Эволюция концепций в историографии, посвященных «Городу Солнца» Томмазо Кампанеллы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что личность и творчество Томмазо Кампанеллы вызывает интерес на протяжении многих столетий. Особенно жарко обсуждалась книга «Город Солнца». Работа была написана на итальянском языке в 1602 году.
Литературные качества произведения Кампанеллы даже в изданиях СССР имели низкую оценку: «Город Солнца“ написан в форме диалога моряка-генуэзца, вернувшегося из плавания, и хозяина гостиницы. Но избрав для своего рассказа эту форму, Кампанелла не сумел использовать её должным образом.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1 Условия, способствующие формированию идеи «Города Солнца» Ошибка! Закладка не определена.
1. 1. Предпосылки создания Томмазо Кампанеллой книги «Город солнца» 6
1. 2. Жизненный путь Томмазо Кампанеллы 10
Глава 2. Эволюция концепций в историографии, посвященных «Городу Солнца» Томмазо Кампанеллы Ошибка! Закладка не определена.
2. 1. Оценка произведения Томмазо Кампанелла современниками Ошибка! Закладка не определена.
2. 2 Концепции советской исторической науки о значении «Города Солнца» Ошибка! Закладка не определена.
Глава 3. Современная историография о всемирно-историческом значении творчества Кампанеллы Ошибка! Закладка не определена.
Заключение 32

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 78.94 Кб (Скачать файл)

1637 год для Кампанеллы  оказался счастливым: в одном  томе с «Реальной философией»  вышел в свет «Город Солнца»,  а вскоре за ним и трактат  «О смысле вещей».

5 сентября 1638 года Анна  Австрийская родила мальчика, вошедшего  в историю под именем Людовика XIV. Кампанелла по просьбе Ришелье  составляет для новорожденного  гороскоп, предрекая, что царствование  нового Людовика будет долгим  и счастливым. По этому случаю он написал длинную «Эклогу», в которой, подражая стихам Вергилия, обещал дофину славу и процветание.

В конце апреля 1639 года болезнь  почек приковала мыслителя к  постели. Его тревожило приближающееся затмение Солнца, которое, по его расчетам, должно было произойти 1 июня. Кампанелла опасался, что оно будет для  него роковым.

Но он умер раньше, 21 мая 1639 года в монастыре Св. Якова, когда над Парижем поднималось солнце.

До конца жизни Томмазо Кампанелла, как и герои «Города Солнца», твердо верил в то, что в мире настанет время, когда люди будут жить по обычаям государства, созданного его мечтой. В своем письме к Фердинанду III, герцогу Тосканскому, Кампанелла писал: «Будущие века будут судить нас, ибо нынешний век казнит своих благодетелей».

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эволюция концепций в историографии, посвященных  «Городу Солнца» Томмазо Кампанеллы

2. 1. Оценка произведения  Томмазо Кампанелла современниками

 

Слава о «Городе солнца»  ходила задолго до её опубликования. Многочисленные списки "Города Солнца" ходили по рукам не только в Неаполе и Риме, но и далеко за пределами Италии. Один из экземпляров находился в библиотеке самого Джамбаттистаделла Поста. Число восторженных почитателей Кампанеллы росло с каждым днем. О "Городе Солнца" много спорили. Одни приветствовали идею жизни общиной, другие озлобленно называли ее ложной и еретичной, Были и такие, кто доказывал, что уничтожение частной собственности противоречит человеческой природе и поэтому государство, где все будет общим, не сможет существовать. Кампанелла внимательно относился ко всем возражениям. Он не из тех, кто склонен прощать противникам их нападки. Пусть он и в тюрьме, но он не будет колебаться ни минуты и во всеоружии встретит врагов, чтобы защитить "Город Солнца". Свое новое сочинение Кампанелла назвал "О наилучшем государстве" (3, 265).

Противники жизни общиной такие как Барберини, Мостро и Ридольфи утверждают, что такое государство, как описанное в "Городе Солнца", никогда не существовало и никогда не будет существовать. "Даже в том случае, – отвечал Кампанелла, – если бы мы и не смогли претворить полностью в жизнь идею такого государства, все же написанное нами отнюдь не было бы излишним, поскольку мы предлагаем образец для посильного подражания". Он высказывал уверенность, что жизнь общиной обязательно восторжествует в будущем. Он подчеркивал, что высшая нравственность – основа будущего Солнечного Государства: "Мы стремимся не к величине государства, которая большей частью проистекает из честолюбия и алчности, а к нравственности, на которой покоится Город Солнца" (15, 154).

"Мы, – писал Кампанелла, – изображаем наше Государство  не как государственное устройство, данное Богом, но открытое посредством  философских умозаключений, и  исходим при этом из возможностей, человеческого разума" (11, 155).

На возражения Мазарини, что Город Солнца никогда не будет построен, так как ни один из народов не придерживается такого образа жизни, Кампанелла отвечал, что описанные им порядки пока "не водворяются по причине злонамеренности государей, которые подчиняют державы своей власти, а не высшему Разуму. Возможность существования такого государства, как говорилось, доказана действительностью и опытом, так как более соответствует природе жить, руководствуясь разумом, чем страстями, жить добродетельно, а не порочно" (14, 155).

Жизнь общиной "устраняет  все пороки, ибо должностные лица освобождаются от честолюбия и всех дурных свойств, которые порождаются  наследственностью должностей, или  их выборностью, или же получением их по жребию, точно так же образ  жизни в нашем Государстве  устраняет мятежи подданных, которые  обычно вспыхивают вследствие произвола  должностных лиц, их своеволия либо вследствие бедствий и чрезмерного  унижения народа и пренебрежения  к нему.

Вместе с тем будут  устранены все пороки, которые  порождаются двумя противоположными злами — богатством и бедностью, по мнению Платона и Соломона – главными недостатками государственного строя. Таковы клятвопреступление, низкопоклонство, ложь, воровство, неопрятность, проистекающие из бедности, разбой, надменность, гордость, похвальба, праздность и другие пороки, проистекающие из богатства.

Равным образом будут  уничтожены все пороки, вытекающие из злоупотребления любовью, как  прелюбодеяние, распутство, содомия, убийство детей в чреве матери, ревность, супружеские ссоры и другое.

Точно так же – все  пороки, проистекающие из чрезмерной любви к сыновьям и женам, из обладания  собственностью, искореняющей любовь к ближнему, и из себялюбия, которое является причиной всех зол. К этим порокам относятся: скупость, ростовщичество, скряжничество, ненависть к ближнему, зависть по отношению к богатым и лучшим. Мы заменим их любовью к общине и истребим ненависть, которая порождается скупостью – корнем всех зол, и тяжбы, и обманы, и подделки завещаний, и прочее.

Таким же образом – все  пороки тела и духа, которые у  бедных порождаются чрезмерным трудом, а у богатых праздностью, ибо  мы распределяем труд поровну между  всеми.

Так же пороки, проистекающие  из праздности женщин, которые подтачивают  их способность к деторождению, телесное и душевное здоровье, мы устраняем  тем, что предписываем им подходящие упражнения и занятия. Равно и  пороки, которые являются следствием невежества и глупости. Наконец поскольку мы неизменно избегали крайностей, мы все приводили к умеренности, в которой заключается добродетель" (16, 144).

Противники "Города Солнца" не отличались оригинальностью. Все  те же доводы, почерпнутые из Аристотеля, давным-давно выступавшего против общности материальных благ. Кампанелла не уставал доказывать, что только уничтожение собственности и жизнь общиной сделают людей по-настоящему свободными и счастливыми: «В нашем Государстве находит успокоение совесть, уничтожается жадность – корень всех зол, и обман, который присущ заключению сделок, и кражи, и грабежи, и излишество, и уничижение бедных, а также невежество, которое свойственно даже людям благородной породы вследствие того, что они принуждены работать в то время, как они желают заниматься философией, уничтожаются также излишние заботы, труды, деньги, которые добывают купцы, скупость, гордость» (20, 23 – 24) и другие пороки, которые порождаются разделением имуществ, а равным образом – себялюбие, вражда, зависть, козни, как уже было показано. Вследствие распределения государственных должностей соответственно природным способностям мы достигаем искоренения зол, которые проистекают из наследования должностей, из их выборности и из честолюбия, как учит св. Амвросии, говоря о государстве пчел. «И мы подражаем природе, которая ставит начальниками наилучших, как это происходит у пчел, ибо если мы и прибегаем к избранию, однако оно согласно с природой, а не является произвольным: это означает, что мы избираем того, кто возвышается благодаря своим естественным и моральным добродетелям» (15, 155) .

В нашем Государстве должностные  лица распределяют ремесла и труды  соответственно пригодности и силе, исполнение работ поручается начальникам  ремесел совместно со всем множеством людей, как указывается в тексте. И никто не имеет возможности  что-либо присвоить себе, так как  все принимают пищу за общим столом и, получив у ведающих одеждой  должностных лиц одежды нужного  качества, пользуются ими сообразно  с временами года и со своим здоровьем... Ведь никто не может отвергать такой способ распределения, так как все совершается на основании разума. Более того, каждый любит то, что соответствует его собственной природе, как это присуще нашему Государству (14, 188).

Каждый с детства приобщается  должностными лицами нашего Государства  к различным ремеслам, соответственно своей естественной склонности, и  каждый, после того как его наилучшим  образом испытают опытом и учением, выдвигается на исполнение той должности, к которой он более пригоден. Но только наилучшие могут становиться высшими должностными лицами, согласно описанному в тексте порядку. И воин не пожелал бы стать предводителем, и земледелец – священником. В нашем Государстве должности доставляются, исходя из практических навыков и образованности, а не из благосклонности и родственных отношений, ибо мы свели на нет родственные связи. Каждый получает должность в той сфере, в которой он отличается своей добродетелью. И первые должностные лица не могут одних возвеличивать, а других унижать, так как они правят не по своему произволу, но, руководствуясь природой, и предназначают для каждого пригодную должность. Они не обладают собственностью, благодаря которой они нарушили бы чужие права, чтобы возвеличить своих детей. Но им свойственно хорошо поступать и таким образом достигать почестей. И поскольку они считают всех своими братьями, или сыновьями, или родителями, сохраняется любовь ко всем, а не обращается позорным образом на отдельных лиц. Никто не сражается ради жалованья, так как он имеет средства для жизни, но каждый потребует почестей, которые он вправе ожидать благодаря своей доблестной деятельности".

Томмазо Пиньятелли упрекал Кампанеллу в том, что проповедь общности имущества есть страшнейшая ересь. Еще на Констанцском соборе был осужден как еретик и сожжен Ян Гус, отрицавший частную собственность. Старые уловки! "Невежды, – пишет Кампанелла, – тотчас же объявляют еретиками тех, кого они не могут победить с помощью доводов разума". Идею жизни общиной они называют ересью. Кампанелла берет на себя смелость и во всеоружии аргументов упорно доказывает, что, напротив, еретиками являются те, кто осуждает жизнь общиной.

Некоторых историков, занимавшихся изучением творчества Кампанеллы, иногда ставила в тупик кажущаяся  противоречивость его взглядов.Многие произведения Кампанеллы будут вызывать недоумение, если их пытаться осмыслить в отрыве от конкретных обстоятельств его жизни. Почти все свои работы Кампанелла писал в тюрьмах. Безвыходное положение заставляло его хитрить и притворяться. Из-под его пера нередко выходили вещи, в которых он, желая обмануть судей, давал заведомо неверное истолкование и своим действиям и своим мыслям. Всю свою жизнь, с юности вплоть до смертного часа, он стремился, чтобы идеи "Города Солнца" не погибли и получили широкое распространение.И он добился своего. Потомки правильно поняли Кампанеллу. В памяти людей он навсегда остался как автор "Города Солнца".

 

 

 

2. 2 Концепции советской  исторической науки о значении  «Города Солнца»

 

«Город солнца» Кампанеллы занимает значительное место в истории социальных идей. Влияние этого произведения на формирование коммунистических идей, несомненно. По значимости оно занимаетравное место с произведением Томаса Мора «Утопия»

Литературное наследие Кампанеллы велико и охватывает многие направления  в философии и политики. Кампанелла пропагандирует негативное отношение  к схоластике, следует учению Телезия. Источником познания Кампанелла называл «живой индекс» природы, то есть на чувственном её познании. Так же он не отрицал существования человеческой души, и необходимости её познания, познания «микрокосма». Предвосхищая Декарта Кампанелла, в качестве главной аксиомы познания выдвигает положение: я мыслю – следовательно, я существую. Чувства, передавая образы вещей могут обманывать человека. Чтобы не находиться в плену у них человеку дан разум, который возвышает его над земным миром.

Кампанелла сам не однократно признавал, что «Город солнца» является его ключевым произведением. Много  сил и времени, проведенных в  заточении в крепости Кастель Нуова, затрачено на  написание. Даже в те моменты, когда у Кампанеллы не было возможности писать он, сидя в самых страшных камерах крепости, он мысленно придумывал и заучивал страницы произведения.

Прогрессивная роль «Города солнца» в истории мировой культуры прослеживается и спустя столетия после ее создания. Так, большой интерес представляет влияние коммунистических идей «Города Солнца» на общественную мысль Франции в годы буржуазной революции XVIII в. Еще накануне революции, в 1780 г., а затем в 1789 г. вышло два новых издания «Города Солнца» на французском языке в переводе Т. Руссо — писателя и публициста. Сейчас уже можно считать установленным, что издание нового перевода Руссо способствовало распространению идей утопического коммунизма во Франции накануне революции. «Город Солнца» Кампанеллывливался в общий поток социально-утопической мысли XVIII века.  Примечательно, что именно перевод Т. Руссо, отразивший революционные настроения его автора и, несомненно, являвшийся фактом революционной пропаганды, стал достоянием русской общественной мысли конца XVIII века. С него был сделан русский перевод «Утопии», который вышел почти одновременно с книгой А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». По-видимому, сочинение Радищева и первый русский перевод «Города Солнца» — явления общественной мысли, органически близкие друг к другу. И, по понятным причинам, восприятие их русской читающей публикой было далеко не однозначным. С одной стороны, они вызывали интерес и сочувствие либерально настроенных читателей, с другой — содействовали усилению охранительных настроений и страха перед «французской заразой» у ярых приверженцев самодержавия. Благожелательная рецензия на русское издание «Города Солнца», опубликованная в мартовском номере «Московского журнала» Н. М. Карамзина за 1791 г., ни в коей мере не может рассматриваться как свидетельство популярности книги или выражение единодушия русской публики в оценке идей Кампанеллы. Даже такой факт, как появление в течение 1789 и 1790 гг. двух титульных изданий одной и той же книги, не только не свидетельствует о том, что «Город Солнца» имела большой спрос, но как раз говорит об обратном. Изменение титульного листа — чисто коммерческий прием, к которому нередко прибегали в то время издатели-книготорговцы для более успешного сбыта изданий, не пользующихся спросом.Следует признать, что среди советских историков все еще нет единства взглядов на его идейное наследие. Прежде всего это сказалось на трактовке коммунистических идей «Города Солнца» (20, 13 — 17).

Как утверждает в своих  исследованиях академик В. П. Волгин, в «Городе Солнца» «впервые отчетливо сформулирован ряд положений, характерных для утопического социализма». Волгин подчеркивает, что как законченная система утопический социализм «мог возникнуть лишь на основе, созданной ростом капиталистических отношений. И заслуга первого изложения этой системы принадлежит, бесспорно, Мору и Кампанелле». Центральный пункт всего «города Солнца» Волгин видит в решении проблемы частной собственности. В отличие от социальных движении средневековья, пропагандировавших общность имущества как «закон божий». Кампанелла, Вторя Мору «освободил «общность» от религиозной оболочки, обосновал ее рационалистически». Отмечая выдающуюся роль «Города солнца» в истории развития общественной мысли, академик Волгин пишет, что «политическая и социальная литература знает мало произведений, имевших такое же длительное влияние, как «Город Солнца». Но без сомнения первенство в этом направлении стоит отдать Томасу Мору.

Информация о работе Эволюция концепций в историографии, посвященных «Городу Солнца» Томмазо Кампанеллы