Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену по истории.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ

  1. Периодизация, концепции исторического развития человечества.
  2. Цивилизация Древней Греции.
  3. Цивилизация Древнего Рима.
  4. «Великое переселение», формирование западноевропейской цивилизации.
  5. Возникновение и развитие Древнерусского государства (IX- XII в.в.).
  6. Византия и Русь: влияние византийской культуры на Русь.
  7. Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная (XII-XIII в. в.).
  8. Борьба Руси против внешних вторжений в XIII в.
  9. Культура Руси X-XV в.в.
  10. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого государства России (XIX –XV в.в.).
  11. Московская Русь в эпоху Ивана Грозного.
  12. Россия в конце XVI – начале XVII в. Смутное время в России и его последствия.
  13. Социальные движения в России в XVII в. Церковный раскол.
  14. Петровские преобразования в России в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия.
  15. Дворцовые перевороты в России в середине XVIII в.
  16. Россия в эпоху Екатерины II: просвещённый абсолютизм.
  17. Внешняя политика России в XVIII в.
  18. Социально – экономическое развитие России в первой половине XIX века.
  19. Отечественная война 1812 г.
  20. Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине XIX в. о путях развития страны.
  21. Общественно – политическое движение в России во второй половине XIX века.
  22. Реформы 1860 -1870-х г.г. в России, их последствия и значение.
  23. Промышленный переворот в России в XIX в.: этапы, особенности.
  24. Внешняя политика России во второй половине  XIX в.
  25. Социально – экономическое развитие Российской империи в конце XIX в. – начале XX века.
  26. Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру.
  27. Особенности развития капитализма в начале XX в.
  28. Борьба за раздел мира в последней трети XIX – начале XX в.
  29. Революционные кризисы в России в н. XX в. Причины, характер, результаты революций.
  30. Столыпинская аграрная реформа.
  31. Общественно – политическое движение в России в начале XX в.
  32. Первая мировая война и участие в ней России.
  33. Версальско – Вашингтонская система: принципы и противоречия.
  34. Гражданская война в России (1918-1920 гг.).
  35. Образование СССР. Новая экономическая политика.
  36. Советский вариант модернизации.
  37. Складывание тоталитарной системы в СССР.
  38. Национал – социализм в Германии.
  39. Международные отношения в 1920-1930 –е г.г. (СССР)
  40. Основные периоды и события Второй мировой войны.
  41. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.: основные периоды и события.
  42. Социально – экономическое и политическое развитие СССР в 1945 -1953гг
  43. Социально – экономическое и политическое развитие СССР в 1953-1964 гг.
  44. Социально – экономическое и политическое развитие СССР в 1964 – 1980 гг.
  45. СССР в 1985 – 1990 гг. Перестройка М.С. Горбачева.
  46. Распад многонациональных государств в Восточной Европе в 1990 –е г.г.
  47. Распад СССР, становление новой российской государственности.
  48. Реформы в России в 90-е годы XX века.
  49. Социально – экономические и политические развитие современной России.
  50. Мировые интеграционные процессы современности.
  51. Культурной наследие XX века.

 

1. Периодизация, концепции исторического развития человечества.

2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ  МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств.

Со времени развития исторической науки учеными разработано множество  различных вариантов периодизации общественного развития. На сегодняшний  день периодизация мировой истории  исходит из двух принципов: для ранних периодов становления человеческого общества основополагающими являются материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления. Так появились понятия "Каменный век", "Медно-каменный век", "Бронзовый век", "Железный век".

Датировка этих периодов устанавливается с помощью естественнонаучных методов (геологических, дендрохронологии и т.д.). С появлением письменности в истории человечества (около 5000 лет тому назад) возникли иные основания для периодизации. Она стала определяться по времени существования различных цивилизаций и государств, которые вели свой счет времени

В целом, мировую историю  принято делить на четыре основных периода:

  1. Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).
  2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).
  3. Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).
  4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ (ИНТЕРПРЕТАЦИИ) ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Люди издавна  пытались разобраться в сложном  историческом процессе. Куда история направлена и есть ли это направление? Каковы этапы истории? В чем заключаются законы ее развития? Эти и другие вопросы человечество разрешает до сих пор. В разные времена на них давались разные ответы. Наличие различных мировоззренческих позиций обусловило наличие различных концепций (от лат. "conceptio" - понимание, система, определенный способ понимания) мировой истории.

3.1. Наиболее ранней является ХРИСТИАНСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (с IV-V вв. до середины XVIII в.). Основная ее проблема - вопрос о смысле и содержании человеческой земной истории. С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в познании конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Содержанием исторического процесса является освобождение человека, превращение его в сознательного исторического деятеля. Так, "отец истории" Геродот основным содержанием исторического процесса считал борьбу Азии и Европы, которая к его времени вылилась в серию греко-персидских войн. Историки более позднего времени (Полибей, например) считали главным итогом развития человеческой цивилизации утверждение власти Римской республики во всем Средиземноморье. Часть Библии - книга пророка Даниила - разделяла мировую историю на периоды существования той или иной империи, которая главенствовала в мире.

Отсчет человеческой истории ведется от грехопадения Адами и Евы и изгнания их из рая. Идея конца истории (конца света), сроки которого скрыты от человеческого разума, замалчивается. Тот факт, что различные народы живут в разном историческом времени, объясняется различием сроков принятия христианства, в связи с чем выделена магистральная линия истории (христианские народы) и тупиковые ее линии (языческая периферия).

Христианская  интерпретация истории оставила в наследство исторической науке  идею всемирной истории. В настоящее  время переизданы труды по русской  истории Г. Флоровского, Н. Канторова, А. Нечволодова - сторонников христианской концепции.

3.2. С началом нового времени христианская концепция была подвергнута критическому переосмыслению. Появилась РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ (ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ, нашедшая философско-теоретическое обоснование и систематизацию в философии истории Гегеля и историческом материализма К. Маркса.

Основной  проблемой этой концепции является взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. И Гегель, и Маркс считали историю универсальной, развивающейся по общим и объективным законам. Для обоих мыслителей характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Их объединяет также и интерпретация исторического познания - в состав его они включают как раздел, связанный с изучением фактической стороны истории, так и теоретико-методологический раздел: философия (Гегель) или социология (Маркс). Однако, Гегель осмысливал мировую историю с помощью актуального в ту пору понятия "дух народа". Этот дух, по мысли Гегеля, проявляется в религии, искусстве, науке, нравственной жизни общества, в конституции, государстве. На первый план в историческом процессе Гегель выдвигал тот или иной народ - носитель абсолютного духа. Исходным начальным пунктом мировой истории Гегель считал Древний Восток. Эпохи существования Древнего Востока, Античности, Средневековья, Нового времени выступали у Гегеля ступенями мировой истории. Через всю историю человечества Гегель проводил идею развития, которая проявлялась в том, насколько общество осознало идею свободы, насколько оно воплощало эту идею в праве, государственном устройстве и т.д. Гегелевскому идеализму в объяснении исторического развития Маркс противопоставил материализм.

Исторический  материализм, по словам Энгельса, - это "такой взгляд на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой" (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 22, С. 306).

Согласно понятиям исторического материализма, или  материалистическому пониманию истории, производство и воспроизводство материальных благ являются вечной естественной необходимостью человеческого существования, основой исторического развития общества. Занимаясь производством материальных благ, люди не только используют, видоизменяют материал природы, но и видоизменяются сами, совершенствуются, формируются как социальные существа. Способ производства материальной жизни, по Марксу, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет сознание.

Конкретизацией  и дальнейшем развитием марксистского  понимания истории стала концепция общественно-экономической формации.

Понятием  общественно-экономической формации в марксизме обозначаются качественно своеобразные ступени истории человечества. Всего таких ступеней, или формаций, пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате социальной революции, в ее основе - конфликт между производительными силами и производственными отношениями. "На известной ступени своего развития, - читаем мы у Маркса, - материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции" (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 13, С. 7).

Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установления справедливого миропорядка. Новый базис порождает и новую надстройку. Такой переход не может происходить без борьбы между людьми, классами (группами) людей, тем более, что одни классы являются эксплуататорскими, а другие - эксплуатируемыми. История, по мысли К. Маркса, вся пронизана этой борьбой. Классовую борьбу Маркс считал движущей силой истории, а революции - ее "локомотивами".

Сильными сторонами формационной концепции являются:

1. Детальнейшая  разработка теории экономического  фундамента (базиса) общества.

2. Открытие законов экономического развития, показ внутренних связей общественного организма (формации);

3. Создание четкой модели  всего исторического развития. С  ее появлением история человечества  предстала обществу как объективный,  закономерный, поступательный процесс,  в котором видны основные этапы и движущие силы.

К недостаткам этой концепции можно отнести:

1. Известный  детерминизм, при котором ограничивается  свобода выбора человека, государственного  деятеля. Свобода воли рассматривается  только в ракурсе соответствия  основным тенденциям социально-экономического развития или несоответствия им.

2. Прогресс в марксистском  учении рассматривается линейно,  он не имеет обратного хода.

Теория формаций в самом общем виде была сформулирована К. Марксом как обобщение исторического  пути развития Европы. К. Маркс, осознавая многообразие мира, видел, что некоторые государства не подходят под формационную модель. Эти страны Маркс относил к так называемому "азиатскому способу производства". Однако, и в Европе развитие некоторых стран не всегда укладывалось в схему пяти формаций.

В 20-е - 30-е годы XX в. теория Маркса в СССР была упрощена. Был  сформулирован жесткий закон  смены общественно-экономических  формаций, в который было включено все мировое развитие. Все, что  не укладывалось в формационную модель развития, считалось историческими особенностями. Была выдвинута теория трех эшелонов развития мирового капитализма. Развитые государства Запада были отнесены к первому эшелону, Россия - к странам второго эшелона (догоняющего развития). Многие страны из бывших колоний попали в третий эшелон. Разработка этой теории отражала стремление усовершенствовать концепцию формационного подхода.

Таким образом, рационалистическая (всемирно-историческая) интерпретация  истории имела огромное научное  значение для понимания исторического развития. Но присущий ей европоцентризм затруднял в определенной степени отражение многомерности, многовариантности, многообразия исторического процесса и это обусловило появление альтернативных концепций исторического развития. Так появилась КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ (ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД).

3.3. Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является "цивилизация". Термин "цивилизация" происходит от латинского корня "civil" - государственный, городской, гражданский. Он употреблялся в противовес слову "silvaticus", что в переводе с латинского означает лесной, грубый, дикий. Первоначально слово "цивилизация" использовалось, имея три распространенных значения. Первое - синоним культуры, второе - ступень общественного развития, следующая за варварством, третье - уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры. В силу универсальности и многозначности этой категории, она трудно поддается определению. Существует более ста определений "цивилизации". Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу огромное значение имеет понимание "цивилизации" как целостной общественной системы, все составные которой тесно взаимосвязаны, несут на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Сама же система имеет внутренний (самостоятельный) механизм функционирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"