«Просвещенный абсолютизм» в России. Государственная деятельность Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – ознакомить с основными моментами правления Екатерины II, и относящихся к тому периоду её правления, который был назван «Просвещенным абсолютизмом».

Задачи:
Изучить литературные источники.
Познакомить с понятием «Просвещенный абсолютизм» и его значением для России.
Проанализировать государственную деятельность Екатерины Великой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Начало царствования Екатерины II
Детство и юность будущей императрицы…………………………5
Восшествие на престол и начало царствования…………………...7
Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм в России…………………………….12
Законодательная деятельность…………………………………….14
Административно-территориальное деление и местное управление………………………………………………………….18
Жалованные грамоты……………………………………………...20
Внешняя политика………………………………………………....23
Культура и просвещение………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

История контр. раб..docx

— 54.11 Кб (Скачать файл)

Действие ее было распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона. Жалованная грамота  дворянству свидетельствовала о  стремлении российского абсолютизма  укрепить свою социальную опору в  обстановке обострения классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически  господствующее сословие в государстве. 

Наряду с Жалованной грамотой дворянству 21 апреля 1785 года увидела  свет Жалованная грамота городам. Этот законодательный акт Екатерина II учреждал новые выборные городские  учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам: “настоящие городские обыватели” - владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трех гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; “именитые граждане”; “посадские”, т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслом или рукоделием. Эти разряды по Жалованной грамоте городам получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в три года созывалось собрание “градского общества”, в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была “общая градская дума”, состоящая из городского головы и шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты. Однако привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности оказались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией - попытка заложить основы буржуазного сословия не удалась.  
Помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только к государственным крестьянам). “Сельское положение” было вполне законченным проектом. Он не противоречил “Наказу”. Однако этот проект не был воплощен в жизнь. 

Во все время царствования Екатерины II идет обсуждение того, как  облегчить участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного  права. Она, в начале царствования, мечтала  освободить крестьян от крепостной зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что взгляды самой Екатерины II изменились после Пугачевского бунта.

 

2.5. Внешняя политика.

Важнейшей задачей внешней  политики, стоявшей перед Россией  во второй половине XVIII в., была борьба за выход к южным морям – Черному и Азовскому. С третьей четверти XVIII в. во внешнеполитической деятельности России значительное место занял вопрос об освобождении от иноземного господства земель Украины и Белоруссии и объединении в одном государстве всех восточных славян. Начавшаяся в 1789 году Великая Французская революция во многом определила направленность внешнеполитических акций русского самодержавия в конце XVIII в., включая борьбу с революционной Францией. На юго-восточных границах России положение было относительно стабильным. 

Правительство Екатерины II продолжило борьбу за выход Росси  к Черному морю. Однако стремление России не устраивало Францию и Турцию. Первая желала сосредоточить в своих  руках всю восточную торговлю. Вторая усматривала для себя серьезную  опасность в продвижении России на юг. Не осталась в стороне и  Англия, которой усиление в Причерноморье  помешало бы в достижении собственных  интересов на Балканах. Все это в конце концов привело к двум продолжительным и кровопролитным войнам России и Турции (1768-1774 гг., 1787 –1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей.

Российская империя присоединила к собственным территориям все  Северное Причерноморье. Крымское ханство, получившее в 1774 году политическую независимость от Турции, в 1783 году вошло в состав России.

В странах, подвластных Османской  империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство гарантировало  свободу вероисповедания христианской религии в своих владениях. Но главное – Россия получила выход к Черному морю и избавилась от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция.

Внешнеполитические итоги  последней трети XVIII века были исключительно  позитивны для дальнейшего развития России. Результатом русско-турецких войн стало ускоренное хозяйственное  освоение степного юга России. Постоянный источник опасности, мешавший этому  ранее – Крымское ханство –  был ликвидирован. Правительство  щедро раздавало земли «Новороссии» и Крыма дворянам, поощряя помещичью колонизацию. На освоенных территориях основывались новые города: Николаев, Одесса, Севастополь, Херсон и др. Выход же к Черному морю обеспечивал расширение торговых связей России со странами Средиземноморья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Культура и просвещение.  

В увлечении науками и  изящными искусствами проявлялась  еще одна сторона многогранной натуры императрицы. Екатерина II занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и  нумизматические собрания, коллекции  живописи и скульптуры. Среди известных приобретений Екатерина Великой – библиотеки Дидро и Вольтера, живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Рембрандта, Пуассена,Ван Дейки, Рубенса и других. Екатериной II был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце. 

Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими  преобразованиями. Заботами императрицы  утверждаются институты, кадетские  корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой императрицы в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян).

Императрица велела открывать  училища всюду: в губернских городах  возникают главные, а в уездных - малые народные училища. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. В Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии общественности предполагалось учредить университеты. 

Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины. Примечательно  и то, что при Екатерине II организация  врачебной помощи населению возлагалась  на власти. Каждый город обязан был  иметь больницу и аптеку, где больным  предлагались не те лекарства, которые  дешевле, а те, которые назначал врач.  

Страшным бедствием для  жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина II собственным  примером положила начало проведению вакцинации, которая затем по Указу стала обязательной. 

Во время 1-й турецкой войны  в стране началась эпидемия чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч  человек. Неграмотный народ не соблюдал элементарных карантинных правил. Тогда  в Москву были посланы опытные  начальники. Приняты были строгие  меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего  народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу бедным, стали покупать в казну изделия  ремесленников, не имевших покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 

Сложно однозначно оценить  итоги царствования Екатерины II. Многие ее начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили  к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный  результат. Можно также сказать, что Екатерина Великая просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования. Или признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй, после Петра I, шаг по пути европеизации страны, и первый - по пути реформирования ее в либерально-просветительском духе.

«5 ноября 1796 императрица неожиданно упала в припадок, а 6 ноября Екатерина II скончалась.  Государыня испустила дух на 67 году жизни, 6 месяцев и 15 дней от роду, повергнув всех присутствующих и целую Россию в самую глубокую скорбь и рыдания…» 7

С кончиной  императрицы  Екатерины  закончилась  целая  эпоха  русской истории. Сама Екатерина и ее сподвижники сумели, опираясь на народные  силы, достичь блестящих успехов и  во  внешней  политике,  военных  акциях,  и  во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях.

Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую  державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.

Как сказал В.О. Ключевский: «Царствование Екатерины II – это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределы людского века, не кончаются с жизнью своих творцов».

Список использованной литературы:

  1. Борзаковский П. Императрица Екатерина Вторая Великая / П. Борзовский - М.: Панорама, 1991
  2. Брикнер А. История Екатерины Второй / А. Брикнер - М.: Современник, 1991г.
  3. Дружинин Н. М., Просвещенный абсолютизм в России, в сборнике: Абсолютизм в России (XVII—XVIII вв.), М., 1964
  4. Павленко Н. И. “Екатерина Великая”, – М.: Молодая гвардия, 1999. 
  5. Сахаров А. Н. Романовы: Исторические портреты: Книга вторая. Екатерина II — Николай II/ А. Н. Сахаров - М.; АРМАДА, 1998.
  6. Соболева О. Л. Справочник школьника: 5-11 классы / О. Л. Соболева – М.: АСТ-ПРЕСС,С74 2001.
  7. Энциклопедия для детей (История России, 5 том), – М.: Аванта+, 1997.
  8. Интернет источники:

http://ricolor.org

http://slovari.yandex.ru

http://www.edudic.ru

http://uchebnikfree.com

http://www.rmj.ru

1 Сахаров А. Н. Романовы: Исторические портреты: Книга вторая. Екатерина II — Николай II/ А. Н. Сахаров -  М.; АРМАДА, 1998.

2 Брикнер А. История Екатерины Второй / А. Брикнер - М.: Современник, 1991г.

3 http://slovari.yandex.ru

 

4 Дружинин Н. М., Просвещенный абсолютизм в России, в сборнике: Абсолютизм в России (XVII—XVIII вв.), М., 1964

 

5 Дружинин Н. М., Просвещенный абсолютизм в России, в сборнике: Абсолютизм в России (XVII—XVIII вв.), М., 1964

6 http://www.edudic.ru

 

7 http://www.rmj.ru

 


Информация о работе «Просвещенный абсолютизм» в России. Государственная деятельность Екатерины II