Советская хоровая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:05, доклад

Описание работы

СОВЕТСКАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА — условное наименование культуры советского периода в нашей стране (1917—91). После Октябрьской революции многонац. искусство б. России стало рассматриваться как единое целое, "советское", "национальное по форме и социалистическое по содержанию", как средство воспитания масс в государственной — коммунистич. идеологии. Хор. искусство получило светское, не связанное с церковью, направление. Ведущие церк. хоры — Придв. певч. капелла и Синодальный хор с их регентск. училищами были преобразованы в Народные хоровые академии. Организовывались новые профес. хоры, иногда на базе старых церковных (хоры Архангельского, Юхова), широко развивалась муз. самодеятельность.

Файлы: 1 файл

Советская хоровая культура.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Советская хоровая культура

СОВЕТСКАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА — условное наименование культуры советского периода в нашей стране (1917—91). После Октябрьской революции многонац. искусство б. России стало рассматриваться как единое целое, "советское", "национальное по форме и социалистическое по содержанию", как средство воспитания масс в государственной — коммунистич. идеологии. Хор. искусство получило светское, не связанное с церковью, направление. Ведущие церк. хоры — Придв. певч. капелла и Синодальный хор с их регентск. училищами были преобразованы в Народные хоровые академии. Организовывались новые профес. хоры, иногда на базе старых церковных (хоры Архангельского, Юхова), широко развивалась муз. самодеятельность. Расширился круг тем и выразит. средств хор. музыки; одновременно были отторгнуты все богатства рус. церк. искусства.

В первых соч., написанных на революц. тематику, композиторы Кастальский, Никольский, Титов и др. еще пользовались старыми, привычными им средствами. Делались хор. обработки нар. и революц. песен (Кастальский, Калинников); порой практиковалась подтекстовка новых слов под музыку Глинки, Серова и др. Для обслуживания нового быта при муз. изд-ве был создан отдел агитмузыки, где активно работали Васильев-Буглай, Лобачев, Красев, Корчмарев и др. Многие из хоров (a cap. и с сопр.) посв. памяти В. И. Ленина, революц. датам (хоры Кастальского, Ипполитова-Иванова, Н. Преображенского и др.), Красной Армии, комсомолу, создавались на производственную, антирелигиозную тему и т. д. (хоры Туренкова, Васильева-Буглая). Авторы агитмузыки нередко пользовались унисоном, 2-голосием. Во 2-й полов. 20-х гг. молодые композиторы (участники Проколла — Давиденко и др.) для воплощения революц. тематики использовали новые средства выразительности, записывали и обрабатывали песни политкаторжан. Развивается массовая хор. песня, котор. вскоре становится ведущей в репертуаре. К нач. 30-х гг. распространяется жанр переложений для хора сольных, а зачастую и инструм. пьес (Бетховена, Шуберта, Глинки, Мусоргского и др.; авторы перелож. Лицвенко, Шохин, А. Степанов, Климов, Егоров, Шейнин и др.). Обработка рус. нар. песни a cap. за этот период представлена двумя основными видами: небольшие пьесы, обычно куплетно-вариац. формы, с использованием приемов нар. многоголосия (Кастальский, Калинников, Лобачев, Красев и др.) и концертн. обр. или соч. на нар. тему (Чесноков, Глазунов, Александров, Егоров, Пащенко), рассчитанные на исполнение высокопрофес. коллективами. Рост массовой хор. культуры ярко проявился в проведении ежегодных (с 1927) ленинградских олимпиад; объед. рабочие хоры участвуют также в филармонич. концертах. В предвоенный период расцветает нац. культура, возникают многоголосные хоры там, где было лишь унисонное пение (Азербайджан, республики Ср. Азии). Эти достижения демонстрируются на декадах нац. искусства, проводимых в Москве (1936—60). В 1936 состоялась Всесоюзн. хоровая олимпиада, в котор. участвовали профес. и лучшие самодеят. хоры. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г., устранившее репертуарные и др. ограничения, проводившиеся РАПМ, способствовало активизации хор. творчества (хоры Юдина, Егорова, Волошинова, Голубева и др.); в то же время создание Союза сов. композиторов усиливало партийный контроль над муз. творчеством.

В связи с массовым возникновением ансамблей песни и пляски появляется разнообразная хор. литература, преимущ. с сопр. Широко распространяются песни Дунаевского, Александрова, Захарова, бр. Покрасс, Блантера и др. Перелож. массовых песен для хора без сопр. делает Свешников, включая их в репертуар Ленингр. акад. капеллы. Развивается кантатно-ораториальный жанр ("Реквием памяти С. М. Кирова" и "Песня о весне и радости" Юдина, "Александр Невский" и "Здравица" Прокофьева, "На поле Куликовом" Шапорина, "Емельян Пугачев" Коваля и др.). Большое значение придается хору в рус. и нац. операх сов. композиторов (см. Оперный хор).

С первых же дней Великой Отечественной войны создаются хор. песни для фронтовых анс., радиопередач. Некотор. из песен получили всенародное признание, стали муз. памятниками героич. времени ("Священная война" Александрова, "Вечер на рейде" и "Соловьи" Соловьева-Седого, "Ой, туманы мои" Захарова, "Песня о Днепре" Фрадкина, "Заветный камень" Мокроусова, "Дороги" Новикова и др.); пишутся и кантаты ("Народные мстители" Кабалевского, "Киров с нами" Мясковского, "Поэма об Украине" Александрова, "Великая священная война" Коваля, "Сказание о битве за русскую землю" Шапорина, "Украина моя" Штогаренко и др.). Организуются новые хоры (Акад. русский хор СССР, Эст. мужской хор, Латв. худож. ансамбль, Воронежский и Уральский нар. хоры и др.), ведущие активную конц. деятельность.

Послевоенный период отмечен  большим ростом отеч. хоровой культуры. В Постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. наряду с шельмованием ведущих композиторов страны — Прокофьева, Шостаковича и др. как "формалистов" — отмечено значение хоровой музыки. Заметное положит. влияние на ее развитие оказало основанное в 1957 г. по инициативе А. В. Свешникова и др. хор. деятелей, Всероссийское хоровое общество (ВХО). Создавались новые хоры, активизировалась концертная жизнь, издавалась хор. литература и т. д. Благодаря местным организациям ВХО расширялось хоровое дело и на периферии.

С нач. 50-х гг. начинает широко развиваться жанр хора a cap., который раньше не пользовался популярностью: в первые послереволюц. годы он ассоциировался с церк. пением, в дальнейшем был оттеснен массовой песней, репертуаром (с сопр.) ансамблей песни и пляски.

Одним из первых в это время  начал активно писать для хора a cap. М. Коваль; ряд хоров создали Шебалин, Новиков, Ленский. Значит. событием явились "Десять поэм на слова революционных поэтов" Шостаковича (1951). Многие самод. коллективы стали овладевать искусством пения a cap., что входило непременным требованием на проводимых периодически смотрах-конкурсах. Лучшие самод. хоры успешно выступали на Всемирных фестивалях молодежи (см. Хоровые конкурсы). С 1946 возобновляются Певческие праздники (Дни песни) в Москве, Ленинграде и др. городах. Активную концертн. деятельность вели Акад. русский хор СССР, Респ. акад. русская хоровая капелла, Ленингр. акад. капелла им. М. И. Глинки, Моск. гос. хор, Магнитогорская хоровая капелла, Краснознаменный им. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии, Армянская и Белорусская капеллы, Эстонский мужской хор, украинские "Думка", "Трембита", другие нац. хоры. Огромных успехов достигло хор. искусство Сов. Прибалтики.

В 60—70-е и последующие  годы многие отеч. композиторы разного  возраста, различных творч. направлений  стали сочинять хоровую музыку. В  исп. проф. и лучших самод. хоров звучали  произведения Шостаковича, Свиридова, Салманова, Щедрина, Слонимского, Флярковского, Фалика, Гаврилина, Эшпая, Кравченко, Пирумова, Рубина, Калистратова, Сидельникова, Тищенко, Белова, Галынина, Кобекина, Снеткова, Гибалина, Корганова, Солодухо, Бойко, Буцко, Каретникова, Кикты, Леденева, Денисова, Шнитке и др. Писали для хора и композиторы старшего поколения: Ан. Александров, Васильев-Буглай, Кабалевский, Г. Попов, Б. Александров, Белый, Хренников, Чулаки.

В первые послевоенные годы появляется много кантат и хор. сюит, посв. героям Великой Отеч. войны, борьбе за мир, соц. строительству ("Кантата о Родине" Арутюняна, "Песнь о лесах" Шостаковича, "На страже мира" Прокофьева, "Река-богатырь" Макарова, "Александр Матросов" и "Сады цветут" Сорокина, "Песнь труда и борьбы" Чистякова, "Огни над Волгой" Левитина и др.).

Широко распространяются хор. массовые песни Мурадели, Туликова, Мокроусова, Листова, Носова, Родыгина, Пахмутовой и др. В дальнейшем активно развиваются и др. жанры: лирическая хор. миниатюра (появляется также бестекстовая музыка с применением вокализации, сольфеджио), хоровая симфония (самая ранняя — в 1949 у Попова, а затем у Баласаняна, Бойко, Пригожина, Тищенко). Возникает новый жанр — светский хоровой концерт, получивший широкое распространение. Продолжают создаваться поэмы и поэмные циклы. Хор используется в музыке для драм. театра и кино (Свиридов, Слонимский, Денисов, Шнитке и др.).

С 70-х гг. начинается интенсивное обновление муз. хорового языка, проникновение в него средств заруб. музыки в виде элементов серийности, сонористики, алеаторики и др., сначала появившихся в сов. инструм. творчестве, а до того подвергавшихся у нас безоговорочному осуждению.

Исполнение новых сложных произведений стало в это время возможным благодаря массовому возникновению камерных хоров, создававшихся, как правило, на базе муз. уч. заведений и состоявших из высококвалифицированных певцов, б. ч. студентов-хоровиков (хоры под упр. В. Нестерова, В. Полянского, В. Минина, Ю. Васильева и др.). Активно исполняли совр. музыку, кроме профессиональных, и учебные хоры.

В 60-е годы появляется течение "новой фольклорной волны" — стремление композиторов к нетрадиц. освоению фольклора. При этом зачастую "обработка перерождается в переработку" (Ю. Паисов). Создается фольклорный концерт (у В. Салманова, С. Слонимского, В. Калистратова и др.). Намечается тенденция к укрупнению фольклорн. материала в виде кантат, сюит и др. (у Г. Свиридова, Ю. Буцко, Н. Сидельникова, Л. Пригожина). Пробуждается интерес к подлинному нар. исполнению (Ансамбль Д. Покровского и др.).

К концу 80-х годов прекратился  запрет на русскую церковную музыку, началось ее бурное возрождение.

Постсоветский период

Отеч. хоровое искусство  не стеснено отныне какими-либо идеологич. нормами. Расширяются зарубежные муз. связи. Отметим рост дет. хоровых  студий (функционирующих, как правило, на самоокупаемости), их успешные заруб. гастроли.

Появляются новые имена композиторов, пишущих для хора (М. Ермолаев, А. Ларин, В. Пьянков, В. Рябов, Л. Десятников, Д. Смирнов, А. Королев, А. Кнайфель и др.); многие стали писать и исполнять духовн. сочинения.

Среди исполнителей заметен  приток новых дирижеров и коллективов, успешно исполняющих современ. хор. музыку. Кроме широко известных —  Моск. акад. камерного хора под упр. В. Минина, Камерного хора, возглавляемого В. Полянским (теперь вошедшего в состав Гос. акад. симфонической капеллы России) и Камерного хора Моск. консерватории, руководимого Б. Тевлиным, — назовем молодежные камерные хоры под упр. Н. Корнева, Б. Абальяна, Е. Растворовой, Ю. Хуторецкой. Много молодых регентов появилось в церк. хорах.

Следует все же отметить, что  современное кризисное состояние  экономики страны пагубным образом  сказалось на отеч. культуре, в частности, перечеркнуло многие прежние достижения в области самод. хор. искусства, муз. воспитания в общеобразоват. школе, в концертн. деятельности хоров. Современным хор. деятелям потребуется много умения, сил и энтузиазма, чтобы сохранить и приумножить богатства наших хоровых предшественников. 20, 22, 42, 74, 86, 102, 144, 156, 157, 169, 171, 236, 237, 240, 246, 274, 292, 293.


Информация о работе Советская хоровая культура