Античная культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:10, реферат

Описание работы

Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена Римской цивилизации. Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы…

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

были   триумфальные сооружения,   прославляющие   военные   победы   Рима (рис.3).

 

Рис. 3. Арка Тита в Риме

 

 

Триумфальные арки  и  колонны  возводились  не  только  в  Италии,  но  и  в

провинциях  во  славу Рима.   Римские   сооружения   были   там   активными

проводниками римской  культуры, идеологии. Арки сооружали  по разным поводам  —  и  в  честь  побед,  и  как  знак

освящения новых городов. Однако их  первичный  смысл  связан  с  триумфом  —

торжественным шествием в  честь  победы  над  врагом.  Проходя  через  арку,

император возвращался в  родной  город  уже  в  новом  качестве.  Арка  была

границей своего и чужого мира».

Большое место в общественной жизни римлян занимали зрелища.  Театры  и

 амфитеатры характерны для античных городов. Еще в период поздней  республики

в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был  всецело  римским 

изобретением. Если греческие  театры устраивались под открытым  небом,  места 

для зрителей располагались  в выемке холма, то  римские  театры  представляли

собой самостоятельные  замкнутые  многоярусные  здания  в  центре  города  с

местами на концентрически  возведенных стенах.  Амфитеатры  предназначались

для толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в дни

празднеств разыгрывались  сражения гладиаторов, морские бои  и т. п.

В  70—80  гг.  н.  э.  был  сооружён  грандиозный  амфитеатр  Флавиев (рис. 4), получивший  название  Колизей (от  латинского  colosseus  —   «громадный»). Колизей — самый большой амфитеатр античной  эпохи.  Он   вмещал   около пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота  48,5  м)  разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода.  В плане Колизей представляет  эллипс  (156Х198  м);  центр   его композиции — ныне разрушенная арена, окруженная  ступенчатыми  скамьями  для зрителей.   Эллипс   наиболее    полно    отвечал    требованиям    динамики развертывающихся  зрелищ  —  гладиаторских  боев.   Он   давал   возможность максимально  активизировать  зрителя,  приблизить  места   привилегированной публики  к  арене;   спускающиеся  воронкой   места   разделялись   согласно общественному рангу зрителей.

 

Рис. 4. Амфитеатр Флавиев.

 

В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с  горячей и холодной водой, гимнастическими  залами и комнатами отдыха. Римские термы играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Самые роскошные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы (рис. 5), построенные в III веке, вмещали до 1800 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.

Рис. 5. Термы Каракаллы

 

Всех этих грандиозных  строительств требовал  Рим  как  центр  огромной

империи. И действительно,  застроенный  всеми  этими  сооружениями,  богатый 

памятниками, город и в III – IV вв. имел внушительный  вид.  В  III  в.  еще 

продолжалось большое  строительство – воздвигались арки, великолепные  термы,

дворцы. «Но, по выражению  А.Блока, «на теле римской империи уже не  было  ни

одного не наболевшего  места», творческий  потенциал  постепенно  угасал». 

Таким образом, архитектура  начинает изживать  себя,  становиться  все  более 

примитивной. Возможно, это  связано с тем, что в погоне за  нововведениями  и 

роскошью, римская знать слишком быстро исчерпала возможности заимствованных

приемов строительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература Древнего Рима

Первые шаги римской художественной литературы связаны с  распространением в  Риме  греческой  образованности   Ранние   римские   писатели   подражали классическим образцам  греческой  литературы,  хотя  ими  были  использованы римские сюжеты и некоторые римские формы.  Однако,  на  мои взгляд,  именно литература стала тем видом искусства, где римляне наиболее ярко и  самобытно выразили свою индивидуальность. Во времена  развития  гражданского  общества литература стала  одним из ведущих средств диалога с властью.

Нет основания  отрицать  наличие  устной  римской  поэзии,  возникшей  в

 отдалённую  эпоху.  Самые  ранние  формы  поэтического  творчества  связаны,

несомненно,  с  культом.  Так  возник  религиозный  гимн,  священная   песнь 

(carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев.  Сложена

она  сатурническими  стихами.  Это  самый   древний   памятник   италийского 

свободного стихотворного  размера, аналогии  которому  мы  находим  в  устной

поэзии других народов.

Римская  литература  возникает  как  литература  подражательная. 

 Первым 

римским поэтом  был  Ливий  Андроник,  который перевёл на  латинский язык

«Одиссею». По своему происхождению Ливии был  грек  из  Тарента.  В 272  г.  его

 привезли в  Рим  в  качестве  пленного,  затем  он  получил  освобождение  и

занимался обучением  детей  аристократов.  Перевод  «Одиссеи»  был  выполнен

сатурническими  стихами.  Язык  его  не  отличался  изяществом,  и   в   нём 

встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было  первое

поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах  в  течение

 долгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником. 

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий,  которые представляли

собой переводы или переделки греческих произведений.

 При жизни Ливия началась поэтическая деятельность  Гнея  Невия  (около

274—204  гг.),  кампанского   уроженца,   которому   принадлежит   эпическое

произведение о первой Пунической войне с кратким  изложением  предшествующей

римской истории. Кроме того, Невий написал несколько трагедий,  и в числе их  такие,

сюжетом для которых послужили римские сказания. Так как в трагедиях Невия выступали римляне,  одетые  в торжественный

костюм – тогу  с  пурпурной  каймой,  –  сочинения  эти  называются  fabulae

praetextae. «Невий писал и комедии, в которых не  скрывал своих демократических

убеждений. В одной  комедии  он  иронически  отозвался  о  всесильном  тогда

Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он  сказал:  «Судьбою  злой  Метеллы  в

Риме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден  оттуда

лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему  пришлось

удалиться из Рима».

После второй Пунической войны  появились произведения поэта  Энния(239-

169 гг.). Родом он был из Бруттия. Энний  участвовал  во  второй  Пунической

войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился  с

Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим.  С этого времени Энний

жил в Риме и занимался  преподаванием и литературным  трудом.  Энний  получил

права римского гражданства  и вращался среди знатных римлян; особенно  близок

он был к кружку Сципионов. Главным произведением Энния была  «Летопись»  («Annales»),  но,  кроме

того, он подобно своим  предшественникам  писал  трагедии  и  комедии.  Энний

первый ввёл в  латинскую  литературу  гекзаметр.  Таким  образом,  греческие стихотворные размеры,  основанные  на  определенных  чередованиях  долгих  и коротких звуков, могли быть использованы и  для латинской поэзии.  Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один  из лучших поэтов.

 От сочинения всех  трёх перечисленных  поэтов—Ливия,  Андроника,  Невия  и Энния — до настоящего времени дошли лишь отрывки.

Лучше представлена римская  комедия. В течение многих  веков  считались образцовыми комедии  Тита Макция Плавта (около 254—184 гг.). Плавт родился в Умбрии. Прибыв в Рим,  он  поступил  служителем  в труппу  актёров,  затем занимался торговлей,  но  неудачно,  после этого работал по  найму,  а в свободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать.  Дальнейшая судьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он  в 184  г.  Плавту пришлось много путешествовать,  встречаться с   людьми,  принадлежавшими к самым разнообразным прослойкам населения Италии. По  сюжету,   компоновке   и   характеру   комедии   Плавта   являются подражательными. Они созданы под влиянием  новоаттической  комедии,  которая в отличие   от  политической  комедии классической  эпохи была   комедией бытовой.  Герои   Плавта  носят греческие имена,  действие   его   комедий происходит в греческих городах. В комедиях Плавта, как и в новоаттической  комедии, фигурируют условные типы. Большую роль играют играют в пьесах рабы; почти всегда фигурируют  в комедии прихлебатель (паразит) и сводник; женские роли  несколько однообразны;  на сцене они исполнялись мужчинами. В основе комедии обычно  лежит   любопытная интрига. Все комедии Плавта кончаются благополучно для главных героев.      

Другой представитель  сципионова кружка, Луцилий (180—102 гг.) известен своими сатирами, в которых отразилась  общественная  жизнь эпохи.  Луцилий нападал на пороки современного ему общества: он осуждал   клятвопреступление, жадность и роскошь, но наряду с этим он касался литературных и других  тем. Слово satura первоначально обозначало блюдо, состоящее из разных  плодов,  и до  Луцилия  имело различные значения.  Луцилий  применил  его   к   своим произведениям, чтобы указать на  смешанную литературную  форму,  но  с его времени это понятие относится обычно  к   дидактическим   произведениям, ставящим своей целью осуждение пороков и исправление нравов  современного поэту общества. От сатир Луцилия сохранились лишь отрывки.       Со времени Луцилия сатира стала чисто римским литературным  жанром, получившим своё развитие в последующую эпоху.

В период с  конца  III  в.  До середины  II  в.  до  н.  э.  Римская  литература,  вначале  подражательная, постепенно приобретает  оригинальные  черты  и  развивается  самостоятельно. Литература знакомила римское общество с новыми  идеями,  она  способствовала созданию того латинского языка, который  изучался  потом  в  течение  многих столетий.      

Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской  прозы, но  и выдающимися успехами в области поэтического  творчества.  Версификации учили в школах, и умение сочинять, стихи было признаком хорошего тона.   «В римской поэзии того времени боролись  два течения:  одно  из  них стремилось  найти  пошло  поэтические  формы,   использовать   многообразные поэтические  приемы,  которые  культивировались  эллинистическими,  особенно александрийскими,  поэтами;   другое    отстаивало    традиционную    форму стихосложения, какая шла от  Энния.  Приверженцем  этой  формы считал  себя Цицерон; к этому же течению примыкал и Тит Лукреций  Кар,  автор знаменитой философской поэмы «О природе вещей».

      Западная   Римская   империя   пала,   и   некоторым    исследователям  представляется, что вместе с  нею  погибло  почти  все,  созданное  Римом,  а 

дальнейшее развитие началось чуть ли не на пустом  месте.  Но  если  даже  в 

ранний  период  истории  западных  “варварских   королевств”   было   забыто

значительное число достижений  материальной и духовной культуры  античности,

многое ею созданное продолжало жить и на Западе.

Благодаря трудам “отцов церкви”  грамотные  люди

знакомились  с  некоторыми  положениями  античной  философии,  с   историей,

 мифами. Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли  христианство,  эти труды, поставлявшиеся из Византии, как и другие  христианские  произведения, исторические хроники, романы об Александре  Македонском,  стали  известны  и здесь. На Западе же латынь  оставалась  языком  церкви  и  науки  еще  много столетий после падения Рима. В  монастырях  переписывали  рукописи  античных авторов, благодаря чему они дошли до нас.

Если восточноевропейские  и славянские страны  знакомились  с  античным наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то,  что  осталось от Рима. Только когда с наступлением турок на Византию  многие  византийские ученые стали переселяться в  Италию,  здесь  они  познакомились  с  античным наследием  в  его  полном  объеме,  что   стимулировало   расцвет   культуры Возрождения.  Теперь  труды  римских  авторов  извлекались  из  монастырских хранилищ, переписывались, изучались, комментировались.

С течением  времени  влияние  античного  наследия  все  более  крепло. 

Европейская литература  постоянно  обращалась  к  античности,  и  все  более

прочной  становилась  связь  между  ними.  Обрабатывались  античные  сюжеты: “Антоний и Клеопатра”, “Юлий  Цезарь”  у  Шекспира,  “Федра”,  “Британик”  у Расина, “Медея”,  “Гораций”,  “Помпей”  у  Корнеля.  Воспроизводились  целые пьесы: “Комедия ошибок” Шекспира повторяла  “Менехмов”  Плавта,  а “Скупой” Мольера –  плавтовский  “Ларчик”.  Слуги комедий Мольера,  Лопе  де  Вега, Гольдони навеяны образами ловких, умных рабов  Плавта,  помогающих  господам устроить их любовные дела. Переводились античные романы и  в  подражание  им писались новые.

Информация о работе Античная культура Древнего Рима