодинамики).
  3. Ослабление духовной культуры и духовной силы религии, раскол         церкви (на протестантов и католиков), борьба различных вероучений, отражающих  интересы различных классов, католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм – буржуазные.
  4.   Приобретение государством  большой роли, соответственно происходит борьба религиозного и светского начал.
 

    1.2 Происхождение  термина "барокко"

 

     Термин  барокко появился несколько позже, чем само направление в искусстве. В настоящее время в культурологи есть несколько версий происхождения термина:

  • от итальянского слова "baruecco". Примерный перевод этого – жемчужина неправильной формы. Использовалось в качестве жаргонизма португальскими средневековыми моряками. Позже, в XVI веке, появилось в итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего.
  • "baroco" – в логике, одна из форм силлогизма, то есть рассуждения, в   котором две посылки объединены общим термином;
  • термин "baroquer" - смягчать контур, делать форму мягкой, живописной - использовался  французскими ювелирами;
  • одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень;
  • другая теория - от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне. 4

     Позже в XVIII веке термин приобретает значение отрицательной, негативной оценки, в эстетике. Он был введен критиком Теофилем Готье. Барочным называлось все грубое и неуклюжее. Термин "барокко" применялся изначально в качестве характеристики культуры как упадочной, или как ее завершение, позже применялся в насмешку, и в целом давал оценку всей эпохе с точки зрения человека XVIII века. Однако так продолжалось лишь до середины XIX века, до развития новых культурных идей.

     Со  временем термин утерял негативный подтекст и стал использоваться применительно к скульптуре, живописи, музыке и литературе. Некоторые историки искусств стали рассматривать ренессанс и барокко как выражение двух чередующихся принципов, ни один из которых не может претендовать на приоритетность.

     Так, впервые термин "барокко" для характеристики культурного направления применил Х. Вёльфлин. В книге "Ренессанс и Барокко" (1888), написанной им в Риме, и последующих работах Вёльфлин определил барокко как наивысшую, критическую стадию развития любого художественного стиля: первой стадией является архаика, второй - классика, третьей - барокко. Отсюда противопоставление Классицизма и Барокко не только как конкретно - исторических художественных стилей, но и как постоянно повторяющихся и обновляющихся в истории фаз развития способов формообразования, что естественно, уже не подразумевало каких либо негативных характеристик.

Информация о работе Барокко – ведущее направление в западноевропейской художественной культуре XVII в