Эволюция концепций в историографии, посвященных «Городу Солнца» Томмазо Кампанеллы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что личность и творчество Томмазо Кампанеллы вызывает интерес на протяжении многих столетий. Особенно жарко обсуждалась книга «Город Солнца». Работа была написана на итальянском языке в 1602 году.
Литературные качества произведения Кампанеллы даже в изданиях СССР имели низкую оценку: «Город Солнца“ написан в форме диалога моряка-генуэзца, вернувшегося из плавания, и хозяина гостиницы. Но избрав для своего рассказа эту форму, Кампанелла не сумел использовать её должным образом.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1 Условия, способствующие формированию идеи «Города Солнца» Ошибка! Закладка не определена.
1. 1. Предпосылки создания Томмазо Кампанеллой книги «Город солнца» 6
1. 2. Жизненный путь Томмазо Кампанеллы 10
Глава 2. Эволюция концепций в историографии, посвященных «Городу Солнца» Томмазо Кампанеллы Ошибка! Закладка не определена.
2. 1. Оценка произведения Томмазо Кампанелла современниками Ошибка! Закладка не определена.
2. 2 Концепции советской исторической науки о значении «Города Солнца» Ошибка! Закладка не определена.
Глава 3. Современная историография о всемирно-историческом значении творчества Кампанеллы Ошибка! Закладка не определена.
Заключение 32

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 78.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 1

Глава 1 Условия, способствующие формированию идеи «Города Солнца» Ошибка! Закладка не определена.

1. 1. Предпосылки создания Томмазо  Кампанеллой книги «Город солнца» 6

1. 2.  Жизненный путь Томмазо Кампанеллы 10

Глава 2. Эволюция концепций в историографии, посвященных «Городу Солнца»  Томмазо Кампанеллы Ошибка! Закладка не определена.

2. 1. Оценка произведения Томмазо  Кампанелла современниками Ошибка! Закладка не определена.

2. 2 Концепции советской исторической  науки о значении «Города Солнца» Ошибка! Закладка не определена.

Глава 3. Современная историография о  всемирно-историческом значении творчества Кампанеллы Ошибка! Закладка не определена.

Заключение 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

В данной работе рассматривается круг концепций относительно книги Томмазо Кампанеллы «Город Солнца»

Структура курсовой работы имеет классическую форму:

В первом параграфе курсовой работы приведены социальные и экономические  условия в Европе XVI века. Второй параграф – биография Томмазо Кампанеллы. Вторая глава посвящена длившемуся многие годы спору о книге. Она отражает большинство концепций западных и советских учённых относительно произведения Кампанеллы. Третья глава – описание новейших статей о Томмазо Кампанелле и его произведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность курсовой работы заключается в том, что личность и творчество Томмазо Кампанеллы вызывает интерес на протяжении многих столетий. Особенно жарко обсуждалась книга «Город Солнца». Работа была написана на итальянском языке в 1602 году. 

Литературные качества произведения Кампанеллы даже в изданиях СССР имели  низкую оценку: «Город Солнца“ написан  в форме диалога моряка-генуэзца, вернувшегося из плавания, и хозяина  гостиницы. Но избрав для своего рассказа эту форму, Кампанелла не сумел использовать её должным образом. В сущности, мы имеем не диалог, а сплошной рассказ  от первого лица, в который вкраплены  в угоду литературной традиции часто  бессодержательные реплики собеседника, оправдывающие, и то не во всех случаях, необходимость перехода к новой  теме рассказа, не внося в него ничего нового».

Однако идеологическая весомость  данного произведения признавалась как современниками, так и последующими поколениями. Кампанелла делился идеями Города Солнца с проверенными людьми, и в итоге смог заинтересовать большой круг. У Кампанеллы появились  ученики. Но развития этот замысел так и не получил, и ограничился выходом книги «Город Солнца». Последующие поколения оценили «Город Солнца», придав ему значение источника идей коммунизма, хотя и эта концепция оспаривалась идеологами.

Научно - теоретическая  и практическая значимость: Работа имеет историографический характер. Она охватывает вопрос о значении «Города Солнца» как для автора, так и для истории. В первом параграфе курсовой работы приведены социальные и экономические условия в Европе XVI века. Томмазо Кампанелла являлся непосредственным участником большинства этих событий и тем или иным путём влиял на них. Эти условия приведены, чтобы полнее понять обстановку в обществе при которой был написан «Город Солнца». Предпосылки повлиявшие на формирование его личности идеологии и мыслей о лучшем городе – Городе Солнца. Второй параграф – биография Томмазо Кампанеллы. У Кампанеллы была достаточно сложная судьба. Он много лет просидел в тюрьмах инквизиции и испанской монархии. Сталкивался с несправедливостью, поборничеством католической церкви, пережил множество страшных пыток и допросов. Вторая глава посвящена длившемуся многие годы спору о книге. Она отражает большинство концепций западных и советских учённых относительно произведения Кампанеллы. Третья глава – описание новейших статей о Томмазо Кампанелле и его произведении.

Практическая значимость курсовой работы – данную работу можно использовать при подготовке и проведении уроков по истории средневековой Европы. Так же можно использовать для  подготовки классного часа на тему «Жизнь замечательных людей»

Историографию темы можно разделить на три периода.  XVI – XVII века: время жизни Томмазо Кампанеллы. Издать в Италии «Город Солнца» он не может, так как является подозреваемым в ереси. Источники данного периода позволяют проследить отношение современников к идеям Томмазо Кампанеллы.

XVIII – XX века: период развития  социалистических и коммунистических  идей. Томмазо Кампанеллу воспринимают как родоначальника идеологии. Данный период  насыщен работами раскрывающими значение «Города Солнца» для идеологов коммунизма

Новейшая история (конец XX – начало XXI века): Новый взгляд на личность и творчество Кампанеллы .

Характеристика  источников: В подготовке курсовой работы использовались в основном исследования советских и западных историков, выдвигавших концепции о значении «Города Солнца». Более широкий интерес «Город Солнца» вызвал у социалистических идеологов, таких как Волгин В. П. в своей работе Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII века, где «Город Солнца» занимает важное место. Так же использовались работа А. Е. Штекле «Кампанелла» из цикла «Жизнь замечательных людей». В его исследованиях всецело рассказывается о его личности и творчестве, карьере. Повествуется о всех спорных вопросах касающихся его личности и творчества, в частности «Города Солнца». Для написания третьей главы использовалась статья Н. А. Басовской.

Предметом исследования являются концепции западных и советских исследователей, касающиеся Томмазо Кампанеллы и непосредственно «Города Солнца».

 Исследование проводилось путём сбора источников, содержащих информацию о предмете исследования, классификация их на концепции буржуазного происхождения и советские, и хронологическая классификация. Так же подбор предпосылок создания произведения, и биографии автора отражающей его убеждения и личностные качества.

Цель курсовой работы- проследить эволюцию и показать дискуссионность влияния произведения «Город Солнца» на идеи социализма и коммунизма.

Задачи курсовой работы:

  • осуществить поставленные цели путём сбора источников, содержащих информацию о предмете исследования;
  • классификация источников;
  • анализ предпосылок создания произведения;
  • характеристика и сравнение оценок произведения.

Положения, выносимые  на защиту:

  • В разные эпохи отношение к Томмазо Кампанелле было различным
  • «Город Солнца», несомненно, оставил отпечаток на развитии идеи равноправия в обществе
  • «Город Солнца» не является центральным произведением автора

 

Глава 1 Условия, способствующие формированию идеи «Города Солнца»

1. 1. Предпосылки  создания Томмазо Кампанеллой книги «Город солнца»

 

Образ Кампанеллы чрезвычайно  сложен и противоречив, так же сложен и противоречив, как и историческая обстановка, в которой он жил и  действовал. Кампанелла – один из тех  людей эпохи Возрождения, о которой  говорил Энгельс: "Это было время, нуждавшееся в гигантах и породившее гигантов, гигантов учености, духа и характера" (1, 254). Последователь философа-материалиста и естествоиспытателя – Телезия (1509–1588), ученый, доверявший непосредственному опыту в противовес церковному авторитету, мыслитель, близкий к материализму, Кампанелла был разрушителем всякого догматизма, подрывал самые корни средневековой религиозности, а вместе с нею и основы якобы самим богом установленного общественного порядка, и в этом отношении он шел дальше большинства гуманистов. Он поэтому был ненавистен всем силам реакции, бушевавшим в его время. Его несчастьем было то, что он жил и действовал в эпоху разнузданной католической контрреформации, в век инквизиции и иезуитов. Казалось, все силы черной реакции ополчились против критики, которой подвергалась католическая церковь со стороны протестантизма, средневековая схоластика – со стороны свободного духа исследования (5, 75).

Феодальная аристократия и освящавшая ее господство и ее привилегии католическая церковь, боясь  потерять свой авторитет, а вместе с  ним и материальные блага, собирали все свои силы, чтобы дать отпор  новой науке. Мракобесы-инквизиторы  послали на костер замечательного мыслителя  Джордано Бруно, заставили великого Галилея отречься от своих открытий. Папство, которому был нанесен сильнейший удар реформационными течениями, с фанатической нетерпимостью относилось ко всякому проявлению мысли, несогласной с догмой. В Италии господствовали испанцы – оплот всеевропейской реакции. Почти целое столетие весь юг Италии находился под властью испанцев. Чиновники испанского вице-короля, обосновавшегося в Неаполе, вытягивали из страны последние соки. Церковь была заодно с поработителями. С каждым годом все больший отклик находили люди, проповедовавшие идеи, направленные против церкви. Римская инквизиция то и дело посылала в Неаполитанское королевство своих уполномоченных для борьбы с еретиками (14, 122).

Здесь надолго запомнили  дикие преступления инквизиторов, которые  с помощью нескольких полков испанской  пехоты истребили сотни вальденсов. (Вальденсы – религиозная секта в южной Франции, Вальденсы были объявлены еретиками). Палачи убивали их, словно овец, перерезая ножом горло. Тела казненных были четвертованы и для острастки выставлены по всем дорогам Калабрии.

Даже страшнейшим террором испанцы не смогли подавить сопротивление. Скрываясь от преследований властей, люди уходили в горы. Их называли "фуорушити", и одно это слово нагоняло на испанцев страх. Вице-король постоянно усиливал гарнизоны в Калабрии и увеличивал и без того непосильное бремя налогов. Крестьяне, разоренные бесчисленными поборами, бросали поля и вливались в отряды фуорушити (21, 42).

Народ задыхался от нищеты и налогов. Испанцы поддерживали свое господство жесточайшим террором; Они не могли обеспечить в стране порядка. Редкий день проходил без убийств, казней, облав. Повсюду шла борьба за власть. Каждый крупный землевладелец  мнил себя всесильным владыкой. В городах  бесконечно враждовали различные партии, даже между церковью и испанскими чиновниками не прекращались раздоры. Епископы всеми средствами старались  расширить свое могущество и увеличить  доходы (2. 132). Их безмерные притязания наталкивались на сопротивление вице-короля. Тогда они пускали в ход отлучение от церкви. Страшась небесных кар, одни чиновники не осмеливались выполнять приказов правительства, если они хоть в какой-то степени ущемляли церковные интересы, а другие, напротив, открыто применяли силу.

К чему только не приводил страх  перед отлучением и боязнь нарушить неприкосновенность духовных лиц. Хитрые попы знали, как играть на суевериях. В Никастро монахи повздорили со слугою испанца-капитана. Слугу посадили, но монахам показалось этого мало (5, 43). Они ворвались в тюрьму, схватили своего недруга и, затащив в церковь, зверски избили палками. А в это время капитан стоял у дверей и не осмеливался войти.

Другой раз, в Роджиано, солдаты, преследуя разбойников, окружили их в каком-то доме. Монахи, родственники попавших в беду бандитов, со святыми дарами и рясами вошли в дом, набросили им на плечи священнические одежды и на глазах у оторопевших солдат увели в церковь.Во время раздоров между светскими и духовными властями много говорилось о престиже церкви и, о ее неотъемлемых правах судить клириков, а на самом деле в основе конфликта лежала ненасытная жадность попов к земле, недвижимости, деньгам. Светский суд не имел права разбирать дела духовных лиц. Пользуясь этим, епископы готовы были за приличное вознаграждение объявить любого негодяя - клириком и спасти его от тюрьмы или казни. Каких только это не вызывало злоупотреблений! Епископ Сквиллаче взял под свою защиту знаменитого своими преступлениями КолеллаБуа, объявив его бродячим монахом (5. 132).

Епископ Джераче, угрожая судьям немедленным отлучением, потребовал выдачи конокрада под предлогом, что обвиняемый двенадцать лет назад носил тонзуру. А епископ Катанцаро за хорошую мзду спрятал в монастыре женщину, убившую жену своего любовника, и вскоре позволил ей безнаказанно скрыться. Церковные власти шли на любые ухищрения, чтобы помочь тем, кто не жалел для них денег. Они не дали наказать человека, похищавшего девушек, ссылаясь на то, что его арест в нарушение обычая произошел сразу же после пасхи. Таковы были пастыри, которые пеклись единственно о том, чтобы поосновательней стричь свою паству. Они спорили с испанцами за каждый грош, но, ненавидя их, действовали с ними заодно.

Народ ненавидел иноземных  поработителей. Испанцы искали поддержки  среди крупных землевладельцев. Они смотрели сквозь пальцы на чинимые  ими злоупотребления. Те сгоняли  крестьян с земли, захватывали общинные выгоны. Крестьяне уходили в горы, объединялись в отряды, мстили помещикам, жгли усадьбы, нападали на гарнизоны. Вице-королю приходилось каждый год увеличивать  численность расквартированных  в Калабрии войск и снаряжать  все новые и новые карательные  экспедиции против партизан. Они стоили огромных средств. Новых налогов  не хватало, чтобы задушить сопротивление  народа. Изо дня в день росло число скрывающихся от властей (5, 132). Многие из них тоже присоединялись к партизанам. В стране ни на минуту не прекращалась борьба с угнетателями. Некоторые из фуорушити прятались в монастырях. Случалось, что даже епископы, враждуя с испанцами из-за доходов, старались заручиться поддержкой партизан.

 И вот в это-то  время выступал Кампанелла –  гуманист, певец человеческого труда,  свободомыслящий философ, ученый  и патриот, мечтавший об освобождении  родины от испанского ига, а  людей труда от эксплуатации. Отсюда своеобразие его деятельности  и его многочисленных сочинений.  Двусмысленность его утверждений  давала повод видеть в нем  подчас "лицемера" и "вечного  симулянта" (5. 132). В самом деле, философ, почти материалист, ненавидевший всякий авторитет, он вместе с тем может иной раз показаться хвалителем католицизма и папства, итальянец, ненавидевший испанских насильников, он выступал чуть ли не энтузиастом испанской монархии, хотя он знал хорошо, что именно она была самой реакционной силой. Но все это было не больше чем военные хитрости в ожесточенной борьбе с лютыми и бессовестными врагами. Обмануть врага, усыпить его бдительность или, как выражался в одном из своих сонетов сам Кампанелла, при помощи лжи довести до людей правду – все это Кампанелла считал морально допустимым, и все это позволяет понять нам главное в противоречивых взглядах этого мыслителя.

Информация о работе Эволюция концепций в историографии, посвященных «Городу Солнца» Томмазо Кампанеллы