Античная культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:10, реферат

Описание работы

Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена Римской цивилизации. Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы…

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Без знакомства с античной культурой невозможно  понять  многочисленные

римские реминисценции у  классиков русской литературы.  В  России  еще  в  18

веке переводили античных авторов и уже Державин написал  свой  “Памятник”  в

подражание “Памятнику”  Горация.  Прекрасно  знал  римскую  литературу  А.С. 

Пушкин. Его переводы  Горация  по  адекватности  подлиннику  не  знают  себе

равных. К античным  сюжетам  обращались  Мережковский  (“Юлиан  Отступник”),

Брюсов (“Алтарь победы”), Андреев (пьесы “Похищение  сабинянок”  и  “Конь  в

сенате”). То есть это  доказывает,  что  римская  литература  была  явлением

вполне самодостаточным, иначе она не нашла  бы  такого  широкого  отклика  в

мировой литературе, и который находит до сих пор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просвещение и  наука

 

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная  жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину, Последняя ступень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.

В римской системе образования, позаимствовавшей образца у греков, математика тем не менее отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и фехтованием. На высшей ступени особое внимание, в отличие от Греции, уделялось не философии, а риторике На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.

Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Большое значение придавалось в  Риме в I — II веках географическим знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.), Птолемея (после 83 — после 161). «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24— 79). Больших успехов добилась медицина - врач Гален(129-199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.

Особенно большой вклад  в развитие историографии знания внесли Тацит (ок. 58 — ок. 117) и Тит Ливий (59 до н. э, — 17 н. э.). К сожалению из 142 книг по истории Рима Тита Ливия сохранилось только 35. Крупный римский историк Тацит — автор работ «Анналы», «История», «Германия», где освещается не только история Рима, но также общественное устройство и быт древних германцев.

К этому времени относится  деятельность греческого писателя и  философа Плутарха (ок. 45 — ок. 127). Главное сочинение — «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян (50 биографий) — и сегодня входит в культурный арсенал европейцев.

Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в  богатые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские  ученые мужи, использовавшие свои аналитические  способности в более практических целях, например, в земледелии или  управлении государством. В области  науки и философии достижения римлян были скромными. В эпоху Римской  империя основными центрами научной  деятельности оставались города эллинистического Востока: Александрия, Пергам, Родос, Афины  и, конечно, Рим и Карфаген.

Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция - наука о праве. Уже с III века до н. л. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II веке до н. э. появляются первые правоведческие исследования, а в I веке до н, э, уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муцин Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах.

Центром изучения философии  в Римской империи (как и в  классической Греции, и в эпоху  эллинизма) оставались Афины. В I—II веках  н. э. среди знати особенно популярен  был стоицизм, основными представителями  которого в это время были Сенека (ок. 4 г. до н. э.— 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121— 180н. э,). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.

 

 

 

Скульптура и живопись

 

Наиболее значительным было влияние греческих традиций в  области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве  случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли  до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы  лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.

Только в одном римские  художники оказались оригинальными  — в создания индивидуальных скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека. Тяга к отражению  личности, эмоций конкретного человека вполне проявилась уже в период эллинизма. Однако именно в эпоху империи  скульптурный индивидуальный портрет достиг совершенства.

Римское искусство скульптуры достигло удивительного реализма, если греки стремились изобразить идеал, то римляне — наиболее точно передать черты оригинала. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности  изготовлены из цветной эмали. Римский  портрет — это история Рима, рассказанная в лицах реально  существовавших людей. До нас дошел  великолепный скульптурный портрет  юного Августа, сохранились многочисленные бюсты политических деятелей.

      В древнем  Риме скульптура ограничивалась  преимущественно  историческим  рельефом и портретом, зато  получили  развитие  изобразительные   искусства  с иллюзорной трактовкой  объемов и форм - фреска, мозаика,  станковая  живопись, слабо распространенные  у греков. Архитектура достигла  небывалых успехов  как в  ее строительно-инженерном, так и  в ансамблевом  выражении. 

Новым  было  у  римлян и их  понимание  взаимосвязи  художественной  формы  и  пространства. Предельно компактные, концентрические  в своей сущности  формы  классического  Парфенона не исключали, а напротив, выражали  открытость  здания  просторам, окружавшим  Акрополь.  «В  римской  архитектуре,  поражающей  обычно  своими ансамблевыми размахами, предпочтение  отдавалось  замкнутым  формам.

 Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину  утопленной  в стену.  Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству,   подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо  обносились,  как форумы  Августа или Нервы,   высокими   стенами,   либо   устраивались   в низинах».  Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные  формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся  римлянину, набросившему на голову  край  одеяния,  большей частью  заключены в себе, сосредоточены. Римские мастера в скульптурных  портретах концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека. 

Важный   фактор,   воздействовавший   на   характер   древнеримского искусства, -  огромное  пространство  его  поля  действия.  Динамичность   и постоянное расширение  территориальных  рамок  древнеримского  искусства  со включением в его сферу уже в V  веке  до  н.э.  этрусских,  италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, -- не может быть объяснено только свойствами римского художественного потенциала. Это процесс, связанный с развитием общеевропейского  искусства,  в котором римское начало  играть   роль   особенную - интерпретатора   и   хранителя художественного  наследия   античной  эпохи   при   одновременном   выявлении собственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись  различные художественные ценности,  чтобы  в  итоге  появилась  совершенно  новая,  не исключавшая,  однако,  традиций   античности,   средневековая   эстетическая практика. От пиренейских берегов Атлантического океана до  восточных  границ Сирии, от Британских островов до Африканского континента  племена  и  народы жили в сфере влияния художественных  систем,  которые  диктовались  столицей империи. Тесное соприкосновение римского искусства  с  местным  приводило  к появлению своеобразных памятников.  Скульптурные  портреты  Северной  Африки поражают  по  сравнению  со  столичными  экспрессивностью  форм,   некоторые британские -  особенной холодностью,  почти чопорностью,   пальмирские  свойственной  восточному  искусству затейливой  орнаментикой   декоративных украшений одежд,  головных  уборов,  драгоценностей.

Изобразительное искусство  Римской империи впитало в  себя достижения всех завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями  и картинами, главным сюжетом  которых были эпизоды греческой  и римской мифологии, а также  пейзажные зарисовки. В период империи  особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого  лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные  копии классических греческих и  эллинистических произведений искусства. Особенно распространенным видом искусства  была мозаика и обработка, драгоценных  металлов и бронзы.

В живописи, где римляне  также выказали себя усердными учениками  греков, они проявили больше оригинальности, чем в скульптуре, К сожалению, живопись менее долговечна, нежели скульптура, поэтому образцов первой сохранилось меньше, чем примеров второй. Исключением следует считать  настенные фрески, обнаруженные археологами  в домах Помпеи, Геркуланума и  Рима. Их выделяют приятные цвета, живые  краски, свобода живописной манеры, свидетельствующие об огромном таланте  римских художников. Рим отличался  портретным искусством, там в избытке можно было встретить уличных художников, за несколько центов тут же создающих портреты горожан.

Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности  для пластического изображения: цветовая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию  пространства. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и  натюрморты. О живописи эпохи Римской  империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков скульптурами. Орнаментальная живопись интерьеров в течение I века до н. э. вытеснялась имитацией архитектурного декора и свелась в итоге к живописи и скульптуре «тромлей», что отражало тяготение к пышности.

Неплохо сохранились фрески нескольких вилл города Помпеи, засыпанных пеплом в результате извержения вулкана  Везувия. Они показывают, что художники  свободно владели всеми живописными  средствами, (богатой палитрой, игрой  света и тени, точным рисунком и  т. п.). Станковая живопись не сохранилась, но из письменных источников известно, что ведущим жанром был портрет. Наряду с жилищем римляне расписывали  -домашнюю мебель и посуду.

В отличие от Египта и  Греции, искусство использовалось римлянами  не для выражения возвышенных  чувств и идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение античной культуры Древнего Рима

 

И в заключении хотелось бы уделить внимание искусству Древнего Рима,  тем более, что его обсуждение и оценка – один из самых противоречивых  вопросов в многочисленных исследованиях. Порой ученые высказывают весьма  критические суждения. «Уже в героизированных  статуях  Августа,  изображаемого  в  виде полководца, театрально простирающего руку  к  войскам,  есть  натянутость  и фальшь. И уже явно лживы и нарочиты портреты ничтожного  императора  Коммода в виде Геракла, с палицей и львиной шкурой на плечах,  или  Нервы  в  облике Юпитера».

В Риме не особо верили в  идеал восточной древней  триады  «бог – царь – герой». Да и вообще ни во что  уже  не  верили.  Философская  мысль лихорадочно  блуждала,  охотнее  всего  склоняясь  к  горестной   покорности судьбе, проповедуемой стоиками.  Пороки  правителей  ни  для  кого  не  были секретом. Тем не менее престиж власти должен был как – то  поддерживаться, потому самый преступный  правитель не  имел  недостатка  в воспевателях  и льстецах. Но все же фальшивило оно только на половину, и под маской  лести сквозила  беспощадность взора,  лишенная  иллюзий.  И   потому   однозначно осуждать или восхвалять искусство Древнего Рима нельзя. Корни этой  проблемы слишком глубоки, и потому следует обращаться к истории.   

Искусство древнего Рима, как  и  древней  Греции,  развивалось  в  рамках рабовладельческого общества, поэтому  именно  эти  два  основных  компонента имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима  считают завершением художественного творчества  античного   общества.   Правомерно утверждать,  что,   хотя   древнеримские    мастера   продолжали    традиции эллинских,  все же  искусство древнего  Рима  -  явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических  событий,  и условиями жизни,  и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян,  и другими факторами. Римское искусство как особое  художественное  явление стали изучать лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность  и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды  полагают,  что история римского искусства еще не написана, еще не  раскрыта  вся сложность его проблематики.      

В произведениях древних  римлян,  в  отличие  от  греков,  преобладали символика и аллегория.  Соответственно пластические образы эллионов  уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность  пространства и формы - не только во фресках и мозаиках,  но  и в рельефах.  Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не  создавались,  зато римлянам   принадлежали   непревзойденные   скульптурные   портреты   с исключительно точной   передачей    индивидуальных   особенностей   лица   и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие   исторические  события.  Римский  мастеров  отличие  от  греческого,  видевшего   реальность   в   ее пластическом  единстве,  больше  склонялся  к  анализированию,   расчленению целого на части, детальному  изображению явления.  Грек  видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа.  Для римлянина она начинала  рассеиваться,  и явления воспринимались  в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же  приводило к утрате ощущения цельности мироздания.

Информация о работе Античная культура Древнего Рима