«Оттепель» в развитии культуры советского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX Съезде партии в 1956 г. культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

Файлы: 1 файл

кр ист.рос.docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение.

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX Съезде партии в 1956 г. культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников. Время с середины 50-х до середины 60-х гг. (от появления в 1954 г. повести И. Эренбурга с названием "Оттепель" и до открытия процесса над А. Синявским и Ю. Даниэлем в феврале 1966 г.) вошло в историю СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х гг.

Само понятие "оттепель" в социокультурном плане имело два смысла:

    • символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;
    • реальный - ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.

Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х гг. активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия.

     Как сказано выше, в советском обществе рубежом социокультурных перемен стал XX Съезд КПСС (февраль 1956 г.), воспринятый общественным мнением как очистительная гроза. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения ответственности "отцов" за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления, называемых антисталинистами, и их противников - сталинистов. Впервые в истории советской культуры были поставлены вопросы: Какова роль советской интеллигенции в обществе? Каковы ее взаимоотношения с партией? Как следует оценивать культурное прошлое СССР? Попытка ответа на эти вопросы с разных историко-культурных позиций (ценностей) привела к расколу творческой интеллигенции на традиционалистов (ориентированных на традиционные ценности советской культуры) и неоавангардистов (придерживающихся антисоциалистической направленности художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма, на разделение искусства на элитарное и массовое с идеей их диффузии).

     В художественной  литературе противоречия в рамках  традиционализма нашло отражение  в противостоянии консерваторов (Ф. Кочетов - журналы "Октябрь", "Нева", "Литература и жизнь" и примыкавшие  к ним журналы "Москва", "Наш  современник" и "Молодая гвардия") и демократов (А. Твардовский - журналы "Новый мир", "Юность"). Журналу "Новый мир", главным редактором  которого был А.Т. Твардовский, принадлежит  особая роль в духовной культуре  этого времени. Он открыл для  читателя имена многих крупных  мастеров, именно в нем опубликован "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына. Большую роль в закреплении идеологии "оттепели" сыграли пьесы В. Розова, книги В. Аксенова и А. Гладилина, стихи Е. Евтушенко и А. Вознесенского, кинофильм М. Хуциева "Застава Ильича". Правду о сталинизме несли труды А. Солженицина, Е. Гинзбург, В. Шаламова и мн. др. Своеобразными центрами инакомыслия стала деятельность театральных коллективов "Современника" и "Таганки". Их постановки, всегда воспринимавшиеся с определенным подтекстом, были своего рода протестом против надвигавшегося неосталинизма. Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца 50-х гг. означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма. "Самиздат" – такое название получили машинописные журналы, создававшиеся в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. В "самиздат" попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. По рукам ходили и рукописи детективов. Начало "оттепельного" "самиздата" положили списки поэмы Твардовского "Теркин на том свете", написанной в 1954 г., но не разрешенной к публикации и попавшей в "самиздат" вопреки воле автора. Первый "самиздатовский" журнал "Синтаксис", основанный молодым поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной. После ареста Гинзбурга в 1960 г. эстафету "самиздата" подхватили первые диссиденты (Вл. Буковский и др.).

     В период "оттепели" Н. Хрущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве и быть ее "автоматчиками". Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством "установочных" встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Сам Н.С. Хрущев, министр культуры Е.А. Фурцева, главный идеолог партии М.А. Суслов не всегда оказывались в состоянии вынести квалифицированное решение относительно художественной ценности критикуемых ими произведений. Это приводило к неоправданным выпадам против деятелей культуры. В декабре 1962 г. в ходе посещения выставки молодых художников в Манеже Хрущев устроил разнос "формалистам" и "абстракционистам", среди которых был и скульптор Эрнст Неизвестный. Все это создавало нервозную обстановку среди творческих работников, способствовало росту недоверия к политике партии в области культуры. Время хрущевской "оттепели" прямо и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их "скрытного подтекста" (влияние извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма.

     В целом "оттепель" оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против  возврата назад, к сталинской  практике. Потепление не было  устойчивым, идеологические послабления  сменялись грубым административным  вмешательством, и к середине 60-х  гг. "оттепель" сошла на нет, но ее значение выходит за  рамки кратких всплесков культурной  жизни. В те годы был сделан  первый и решающий шаг в  преодолении сталинизма, началось  возвращение культурного наследия  эмиграции, восстановление культурной  преемственности и международного  культурного обмена. В годы "оттепели" сформировались "шестидесятники", поколение интеллигенции, которое  впоследствии сыграло важную  роль в перестройке. Большие последствия  для общественного сознания имело  возникновение альтернативных источников  информации - "самиздата", передач  зарубежных радиостанций.

 

    1. Изменения в культурной жизни страны.

Начало процесса десталинизации в культурной политике. Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе. С началом хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему фактически происходил некоторый отход ряда авторов от принципов социалистического реализма. После смерти Сталина возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союза работников кинематографии СССР). Наметились изменения в отношениях между властью и интеллигенцией. Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг.

В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений. Культура и искусство оставались под жестким партийно-государственным контролем. Действовал отдел ЦК по культуре, было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой). В полной мере продолжал осуществляться принцип партийности в искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961 г.) перед творческой интеллигенцией вновь были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.

 

Шестидесятники.

В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов, предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране. Понятие «шестидесятники» появилось еще в XIX в., но относилось преимущественно к народникам и нигилистам. В XX в. шестидесятниками стали называть сформированных «оттепелью» советских людей, принадлежащих в основном к интеллигенции. Их называли также «детьми ХХ съезда», по судьбоносному событию, которое и дало импульс шестидсятничеству. На этом съезде впервые партийная практика была подвергнута проверке не с точки зрения интересов «пролетариата», то есть партийного руководства, а с точки зрения «общечеловеческой» морали, что сразу же было подхвачено молодыми общественными деятелями, деятелями науки и культуры. В 1960-1970-е гг они внесли весомый вклад в отечественную культуру. Лидером последнего направления в литературе являлся поэт, главный редактор журнала Новый мир А.Т. Твардовский. Выдвинулось новое поколение поэтов - А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. В это время работади писатели критического направления Ю.Нагибин, А.Яшин, И.Эренбург и др. (авторы сборника Литературная Москва).

Хотя на критику политики КПСС было по-прежнему наложено табу, в обществе начались жаркие споры между сталинистами и антисталинистами. Ключевой морально-политической проблемой современности для большинства «шестидесятников» было противостояние «ленинизма» и «сталинизма». Получил развитие «самиздат», который стал на долгие годы источником неискаженной информации.

Мировоззренческой основой «шестидесятничества» постепенно становился конфликт индивидуальной автономии личности и произвола власти. В 1960-1970-е гг. большинство шестидесятников выступали за умеренные демократические реформы в рамках существующего строя, их идеалом был демократический социализм «с человеческим лицом». Из их рядов вышли советники высших руководителей СССР, крупные писатели, кинорежиссеры, журналисты.

 

    1. Система образования и коммунистического воспитания

ХХ съезд партии уделил немало внимания проблемам развития культуры, науки и образования. Изучение положения в области науки и образования показало наличие здесь существенных недостатков. Как указывалось на съезде, главным из них и общим для школ, вузов, научно-исследовательских учреждений была их оторванность от жизни. Школа ограничивалась преимущественно словесными методами воспитания, не уделяла необходимого внимания приобщению детей и молодежи к посильному участию в общественно полезном труде. В результате выпускники школ оказались не подготовленными к практической деятельности; дипломированные специалисты не знали конкретной экономики и организации производства, не имели производственных навыков; наука отстала от запросов народного хозяйства. А в некоторых отраслях – от зарубежных научных достижений; научные учреждения работали над вопросами, не имеющими практического значения.

В связи с новой ролью науки и техники, высокими темпами их развития изменялась и роль образования как социального института – возрастали требования к его способности обеспечивать не только традиционную передачу знаний и опыта из поколения в поколение, но быстро реагировать на прогресс науки и общества. В этих условиях жизненное значение для многих людей приобретало умение учиться, и его должна была дать система образования. Отсюда вытекала необходимость поиска иных, нежели прежде, методов обучения.

Еще на ХІХ съезде КПСС в октябре 1952 года, в директивах по у пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 гг. было принято решение завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка). Увеличить строительство городских и сельских школ на 70% по сравнению с предыдущим пятилетием. А также предполагалось приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению.

ХХ съезд КПСС, проходивший в феврале 1956 года, принял Директивы по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956 1960 годы. Главной задачей, как определил съезд, являлось обеспечение дальнейшего мощного роста всех отраслей народного хозяйства, особенно сельского хозяйства, на базе преимущественного развития тяжелой промышленности, непрерывного процесса и повышения производительности труда. Нужно сказать, что данные задачи определенным образом повлияли на выбор профессий, по которым предполагалось готовить специалистов уже в школе. Особое внимание шестилетний план развития страны в области образования уделял развитию политехнического обучения в общеобразовательной школе. Задачей ставилось обеспечение тесной связи школы с общественно полезным трудом, воспитывать у подрастающего поколения «коммунистическое отношение к труду». Таким образом, ХХ съезд КПСС наметил достаточно широкие перспективы общего образования. Однако его содержательная сторона, научно - педагогические основы, организационные формы не получили необходимой всесторонней обработки.

Существовали различные подходы к осуществлению на практике идеи сближения школы с жизнью, которые отразились в четырех проектах реформы. Итогом подготовки реформы общешкольного образования стал «Проект тезисов по вопросу укрепления связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране», принятый 12 ноября 1958 года. «Проект…» публиковался в печати и передавался для обсуждения в Верховный Совет СССР. Согласно принятым Тезисам «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране», среднее образование делилось на 2 этапа.

Информация о работе «Оттепель» в развитии культуры советского государства