Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории России"

Файлы: 1 файл

Istoria.doc

— 628.50 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет, метод, основные категории и источники исторической науки. Периодизация отечественной истории, её место во всемирно историческом процессе.

История – это наука, изучающая человеческое общество, во всем его многообразии.

Предмет истории служит изучение деятельности и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

У истории 2 принципа:

  • Историзм – о смотрении любого объекта с учетом исторической обстановки.
  • Объективность – рассмотрение всех явлений в взаимосвязи.

Методы изучения истории:

  • Описательный – последовательное описание событий.
  • Сравнительный – проведение аналогии с другими странами.
  • Ретроспективный – взгляд в прошлое, обзор прошедших событий.

Подходы:

  • Формационный (марксисты Маркс и Энгельс) изучение средств производства и соответствие производственным силам производственных отношений, которые на определенном этапе своего развития приводят к противоречию, ведущие к возникновению экономических формаций.

5 экономических формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, камунистическая.

Минусы формационного подхода:

  1. На первом плане средства производства. На втором – человек, личность.
  2. Линейно - поступательные характеристики
  3. Все народы должны проходить одни и те же этапы развития.
  • Цивилизационный  - каждое гос-во. считалось локальной цивилизацией со своей экономикой, культурой, менталитетом.

Периодизация:

1132-1485 – древняя Русь

1485-1725 – Московское царство

1725-1917 – Российская империя

1917-1922 – Советское гос-во.

1922-1991 – Советский Союз

1991-1993 – 

1993-по наши дни – Российская Федерация

  1. Древнейшее население Восточной Европы. Великое переселение народов, его роль в этнических процессах Восточной Европы.
  2. Происхождение, расселение, хозяйственная жизнь, общественные отношения, религия восточных славян.

Во времена Неолита на территории между Европой и Азией появляются племена индоевропейской языковой общности, которые составляли по началу единое целое, говорили на одном языке и поклонялись одним и тем же богам. Лишь к концу Неолита относится начало распада этой общности с выделением нескольких больших народов, включая славян.

Родиной славян стали густые лиственные леса Центральной Восточной Европы, где было много рек, ручьев, озер и болот . Южная граница проходила  по северному склону Карпат, северная по р.Припяти. Их окружали кельты, иллилийцы, германцы, балты, дако-франкийцы и иранцы. 

На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра — кривичи, у оз. Ильмень — словене, по Оке— вятичи, в Белоруссии — дреговичи и радимичи, на среднем Днестре — тиверцы, между Днепром и Днестром — уличи, в Прикарпатье —дулебы. Возникали племенные союзы.

Во второй половине тысячелетия  единообразие славянского мира постепенно размывается. К этому времени  у многих племен Центральной Европы появляются многочисленные войска, вооруженные  бронзовым оружием. Начинается времена войн и завоеваний. Это способствует распаду старых одноязыковых общностей и образованию новых из этнически разных, разноязычных племен.

Процесс обособления, убыстрялся еще и различными темпами развития этих народов.

Так в северной половине центральной Европы складывается новое единство, получившее название "Венеды" из части западных славян и частей кельтских и иллилийских племен. Со временем кельты уйдут, оставив общее наименование за славянами, которые будучи доминирующей силой в этом союзе не будут испытывать влияние соседей на свой язык. И в дальнейшем мирно сосуществуя с другими племенами, будут в большей или меньшей степени обогащать другие языки.

Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество), пережили подъем пастушеского скотоводства, заселяли гигантские территории. Они оседло жили в `небольших деревнях, используя в повседневной жизни, в основном камень. Метал встречался редко. Земля была собственностью общины — верви, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание — вече. Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Родовые связи все больше вытеснялись территориальными. Складывались предпосылки для возникновения государства.

О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них  появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне  были язычниками. Известны Перун —  бог войны и грома, Велес — скота и торговли, Даждьбог — солнца, Стрибог— ветров, Мокошь — верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.

 

  1. Образование Древнерусского гос-ва. IX-X в.. Политика первых киевских князей.

На предмет образования гос-ва. у восточных славян существует несколько  теорий: норманнская, антинорманнская  и неонорманнская.

Авторами норманнской теории являются немецкие ученые XVIII в. Байер, Миллер, Шлецер. Согласно их теории славяне не могли создать гос-во. В силу своей экономической и социальной неполноценности. Созданию гос-ва они обязаны норманцам. По данной теории в 862 г. Новгородцами были приглашены для наведения порядка на их земле три брата Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик – в Новгороде, Синеус- в Белоозере, Трувор – в Изборске.

После смерти 2х братьев  Рюрик присоединил их земли и  правил в Новгородской земле.

Согласно данной теории название Русь – имеет норманнское  происхождение.

Автором антинорманской теории является М.Ломоносов. Утверждавший, что гос-во у восточных славян появилась за долго до прихода норманнов. И название Русь – происхождения славянского (от племени проживавшего на берегу реки Рос).

На сегодняшний день считается, что норманны сыграли  значительную роль в образовании гос-ва. у славян. Они ускорили этот процесс, активизировали его. Но не оказали существенного влияния на обычаи и традиции славянского народа. Название Русь – скорее всего имеет норманнское происхождение.

Не смотря на наличие  разных теорий об образовании гос-ва. у славян историческим фактом является поход новгородского князя Олега в 882 г. вниз по Днепру, по пути следования дружина Олега подчиняла находившиеся по обеим берегам племена. Подчинив – любич в 882 г. обманным путем захватили Киев изгнав правивших там Аскольда и Дира. И территорию подчиненных земель Олег провозгласил новым военно-политическим образованием – гос-вом. И стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). Т.е. 882 г. считается датой образования Древнерусского (Киевского) государства. Так как столицей был провозглашен – Киев.

Вновь созданное гос-во. по форме правления считается  раннефеодальной монархией с  элементами рода-племенной демократией. Под рода-племенной демократией  понимается наличие вече (демократический  институт). Великий князь киевский имел значительную власть являясь верховным  владельцем земли, военным предводителем, верховным судьёй.

Управление древнерусским  гос-вом. киевский князь осуществлял  посредством дружины старшей. Из числа которой в племенные  центры направлялись наместники. В последствии начиная с X в. наместниками отправлялись сыновья великого князя.

Созданное Киевское гос-во. проходит в развитии 2 этапа:

  1. становление (которое приходится на княжение Олега, Игоря, Ольги, Светаслава).
  2. расцвет (начиная с Владимира, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха).

Созданное Киевское гос-во. по мнению Л.Семянниковой имело европейские  черты являясь как бы частью восточной  Европы. Каковы эти черты:

  1. Власть князя была ограничена советом дружины и до X в. вечем.
  2. существующие вассальные отношения в гос-ве.
  3. Свободные перемещения населения по территории гос-ва.
  4. Принятие христианства – а вернее православия как гос-ной. религии.

Политика всех киевских князей сводилась  к внешней и внутренней политике. Киевское гос-во. было более этничным изначально, что в последствии оказало влияние на культуру и целостность гос-ти. Но политическое единство киевской Руси было очень слабое поверхностное и на всем протяжении существования гос-ва имели место сепаратизм местных (удельных) князей. Особенно проявлявшейся в соперничестве 2х политических центров Новгорода и Киева. Киевские князья принимали меры для упрочивания гос-ти. Одной из результативных мер было крещение Руси, пришедшееся на княжение Владимира. Второй принятие свода законов Русской правды, которое укрепило власть Ярослава Мудрого, подняла его авторитет и гос-во в целом. На период правления  Ярослава Мудрого приходится апогей расцвета. Связано это скорее всего с его политикой внутренней и внешней.

Последний период стабильности Киевского гос-ва приходится на время правления Владимира Мономаха (1113-1125), который своей жесткой политикой пресек междоусобные войны, организовал совместные походы против половцев. И его политику продолжил сын Мстислав (1125-1132). После чего Киевское гос-во распалось на ряд самостоятельных княжеств – гос-в. Т.о. созданное в IX в. Киевское гос-во просуществовало до середины XII в. На всем этом периоде развития наблюдалось укрепление княжеской власти, ослабление демократии и Киевское гос-во имело черты сходные с чертами европейских гос-в.

  1. Крещение Руси, значение и последствия.

В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич. Владимиру удалось  прекратить кровавую княжескую междоусобицу, которая разгорелась после смерти Святослава. Киев и Новгород были вновь объединены, князь контролировал весь Днепровский путь. Своих сыновей он посадил наместниками в главные города Руси. При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру. Однако язычество не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.

Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.

Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России.

Княжеская власть получила в новой  религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и  порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.

Крещение Руси превратило ее в равного  партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило  внешнеполитическое положение в  тогдашнем мире.

Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

Православие, приобщив Русь к древней  греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности  экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

  1. Социально- политический строй и экономика Древнерусского гос-ва. в XI – первой половине XII в.
  2. Причины распада Древнерусского государства. Русские земли во второй половине XII- ХIII в.в.

С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям —  Мономаху, его сыну Мстиславу —  удавалось на время затормозить  неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой. И в 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит вотчину свою». Его принятие означало, что престол больше не доставался самому старшему во всей великокняжеской семье, а наследование престола теперь было от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным. Политическая раздробленность была явлением неизбежным.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"