«Просвещенный абсолютизм» в России. Государственная деятельность Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – ознакомить с основными моментами правления Екатерины II, и относящихся к тому периоду её правления, который был назван «Просвещенным абсолютизмом».

Задачи:
Изучить литературные источники.
Познакомить с понятием «Просвещенный абсолютизм» и его значением для России.
Проанализировать государственную деятельность Екатерины Великой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Начало царствования Екатерины II
Детство и юность будущей императрицы…………………………5
Восшествие на престол и начало царствования…………………...7
Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм в России…………………………….12
Законодательная деятельность…………………………………….14
Административно-территориальное деление и местное управление………………………………………………………….18
Жалованные грамоты……………………………………………...20
Внешняя политика………………………………………………....23
Культура и просвещение………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

История контр. раб..docx

— 54.11 Кб (Скачать файл)

Пермский государственный  педагогический университет

Кафедра анатомии, физиологии и медицины

 

 

 

 

 

 

 

«Просвещенный абсолютизм»  в России. Государственная деятельность Екатерины II

 

 

Работу выполнила

студентка 1 курса 

заочного отделения

группа ПСП -11

Проверил:

Заведующий кафедрой кандидат

исторических наук доцент

Державин Владимир

Альфредович

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Начало царствования Екатерины II
    1. Детство и юность будущей императрицы…………………………5
    2. Восшествие на престол и начало царствования…………………...7
  2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
    1. Просвещенный абсолютизм в России…………………………….12
    2. Законодательная деятельность…………………………………….14
    3. Административно-территориальное деление и местное управление………………………………………………………….18
    4. Жалованные грамоты……………………………………………...20
    5. Внешняя политика………………………………………………....23
    6. Культура и просвещение………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Екатерина II является одной  из наиболее значимых фигур в истории  России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые  и тёмные стороны его имели  огромное влияние на последующие  события, особенно на умственное и культурное развитие страны.

 Реформы, проведённые  Екатериной II, имели большое значение  в развитии России, а сильная  внешняя политика и огромные  военные успехи укрепили Российскую  Империю как великую державу.  Недаром её назвали Екатериной  Великой. 

Время царствования Екатерины II называют эпохой «Просвещенного абсолютизма» в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.

XVIII век  - это "союза  философов и монархов". В ту  пору широкое хождение получили  теория и практика, согласно которым  отжившие институты феодального  общества можно преодолеть не  революционным, а эволюционным  путем, самими монархами и их  дворянами, при помощи мудрых  советников-философов, прочих просвещенных  людей. Самодержцы, как предполагалось, были или должны быть людьми просвещенными, своего рода учениками идеологов Просвещения. 

      Актуальность  данной темы в  том,  что   в  наше  политически  и экономически  нестабильное  время  очень  сложно  выбрать  правильный   путь развития страны, и не в нашей ли истории  ответ  о  верной  дороге,  которая приведет нас к всеобщему процветанию и благоденствию, не в  деятельности  ли Екатерины II  скрыто руководство к действию будущих правителей.

 

Цель данной работы – ознакомить с основными моментами правления Екатерины II, и относящихся к тому периоду её правления, который был назван «Просвещенным абсолютизмом».

Задачи:

    1. Изучить литературные источники.
    2. Познакомить с понятием «Просвещенный абсолютизм» и его значением для России.
    3. Проанализировать государственную деятельность Екатерины Великой.

Работа построена на основе книг А.Н.Сахарова «Исторические портреты 1762-1917» - в данном пособии углубленно показана личность Екатерины II.

Павленко Н. И. “Екатерина Великая” в своей книге раскрывает все аспекты эпохи Екатерины II

Также использовались материалы  из О. С. Соболевой «Справочник школьника 5-11 классы» в нем подробно изложена политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины Великой.

 

 

 

 

 

 

1. Начало царствования Екатерины II.

1.1. Детство и юность будущей императрицы.

Екатерина II, до брака принцесса  София Августина Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21 апреля (02.05)1729 года в немецком приморском городе Штеттине, умерла 6 ноября1796 года в Царском селе (г. Пушкин). Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода.

Ее отец принц Христиан Августин Ангальт-Цербский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать – принцесса Иоганна Елизавета – происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского дома.  

Родители девочки не были счастливы в браке и нередко  проводили время порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к многочисленной влиятельной  родне, иногда вместе с дочерью. 

Когда Софии было уже десять лет, ее познакомили с мальчиком  по имени Петр Ульрих. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих претендент на престолы России и Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей троюродным братом. 

Прошло несколько лет, и мать вновь заговорила с ней  о странном мальчике по имени Петр Ульрих. За это время его тетка  Елизавета стала русской императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником  под именем Петра Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди  дочерей и сестер европейских  герцогов и принцев. Выбор был  велик, но приглашение прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августина Фредерика Ангальт-Цербстская. 1

В Петербурге София предстала  перед императрицей. Елизавете Петровне понравилась принцесса София, но не понравилась ее мать, принцесса  Иоганна. Поэтому первую она распорядилась  «наставлять в православной вере»  и обучать русскому языку, а вторую выслала из России за участие в  политических интригах. 

В 1745 г. состоялась свадьба с Петром Федоровичем, накануне которой она приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать великой княгиней Екатериной Алексеевной.  
Очень скоро юная Екатерина испытала переменчивый нрав императрицы, неуравновешенность мужа, пренебрежение и коварство окружающих.  
В те годы Екатерина много читала. Сначала она увлеклась модными романами, но ее пытливый ум требовал большего. Она обратилась к произведениям французских просветителей, трудам историков, естествоиспытателей, экономистов, правоведов, философов и филологов. Овладев русским языком, она читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей, царей и отцов Церкви.  
В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе. 

В 1754 году у Екатерина II родился сын-наследник Павел. Но ребенка взяли от матери в апартаменты императрицы. Елизавета полагала, что лишь она сможет воспитать его разумно и достойно.

 

1.2. Восшествие на престол и начало царствования.

В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Петр III. 

Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоевывать общие симпатии. 

Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. 28 июня 1762 года в России был совершен переворот в пользу Екатерины. 

28 июня 1762 года от лица Екатерина II был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. 29 июня Петр III подписал манифест о своем отречении. Однако, среди противников Петра III были влиятельные люди, которые считали более справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерина II позволить править до совершеннолетия сына. Это не входило в планы Екатерина II Чтобы заставить всех признать законность своей власти она решила как можно скорее короноваться в Москве. Церемония была совершена 22 сентября 1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю народу было предложено богатое угощение.2

 С первых дней царствования  Екатерина II хотела быть популярной  в самых широких массах народа, она демонстративно посещала  богомолья, ходила на поклонение  к святым местам. 

В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования Екатерина II проявила великодушие и снисходительность. Она прилагала все усилия, чтобы не оттолкнуть как влиятельных, умудренных жизнью сановников, служивших еще Елизавете Петровне, так и молодых своих соратников, которые рвались к управлению государством, не имея опыта и знаний. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина II любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.

Сразу после воцарения  Екатерина II была заметна кипучая  деятельность в государственном  организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное участие императрицы  в решении всевозможных вопросов. 

С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина II участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1763 году Сенат был  реформирован: он был разделен на шесть  департаментов со строго определенными  функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице.

Смерть Иоанна Антоновича (5 июля 1764года) избавила Екатерина II от страха за будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления, появились замыслы реализовать новшества.

Екатерина II принадлежала к  числу тех государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать, но и управлять.  
Екатерина Великая хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое государственное хозяйство, господствовало крепостное право. 

Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в  Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого  времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали  в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые  доводили их до ума.

В Воспитательном Доме детей  не только кормили, поили, одевали, но и  учили. Из “дома” они выходили уже  самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге. 

Будучи по происхождению  немкой, Екатерина II понимала, что императрица  должна прежде всего защищать интересы России и не отступала от этого правила. 

Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны  польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла  решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность  жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества  хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

Интересна история с секуляризацией, начатой Петром III. Сначала Екатерина II отменила секуляризацию, а затем  была создана Комиссия, высказавшая  единодушное мнение о необходимости  секуляризации. Указом от 26 февраля 1764 года монастырские, архиерейские и  церковные вотчины с населявшими  их крестьянами передавались в Коллегию экономии. Все повинности крестьян заменялись денежным оброком из общей суммы которого 1/3 передавались на содержание церковных институтов (монастырей и пр.).  

Секуляризация имела важные последствия. Она лишила духовенство  экономической мощи. Теперь монастыри, епархии, рядовые монахи полностью  зависели от государства. Кроме того, были облегчены условия жизни  крестьян, ранее принадлежавших духовным помещикам. Это связано с заменой  барщины оброком, что представляло крестьянам больше самостоятельности  и развивало их хозяйственную  инициативу. Крестьяне восприняли секуляризацию  за благо и прекратили неповиновение. 

Информация о работе «Просвещенный абсолютизм» в России. Государственная деятельность Екатерины II