Шпаргалка по "истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:12, шпаргалка

Описание работы

После смерти Алекс. Мих. На престол вступ его старший сын Фёдор (1676-1682). У власти в этот период находится клан Милославских. Усиление абсолютизма; после разгрома Никона началось установление светского государства.

Файлы: 1 файл

Россия на экзамен.docx

— 135.44 Кб (Скачать файл)

Государство как верховный  собственник полезных ископаемых облагало промышленников десятиной с выпускаемой  продукции.

На базе казённых заводов  создавалась частная промышленность в том числе и в металлургии на Урале. Экономическая политика правительства способствовала этому. Оно передавало казенные заводы в частные руки на очень выгодных условиях. Так Невьянский завод 8 марта 1702 года был передан Демидову на таких условиях: 1)стоимость завода возмещалась в течении нескольких лет продукцией завода. 2)Получил беспроцентную суду.3)В течении 5 лет завод освобождается от всех налогов. 4)Государство брало на себя обязательство охранять отечественного предпринимателя от иностранной конкуренции, путём таможенной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №17 Достижения науки и техники в XVIII в. Создание и деятельность Академии

Развитие науки сложный  процесс. Для этого должны «сойтись»  в одной точке три главных  фактора - способные к науке люди, соответствующая материально-техническая  база, общественная среда, готовая оказать  поддержку научным изысканиям.

Создание  Академии наук. Ее начальная деятельность.

Проект о «сочинении Академии»  Сенат обсудил в присутствии  Петра 1 - главного вдохновителя ее создания - 22 января 1724 г., а 28 января им подписан протокол Сената с указанием «учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили б книги…». Под «художествами» подразумевались механика, живопись, скульптура, архитектура, геометрия, оптика и т.д.. (Отсутствие богословских наук). Хотя еще в 1718 г. Петр 1 озаботился тем, чтобы «приискать из русских кто учен и к тому склонность имеет», поначалу обратились к западноевропейским ученым и даже первых студентов академии выписали из-за границы. Но курс был взят на приглашение из зарубежья не «або кого», а «самолучших ученых людей».

Именно поэтому первым академиком Петербургской академии стали действительно крупные  ученые.

В отличие от иностранных  академий, Петербургская Академия наук являлась не добровольным обществом  ученых, а государственным учреждением. В этом были свои плюсы и минусы. С одной стороны, Академия имела  твердый бюджет (в первый год существования  на е содержание выдано 24912 рублей), но с другой стороны - она была включена в общую бюрократическую систему  и целиком от нее зависела. Всеми  делами в Академии ведала академическая Канцелярия, во главе которой почти 35 лет стоял и.Д. Шумахер.

В Академии плодотворно трудился Леонард Эйлер. Он по приглашению  приехал в Россию в 1727 г., после окончания Базельского университета, и пробыл здесь вплоть до 1741г., затем 25 лет трудился в Берлинской Академии. Продуктивность Эйлера поражает: им написано более 800 книг, статей, учебников. Свыше 460 его работ напечатано в изданиях Петербургской Академии.

Блистательных успехов достигли и остальные приехавшие в Россию ученые, заложившие основы Российской науки: академики Д.Н. Бернулли, И.Г. Гмелин, Г.Ф. Миллер и др. (До 1741 г. в Академии был единственный русский - адъюнкт В.Е. Адодуров, работавший в области высшей математики, он составил полную русскую грамматику).

Ученым - энциклопедистом, первым русским академиком стал М.В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель первого университета, «сам был первым нашим университетом». Упорный труд, гениальные способности  сделали его титаном науки - он работал в области физики и  химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтик. В этих и  других отраслях знаний ученый оставил  глубокий след. Ломоносов открыл закон  сохранения материи и движения, обосновал  теории атомо - молекулярного строения вещества, причины поднятия материков  и горообразования и т.д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую  теорию. История русского народа, его  языка начинается, как доказывал  он, с «глубокой древности», а  отнять не с призвания варягов, которых  он считал жителями южного побережья  Балтики.

Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии л. Эйлер, великий математик, называл его «гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке».

За Ломоносовым последовала  целая плеяда выдающихся русских  ученых. М.В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С.П. Крашенников составил знаменитое «Описание  земли Камчатки», И.И Лепехи - описание земель Поволжья, Урала. Сибири («Дневные записки»).

Тогда же во второй половине столетия, закладываются научные  основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории  работают выдающиеся ученые - М.М. Щербатов («История Российская от древнейших времен»), И.Н. Болтин.

 Развитие науки вызывалось  практическими потребностями государства,  появлением значительного числа  ученых из русских и иностранцев,  расширением связей с мировой  наукой. В связи с проведением  большого количества экспедиций  в разные концы страны ее  участники составляют карты Балтийского,  Каспийского морей, Дона, Камчатки  и т.д. И.К. Кирилов свел воедино  географические открытия в своем  «Атласе Российской империи» (1734 г.)

При Петре 1 создали труды  по истории Северной войны - «Книгу Марсову», «Историю Северной войны». Для  пропаганды научных знаний в Петербурге создали Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями («монстры», всякие диковины, раритеты). Во второй четверти 18 века В.Н. Татищев создал обобщающий труд - «Историю Российскую». В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают сведенья о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос№ 18 Русская армия и флот в XVIII в. Военное и морское искусство. Выдающиеся русские полководцы и флотоводцы.

Военные реформы Петра I - военные преобразования в России в 1-й четверти 18-го века под руководством Петра I. Основное содержание : создание русской (национальной) регулярной армии и флота, основанных на рекрутской системе комплектования, упразднение ранее существовавших разнородных воинских формирований и введение однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии, единой системой воинского обучения и воспитания, регламентированных уставами; централизация военного управления, замена приказов Военной коллегии и Адмиралтейств-коллегий, учреждение должности главнокомандующего, при котором был создан полевой штаб во главе с генерал-квартрместером; открытие военных школ для подготовки офицерских кадров и регламентирование службы офицеров; проведение военно-судебных реформ. По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра I выдвинули русскую армию на одно из первых мест в Европе. К концу первой четверти 18 века Россия стала одной из сильнейших морских держав. Тринадцатого января 1720 года Петром 1 был издан первый морской устав: «Море. Но тогда, чего ради тому не исполниться, и нас сие бремя, воля вышнего Правителя возложить изволила: оное оставляем непостижимым судьбам его. И понеже сие дело необходимо нужное есть государству, того ради сей Воинский Морской устав учинили, дабы всякой знал свою должность и неведеньем никто не отговаривался. « Издание в России в 1720 году Морского Устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот. К 1725 году русский флот на Балтике был одним из сильнейших флотов. Он имел 48 линкоров и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28000 человек. С 1716 года на флоте появились гардемарины - выпускники открытой в 1700 году «Школы математических и навигационных наук». Впервые за всю историю страны многие «незаметные государству мужи» получили возможность выдвинуться на видные посты. Это такие люди как А. Д. Меньшиков, Ф. Я. Лефорт -адмирал, близкий друг царя, А. С. Шеин -первый генералиссимус, Ф. М. Головин - адмирал, М. М. Голицын - адмирал. Все они добились почета не только из-за происхождения - этих людей возвысил их ум.

 

Вопрос№ 19 Зарождение Русского просвещенного абсолютизма в середине 18 века. Внутренняя политика Елизаветы Петровны (1741-1761) и Петра 3. (1761-1762)

Период оформления абсолютизма  в России связан с именем Петра  І, период дальнейшего усиления абсолютной монархии в XVIII веке - с именем Екатерины  ІІ. Это имена, которые оставили в  российской историографии противоречивые мнения о себе и о своей деятельности. В оценке этого времени среди  историков нет и не было единогласия. По словам историка С.М.Соловьёва, Пётр І «проводил всю свою жизнь в борьбе и оставил по себе двойную память: одни благословляли его, другие проклинали». Абсолютизм (от лат. absolutus — безусловный) — период в истории Европы, когда существовала абсолютная монархия. Абсолютная монархия — государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями.Елизавета при вступлении на престол обещала не приговаривать никого к смертной казни. Сыграла определенную роль в восстановлении петровских традиций, идей. При ней сенат стал играть прежнею роль в управлении страной, немцев удалили с высших должностей, восстановили магистры, исчезнувшие ещё при Екатерине 1. Правительство Елизаветы Петровны проводило курс на увеличение привилегий дворянства. Помещики получили право ссылать провинившихся крестьян в Сибирь в счёт поставки рекрутов. Пётр 3 – Ликвидировал тайную канцелярию. Был издан указ о конфискации земельных владений церкви. Манифест 18 февраля 1762 года о вольности дворянства, освободивший его от обязательной службы

 

 

Вопрос  №20. Россия во второй четверти XVIII в. Роль русской гвардии в Дворцовых переворотах.

Несмотря на то, что последователи  Петра не обладали его качествами. Россия не вернулась назад, а продолжала развиваться в направлении, данным Петром. Происходило усиление эксплуатации крестьянства, повышения прав дворянства и развитие мануфактурной промышленности. Несмотря на временные победы старой знати не только не пал абсолютизм, не был отменен табель о рангах и к концу 18 века интересы родовой  знати уже мало отличались от интересов  всего дворянства. Большое значение в этом имела гвардия. В советской  историографии господствовало мнение о том, что дворцовые перевороты были до смешного легки, когда речь шла о передаче власти от одной дворцовой группировки к другой. Гвардии отводилась роль бездумной военной силы, которой пользовались дворцовые группировки. Огромную роль приобретали сильные люди, падение которых можно было приравнять к дворцовым переворотам. Также как Меньшиков (1727), Бирон (1740). Дворцовые перевороты мало влияли на положение обюрократившегося дворянства. Даже его высших слоев, а гвардии тем более. Современная точка зрения отличается от советской (Анисимов, Каменский, Курупнин). Гвардия стала для Петра универсальным инструментом власти «кузницей кадров». Гвардейские офицеры выполняли любые поручения царей от организации горной промышленности до контроля за деятельностью сената и контроля за высшим генералитетом (фельдмаршал Шереметьев). Гвардия была той идеальной моделью, ориентируясь на которую Петр и хотел создать идеальное государство. Гвардейцы не только были, но и ощущали себя государственными людьми. Понимали себя создателями нового государства. Гвардейцы были мало связаны с современным бытом и были людьми - реформами, как жизненного принципа. С гвардии начиналось национальное самосознание русского дворянства, главная задача которых служить России. Среди гвардейцев был сильно развит дух товарищества, коллегиальности, чему способствовало то, что Петр 1 был сам капитан Преображенского полка. Вместе с тем, гвардейцы без рассуждений подчинялись Петру 1 и выполняли его требования. В этом берет начало трагическая разбойность. Петр 1 пытался вырастить рабов с качествами свободных людей. При нем лучшим его сподвижником был развит дух товарищества, обсуждение важнейших вопросов, коллегиальность. Поэтому гвардия боролась за наследников Петра 1.

С 1725 - 1762 гг. роль гвардии  непрерывно возрастает. В годы правления  Екатерины 2 гвардейцы стали привилегированными.

В 1725 г. гвардия под руководством Меньшикова возвели на престол Екатерину 1 и обеспечили господство с новой петровской аристократией.

В 1730 г. гвардия не дала захватить власть аристократии при поддержке Анны оторвала кондиции.

В 1740 г. гвардия под руководством Миниха свергла Бирона.

В 1741 г. гвардия самостоятельно свергла немцев окончательно и возвела на престол Елизавету Петровну.

В 1762 г. гвардия возвела на престол Екатерину 2.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №21 Просвещенный абсолютизм Екатерины II в 60-х гг. XVIII в. Его особенности.

Термин «просвещенный  абсолютизм» в западноевропейском обществе возник после появления  в 1784 году статьи Иммануила Канта  «Что такое просвещение» . Просвещение было широким идейным течением в годы , когда стало очевидным несовершенство отживавшей в странах Западной Европы свой исторический срок феодальной системы , в глубинах которой происходило вызревание новых буржуазных отношений . Его теоретические основы заложили и разработали выдающиеся философы , ученые и писатели Франции Монтескье , Вольтер , Дидро , Руссо , Д,Аламбер , Лессинг и др . Утверждение идеологии просветителей происходило в период вступления на историческую арену буржуазии , когда развернулась острая критика уходящего феодального строя и его институтов . Правое , умеренное крыло просветителей ( их большинство ) выступало за эволюционный путь развития , без потрясений и насилия . Идеологи европейского Просвещения в своем учении строго исходили из теории «естественного права» , основным постулатом которого было утверждение о свободе и равенстве всех людей от рождения . Все пороки существующего феодального строя объяснялись ими невежеством народа , в силу этого неспособного понять несовершенство , несправедливость законов . Паразитический образ жизни монархов и дворян просветители также на счет их непросвещенности . из этого следовал вывод – надо просветить всех и каждого . Народу надо осознать , что никому не дано право их угнетать , дворянам – устыдиться того , что порабощение , угнетение народа недостойно их «благородного» звания и наносит вред обществу в целом . Наиболее существенным элементом в утопической конструкции просветителей был расчет на то , что пониманием несовершенства строя и несправедливости законов более всех проникнется сам монарх и аннулирует такие законы . Он это сделает тем быстрее и последовательнее , чем большей властью будет обладать . Упование идеологии Просвещения на всевластие «мудреца на троне» привело к идее союза философов – просветителей и монархов . Основные надежды на «просвещенного монарха» возлагал сам Вольтер . Чаяние основано на том , что идеи Просвещения в той или иной мере разделяли прусский король Фридрих 2 , Шведский -0 Густав 3 , австрийский император Иосиф 2 . Отсюда и термин «просвещенный абсолютизм» . Идеи Просвещения обладали большой притягательностью и быстро распространились по всей Европе . В России они получили хождение под понятием «вольтерьянство» . Этому способствовало практически беспрепятственное и даже поощряемое самой Екатериной издание довольно большими тиражами трудов французских философов – Вольтера , Монтескье , Руссо , и др . За 10 лет ( 1767 – 1777 ) В стране отдельными сборниками было издано более 400 переведенных на русский язык статей из популярной в то время «Энциклопедии» Дидро и Д,Аламбера . К тому же многие имели возможность самостоятельно знакомиться с трудами просветителей в оригинале . Пример по-настоящему истового увлечения трудами просветителей подавала сама императрица , без всякого лукавства признававшаяся в письмах к друзьям : «Вольтер мой учитель : он , или , лучше сказать , его произведения , развили мой ум и мою голову» Однако между теорией «просвещенного абсолютизма» и попыткой Екатерины 2 реализовать ее на практике была огромная , обусловленная российской действительностью дистанция . С годами она увеличивалась и по чисто политическим мотивам и в конечном счете привела к практическому отказу Екатерины от воплощения в жизнь идей просвещения . Два решающих события стали на этом пути – восстание Пугачева и Французская революция . По мнению историков , «просвещенный» либерализм императрицы не выдержала этого двойного испытания . Если еще в радужные 60-е гг. 18 века и в самом начале следующего десятилетия императрица , не без основания считая себя истинной последовательницей . ученицей европейских просветителей , всячески пропагандируя их учение . Отсюда старания Екатерины сохранить лицо «мудрой правительницы» перед Европой .                                        

Информация о работе Шпаргалка по "истории России"