Эволюция концепций в историографии, посвященных «Городу Солнца» Томмазо Кампанеллы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что личность и творчество Томмазо Кампанеллы вызывает интерес на протяжении многих столетий. Особенно жарко обсуждалась книга «Город Солнца». Работа была написана на итальянском языке в 1602 году.
Литературные качества произведения Кампанеллы даже в изданиях СССР имели низкую оценку: «Город Солнца“ написан в форме диалога моряка-генуэзца, вернувшегося из плавания, и хозяина гостиницы. Но избрав для своего рассказа эту форму, Кампанелла не сумел использовать её должным образом.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1 Условия, способствующие формированию идеи «Города Солнца» Ошибка! Закладка не определена.
1. 1. Предпосылки создания Томмазо Кампанеллой книги «Город солнца» 6
1. 2. Жизненный путь Томмазо Кампанеллы 10
Глава 2. Эволюция концепций в историографии, посвященных «Городу Солнца» Томмазо Кампанеллы Ошибка! Закладка не определена.
2. 1. Оценка произведения Томмазо Кампанелла современниками Ошибка! Закладка не определена.
2. 2 Концепции советской исторической науки о значении «Города Солнца» Ошибка! Закладка не определена.
Глава 3. Современная историография о всемирно-историческом значении творчества Кампанеллы Ошибка! Закладка не определена.
Заключение 32

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 78.94 Кб (Скачать файл)

Концепция истории западноевропейского  утопического социализма, разработанная  в трудах В. П. Волгина в 40 — 50-х  годах, и поныне пользуется признанием среди советских историков общественной мысли. Идеи Волгина кашли подтверждение  и развитие в исследованиях нового поколения историков: А. Р. Иоаннисяна, Б. Ф. Поршнева, Г. С. Кучеренко, Н. Е. Застенкера и др. Основываясь на концепции возникновения утопического социализма, сформулированной в трудах В. П. Волгина, ряд советских историков стали рассматривать Кампанеллу как «представителя утопического, социализма», а «Город Солнца» — как «отправное произведение утопического социализма нового времени»(17, 58). Однако против такой трактовки «Города Солнца» были высказаны решительные возражения. В частности, А. И. Володин отмечал, что «ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин никогда не говорили, что научный социализм стоит на плечах Кампанеллы. «Жесткое определение его, как родоначальника социалистической мысли дает повод нашим идейным противникам для разного рода нападок на теорию и практику научного социализма: черты грубой уравнительности, регламентированности и т. п., присущие «Городу Солнца», связываются антикоммунистами с самой сущностью социализма вообще». По мнению А. И. Володина, литературные утопии XVI — XVIII вв. (Мора и Кампанеллы, Мелье и Морелли) в своей положительной части являются в основном реакционными. Свой вывод он обосновывает следующим рассуждением: «Хотя в них (в указанных утопиях.) уже высказывалась идея социального равенства, идея бесклассового общества, именно из-за неразвитости общественных антагонизмов эти утопии были крайне неисторичны. Аскетизм, уравнительный характер коммунизма этих мыслителей был связан именно с тем, что относительная прогрессивность рождающегося общества им не была ясна и вся их критика этого общества была односторонне  отрицательной».

Столь категорическая оценка как «реакционной» положительной  части коммунистических утопий XVI — XVIII вв., и в том числе «Города Солнца» Кампанеллы, представляется неприемлемой. При такой оценке игнорируется прогрессивная историческая роль коммунистических утопий в развитии общественной мысли эпохи Просвещения, которое привело к возникновению одного из идейных источников  марксизма — утопического  социализма XIX в. Ценные соображения относительно роли коммунистических идей Кампанеллы в XVIII в. приводит А. Р. Иоаннисян. Исследователь убедительно показывает, как под непосредственным воздействием идей Кампанеллы во Франции XVIII в. бурный процесс развития коммунистических идей, которые в свою очередь оказывали существенное влияние на формирование утопического социализма XIX в. Великие социалисты-утописты унаследовали ряд прогрессивных черт, содержавшихся как раз в положительной части литературной утопии.

Интересна трактовка «Города солнца» и ее роли в истории социалистических идей в статье А. Э. Штекли «»Город солнца» и социалистическая мысль» (21, 474). Автор статьи обоснованно призывает исследователей «Города Солнца» строго придерживаться принципа историзма в изучении коммунистического идеала Кампанеллы. А. Э. Штекли убедительно возражает против стремления буржуазных историков рассматривать коммунистические учения Мора и Кампанеллы как реакционные, обращенные преимущественно назад, в прошлое. «Как Мор, так и Кампанелла видели в своих проектах возможность преодолеть все беды настоящего и подняться на следующую ступень в развитии человечества. Они мечтали о строе, который будет основан на новых, коммунистических и гуманистических началах, и отвергали как феодальные порядки, так и распространявшиеся капиталистические отношения». Воздавая должное Мору и Кампанелле как «отдаленным предшественникам научного социализма», автор статьи одновременно возражает против попыток объединять этих мыслителей XVI —  XVII вв. с социалистами-утопистами XIX в. — Сен-Симоном, Фурье, Оуэном.

 

Глава 3. Современная  историография о всемирно-историческом значении творчества Кампанеллы

 

В современной историографии  острота полемики по поводу трактовки  «Города Солнца» потеряла свою актуальность. Да и само произведение перестало  быть ключевым, хоть Кампанелла по-прежнему узнаваем благодаря «Городу Солнца». Оценка его деятельности Н. Басовской заставляет больше интересоваться его биографией, как предпосылкой созданных им произведений: «Фигура колоритная, противоречивая и очень яркая. Его жизнь гораздо интереснее его знаменитого произведения».

Томмазо Кампанелла - мыслитель, философ, астролог, поэт, исследователь живой природы, сторонник концепции сенсуализма. Он оставил след во многих направлениях науки. Им были написаны трактаты по медицине, философии, астрологии и многим другим. Так же он является автором многих сонетов, которые он посвящал женщинам, любившим его. Множество хвалебных од Кампанелла писал священнослужителям и служителям инквизиции, честолюбием которых он намеревался воспользоваться, чтобы ослабить тяжесть режима во множествах тюрем, в которых ему пришлось побывать в заточении. Тридцать три года Кампанелла провел в застенках передаваемый из рук в руки испанской монархией и «Святой службой». Он вынес такие пытки, которые не вынес больше ни один человек. Вся система инквизиционного расследования и суда была построена на том, что эти пытки не может выдержать никакой человек. И он обязательно скажет то, чего он него требуют(18, 13-14).

В таких условиях был написан  «Город Солнца», который послужил поводом  к тому, что, с одной стороне, в  советское время он был безмерно возвеличен не за то, за что его стоило бы возвеличить. И безмерно обруган противниками коммунизма. В отечественной истории он известен лишь этой книгой. А на самом деле фигура колоритная, противоречивая и очень яркая.

При рождении ему было дано имя  Джованни Доменико. Когда Джованни решил принять монашество, то обязательным условием было изменение имени.Им было выбрано имя Томмазо или Фому в честь Фомы Аквинского, (Фома Аквинский - средневековый схоласт).  Дело в том, что у Фомы Аквинского, или Аквината, прозвище, которое он имеет в историографии, было свойство удивительно ловко строить аргументацию, нанизывать слова друг на друга, выстраивать такие парадоксальные вопросы и ответы, этот неразвитый, очень одарённый ребёнок, наверняка был потрясён этим искусством. И он очень увлёкся. И заодно принял навсегда, главную идею Фомы Аквинского об абсолютном характере папской власти, о её абсолютной незыблемости, и о том, что папа превыше светской власти, превыше всего (15, 46 – 47).

Кампанелла  пишет, что  у него был учитель, имени он не называет, а письма Кампанеллы сохранились, и они опубликованы, что этот учитель 2 года обучал его грамматике. А в  дальнейшем Кампанелла знал латынь, писал  по латыни и по-итальянски, знал античных авторов. «Я изучил всех комментаторов  Аристотеля, став взрослым, греческих, латинских, арабских. Я начал ещё  более сомневаться в их учении и захотел сам исследовать, являются ли истинными те учения, которые они распространяли по свету и выдавали за божественный закон. И так как мои учителя не могли удовлетворительно ответить на мои вопросы, я решил сам прочесть все книги Платона, Пления, Галена, Демокрита и Телезия. И сравнив их с первоначальным законом мира с оригиналом. Установить, что в них имеется истинного, и что ложного».

 В монастырской школе  он отличался тем, что постоянно  спорил с учителями. Один из  соучеников писал: «Он всё время  возражал. Особенно своим учителям».  Вот это красная нить его  жизни. Он всё время возражает  всем. И даже если он апологет  папской власти, он говорит, что  она абсолютна, но если конкретный  папа его не устраивает, он  будет его критиковать. Он бунтарь,  он рождён бунтарём. Вот что  он говорит о своём рождении  и о судьбе. «Я родился в  нищете, и всегда подвергался  преследованиям и клевете. С  тех пор, как 18 лет выступил  против Аристотеля». Не против  великого древнегреческого мыслителя,  просто из имени Аристотеля  средневековая схоластика сделала  страшную окаменелую догму, проредактировав его так как надо, и, приписав Аристотелю своё видение, которое поставило Землю в центр Вселенной.

 «И столько раз перебывал  в тюрьмах, что не припомню  и месяца подлинной свободы,  разве что ссылку». В ссылке  он себя чувствовал свободным.  «Пять раз  я в страхе  и мучении претерпел неслыханные  и ужаснейшие пытки. «Я самоучкой  изучил все науки». Это не какое-то  преувеличение или воспевание  своих заслуг. Он констатирует  эту правду в письме к человеку, который сравнил его с замечательным  итальянским гуманистом Пико де Мерандоло, замечательным человеком. И Кампанелла в ответ говорит: «У Пико де Мерандоло был другой старт, другие возможности»(18, 45 – 46).

Следующим открытием для  Кампанеллы было знакомство с творчеством  Телезио. И прочёл его труд о природе в соответствии с его собственными началами. Труд, который критикует схоластику, с тех самых позиций естественной природы. Кампанелла принял его тезисы и на протяжении многих лет защищал его идеи и развивал их. Для монаха Телезио стал учителем

Других учителей не было. Преданность взглядам Телезио будет одним из стержней его жизни, и одной из причин постоянного преследования Кампанеллы со стороны инквизиции. Следует сделать акцент на том что «Город Солнца» не заинтересовал инквизицию, и не вызвал нападок с их стороны. Это литературное сочинение было воспринято ими как фантазия. Напротив «Философия, доказанная ощущениями», написанный как ответ Марто на его критику Телезо, справацировал арест, и длительное заключение

Несостоятельность идей схоластики, беспомощность перед силой инквизиции наводят его на мысли о несправедливости в обществе. Освободившись из заключения, и некоторое время путешествия  он сталкивается с ещё большим  несовершенством мироустройства. Он приходит к выводу, что нужно создать  мир, где равенство и свобода  будут первостепенными. Именно этим городом должен был стать Город  солнца. Кампанелла много говорил  о том что для коренного изменения сознания и мироустройства применение силы будет неминуемо. С учениками друзьями и единомышленниками Кампанелла готовит заговор, провал которого привёл к новому, но более длительному заключению, во время которого идеи о Городе Солнца развивались и сохранилась для потомков в книге «Город Солнца». Мечту о Городе солнца Кампанелла пронёс до самой смерти. Его мечты были наивны, гуманистичны, но, в то же время радикальны. Своими идеями он опережал современников на два столетия вперед. В наши дни, как уже было замечено, ценность «Города Солнца» утрачена, но жизненный путь Кампанеллы является ярчайшим примером патриотизма, верности своим идеям, и мужества.

Заключение

 

Проведя исследование по данной теме,мы проследили эволюцию и дискуссионность проблемы влияния произведения «Город Солнца» на развитие идеи социализма и коммунизма. Влияние идей Кампанеллы на европейскую культуру весьма многогранно, Прежде всего, оно сказалось на истории общественных идей XVI — XVIII вв. как в самой Италии, так и во Франции, Испании, Латинской Америке.

Даже контрреформация  в Европе, в целом способствовавшая развенчанию гуманистических идеалов  и обнаружившая всю тщетность  надежд путем просвещения создать  разумное и справедливое общество, —  даже контрреформация с ее духовным террором, иезуитами и инквизицией не смогла уничтожить гуманистическое наследие Кампанеллы и его единомышленников. Это особенно наглядно подтверждает пример таких католических стран, как Испания и Италия, где память о Кампанелле не исчезла и в период жестоких преследований времен Тридентского собора.

Духовное наследие гуманиста, цельность и широта его личности, моральная бескомпромиссность, бескорыстие  и политическая принципиальность, наконец, пережитые им лишения и мучения во имя своих убеждений — все это и по сей день привлекает к Кампанелле сердца миллионов людей в разных странах. Отдавая должное многогранности наследия Кампанеллы, следует выделить в нем главное, что, с нашей точки зрения, целиком умещается в «Городе Солнца». Среди многого написанного гуманистами именно эта маленькая, но поистине золотая книжечка обеспечила бессмертную славу ее автору. На заре Нового времени Таммазо Кампанелла, вторя Томасу Мору, предложил человечеству разумно обоснованное решение проблемы социальной справедливости на основе уничтожения классовых различий и утверждения коммунистической общности и равенства всех людей. Отмену частной собственности и всеобщий обязательный труд автор «Города Солнца» провозгласил непременным условием благосостояния и процветания справедливого общества. Тем самым Кампанелла наметил для будущих поколений единственно возможное решение главного противоречия буржуазного общества — противоречия между трудящимися и эксплуататорами, между трудом и капиталом.

Идея коммунистической общности, выражавшая мечту о социальной справедливости и протест против угнетения и  эксплуатации человека человеком, зародилась еще в глубокой древности. Однако в каждую эпоху коммунистический идеал обретал особый, конкретно-исторический смысл. Главные методологические критерии, которым следует марксистская история  общественной мысли, основаны на принципе историзма, требующем всестороннего  анализа исторической специфики  изучаемых идей и выявления их классового содержания. Исследуя зарождение и развитие утопического коммунизма, марксистская историография, так или иначе, связывает этот исторический процесс с возникновением и становлением капиталистической формации. Поскольку речь идет о предыстории марксизма — утопическом коммунизме, представляется целесообразным начинать его исследование с эпохи генезиса капитализма и зарождения ранней буржуазии и предпролетариата.

Осуждая частную собственность, Кампанелла откровенно защищает интересы трудящейся и эксплуатируемой части общества. Само государство, основанное на господстве частной собственности, представляется автору «Города Солнца» как некий «заговор богатых», направленный против лучшей части общества — тружеников. Кампанелла совершенно недвусмысленно выступает здесь, как он сам пишет, от лица «земледельцев, угольщиков, работников, возниц и ремесленников, без которых не существовало бы вообще никакого государства» (6, 275). Таким образом, классовое содержание коммунистического идеала «Утопии» выражено Мором вполне определенно. Сам протест против частной собственности, как это явствует из первой книги «Утопии», пафос которой в страстном осуждении огораживаний и ограблений трудового народа, порожден процессом первоначального накопления — насильственной ломкой традиционных отношений   собственности,   предшествовавшей утверждению капитализма. Несомненная связь коммунистического идеала «Города Солнца» с процессом зарождения раннекапиталистических отношений — важнейшее своеобразие произведения Томмазо Кампанеллы, позволяющее рассматривать его как основоположника утопического коммунизма. Несомненно, как система взглядов утопический коммунизм и утопический социализм окончательно складываются лишь в условиях появления машинного производства, но зарождение этого направления в истории мировой общественной мысли относится к началу капиталистической эры. Таково своеобразие истории идеологии: общественные идеи опережают более медленный процесс развития социально-экономических отношений, хотя в конечном итоге последние определяют их возникновение. Имея в виду произведения представителей утопического коммунизма — Т. Мора и Т. Кампанеллы, Ф. Энгельс подчеркивал непосредственную обусловленность коммунистических теорий XVI и XVII столетий социальными коллизиями эпохи генезиса капитализма. «...При каждом крупном буржуазном движении вспыхивали самостоятельные движения того класса, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата. Таково было движение Томаса Мюнцера во время Реформации и Крестьянской войны в Германии, левеллеров — во время великой английской революции, Бабёфа — во время великой французской революции. Эти революционные вооруженные выступления еще не созревшего класса сопровождались соответствующими теоретическими выступлениями; таковы в XVI и XVII веках утопические изображения идеального общественного строя...» (7, 245)

Информация о работе Эволюция концепций в историографии, посвященных «Городу Солнца» Томмазо Кампанеллы