Шпаргалка по "истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:12, шпаргалка

Описание работы

После смерти Алекс. Мих. На престол вступ его старший сын Фёдор (1676-1682). У власти в этот период находится клан Милославских. Усиление абсолютизма; после разгрома Никона началось установление светского государства.

Файлы: 1 файл

Россия на экзамен.docx

— 135.44 Кб (Скачать файл)

После начала в 1789 г. революции  во Франции Россия повела активную борьбу с революционной страной. При Екатерине II противникам революции  во Франции через русское посольство оказывалась помощь. В России были запрещены произведения французских  просветителей, ужесточена цензура. В 1792 г. были разорваны дипломатические отношения с Францией, аннулирован ввоз в Россию французских товаров. В 1793 г. Россия заключила договор с Англией, Пруссией и Австрией, обязывая помогать им войском и деньгами в борьбе с Францией. Принять участие в интервенции против Франции России помешала война со Швецией (1788-1790) и события в Польше.

Борьба с революционной  Францией стала стержнем внешней политики Павла I. Против Франции была создана коалиция в составе Англии, России, Австрии, Турции и Неаполитанского королевства, которая развернула свои действия в Италии, Средиземном море и Швейцарии. Летом 1789г. флот Ф.Ф.Ушакова вошел в Адриатическое море, овладел Ионическими островами. После штурма была взята мощная французская крепость Корфу. В 1799 г. русские моряки овладели портом Бриндизи, на Аппенинский полуостров был высажен десант, изгнавший французов из Неаполя и Рима.

Центром действия союзников  на суше стали оккупированная французами Северная Италия и Швейцария. Во главе  союзных войск встал А.В.Суворов, совершивший свой блистательный итальянский поход. А.В.Суворов с войском, во много раз уступавшим противнику, наносил ему молниеносные удары, не давая объединить силы.

16-17 апреля 1799 г. русские одержали победы при р. Адде, открыв путь на Милан и Турин. За пять недель была освобождена вся Северная Италия. Этот успех был закреплен победами в июне 1799 г. при Треббии и в августе того же года при Нови.

Вместо движения во Францию  и на Рейн, как предлагал Суворов, он вынужден был выполнять приказ Павла I о переброске войск через  Альпы в Швейцарию на соединение с корпусом А.М.Римского-Корсакова. Это был беспримерный переход. 13 сентября 1799 г. русские овладели перевалом  Сен-Готард, а на следующий день разбили французов у Чертова моста и ворвались в Швейцарию, но были окружены превосходящими силами французов. Потеряв в жестоких боях 7 тыс. человек, Суворов все же вырвался из окружения.

Швейцарский поход еще  более обострил отношения в коалиции и привел к выходу России из войны. Павел I заключил союз с Наполеном  и разорвал отношения с Англией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №27 . Административные реформы Петра I. Завершение формирования русского абсолютизма. Его особенности.

Говоря об административных реформах Петра I нужно отметить, что  как таковых реформ вовсе не было. Это были лишь незначительные изменения  в ту или иную сторону.

Первой административной реформой стало создание в 1699 году особого  ведомства городов. Было введено  местное самоуправление для городского купечества, а также населения  поморских (северных) городов. Власть воевод отменялась. Выборные бурмистры должны были ведать судом и сбором денежных платежей. Во главе органов местного самоуправления была поставлена Московская ратуша. В её ведении находились главные поступления государственных  доходов с городов, а также  общий надзор за действиями органов  самоуправления. Возглавил Ратушу А.А.Курбатов в должности обер - инспектора.

губернская реформа. По замыслу  Петра, местные органы должны были заняться размещением и обеспечением войск  в мирное время. В 1708 г. было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (Санкт - Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе губернии стоял губернатор. Главная задача губернской реформы - обеспечение армии за счет местных учреждений - выполнена не была, т.к. Северная война затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях «приписанные» к ним полки не удалось.

В 1711 году, отправляясь в  турецкий поход, Пётр издал коротенький  указ, гласивший: «Определили быть для  отлучек наших Правительствующий  сенат для управления». Так, одним  росчерком пера, было основано учреждение, просуществовавшее в России около  двухсот лет. Состоял он из 9 человек, приближенных к царю. Трое являлись представителями знати (князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын), трое - бывшие члены Боярской думы и  трое - из дворян. Сенат занимался  вопросами комплектования армии, развитием  торговли и промышленности, контролировал  финансы.

За работой Сената следил генерал - прокурор (П.И. Ягужинский). Главная  его задача состояла в том, чтобы  играть роль «ока государева» в Сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов  и обо всём докладывать императору. Введение этой должности означало резкое уменьшение самостоятельной роли Сената в государственном управлении.

В 1718 был подписан указ об учреждении 9 коллегий: Чужестранных дел, Камер - коллегии (ведала сбором доходов), Юстиц-коллегии, Ревизион-коллегии (ведомство финансового контроля), Воинской, Адмиралтейской (военно-морские силы), Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (промышленность), а также Штатс-коллегии (ведомство государственных расходов). После учреждения коллегий Петр I решил реформировать и местное самоуправление. В 1719 - 1720 гг. были отменены не оправдавшие себя «доли». Губернии теперь делились на провинции, а те в свою очередь - на дистрикты. Правители дистриктов - земские комиссары назначались Камер - коллегией. Претерпело изменения и городское управление. Должность бурмистров отменялась. Всё посадское население отныне делилось на три части: 1-ую гильдию (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-ую гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд», составлявший подавляющее большинство городского населения. Резко сократился круг людей, принимавших участие в выборах. Новые органы городского самоуправления, магистраты, состояли лишь из представителей 1-ой гильдии. Установления Абсолютизма в России его особенности. Главной его особенностью было, то что он складывался в условиях крепостного права. Сильного многочисленного служилого дворянства преданного монархии. Созданным в 15-16 ввеках для борьбы с внутренними и внешними врагами. Также в условиях развития слабых капиталистических отношений, началом буржуазии и городов, поэтому в России главной опорой абсолютизма всегда было дворянство. Дворянство начинает диктовать свои условия монархам, менять правителей. Вывод: таким образом абсолютизм это прежде всего власть консолидированного сословия феодалов (дворянства)

 

 

Вопрос  №28 Школа и просвещение в XVIII в. Политика царского правительства в области просвещения.

Со времен Петра 1 просвещение  в России обретало все более четкий светский характер, все более определенную политическую направленность. Увеличилось число светских солдатских гарнизонных школ, прямых продолжателей традиций петровских «циферных школ». В 1721г их насчит ок 50, а в 1765г школы были при 108 гарнизонных батальонах, где училось 9 тыс солдатских детей. Существовали национальные военные школы на Кавказе. Основное же внимание уделялось образованию дворянскхи детей в закрыытх учебных заведенияхю В 1731 г был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752г морской Шляхетский корпус. В 1758г. Артиллерийская и Инженерная школы в Петербурге объеденились и составили третье закрытое дворянское учебное заведение. В 18в входит в моду приглашать учителей-иностранцев, особенно французов. Важнейшим событием сер 18 в была организация первого в стране высшего гражданского учебного заведения – Московского университета (1755г). Куратором его был влиятельн елизаветенский вельможа – Шувалов, известный меценат, основатель и президент Академии художеств. Однако идейным строителем Московского университета был гениальный русский ученый М.В.Ломоносов. Он разработал проект организации университета. Он добился чтобы университет был бессословным (только при Ек2 исключит дворянство) и светским учебным заведением. Первые три факультета: философский, медицинский и юридический. Для подготовки студенческих кадров была создана специальн гимназия с двумя отделениями – для дворян и разночинцев. Здесь изучались русский, латинский, один из европейских языков, математика, словесность и история. В созд-и учебников принял активное участие Ломоносов, написавший «Риторику» и «Российскую граматику». Преподование велось на русском языке. Во второй половине столетия Московский университет стал крупнейшим центром русской науки и просвещения. В неп преподавали Десницкий, Аничков, Поповский, Барсов и др. По образцу Московской была создана гимназия в Казани. Из стен МГУ вышла чувашская грамматика, грузинская и татарская азбуки. Несмотря на эти успехи потребность в организованной с-ме школьн образования ощущулась все более остро. По инициативе Ек 2 проекты школьного образования поручены образованейшему из предситавит русской знати – Бецкому. Главная идея плна Бецкого – создание из молодого поколения «новой породы людей» - гуманных и справедливых, которые смогут сделать общ-во справедливым. Для реалезации этой идеи он предложил принцип закрытых учебных заведений, где бы дети жили от 6 до 18 лет. При этом соблюдался бы принцип сословного разделения – для дворян особо, для купечества особо и т.д. Реализация этого плана выразилась в реформе гимназии в Петербурге, Сухопутного и Морского шляхетских корпусов; создано училище для мальчиков при Академии художеств, комерческое училище в Москве. Открыт Московский воспитательный дом для «незаконорожденных детей» и подкидышей. Бецкой был инициатором и женского образования. Открытие “Общества двухсот благородных девиц”, вошедшего в историю под названием Смольного института, при нем было особое «мещанское отделение». Деят-ть Бецкого и реалезация его плана нив коей мере не решали проблему созд сис-мы начального образования, потребность в кот с годами росла все больше. В 1782г. Организуется «Комиссия об учреждении училищ». Первым итогом работы Комиссии было открытие главных (четырехклассных) и малых (двухклассных) народных училищ в Петербургской губернии. В 1786г. Такие училища открыты в 25 губерниях. Малые училища ограничивались преподованием навыков чтения, письма, чистописания, рисования, граматикой и «христианским законом и добронравием». Главные училища сверх того включали изучение арифметики, геометрии, механики, физики, географии, истории,естественную историю и гражданскую архитектуру. Всего в к 18в в России насчитывалось ок 550 различн учебных заведений с числом учащихся до 62 тыс ч-к. Из них ок 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и школ, и ок 60 закрытых дворянских учебных заведений.Крестьянству путь в школу закрыт.

 

 

 

Вопрос  №29 Крестьянская война 1773-1775 гг. (Периодизация, особенности, манифесты Е.И. Пугачева).

Периодизация: 1 этап: сентябрь 1773 - март 114 (казахский). 2 этап: апрель 1774 - июль 1774 (горно-заводский) (до Казани, основные силы - рабочие люди, башкиры). 3 этап: июль 1774 - 1775 (Крестьянский - самый не организованный, поволжский) (осн. силы - крестьяне)

Цель: уничтожение феодально-крепостнического строя.

Ход восстания:1 этап: 17 сентября 1773 г. - казак донской станицы Зимовейской Е.И. Пугачев публично объявил себя императором Петром 3. Произошло это в Уральске на хуторе Толкачевых перед 80 казаками, которые тут же присягнули ему в верности. 18 сентября 1773 г. Пугачев с отрядом отправляется к Яицкому городку, но на штурм не решается и двинулся вверх по Яику, не имея какого - либо сложившегося плана действий. По ходу продвижения отряда одна за другой захватывались крепости Яицкой укрепленной линии. Сопротивление повстанцем оказали под Татищевой крепостью, после взятия которой пугачевцы устроили кровавую расправу над офицерами и дворянами. У пугачевцев появилась артиллерия. В начале октября Пугачев во главе почти 3 тысячного отряда с 20 пушками подступили к Оренбургу. Губернатор И.А. Рейнсдорп успел принять меры к обороне города. Попутка пугачевцев взять город штурмом не имела успеха. От перебежчиков Пугачев узнал, что в городе нет достаточного продовольствия, и решил взять город мором. Началась 6-месячная осада губернского центра. Располагалась армия Пугачева в семи верстах от Оренбурга - в слободе Берда. Сюда, в армию Пугачева вскоре прибыли первые отряды башкир, калмыков, марийцев. На помощь осажденным был послан полуторотысячный отряд генерала В.А. Кара. Однако отряд Кара по отдельности был разгромлен силами Пугачева, отряд которого к этому времени составлял около 20 тысяч человек. Кар бежал. Когда кар появился в Москве, правительство трезво посмотрело на происходящее и приняло решение отправить против мятежников полностью укомплектованные полки, а не разрозненные отряды. 22 марта 1774 г. - первое сражение трех регулярных полков с армией Пугачева. Здесь 6,5 тыс. войско Голицына противостояли 8 тыс. войску Пугачева. Закончилось это разгромом пугачевского войска. Осада Оренбурга снята. Самому Пугачеву и еще 500 казакам удалось бежать в Башкирию.

2 этап: После похода Пугачева по заводским районам Южного Урала ряды восставших пополнились горнозаводскими рабочими и башкирами. Пугачевцы потерпели поражение под Троицкой крепостью от войск генерала И.А. Декалонга. Пугачев повернул в направлении Казанской губернии. Его появление в губернии обеспечивало приток новых сил. Крестьяне, узнавая о приближении Пугачева убивали своих помещиков, грабили и поджигали помещичьи усадьбы. «Петра 3» повсеместно встречали с хлебом и солью. При подходе к Казани у Пугачева снова создалась армия в 20 тыс. человек. 12 июля город пал. Но пугачевцы не взяли кремль. Этому помешала вовремя подошедшие войска Михельсона, который разгромил плохо организованную армию. Самому Пугачеву удалось бежать. На этом этапе пугачевцы все чаще прибегали к грабежу и разбою и оставляли за собой разрушенные и сожженные руины. 3 этап: Сигналом к этому этапу послужил манифест Петра 3 от 31 июля 1774 г. Манифест был не случайно провозглашен именно в это время. Он был направлен к лицам «находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков». А именно в это время Пугачев переправляется на правый берег Волги в районы «классического» крепостничества. Начались массовые убийства дворян, офицеров, чиновников и др. Но правительственные войска были схожи по жестокости, укрощая повстанцев. По приказу командующего войсками П.И. Панина было казнено и наказано большое количество повстанцев. Как пишут современники, «города, селенья и дороги были уставлены по приказу Панина виселицами с трупами повстанцев, которые запрещалось снимать и хоронить месяцами».

Пугачев решает идти на Дон, к казакам. Расположенные на его  пути города сдавались без сопротивления. Единственный город, оказавший сопротивление  был Царицын. На следующий день после  попытки захватить город, туда вошли  преследователи Пугачева. Он понял, что  убежать не удается. Не оправдалась и надежда на донских казаков, они остались верными правительству.

24 августа 1774 г. произошло последнее сражение у Сальниковой ватаги, в 40 верстах от Черного Яра. Повстанцы потерпели сокрушительное поражение от отборных войск Михельсона. С отрядом из 160 яицких казаков Пугачев ушел в заволжские степи с намерениями вернуться в места, где начиналось восстание. Но шансов не было. После заключения мирного договора с Турцией на подавление восстания спешили полки А.В. Суворова. 15 сентября Пугачева обезоружили, связали и отправили в Яицкий городок, оттуда в оковах и клетке под усиленной охраной его повезли в Москву. Казнили 10 января 1775 г.

 

 

Вопрос  №30 Петр I и его сподвижники. Оценка преобразований Петра I в отечественной историографии. Сподвижники Петра являлись , без сомнения , меньшинство в русском обществе , но воспитанные в школе Петра и поставленные им у власти , они прониклись взглядами своего воспитателями и после его смерти не дали государству уклониться на путь реакции . Победа над ними принадлежит «птенцам» Петра , и в этом их главное историческое значение . Но птенцы Петра различны и дать им общую характеристику нет возможности . У них есть одна общая черта – практический характер воспитания и деятельности . В первую очередь это Меньшиков . Петр наделил его большими полномочиями и он стал после Петра вторым лицом в государстве . Это велики государственный деятель и талантливый полководец . Были и др. сподвижники Петра взятые им из низших слоев общества . Генерал-прокурор сената Ягужинский и дипломат барон Шафиров . Большинство сотрудников достигло высокого государственного положения именно личными заслугами и талантами – великий канцлер граф Головкин , генерал-адмирал Апраксин , дипломаты Толстой , Матвеев , Неплюев , Волынский . Из людей родословных на высоких административных постах удерживались представители 3 фамилий : Шереметьев , старший графом и фельдмаршалом , князем Голициным – сенатор и фельдмаршал , Князья Долгорукие и еще необходимо упомянуть Репнина , фельдмаршала . так был разнообразен по своему социальному составу ближайший круг Петра . Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы . Большинство считают , что реформы Петра 1 имели выдающиеся значение в истории России ( Валишевскии , Соловьев , Ключевский , Костомаров , Карпович , Молчанов , Павленко и др. ) С одной стороны царствование Петра вошло в отечеств. историю как время блестя. С др. стороны итогом деятельности Петра 1 некоторые историки считают создание «регулярного госу-ва» , т.е. гос-ва бюракратического, основанного на слежке и шпионаже. Происходит становление авторитарного правления, возрастает роль монарха, его влияния на все сферы жизни об-ва и гос-ва (Мавроди, Вернадский). Болдырёв, изучая личность Петра и его реформы делает вывод о том, что петров. преобразования направлены на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась сложной. Идеалом гос. устройства для Петра 1 было регулярное гос-во, модель, подобная кораблю. Только такое гос-во могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и поэтому вошёл в историю как великий реформатор. 

Информация о работе Шпаргалка по "истории России"