Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:32, реферат

Описание работы

Античная культура Термин античность происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным компле

Файлы: 1 файл

Античная культура.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

  История римской живописи не знала столь выдающихся мастеров и таких значимых произведений как греческая. Родоначальником римской живописи считается Гай Фабий Пиктор, известны также имена таких живописцев как Пакувий, Лабеон, Турпилий. В Риме широкое распространение имели декоративные стенные росписи, заупокойные портреты, настенные картины, мозаические композиции, исторические баталии, пейзажи. Римляне любили делать копии работ выдающихся греческих живописцев. Они, как и греки создавали галереи картин, причём преимущественно частные. Правда, известный политический деятель и полководец Марк Агриппа настаивал на том, что все картины и статуи должны стать общественным достоянием, а не находиться в изгнании на виллах. Картины талантливых художников ценились чрезвычайно высоко. Многие состоятельные римляне стремились их приобрести за баснословные деньги. Порою из-за этого даже судились.

  И греческие и римские художники  рисовали на холсте, дереве, мраморе, глинянных  табличках, стенах, склепах, слоновой кости, пергаменте и папирусе. Живопись широко применялась для росписи щитов, амфор, ваз, киликов, украшений и многих других предметов.

  Античные  архитектурные, скульптурные, живописные творения во многом остались недосягаемыми для  мастеров последующих  эпох. Они и ныне являются идеалом  совершенства, красоты, гармонии, глубокого  понимания и утончённого  изображения человека и природы. Пять шедевров античных мастеров - храм Артемиды Эфесской, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, статуя Зевса Олимпийского (наряду с египетскими пирамидами и висячими садами Вавилона) причислены к наиболее удивительным творениям человеческой культуры, т.н. семи чудесам света.  

3.5. Философия и научные  знания  

3.5.1. Философия

  Греки по праву считаются родоначальниками философии - важнейшего элемента культуры, который изменил жизнь людей  радикальным образом. “Открытие” философии сродни формированию языка, укрощению огня, созданию колеса, появлению земледелия. Философы создали новый язык культуры, открыли и объяснили смысл человеческого бытия, укротили стихийность мышления, отделили его от чувств и сделали абстрактным, стали возделывать человеческий разум, раскрепостили его и заставили “двигаться” с необычайной дерзостью и быстротой как в глубь, так и вширь Вселенной. Благодаря философии человек стал активным субъектом познания. Античные мыслители настойчиво искали истину и также страстно её отстаивали, они блестяще владели словом. Но если слово не помогало, то дело доходило до рукоприкладства. Философия для них была не только любовью к мудрости, теорией бытия, наукой о сущем, но и искусством личной жизни. Философия появилась в Греции на рубеже VII - VI вв. до н.э.

  Для раннего этапа философствования характерно стремление найти немифологическое объяснение мира, реальные основы вещей. Солон, Питтак, Периандр, Клеобул, Биас, Хилон, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен  выделяют природу, общество и человека в качестве объектов изучения, ставят вопрос о сущности мира, о первоначале и первопричине, о порядке и законе, изучают проблему ценностей, стремятся понять сущность государства и человека. Тем самым была преодолена сакральность мира. Первые философы во всём ищут смысл, исследуют реальность с позиций естества, содержательно перерабатывают предшествующую культуру.

  Следующий шаг философского движения делают представители  элейской (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) и пифагорейской (Пифагор, Алкмен, Архит, Поликлет) школ. Они размышляют над вопросами бытия, познания, движения, изменчивости и противоречивости сущего, бесконечности пространства. Разрабатываются математические начала, диалектика; философия становится предметом образования. Пифагор вводит в оборот сам термин “философия”. Примерно к этому времени относится активный философский поиск Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита. Они исследуют соотношение духовного и материального начал, проблему происхождения мира, его устройства, несотворимости, закономерности и случайности, материальности, причинности, текучести, изменчивости, противоречивости познания, сложности поиска истины, проблему Логоса. Культура начинает рассматриваться как “вторая природа” созданная самими людьми (Демокрит).

  Дальнейшая  ступень философского восхождения  связана с софистами (Протагором, Горгием, Продиком, Гиппием, Антифонтом) и Сократом, которые акцентируют  внимание на проблемах человека, его  души, духовности, гуманизма, знания, истины, самосозидания, ответственности. Человек рассматривается как самоопределяющееся свободное познающее существо, как мера всех вещей и высшая ценность, как центральное звено мира. Человеческое познание и самопознание выступают в качестве фундаментальных идеалов. Ставятся проблемы нравственной ответственности, критицизма, релятивизма, необходимости широкого распространения философских знаний, взаимосвязи политики и морали, борьбы с предрассудками. У софистов преобладает субъективное начало. У Сократа субъективное и объективное взвешенно. Философские проблемы обсуждаются не только в узком кругу знатоков, но и на улицах, площадях; философии учат. Короче говоря, философия становится общим делом, в некотором смысле и предметом спекуляций (у софистов). Ради истины, собственной правоты, философы готовы к самопожертвованию, способны идти даже на смерть.

  Высший  этап развития философской культуры, который логически завершает  развитие античной культуры в целом, связан с деятельностью Платона  и Аристотеля. Они создают центры философских знаний - Академию и Ликей. Усилиями этих выдающихся мыслителей предпринято глубокое теоретическое осмысление философских, научных и социально-политических идей, разрабатываются фундаментальные системы знаний, в которых определяются возможности истинного познания мира, систематизации и классификации познанного, затрагиваются проблемы материального и идеального, создаётся понятийный аппарат, закладываются начала методологии познания, высказывается идея плюрализма, разрабатываются вопросы государства, человека, политики, экономики, законов, этики, эстетики, образования, воспитания и другие. Платон поднимает до предельной высоты, роль идей и идеального в человеческой жизни, указывает на их абсолютное значение и совершенство. Проблему идеального он распространяет и на государство, конструирует его “совершенную” модель. Реальный мир афинский философ рассматривает в качестве копии мира идей; идеи - это оригинал, они порождают вещи, а не наоборот. Путь к миру идей лежит через познание и самопознание, диалог с собственной душой, философствование. Платон размышляет о душе, её бессмертии, о путях совершенствования человеческой культуры. Но платоновская философия носит антиличностный характер; государство выше личности. Аристотель, в отличие от Платона, опирается на факты, стремится создать идеальный (философский, научный) мир из реального. Его принципы познания опираются на принципы бытия. Ойкуменой познания Аристотеля был весь мир, мыслителя интересовало всё - от мелкого насекомого до устройства Вселенной. С помощью законов логики мыслитель стремится обозреть сущее и реализовать синтез всех знаний. Во всём Аристотель пытается соблюсти меру, рассматривает её как “золотую середину”. Человека трактует как существо общественное, “политическое”, но в вопросе о приоритете личности или государства, отдаёт предпочтение личности. Рационализм Аристотеля сыграл фундаментальную роль в европейской культуре. Платон и Аристотель написали множество классических трудов: “Государство”, “Законы”, “Политик”, “Тимей”, “Парменид”, “Критий”, “Софист” и др. (Платон); “Политика”, “Афинская полития”, “Никомахова этика”, “Метафизика”, “Физика”, “Органон” и др. (Аристотель).

  Наряду  с тем, что называют философской  классикой, в Греции имели место  течения, проповедующие философию  нигилизма. Это была своего рода оппозиция существующим культурным устоям. Киники (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет), эпикурейцы (Эпикур, Метродор, Эрмарх), скептики (Пиррон, Аркесилай, Карнеад), в некоторой мере стоики (Зенон, Клеан, Хризипп), решительно критикуют существующие порядки, призывают либо к естественной ограниченности, простоте жизни, пренебрежению нормами морали, либо к наслаждению, блаженству, освобождению от страданий, изоляционизму, индивидуализму, невозмутимости, безмятежности. Скептики пытались учить даже незнанию, т.е. проповедовали своего рода антифилософию, отрицали познаваемость мира, доводили сомнения до абсолюта. Во взглядах представителей названных школ, разумеется, не всё имеет негативный характер; были и глубокомысленные идеи: о приоритете разума, равенстве людей, свободе выбора, необходимости жить в согласии с природой.

  Завершают более чем тысячелетний философский  марафон неоплатоники (Аммоний, Плотин, Ямвлих, Порфирий, Прокл). Античная философия, и культура в целом, идут к своему упадку, ощущается сильное давление христианства. Представители неоплатонизма предпринимают первую существенную попытку критического анализа всей предшествующей культуры, её ценности, реальной значимости. Выводы, которые они делают, неутешительны. Всё, что было, хоть и красиво, но бесполезно, - так полагают они. Неоплатоники проповедуют мистически-интуитивное познание Высшего, освобождение человека от материальной обременённости для чистой духовности при помощи аскетизма или экстаза.

  Что касается римской философии, то она не идёт в сравнение с греческой. Можно сказать, что римляне были далеки от философии. В римской интеллектуальной среде не так много людей знали, понимали философию и сами основательно философствовали. К наиболее известным из них относятся Цицерон, Лукреций Кар, Сенека. Усилиями Цицерона греческая философия была перенесена на римскую почву и своеобразно интерпретирована. Именно философию он считал душой культуры. С философских позиций Цицерон попытался осмыслить проблемы гуманизма, морали, культуры быта, совершенного государства, права, идеал политика, идеал гражданина и другие вопросы. Философию он возвысил красноречием, придал своему литературному, ораторскому и юридическому творчеству философский характер. Наиболее значимые произведения Цицерона: “Тускуланские беседы”, “Об обязанностях”, “О дружбе”, “О старости”, “Речи”, “О государстве”.

  Лукреций  Кар написал философскую поэму  “О природе вещей”, где описывает  становление и развитие мира, анализирует  действующие в нём силы и причины, стремится понять соотношение фатализма и субъективных стремлений людей. Хотя значимость рока  велика, всё же, человек преодолевает многие препятствия и тяготы, создаёт культуру и постоянно её совершенствует.

  Сенека  рассматривает философию в качестве нравственно-религиозного руководства  для человека. Сама человеческая жизнь понимается им как совокупность строгих нравственных норм. Доминантой человеческой жизни выступает дух, в соответствии с которым человек обязан строить себя. Высшие человеческие добродетели  - верность самому себе, строгость к себе. По отношению к другим римский философ советует быть снисходительным, свободным от сострадания и духовной зависимости. Большое значение имеют: “Письма к Луцилию”, “Естественнонаучные вопросы”.

  Итак, античную философию  можно рассматривать  как исключительно важный шаг в развитии культуры. Именно благодаря титаническим усилиям древних мыслителей человек, образно говоря, поднялся из подземелья на космическую высоту, открыл глаза на мир, восхитился им, засомневался во многих вещах, поставил огромное количество вопросов и нашёл некоторые ответы на них. Философы выступили защитниками рациональной культуры, её генераторами и экспериментаторами; они, пожалуй, стали её интеллектуальными терапевтами, а частично и хирургами.  

3.5.2. Научные знания

  Человечество обязано грекам и таким элементом культуры как наука (греч - episteme). Несмотря на то, что первые научные знания зарождаются в культурах Древнего Востока, но лишь у эллинов они приобретают систематический характер, опираются на суждения, наблюдения, доказательства, анализ и синтез. Намечаются первые подступы к эксперименту, предпринимается попытка научного предвидения. Исследуя основы и принципы вещей, греки, в противоположность восточным мудрецам не довольствуются только вопросом “что?”, но также задаются вопросами “почему?”, “откуда?”, “как?”, стремятся постичь мир в понятиях. Наука у греков неразрывно связана с философией и представляет собой целостное знание. Начиная с Аристотеля и Гиппократа появляются зачатки частнонаучного знания. Более явные контуры наук вырисовываются в трудах Стагирита. Первым историком науки был Феофраст.

  Античная  наука не имела выхода в практику, не оказывала влияния на экономику. Даже выдающиеся достижения в архитектуре, скульптуре, судостроении и военном  деле, за редким исключением, не зависели от научных данных. Греки стремились к знанию ради самого знания, что свидетельствует о высокой самоценности античной науки. Эллины стояли у истоков физики, математики, астрономии, медицины, логики, биологии, ботаники, зоологии, геологии, географии, минералогии, этики, эстетики, риторики, поэтики, истории, юриспруденции, политической науки и других.

  Астрономия. Здесь эллины достигли крупных результатов, предвосхитив открытия, которые признают много веков спустя. Евдокс построил первую научную модель Вселенной, стоял у истоков астрономии. Хотя ещё раньше Фалес научился предсказывать солнечные затмения, а Эмпедокл и Анаксагор объяснили их причины. Пифагор высказал предположение о сферической форме Земли. Аристотель считает, что Земля является шаром. Метон устанавливает продолжительность года в 365 дней. Анаксагор рассматривает Луну как спутник Земли. Аристарх Самосский создаёт гелиоцентрическую систему мира, определяет величину солнечного диаметра и примерное расстояние от Земли до Луны. Гиппарх создаёт прецизионную наблюдательную астрономию, точно определяет положение центра солнечной орбиты, формулирует теорию эпициклов, открывает явления прецессии (предварения равноденствий), устанавливает точную продолжительность года (с ошибкой на 6 минут 20 секунд), разрабатывает теорию движения Луны, с точностью до одной секунды определяет периоды её обращения, составляет звёздный каталог; определяет точное расстояние от Земли до Луны. Птолемей сочиняет “Великое математическое построение астрономии”, создает геоцентрическую систему мира.

Информация о работе Античная культура