Архитектурные стили и направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:40, реферат

Описание работы

Понятие архитектуры и архитектурного стиля
Архитектура Древнего Египта
Античная архитектура
Византия
Романский стиль
Готический стиль
Архитектура Ренессанса (Возрождение)
Барокко
Классицизм
Неоклассицизм
Романтизм
Рококо
Модерн
Постмодерн
Ампир
Английский стиль
Викторианский стиль
Функционализм
Чиппендейль
Кантри
Эклектика
Японский стиль (Сёин)
Конструктивизм
Деконструктивизм
Хай-тек

Файлы: 1 файл

Архитектурные стили и направления.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

В барокко  отмечались:

усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм,

- преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений,

- чередование  выпуклых и вогнутых линий  и плоскостей 

- активное  применение скульптурных и архитектурно-декоративных  мотивов; 

 неравномерное  распределение архитектурных средств;

- создание  богатой игры светотени, цветовых  контрастов 

- динамичность  архитектурных масс.

Сложность, патетика, избыточность

Чрезмерная  декорированность

Отвлечение  от формы 

Пышность, роскошь, иллюзорность

Искривленные  линии, неопределенные пространства, визуальные эффекты

Зеркала, колонны, лепнина, орнамент, скульптура

Плафоны, росписи, гирлянды, букеты, бахрома, маркетри

Красный бархат, позолота, дуб, орех, слоновая кость, перламутр 

 

На смену  рациональности Ренессанса приходит иррациональность. Зодчие барокко явно предпочитают декоративное начало архитектуры. Барокко в архитектуре характеризуется приоритетом, преобладанием пластического начала над началом тектоническим. Стремясь создать необычный, повышенно-эмоциональный архитектурный эффект, зачастую пренебрегали логикой построений планов, допускали несоответствия между внешними объемами и внутренней структурой сооружения. Конструкция в творческом сознании архитекторов в большинстве случаев как бы отодвигается на второй план, являясь необходимым, но все же вспомогательным средством, призванным «обеспечивать», поддерживать ту или иную пластическую форму. Конструкция обычно прикрывается декоративными частями, которые нередко создают превратное представление о ней.

Иллюзия движения пространства и формы, так называемый динамический принцип, является главным признаком радикального направления в барокко. Одновременно с ним большое развитие получает и барокко классического направления. Классическое направление исходит из традиций ренессанса, идеи которого развиваются теоретически и практически.

Архитекторы барокко обратили внимание на улицу, которая стала рассматриваться  как целостный архитектурный  организм, как одна из форм ансамбля. Начало и конец улицы отмечались площадями или эффектными архитектурными или скульптурными акцентами.

 

Классицизм

Стиль сформировался  в конце XVIII века и до нашего времени  остаётся актуальным. Для стиля характерна строгая соразмерность и гармоничность  всех его составляющих.

В основе классицизма  лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов.  Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Как определенное направление сформировался во Франции. Французский классицизм утверждал  личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован  на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио.

 

Неоклассицизм

Неоклассицизм - эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в  конце 18 века - нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17 века - нач. 18 века.

Ретроспективный стиль. Неоклассицизм появился в  начале прошлого века, как антитеза декоративной переизбыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель легкая, изящная, прямые линии.

Неоклассическая архитектура – это, в первую очередь, строения, на постройку которых архитектора  вдохновило наследие Древних Греции и Рима. Здание в стиле “неоклассицизма” обычно отличается следующими чертами (не обязательно всеми из перечисленных): симметричной формой; высокими колонами, высотой обычно с само здание; прямоугольным фасадом и крышей в форме купола. 

На протяжении XVI века, известный архитектор эпохи Ренессанса Андре Палладио пробудил в своих коллегах интерес к архитектуре Древней Греции и Рима. Идеи и принципы Палладио оставались эталоном архитектурного мастерства для Западной Европы и Америки долгое время после его кончины. В конце XVIII - начале XIX столетия, только сформированные Соединенные Штаты “увлеклись” идеалами классических времен, построив в этом архитектурном стиле большинство внушающих почтение административных строений.  Тем не менее, простые жилые строения также выполнялись в этом стиле.

Слово “неоклассический”  обычно используется для описания стиля, но на практике это не совсем даже “стиль”. Это скорее тренд, подход к проектированию, во главе которого стоит уважение и понимание принципов античного  архитектурного мастерства.

Наиболее  ярко Неоклассицизм проявился в  архитектуре, что подтверждается работами братьев Адама Джона Нэшей, Александра Томпсона в Англии; Лангханса в  Германии, Жан-Франсуа Шальгрена, Александра-Теодора  Броньяра, Леду во Франции и Андреяна Захарова в России.

Важнейшую роль в архитектуре английского неоклассицизма сыграли два мастера - Уильям Чемберс (1723-1796) и Роберт Адам (1728- 1792).

Возникновение неоклассицизма (как программного обращения  к искусству прошлого) обусловлено  стремлением противопоставить некие "вечные" зстетические ценности тревожной и противоречивой реальности.

Принципы  неоклассицизма оказали также известное  влияние на развитие советской архитектуры 2-й половины 30-х-начала 50-х гг.. а  также архитектуры стран Скандинавии, Польши, Чехословакии. Болгарии, Венгрии, где они нередко сочетались с обращением к мотивам национального зодчества.

С конца 50-х  гг. неоклассицизм развивался преимущественно  в архитектуре США; среди наиболее значительных сооружений этого направления  в официальном и коммерческом строительстве - Линкольн-центр в Нью-Йорке.

 

Романтизм

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и  американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс).

Великая французская  буржуазная революция завершила  эпоху Просвещения. Романтики нередко  идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев - в мистике; у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов - в необычных историях. Что объединило все это в одно течение - романтизм?

До революции  мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал  свое место. Революция перевернула  “пирамиду” общества, новое еще  не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества.

Основной  задачей романизма было изображение  душевной жизни, внутреннего мира. Интерес  к прошлому, фольклору и традициям, стремление создать общую картину  мира – все это нашло выражение  в романтизме.

Что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

 Романтизм  в самом начале представлял  собой скорее художественное направление, чем доктрину определенного стиля. Поэтому можно только с большим трудом классифицировать его проявления и рассмотреть последовательно историю развития до конца XIX - начала XX в.

Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо - римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу.

Происходит  переоценка архитектуры средних  веков и признаются технические  и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает  концепцию английского парка  и популярность свободных композиций китайского или японского сада.

Развитие  классицизма и романтизма в архитектуре  совпало с началом использования  новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. В конце XVIII и начале XIX вв. металлические  конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции.

 

Вначале их применяли  в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием научных  теорий в этой области.  Однако широкое  применение этих конструкции стало  возможным с появлением дешевой  технологии получения железа, сначала  в виде чугуна, а позднее стали.

Первый чугунный мост удалось сконструировать только в 1779 г. Это был мост через реку Северн в Англии.

Романтизм предлагает свободу планировочного решения, сложность  и богатство форм, отсутствие симметрии. Для расширения пространства, в эпоху романтизма, стали прибегать к замене дверей на арочные своды.

Наибольшее  проявление романтизма, мы можем увидеть  в парковых зонах. Именно в эпоху  романтизма стали создаваться искусственные  водоемы, гроты, водопады, создающие  впечатление естественности, существующей с незапамятных времен.

 

Рококо 

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».

В рококо используются пастельные цвета, излюбленное сочетание: золото с белым. Рококо - это извилистые линии, отсутствие геометрии и жёстких  линий.

Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она  не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.

 

Модерн (Art-Nouveau)

Архитекту́ра  модерна — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд  других стилей, архитектуру модерна  отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались. Эстетическое осмысление материалов: стекла, металла, дерева. Максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала, его психологическое воздействие на человека. Сознательное формирование формы, стремление к органичности, цельности. Ассиметрия, витиеватость линий. Источником вдохновения являются растения, птицы, насекомые, гибкие женщины со струящимися волосами. Обращение к растительным, природным формам.

 

Постмодернизм

Для этого  стиля характерны гротескность, пародия, «игра» в другие стили. Здесь могут  нарушаться привычные пропорции и классические схемы. Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя предпостнеклассическую философскую мысль, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

 

Ампир (интерьер).

Цитирование римской классики, использование  египетских мотивов. Стиль аристократии, не выходящий из моды и по сей  день. В жилом варианте (упрощенный ампир) - стиль бидермеер. Мебель в  императорском стиле можно охарактеризовать как рационалистический классицизм, идеально подходящий для создания интеллектуальной атмосферы. В качестве декоративных элементов, используются бронзовые или позолоченные накладки, излюбленные мотивы: скрещенные мечи и копья, щиты и шлемы, лавровые венки. Орнамент никогда не искажает контуры мебели.

В стульях  и креслах читается древнеримское  заимствование - характерный плавный  выгиб ножки и спинки, перетекающих друг в друга. Передние ножки представляют собой гнутые формы или лапы львов, грифонов.

 

Английский стиль интерьера.

Это кабинеты, отделанные тёмными дубовыми или  ореховыми панелями, зелёным сукном. Такой кабинет обязательно включает в себя солидный рабочий стол и  обширную библиотеку. Излюбленный декор - вертикальная полоска, которая используется в обивке мебели, оформлении стен и других элементов. Английский стиль выражается в наше время, как в прямом копировании его исторических разновидностей (викторианский стиль, Чиппендель, Шератон), так и эклектическом решении. Эклектическое направление органично включает в себя дух и черты различных эпох.

Информация о работе Архитектурные стили и направления