«Оттепель» в развитии культуры советского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX Съезде партии в 1956 г. культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

Файлы: 1 файл

кр ист.рос.docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

Одновременно гуманитарные науки продолжались использоваться в целях идеологизации сознания. Для дальнейшего улучшения коммунистического воспитания подрастающего поколения в школах и вузах были введены новые общественные дисциплины Обществоведение, Основы научного коммунизма, Основы научного атеизма. Повсеместно вводилась система политзанятий на предприятиях, учреждениях, армии; открывались университеты марксизма-ленинизма. Еще раньше, сразу после войны, для подготовки руководящих партийных кадров в Москве была создана Академия общественных наук при ЦК КПСС, Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (позднее Всесоюзное общество Знание).

4. Новые тенденции в художественной жизни страны

4.1. Оттепель  в литературе.

В период с середины 50-х до начала 60-х гг. было опубликовано большое количество документальных сборников и мемуарной литературы, раскрывающих проблемы истории советского общества, ранее совершенно закрытые для исследователей. Одновременно увидели свет не издававшиеся прежде работы К. Маркса и Ф. Энгельса, статьи и письма В. И. Ленина (в том числе и знаменитое "Письмо к съезду", содержавшее критику в адрес Сталина), наметились определенные позитивные изменения как в фундаментальных, так и в прикладных отраслях общественных наук. Отрадным явлением стало учреждение новых научных журналов: "Мировая экономика и международные отношения", "Вопросы истории КПСС", "История СССР", "Новая и новейшая история", "Вопросы языкознания" и др.

В результате изменений в общественно-политической жизни страны произошла реабилитация многих репрессированных деятелей литературы, в т.ч. А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, О. Э. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др. Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов (Юность, Иностранная литература, Наш современник и др.). Развивалась новая тематика и углублялась старая. Новое рассмотрение получила тема Великой Отечественной войны.

Проблема незаконных репрессий была поднята в романе В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», повести В. Гроссмана «Все течет». Другим значительным произведением на эту тему стал «Один день» Ивана Денисовича А. Солженицына. Проблемы нравственных деформаций в обществе поднимались в рассказах Д. Гранина, А. Яшина, Ю. Германа и др. Для культурной жизни страны стали характерны литературные вечера известных писателей и поэтов.

Самиздат. В конце 50-х годов получил распространение самиздат (бесцензурная литература), сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени. Организатором самиздата стало молодое поколение московской интеллигенции - писатели, поэты, философы, не подчинявшееся официальному курсу. Первый самиздатовский машинописный журнал «Синтаксис» был основан поэтом А. Гинзбургом. В нем впервые были опубликованы запрещенные произведения А. Твардовского, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, В. Шаламова и других отечественных поэтов и прозаиков. В 1960 г. А. Гинзбург был арестован и сослан в лагеря. В самиздатах публиковались произведения советских писателей и эмигрантов, поэтические сборники начала века. Здесь же появлялись и произведения политической публицистики. К этому времени относится появление первого поколения диссидентов: Ю.Г. Галанскова, В.К. Буковского, Э. Кузнецова и др.

Живопись и скульптура. Происходило раскрепощение художественной жизни. Было реабилитировано искусство авангарда рубежа ХIХ ХХ вв. и его теоретическое наследие. Были организованы моноэкспозиции живописи Филонова, Кандинского, Малевича, Шагала. Прошли персональные выставки Пикассо, Леже. Состоялось знакомство советских людей с шедеврами кино итальянского неореализма (фильмами Росселини, Де Сантина, Кастеллани). Проводились также выставки современных молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле (соцарт, абстрактный экспрессионизм, фантастический реализм).

В этот период продолжали активно работать М. Сарьян, Б. Иогансон, П. Корин; скульпторы - Е. Вучетич, С. Коненков и др. Ленинских премий были удостоены М. Аникушин за памятник А.С. Пушкину в Ленинграде, А. Кибальников за памятник В.В. Маяковскому в Москве.

 

Архитектура.

В конце 50-х гг. экономика быстро развивалась. Большие средства были направлены в жилищное строительство — четверть населения из старых неблагоустроенных домов или коммунальных квартир, в которых жили по нескольку семей, переселилась в бесплатные квартиры в многоэтажных зданиях. В новых квартирах миллионы людей впервые получили горячую воду, газовое оборудование и другие привычные в наше время бытовые преимущества. В те годы массово распространились телевизоры и телефоны. Жизнь качественно улучшалась.

Строительный бум повлиял на советскую архитектуру. Начало нового этапа ее развития относится к 1955 г., когда были приняты постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», а также «Единый каталог унифицированных железобетонных изделий и конструкций». После этого основным содержанием зодчества стало массовое жилищное строительство. В 1957 г. в стране была создана сеть домостроительных комбинатов, изготовляющих стандартные детали для сборки на строительной площадке, что способствовало ускорению работ. Вместо традиционной строчной планировки внедрялся принцип озелененного микрорайона с группами жилых зданий вокруг общественных и культурно-бытовых учреждений. Отделка пятиэтажных домов предельно скромна, метраж квартир сведен к минимуму. Однако это соответствовало сверхзадаче проектировщиков — построить максимальное число квартир.

Изменился и стиль зданий государственных учреждений. Эталоном стали прямолинейность и аскетизм, а господствующей формой — бетонный параллелепипед со сплошными лентами окон (Кремлевский дворец съездов, 1959–1961; проспект Калинина в Москве, 1964–1968). В Москве было построено несколько высотных зданий (в их числе в 1949-1953 гг. здание МГУ на Ленинских горах, архитектор Л. Руднев).

Продолжалось строительство Московского метрополитена; в отделке его станций принимали участие архитекторы А.В. Щусев, В.Д. Кокорин и др. В 1954-1956 гг. был сооружен Центральный стадион им. В.И. Ленина в Лужниках (архитекторы А.Власов, Н.Уллас и др.). В 1961 г. по проекту М. Посохина был построен Кремлевский Дворец съездов, 1965-1967 гг. - здание СЭВ в Москве. В 1956-1957 гг. осуществлен проект планировки квартала в жилом районе Новые Черемушки (под руководством архитектора Н. Остермана), где помимо жилых домов предусматривалось строительство предприятий культурно-бытового обслуживания. Дальнейший жилищный бум привел к застройке городов тысячами стандартных жилых комплексов из крупно-панельных блоков.

 В 50-е гг. значительных успехов  достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны «Десятая» и «Одиннадцатая симфонии» Д. Шостаковича, балеты «Спартак» А. Хачатуряна, «Тропою грома» К. Караева. Мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.

 Кинематограф.

Состоялось знакомство советских людей с шедеврами кино итальянского неореализма (фильмами Росселини, Де Сантина, Кастеллани).

В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (распространилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и понятного зрителям): М. Хуциева Весна на Заречной улице; А. Зархи Высота (с Н. Рыбниковым в главной роли); А. Хейфица Большая семья, Дорогой мой человек (с А. Баталовым в главной роли). В 1958 году фильм режиссёра Михаила Калатозова по сценарию Виктора Розова «Летят журавли» стал первым и единственным в истории советским фильмом, удостоенным одной из наиболее престижных кинопремий мира — «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. По новому звучала тема Великой Отечественной войны в фильмах «Баллада о солдате» (С. Чухрая), «Судьба человека» (С. Бондарчука), в которых утверждалась окопная правда.

 На эти годы приходится  начало творческой деятельности  таких режиссеров, как Г.Данелия, Г.Панфилов, В.Наумов, А.Кончаловский и др.

Расширился выпуск хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.

5. Новое идеологическое наступление на интеллигенцию

В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры.

Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии.

В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки альтернативного искусства в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные. В том же году на встрече в Кремле с деятелями литературы и искусства Хрущев подверг критике творчество Э.Неизвестного, И.Эренбурга (за книгу Люди,годы, жизнь), М.Хуциева (за фильм Застава Ильича). В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло слушение дела по обвинению И.Бродского в злостном тунеядстве.

 

6. Массовая культура.

Параллельно с официальной культурой в послевоенный период зарождается так называемая массовая культура, которая была враждебна элитарности, для нее была характерна простота и демократизм. Она стала своеобразной системой адаптации людей к происходившим изменениям. Это направление возникло также из-за обострившейся в послевоенные годы ситуации отчуждения в обществе и потребности в ее преодолении, то есть в стремлении уйти из зоны напряженной общественной и государственной жизни на ее периферию.

Одной из форм этого вида культуры стала авторская песня, получившая необычайную популярность. В этом жанре выступали поэты-барды- Б.Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др. Важным каналом общей демократизации культуры становится также кино, телевидение, спорт (в зрительской части).

Народное искусство и художественные промыслы.

Продолжало развиваться устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, связанное с различными художественными промыслами по обработке дерева, металла, кости. Здесь существовали исторически сложившиеся направления. Абрамцевское художественно-промышленное училище (Московская обл.) готовило резчиков по дереву на основе кудринской и богородской резьбы. Благодаря этому промыслу существовал и развивался в г.Сергиев-Посад (тогда г.Загорск) центр русской деревянной игрушки. Не прекращали своей деятельности ростовские мастера финифти (в 1960 г. артель ростовских мастеров была преобразована в фабрику Ростовская финифть), артели, специализировавшиеся в области искусства черни по серебру (г.Великий Устюг, где работала фабрика Северная чернь). Север традиционно славился изделиями из бересты и художественной резьбой по кости. Достойное место в русском народном искусстве занимала палехская лаковая миниатюра.

Важное место в народной культуре занимало песенное и устное народное творчество. Многие коллективы народные хоры и ансамбли, сложившиеся еще в 30-50-е гг. во время деревенских гулянок и посиделок, являлись одной из форм бытования традиционного фольклора. В 50-60-е гг. происходило возрождение собирательской деятельности по различным районам России - песенного фольклора, свадебных обрядов, заговоров, быличек и других жанров.

 

6. ИТОГИ

6.1. Развитие культуры в период  хрущевской оттепели также носило  противоречивый характер.

6.2. С одной стороны, был дан  глубокий импульс для развития  отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение  международных связей с зарубежной общественностью.

6.3. С другой - в условиях существования  жесткой административно-государственной  власти деятели советской культуры  находилось в определенных идеологических  рамках и под постоянным контролем  партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала  свободы творчества, направляя усилия  интеллигенции в строгое русло  идеологической работы. В разные  периоды существования государства  неугодные творческие работники  подвергались преследованиям, репрессиям или забвению.

6.4. Интеллигенция не смогла открыто  противостоять давлению со стороны  властей, что в дальнейшем привело  к духовному кризису в обществе.

 

 

1. Аверичев Ю.П. Подготовка школьников к труду в 50-80 годах // Школа и производство. 1996. № 1. с. 3-10.

2. Королев Ф.Ф. Советская школа  в период социалистической индустриализации / Под ред. В.З. Смирнова. М., 1959. 320 с.

3. Невзоров М.Н. Проблема воспитания учащихся в обучении в советской педагогике сер. 50-х сер. 60-х гг.: Дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 1989. 187 с

Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1968; Программа КПСС, М., 1961; Крупская Н. К., Избр. педагогические произведения, М., 1957; Калинин М. И., О воспитании и обучении. Избр. статьи и речи, М., 1957; Макаренко А. С., Соч. в 7 томах, т. 5, М., 1958; Основы коммунистического воспитания, 2 изд., М., 1964; Ковалев С. М. Формирование нового человека, М., 1971


Информация о работе «Оттепель» в развитии культуры советского государства