А. Я. Головин – крупнейший реформатор театрально-декорационного искусства в начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 09:29, реферат

Описание работы

Будущий живописец родился в Москве 17 февраля (1 марта) 1863 в семье священника. Через три года семья переехала в Петровско-Разумовское. В то время Яков Данилович Головин был назначен профессором богословия, а также настоятелем местного храма. Академия, где начал работу отец художника была только что основана, это была Петровская земледельческая и лесная академия. В настоящее время эта академия известна под названием «Тимирязевка».

Содержание работы

I. Биография……………………………………………………………………..3
I I. Творчество……………………………………………………………….....6
§2.1 «Псковитянка» 1901 год……………………………………………… 12
§2.2 «Кармен» 1908 год…………………………………………………14
§2.3 «Маскарад»…………………………………………………………18
§2.4 «Безумный день, или Женитьба Фигаро» 1927 год………………….23
Список литературы………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Реферат А.Я Головин.docx

— 3.44 Мб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный  институт искусств и культуры»

 

Факультет «Народное художественное творчество»

Кафедра «Декоративно-прикладное искусство»

 

 

Реферат

По «Организации и постановке концертно-зрелищных программ»

На тему: «А. Я. Головин – крупнейший реформатор театрально-декорационного искусства в начале XX века»

 

Выполнила:

студентка группы ДПИ-и-4

заочной формы  обучения

Руденко А.Б.

Проверил:

доцент кафедры «Декоративно-

прикладного искусства»

Новиков Ф.С.

 

 

 

 

Волгоград

2011 год

Оглавление:

I. Биография……………………………………………………………………..3

I I. Творчество……………………………………………………………….....6

§2.1 «Псковитянка» 1901 год………………………………………………  12

§2.2 «Кармен» 1908 год…………………………………………………14

§2.3 «Маскарад»…………………………………………………………18

§2.4 «Безумный день, или Женитьба Фигаро» 1927 год………………….23

Список литературы………………………………………………………26

 

 

 

I. Биография

Александр Яковлевич Головин - русский художник, сценограф, представитель  символизма и модерна, народный артист РСФСР (1928).

Автопортрет. 1912

Будущий живописец родился  в Москве 17 февраля (1 марта) 1863 в семье  священника. Через три года семья переехала в Петровско-Разумовское. В то время Яков Данилович Головин был назначен профессором богословия, а также настоятелем местного храма. Академия, где начал работу отец художника была только что основана, это была Петровская земледельческая и лесная академия. В настоящее время эта академия известна под названием «Тимирязевка».

Будущий художник часто вспоминал, что именно организатор и первый директор академии Н. И. Железнов, который  являлся выдающимся русским ботаником  и агрономом, первым заметил его  художественные наклонности. С помощью  академических профессоров, мальчик  был определен в самые престижные учебные заведения Москвы. Для  начала он обучался в Катковском лицее, славившемся своей «классической» программой и прицелом на воспитание будущих «государственников».

После того как отец мальчика умер в 1878 году, будущий художник перевелся  в также знаменитую Поливановскую  гимназию. Стоит сразу сказать, что  в гимназии Поливанова был некий  культ Шекспира. Истоки любви Головина к театру образовались именно здесь. Александр уже тогда говорил, что у него тряслись коленки, когда открывался занавес.

В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского  училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Вскоре он понял, что со специализацией допустил ошибку, перевелся на живописное отделение. Но любовь Александра Головина к архитектуре на этом не была окончена. Она отзывалась в художественном мире Головина. Стоит заметить, что  декоративная «архитектурность» большинства  его театральных и живописных работ очевидна.

Тогдашнее МУЖВЗ блистало как своими профессорами, так и  студентами. Стоит отметить, что  весьма чуткий В. Д. Поленов стал для  Головина и остальных молодых  художников не только профессором, но также воспитателем и духовным отцом.

Можно сказать, что после  смерти матери в 1884 году, молодой человек  остался без средств к существованию. В первые годы после окончания  учебы Головин работал подмастерьем у декоратора А. Томашки. Александр  Головин занимался расписыванием  цветов на атласе на заказ.

В 1889 году он — вместе со всей поленовской «когортой» — съездил  в Париж на Всемирную выставку. Головин был покорен новейшей французской живописью. Некоторое  время Александр Головин занимался  и во французской мастерской, именно здесь он понял, что «в своих прежних  работах делал не то, что следовало  делать». По приезду в Россию он всеми  силами пытался делать именно «то». В то время многие из кружка Поленова стремились делать именно это. Вскоре первую пастель Головина приобрел сам  П. М. Третьяков.

В сентябре 1897 года Головин  женился на Марии Константиновне Котовой. Вскоре она родила Головину двоих прекрасных дочерей - Елену, Марию, и сына Александра.

В 1898 году Московскую контору  Императорских театров возглавил  В. Теляковский. Первым делом он пригласил работать в Большой театр в качестве оформителей «настоящих» художников Коровина и Головина. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт (опера А. Корещенко «Ледяной дом») оказался удачен, и дело пошло.

В мае 1901 года Теляковский  стал и директором Императорских  театров. В Петербург вместе с  ним переехал и Головин. С того времени Головин и Теляковский  стали очень хорошими друзьями, на протяжении долгого времени они  работали рука об руку. Нарекания же директора вызывала медленность  работы Головина, вызванная «самоедством»  мастера, который время от времени  терял веру в себя.

В этот период своей жизни  Александр был в самой гуще культурной петербургской жизни. Он был довольно близок к кругу «Мира  искусства», хотя были и некоторые  разногласия. Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его  совместная работа с Мейерхольдом. «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» являлись самыми «громкими» плодами их совместного творчества. Также он пытался реализовать свои новаторские идеи в театре Веры Комиссаржевской.

В 1912 году Головин стал действительным членом Академии художеств. В это  же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику  покинуть столицу. С 1913 года и до самой  смерти Головин жил в Царском  Селе.

Эпоха, которая была как  – будто специально создана для  Головина, окончилась в 1917 году. В 1925 году Головин встречается со Станиславским в Одессе, где Головин руководил реконструкцией Одесского оперного театра. Станиславский пригласил Головина участвовать в постановке комедии Бомарше «Женитьба Фигаро». В 1927 году в Художественном театре с оглушительным успехом прошла премьера спектакля. Сам же художник не смог попасть на премьеру. Эта премьера была последним триумфом Головина. Последние три года жизни Головину снились декорации, ведь он был отлучен от активной театральной жизни. Он чувствовал себя забытым и мучился этим. 17 апреля 1930 года Александр Головин скончался.

 

I I. Творчество

Развитие изобразительного искусства неотделимо от развития общества. Все этапы его становления, роста, расцвета и увядания, предшествующего  новому витку Жизни, идут в ногу со Временем, вне которого порой очень  сложно осмыслить тенденции и  причины отдельных явлений. Лучшие произведения художника Александра Яковлевича созданы в период, называемый «серебряным веком» российской культуры. К этому времени государство  и общество, уже пройдя большой  путь от состояния застоя через все  более активную социализацию, вступали в период нарастающего мутного бурления, предшествующий неумолимо приближающемуся  революционному взрыву.

Сын священнослужителя, Александр  Головин получил прекрасное образование. Постепенно сформировалась и авторская манера Александра Яковлевича. Особое влияние на молодого А. Головина оказала младшая сестра В. Поленова художница Елена Поленова. Она тактично, умело руководила его духовным развитием. Вместе с молодыми художниками ездила на этюды, ходила на концерты и, как признавались позже друзья Головина, "талантливо, без уроков, наводила на новые мысли". Именно она увлекла его изучением и переосмысливанием народных орнаментов, керамикой и резьбой по дереву. Вместе с Поленовыми в 1889 году Александр Головин выехал на Всемирную выставку в Париж и был покорен пленэрными и колористическими находками импрессионистов. Он даже успел поучиться в парижской академии Коларосси, а в 1897 году продолжил свое парижское образование в мастерской Витти. Импрессионизм стал для Александра Головина, как и для его друзей, своеобразным катализатором выработки своего индивидуального художественного стиля. Головин начал больше внимания придавать декоративности, овладел пастелью и писал чаще не маслом, а клеевыми красками и темперой. Неповторимое приложение нашел талант Александра Головина в декоративно-прикладном искусстве. Вместе с К. Коровиным он оформил русский павильон на Всемирной парижской выставке 1900 года, создал вместе с Е. Поленовой и М. Якунчиковой внутреннее убранство кустарно-прикладного отдела, а вместе с Врубелем выполнил майоликовые фризы для фасада московской гостиницы "Метрополь"(рис.1).

Его картины, очень своеобразные по композиции, были насыщены выразительными линиями и ажурным рисунком. Их цветовая гамма строилась на довольно резких контрастах и порой доходила до крикливости. Карнавальная пестрота и некоторая иллюзорность сюжетов, навеянные европейскими тенденциями, создавали ощущение условности, игры, театральности.

 

 

Рис.1. Клеопатра. 1898

В 1900 году Александр Головин  начал создавать декорации для  театральных постановок. Его, как  и чуть раньше К. Коровина, пригласил  в Большой театр новый управляющий  Московской конторой Императорских  театров В. Теляковский. Головин  и Коровин, которые, как утверждают некоторые современники, в свое время  участвовали в оформлении спектаклей Частной оперы Мамонтова, где  ценились богатство и эмоциональность  живописных решений, практически сломали  консерватизм привычных, стандартных  композиций "раскрашенных" декораций. Предложенные ими живописные декорации  были непосредственно связаны с  музыкой и не уступали ей по силе эмоционального воздействия. Первой самостоятельной  работой Головина стали костюмы  и декорации к опере "Ледяной  дом" А. Корещенко. Эта работа, как  и выполненное Головиным совместно  с Коровиным оформление балетов "Дон Кихот" Л. Минкуса и "Лебединое  озеро" П. Чайковского не были поняты современниками. Пресса считала декорации "недоделанными", художников обвинили в том, что они не умеют рисовать так, как прежние декораторы-классики.

Критики признали А. Головина только после того, как он оформил  оперу Н. Римского-Корсакова "Псковитянка", где декорации создавали лаконичный, подлинно драматический пластический фон для действия. Именно после  этой постановки Головин сблизился  с С. Дягилевым и "Миром искусства", членом которого стал в 1902 году.

Режиссеры, которым приходилось  работать с Александром Головиным, знали, что он никогда не сделает  эскизы декораций и костюмов в  срок. Однако они вновь и вновь  обращались к нему с просьбой оформить спектакль. В начале XX века, пожалуй, не было в России более популярного  театрального художника, чем Головин. Он как бы аккумулировал в своем творчестве лучшее из опыта передвижников и новейшие искания представителей самых разных художественных течений, стал подлинным реформатором театрально-декорационного искусства.

Подлинным триумфом стало  для А. Головина оформление в 1908 году оперы Ж.Бизе "Кармен". Художник не только создал неповторимые, новые  для каждого действия костюмы  главных персонажей, но и очень  тщательно разработал цветовое решение  одежды всех участников спектакля. Это  была настоящая симфония цвета. "Стихотворениями  в тряпках" назвали их современники. Именно в это время, вдохновленный  работой над оперой "Кармен", Головин создал целую серию "Испанок" и необыкновенно жизненный, полный таинственного света портрет  М. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен.

Удивительный дар воплощать  образ артиста в неразрывной  связи с героем, роль которого он исполняет на сцене, особенно ярко проявился  в серии портретов Федора Шаляпина, которого Головин рисовал в ролях  Фарлафа (рис.2. В опере М. Глинки «Руслан и Людмила»), Олоферна (рис.3. В опере А.Н.Серов «Юдифь»), Мефистофеля (рис.4. В опере Ш. Гуно «Фауст». 1905) и Бориса Годунова (рис.5. В одноименной опере М.П. Мусоргского. 1912).

Рис. 2       Рис. 3

   

 

 

 

Рис. 4             Рис. 5

        

Специально для знаменитых дягилевских балетных сезонов А. Головин создал необыкновенно узорчатые  декорации к "Жар-птице" И. Стравинского. В 1910 году французский журналист  писал: "Когда пролетает Птица, кажется, что ее несет музыка. Стравинский, Фокин, Головин - я вижу в них одного автора".

Приблизительно в это  же время А. Головин начал сотрудничать с Вс. Мейерхольдом, который в 1908 году стал режиссером Императорских  театров. К этому времени Мейерхольд уже не стремился полностью подчинить  постановочное решение законам  условного театра или поэтике  символизма. Идеальным для него представлялось соединить современные идеи с проверенными временем театральными традициями, и поэтому он хотел, чтобы живописно-пластическое решение подчинялось законам сцены.

А. Головин был соавтором  Вс. Мейерхольда. Он стремился максимально  приблизить действие к зрителю, ввел просцениум, иногда даже убирал занавес. Поэтому каждый оформленный им спектакль  воспринимался как целостное  единство.

Зрителей приводила в  восторг и полная утонченного  великолепия атмосфера эпохи  французского барокко в "Дон Жуане" Ж.-Б. Мольера, и как бы сотканная  из аромата глюковских гавотов и  менуэтов древнегреческая мифическая реальность в "Орфее и Эвридике" К.-В. Глюка, и, по словам В. Шкловского, "прекрасные как Петербург" декорации к "Маскараду" М. Лермонтова.

Почти все дни, а иногда и ночи А. Головин проводил в своей  мастерской в Мариинском театре. Именно по ночам писал он портреты Ф. Шаляпина. Среди друзей А. Головина были режиссеры, художники, поэты, актеры, которым он разрешал наблюдать, как работает. Однако мало кто знал, что кроме спектаклей на "казенной сцене" А. Головин  с интересом принимает участие  в самых смелых экспериментах  Мейерхольда, бывает в его студии на Бородинской, оформляет его постановки в небольших театрах и даже кабаре, помогает издавать журнал "Любовь к трем апельсинам".

Многолетняя деятельность Александра Яковлевича в театре в качестве декоратора оставила не менее яркий след в  культурной среде «серебряного века», чем его живописные работы. Предчувствие надвигающихся катаклизмов овладевало всеми слоями населения. Жизнь становилась  театром, карнавалом, неутолимым желанием спешно насладиться ускользающей гибельной  сладостью бытия. Декоративность, театральность, псевдоевропейское эстетство стали  неотъемлемыми атрибутами выставок и салонов. В этих условиях театр  начал играть гораздо более заметную роль в жизни общества.

Информация о работе А. Я. Головин – крупнейший реформатор театрально-декорационного искусства в начале XX века