«Просвещенный абсолютизм» в России. Государственная деятельность Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – ознакомить с основными моментами правления Екатерины II, и относящихся к тому периоду её правления, который был назван «Просвещенным абсолютизмом».

Задачи:
Изучить литературные источники.
Познакомить с понятием «Просвещенный абсолютизм» и его значением для России.
Проанализировать государственную деятельность Екатерины Великой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Начало царствования Екатерины II
Детство и юность будущей императрицы…………………………5
Восшествие на престол и начало царствования…………………...7
Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм в России…………………………….12
Законодательная деятельность…………………………………….14
Административно-территориальное деление и местное управление………………………………………………………….18
Жалованные грамоты……………………………………………...20
Внешняя политика………………………………………………....23
Культура и просвещение………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

История контр. раб..docx

— 54.11 Кб (Скачать файл)

Екатериной II был подтвержден указ Петра III об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии, которая, собственно, умирала сама собой. Однако орган такой остался. Тайную канцелярию заменили «Тайные экспедиции» при Сенате в столице и при сенатской конторе в Москве. Екатерина II вывела Тайную экспедицию из ведения Сената и подчинила ее генерал-прокурору.

Таким образом, Екатерина  Великая медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу и в итоге стала известной императрицей. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Просвещенный  абсолютизм Екатерины II.

2.1. Просвещенный  абсолютизм в России.

Время царствования Екатерина II называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Смысл просвещенного абсолютизма  состоит в политике следования идеям  Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а  иногда делавшие шаг в сторону  буржуазного развития).3 Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. 

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма  в России приобрело характер целостной  государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался  новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями  предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися  военными событиями и значительными  территориальными присоединениями. Это  связано с деятельностью крупных  государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других.

Сама Екатерина II активно  участвовала в государственной  жизни. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой  направленности была дворянской. В 60-е  годы Екатерина II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной  фразой (что характерно для просвещенного  абсолютизма). Эту же цель преследовали оживленные сношения ее с Вольтером  и французскими энциклопедистами и  щедрые денежные подношения им. 

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: 1. Нужно  просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый  порядок в государстве, поддерживать  общество и заставить его соблюдать  законы.

3. Нужно учредить в  государстве хорошую и точную  полицию. 

4. Нужно способствовать  расцвету государства и сделать  его изобильным.

5. Нужно сделать государство  грозным в самом себе и внушающим  уважение соседям”. В реальной  жизни декларации императрицы  часто расходились с делами.4

Итак, развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии

2.2. Законодательная  деятельность.

Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков  русской жизни является устарелость  законодательства: сборник законов (Соборное Уложение 1649 г.) был издан  при Алексее Михайловиче, а жизнь  с тех пор изменилась до неузнаваемости.

 Императрица видела  необходимость большой работы  по собранию и пересмотру законов.  Екатерина II решила составить  новое Уложение. Она читала множество  сочинений иностранных ученых  о государственном устройстве  и суде. Свое внимание императрица  сосредоточила на новейших сочинениях  по теории права. Первым из  них был труд французского  просветителя Ш. Л. Монтескье  «О духе законов». В нем автор  изложил теорию возникновения  законов под влиянием естественных  и социальных условий. Законы  должны быть согласованы с  потребностями страны, с понятиями  и обычаями народа. Другим источником  был трактат «О преступлениях  и наказаниях» Ч. Беккариа. Он выступал с решительным протестом против суровых норм средневекового законодательства. 

Опираясь на сочинения  Монтескье и Беккариа, Екатерина II приступила к формулированию общих принципов будущего свода законов Российской империи. Они были изданы под названием “Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии для составления проекта нового Уложения”. Над “Наказом” Екатерина II трудилась более двух лет. В “Наказе” она говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. “Наказ” показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. “Наказ” был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина II требовала смягчения наказаний: “любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства и могущие воздержать множество преступлений”. Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело.

 Екатерина II выступала  против применения пыток. Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей. “Лучше оправдать 10 виновных, чем обвинить одного невиновного”. Еще одно мудрое изречение: “Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать”. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотите предупредить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми. Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина Великая думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.  
Создание этой Комиссии было одним из важнейших начинаний Екатерина II. В соответствии с манифестом, опубликованным 14 декабря 1766 году в Москве собрались представители всех сословий (за исключением помещичьих крестьян) для сочинения проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов. 

Комиссия была открыта  торжественно летом 1767 года самой Екатерина II в Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых инородцев. 

Комиссия разделилась  на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными отраслями законодательства. Дирекционная – во главе с генерал-прокурором и председателем-маршалом руководила всей Комиссией. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не понимают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комиссии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко. Екатерина II перевела Комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина II объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет.

Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских  философов на русской почве. Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями  в области внутренней политики. 

Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она  ознакомила Императрицу с нуждами  страны. Пользуясь трудами комиссии, Екатерина II издала много важных законов. Сама Екатерина II писала, что она  “получила свет и сведения о всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пекись должно”. Теперь она могла действовать вполне сознательно и определенно. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Административно-территориальное деление и местное управление.

В 1775 году, чтобы легче  было управлять государством, Екатерина II издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический  аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не более 400 тысяч жителей. Несколько  губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместники избирались самой Екатериной II из русских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками  губернатора были вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это губернское правление  и ведало всеми делами.

Государственными доходами ведала Казенная Палата (доходы и расходы  казны, казенное имущество, откупа, монополии  и т.д.). Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями.

В городах вводилась должность  городничего, назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие  села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала избираемому дворянским собранием капитан-исправнику. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе - высший суд. Обвиненный мог принести жалобу и в Сенат. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство. 

Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) свои особые судебные учреждения. В  некоторых из них вводился принцип  выборных судебных заседателей.  

Центр тяжести в управлении перемещался на места. Отпала необходимость  в ряде коллегий - они были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная  и Коммерц-коллегии. 

Созданная губернской реформой 1775 года система местного управления сохранилась до 1864 года, а введенное  ею административно-территориальное  деление - до Октябрьской революции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Жалованные грамоты.

В целях оформления сословных  привилегий дворянства в 1785 году вышла  Жалованная грамота дворянству. “Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства”  представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным  актом Екатерины II от 21 апреля 1785 года. При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. 6

Петр III издал указ о вольности  дворянства, дающий право служить  или не служить, но действие этого  указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение дворянства имело смысл по нескольким причинам:

1) имелось достаточное  количество подготовленных людей,  сведущих в разных делах военного  и гражданского управления;

2) сами дворяне сознавали  необходимость службы государству  и считали за честь проливать  кровь за отечество; 

3) когда дворяне были  всю жизнь оторваны от земель  хозяйства приходили в упадок, что пагубно сказывалось на  экономике страны.

Теперь многие из них могли  сами управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны  хозяина было куда лучше, нежели чем  со стороны случайного управляющего. Помещик был заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены.

Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием  в государстве и освобождалось  от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть  телесному наказанию, судить мог  только дворянский суд. Лишь дворяне  имели право владеть землей и  крепостными крестьянами, они также  владели недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и  устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали  конфискации. Дворянство получило право  на самоуправление, составило “дворянское  общество”, органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей  дворянства, судебных заседателей и  капитан-исправников, возглавлявших уездную администрацию. Этой жалованной грамотой дворянство призывалось к широкому участию в местном управлении. При Екатерине II дворяне занимали должности местной исполнительной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующего класса.

Информация о работе «Просвещенный абсолютизм» в России. Государственная деятельность Екатерины II