Архитектурные стили и направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:40, реферат

Описание работы

Понятие архитектуры и архитектурного стиля
Архитектура Древнего Египта
Античная архитектура
Византия
Романский стиль
Готический стиль
Архитектура Ренессанса (Возрождение)
Барокко
Классицизм
Неоклассицизм
Романтизм
Рококо
Модерн
Постмодерн
Ампир
Английский стиль
Викторианский стиль
Функционализм
Чиппендейль
Кантри
Эклектика
Японский стиль (Сёин)
Конструктивизм
Деконструктивизм
Хай-тек

Файлы: 1 файл

Архитектурные стили и направления.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Константин  перенес столицу империи на восток, в бывший греческий город Византий. Назван он был «новым Римом», или  Константинополем. Отсюда начнет свою историю новое государство – Византия. Рим же оставался еще на протяжении двух веков ценром западной части империи. Та же картина наблюдается и за пределами Рима, как в Италии, так и в провинциях. Античная архитектура еще долго будет сохранять свою силу, однако оно, перерастая в средневековое, становится только традицией.

 

Византия

На Востоке  родился и эволюционировал, так  называемый, центрический тип храма, когда центральное помещение  делалось большим и, как правило, перекрывалось куполом.

Купол, являясь для верующих олицетворением рая небесного, присутствовал в качестве элемента любого храма. Однако, купол имел довольно неприятную «конструктивную слабость» - он передавал на стены гигантский распор, из-за чего последние приходилось делать очень толстыми. Поэтому хроники часто отмечали обрушение куполов.

Так было и  со знаменитым собором св. Софии  в Константинополе. При повторном  возведении купола Анфимий и Исидор, впервые использовали конструкцию, которую впоследствии назовут купол  на парусах и будут массово использовать и по сей день. После крещения Руси в 998 году в Киеве, по образу Софии Константинопольской, строится София Киевская. Но чем дальше, тем влияние византийского зодчества на русскую культовую архитектуру все более ослабевает, уступая место исконно-русским традициям Черниговской, Владимирской и других школ.

Романская архитектура 

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов).

 Важнейшим  отличием романской архитектуры  является наличие каменного свода.  Её характерными признаками также  являются толстые стены, прорезанные  маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки.

Травея - это  пространственная ячейка, образующая структуру средневековых церквей и соборов Западной Европы. Романская травея базируется только на квадратном основании, так как в те времена строители ещё не могли выкладывать каменные своды на прямоугольном основании. Как только они этому научились, наступила эпоха готики.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками  в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом  композиции монастыря или замка  становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

Увеличение  хора или восточной алтарной части  храма 

Увеличение  высоты храма 

Замена в  крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды  были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

Тяжелые своды  требовали мощные стены и колонны 

Основной  мотив интерьера — полуциркульные арки

Рациональная  простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

 

Романская архитектура — яркий пример рационального художественного мышления. В замках и храмах чувствовалась простота, мощь и ясность: вертикальные толстые и прочные стены, суровая кладка из тесаных камней, горизонтальные перекрытия, своды (преимущественно цилиндрические, крестовые, крестово-реберные, реже купола), аркады, «перспективные» порталы (входы в собор в виде ряда последовательно уменьшающихся арок, опирающихся на пристенные колонны), смесь различных ордерных систем, цилиндрические колонны и др.

Пропорции колонн и капителей следовали модулю каменной кладки. Форма капители продолжала византийский тип, получаемый от пересечения куба и шара. 

В культовом  зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик постепенно сменили камнем.

Средневековые замки строились на холмах или скалистых уступах. Окруженные глубокими рвами могучие каменные стены с зубцами, высокие башни, огромные ворота, поднимаемые на цепях мосты превращали эти жилища в хорошо укрепленные крепости, символизировавшие власть феодала над окрестными землями.

Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе, но больше всего  их во Франции.

Германия  в XI—XII вв. страдала от жестоких феодальных усобиц. Первые романские соборы появились  в городах, расположенных на Рейне.

 

Готика (XII-XV вв.)

Готическая  архитектура — период развития западно- и центральноевропейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века). Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения.

Готическая, как и романская архитектура  были невозможны без архитектурного опыта предшественников и накопленных  ими математических знаний. Метод  геометрических пропорций преобладал благодаря авторитету учёных арабской Испании и античных математиков, произведения которых активно переводили в средневековой Франции.

Для возведения величественного  готического собора требовались  разведанные залежи камня, песка, извести, лес (древесина), а также наличие  свинца, пластинами которого покрывали протяжённые готические крыши. Все эти условия удачно совпали во Франции, Испании, Великобритании, Чехии, Италии.

Готическое искусство  представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний.  Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусство Возрождения.

Классическое выражение готический стиль получил во Франции — родине готических соборов. В 12—14 вв. происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры: массивность гладких стен, скульптурная лепка объемов, грузность башен фасада, четкость композиции, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных форм, скупость декора. Величайшее сооружение рапной готики — собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 г.; достраивался до середины 13 в.: венец капелл — в начале 14 в., ил. 81, 82), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Он выстроен в центре древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены. В плане собор — пятинефная базилика со слабо выступающим трапсептом, квадратными ячейками главного нефа. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях, ясных ярусных членениях и равновесии форм. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей». Окно-роза под глубокой полуциркульной аркой отмечает своим диаметром центральный неф и высоту свода. Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен. Украшенный резьбой карниз и изящная аркатура из топких колонок придают легкость и стройность верхней части здания. Композиция фасада, построенная на постепенном облегчении форм, завершается двумя прямоугольными башнями, возвышающимися над кровлями. Все проемы порталов, окоп, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько пологую в нижнем поясе и заостренную наверху, что сообщает фасаду динамичность, у зрителя создается ощущение устремленности всех форм вверх. Скульптурный декор собора сохранился лишь па тимпанах, па вогнутых поверхностях портала, в цокольном ярусе.

Каждый готический собор  имел свое индивидуальное лицо, нес  отпечаток искреннего вдохновения  строителей.

 Период зрелой готики  отмечен дальнейшим совершенствованием  каркасной конструкции, нарастанием  вертикализма линий и динамичной  устремленности ввысь. Обилие  скульптуры и витражей усугубляет  изобразительно-зрелищный характер  соборов. Реймский собор (заложен в 1211 г., закопчен в 15 в.) — место коронования французских королей — воплотил национальный творческий гений Франции. Он воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями — одно из самых цельных созданий готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры. По сравнению с собором Парижской богоматери все формы западного фасада Реймсского собора стройнее; пропорции фиалов, порталов удлинены, стрельчатые арки заострены.

В Италии настолько были сильны античные традиции, что готическое влияние чувствуется лишь на декоративном уровне. Именно в Италии во второй половине XIII века. Начинается новая эпоха - эпоха  Возрождения.

 

Ренессанс (Возрождение)

В противовес средневековым  догмам в философии возникло новое  течение - гуманизм, утверждающее силу разума, ценность и значение человеческой жизни.

Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю -  Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства.

Эпоха Возрождения в  архитектуре начинается с творчества Филиппе Брунеллески. Воспринявший эстетику гуманизма и изучивший  архитектуру Античности Брунеллески смог совершить перелом в развитии архитектуры, который мы называем Ренессансом.

Особенное значение в этом направлении придаётся  формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку  составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Архитектура снова становится ордерной.

Развитие  Архитектуры Возрождения привело  к нововведениям в использовании  строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение возрождения  характеризуется отходом от анонимности  ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов.

Произведения  эпохи Возрождения, даже небольшие  здания или просто проекты были аккуратно  задокументированы с самого своего появления.

Вследствие  экономического кризиса XIV века период Ренессанса в архитектуре начался только с началом XV столетия и продолжался до начала XVII века в Италии и дольше за её пределами.

Можно выделить три основных периода:

Раннее Возрождение, примерно совпадает с XV веком.

Высокое Возрождение, первая четверть XVI века.

Маньеризм или Позднее Возрождение (ок. 1520—1600).

В других европейских  странах развивался свой предренессансный стиль, а само Возрождение начиналось не ранее XVI века, стиль прививался к  уже существующим традициям, в результате чего строения эпохи Возрождения в разных регионах могут иметь немного сходных черт.

В самой Италии архитектура Возрождения перешла  в маньеристскую архитектуру, представленную в довольно различных тенденциях в работах Микеланджело, Джулио Романо и Андреа Палладио, которая затем  переродилась в барокко.

Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма  зданий и их назначение, как и  основные принципы градостроительства, изменились с античных времён. Римляне  никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века. В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.

Барокко

Микелянжело считают одновременно и последним  мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, т.к именно он осознал  его основной стилеобразующий элемент - пластику стены. Венец его творчества - Собор Святого Петра в Риме причисляют уже к стилю Барокко.

 

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства.

Главной задачей  искусства стало отражение внутреннего  мира человека, раскрытие его чувств, переживаний. Так определились основные черты барокко — драматическая патетика, склонность к заостренным контрастам, динамичность, экспрессия, тяготение к пышности и декоративности.

Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным  фасадом (барочный фасад церкви Сан  Карло у четырёх фонтанов Франческо Барромини).

Основными признаками барокко считается повышенная и  подчеркнутая монументальность, представительность.

Информация о работе Архитектурные стили и направления