Этническая история эвенков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Эвенкийский этнос можно занести в «Книгу рекордов Гиннеса». При численности всего в тридцать тысяч человек они освоили невероятно обширную территорию – от Енисея до Камчатки, от Ледовитого океана до границы с Китаем. Получается, что в среднем на одного эвенка приходится примерно двадцать пять квадратных километров.
В Забайкалье эвенкийские стойбища располагались не только на Севере, но и на Аргуни, Чикое и Ингоде, в том числе в пределах территории будущей Читы. И название этого города, тоже эвенкийского происхождения.

Содержание работы

Введение 3
Этническая ситуация в Забайкалье 4
Эвенки Забайкалья: история и современность 7
Эвенки: культура и традиции 17
Эвенки севера Забайкалья 29
Заключение 32
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

Курсовая эвенки.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Традиционной религией эвенков, так же как и бурят является шаманизм. Слово «шаман» имеет эвенкийское происхождение. Главное и характерное в шаманизме – обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, здоровья, благополучия и здоровья, отвращения беды.

Шаманизм в Забайкалье восходит к первобытнообщинному  строю, когда охота, рыболовство  и собирательство были основными  средствами добывания пищи. В последующие  периоды шаманизм развивается, усложняется, становится особой системой религиозных представлений и обрядов, охватывает все сферы жизни, оказывает влияние на формирование культуры и образа жизни людей.

В общей картине шаманизма  народов Центральной Азии и Сибири бурятский и эвенкийский шаманизм отличается высоко развитым политеизмом (многобожьем) и сложностью обрядового комплекса. Как любое общественное явление он имеет свою структуру и выполняет целый ряд социальных функций.

Сущность шаманистского  мировоззрения заключается в следующих положениях:

1) мир, в том числе  человек, создан высшими существами  или же по их велению; 

2) вселенная делится  на три мира - небесный, земной  и подземный, каждый из них  наполнен определенными божествами  и духами;

3) каждая местность, гора, озеро, река, лес, имеют своего духа - хозяина, а животное и человек - душу. Душа человека после его смерти становится духом;

4) в мире множество  богов и духов с конкретными  назначениями и функциями, они  определяют ход жизни - рождение, болезни, смерть, удачу, беды, войны, урожай и т.д. Во главе всех богов стоит Вечное Синее Небо, которое все видит, все знает;

5) человек может воздействовать  на богов и духов путем жертвоприношений, молитв, соблюдения определенных  правил, вызывать милость или  гнев, симпатию или неприязнь;

6) шаманы - посредники  между сверхъестественными существами  и людьми, они обладают особыми  качествами и правами, дарованными  свыше. Содержание и формы шаманистских  обрядовых действий были весьма  разнообразны и имели определенный  порядок. Коллективные обрядовые действа назывались тайлаган и сасли. Составная часть шаманистской культовой системы - священные места, где устраиваются молебствия. В отличие от христиан или буддистов шаманисты не имеют специальных храмов для отправления служб и их проводят на открытом воздухе, у подножия или на вершине горы, на берегу реки или озера, у родника, скалы или дерева, на месте шаманского погребения, у коновязи. Индивидуально-семейные обряды устраиваются как на природе, так и в помещении - юрте, доме, на улице, и в ограде. Места жертвоприношений относились к числу святынь.

Итак, адаптация к природно-экологическим  условиям предполагает, помимо биологического приспособления, выработку наиболее адекватной модели жизнеобеспечения. У эвенков такая модель наиболее полного удовлетворения всех потребностей общества отрабатывалась в течении жизни многих поколений и приняла следующие формы.

1. Кочевой образ жизни, подчиненный природным циклам и проходящий по отработанным маршрутам через районы постоянных поселений и связанные с ними охотничьи, рыболовные и пастбищные угодья.

2. Комбинированное охотничье-рыболовно-оленеводческое  хозяйствование как многолетний  непрерывный процесс хозяйственного  освоения угодий.

3. Смена кочевого и  оседлого периода жизнедеятельности как способ сезонно-сменного освоения угодий, во время которого менялась доминанта добывающих отраслей хозяйства на тот или иной источник природных продуктов.

4. Закрепление в религиозно-этической  практике изъятия из природных  запасников ровно такого количества ресурсов, которое не подрывало бы воспроизводящих основ природы.

ХХ век нанес серьезный урон образу жизни и традиционной культуре эвенков Забайкалья. Это непосредственно сказалось на их численности. Однако традиционная культура эвенков оказала существенное влияние на складывание культуры и мировоззрения забайкальцев, и до сих представляет собой богатейший потенциал с многотысячелетней историей, который необходимо сохранять и тщательно изучать.

Эвенки севера Забайкалья

Канарские, тунгиро-олекминские, тунгокоченские эвенки, населяющие в настоящее время три северных района Забайкальского, представляют собой самобытные, с исторической, культурной, этнической и других точек зрения, локальные группы. За XX - начало XXI вв. они прошли несколько основных этапов трансформаций, кардинально изменивших вектор их этнодемографического развития, традиционные (для начала XX в.) хозяйственный уклад и культурный облик.

Этническая история  этих групп связана с миграциями эвенков с Юга Забайкалья на современную  территорию их расселения в ХIII-ХIХ вв. Вплоть до XX в. развитие эвенкийских родов, освоивших север Забайкалья, в силу исторических и географических факторов, проходило в условиях ограниченных контактов с соседствующими народами, что способствовало сохранению оленеводческо-промыслового хозяйства, кочевого образа жизни и устойчивого этнического самосознания северных групп забайкальских эвенков, в отличие, например, от эвенков Южного Забайкалья.

Существенное воздействие  на расселение, хозяйственный уклад  и культуру каларских, тунгиро-олекминских и тунгокоченских эвенков оказали преобразования советского периода.

Социально-демографическое, экономическое и культурное развитие эвенков севера современного Забайкальского края в XX в. проходило под лозунгами национального, колхозного и культурного строительства в 1920-50-х гг. и под лозунгом интернационализации хозяйства и культуры, пропаганды советских ценностей и интеграции эвенков в доминирующую культуру в период «развитого социализма».

Несмотря на то, что  на первых этапах советизации, в связи с труднодоступностью и удаленностью районов расселения кочевого эвенкийского населения севера Забайкалья от административного центра, процессы коллективизации и культурного строительства протекали здесь достаточно медленно, к концу советского периода эвенки Читинского Севера были практически полностью переведены на оседлость и расселены в поселках, их хозяйство трансформировано в рамках общенациональной плановой совхозной экономики, а культура «отредактирована» по советскому образцу в ходе культурно-массовой работы с населением.

Не менее сложными и неоднозначными для эвенков  севера Читинской области оказались  коренные трансформации, вызванные  системным кризисом после распада  СССР. Произошедшие изменения оказали, преимущественно, негативное воздействие на жизнедеятельность эвенков рассматриваемого региона: социальная инфраструктура была нарушена, демографическая ситуация в местах проживания эвенкийского населения ухудшилась, основные экономические отрасли и структуры оказались в состоянии глубокого кризиса, жизнеобеспечение эвенков, основанное на «нетрадиционных» занятиях на частных земельных участках, обрело характер натурального хозяйства, а культурная сфера, более не контролируемая жестко сверху, перестала быть предметом пристального внимания. Ситуация рассматриваемого эвенкийского населения в перестройку осложнялась тем, что Читинская область в этот период относилась к дотационным регионам с одним из наиболее низких уровней жизни населения в стране, поэтому проблемы коренных малочисленных народов здесь рассматривались в последнюю очередь, а федеральные целевые средства, поступавшие в областной бюджет для помощи КМНС (коренные малые народности севера), зачастую не доходили до адресата.

В настоящее время  эвенкийское население Читинского Севера находится в поиске своей этнической и культурной идентичности: несмотря на стабилизацию социально-экономического положения эвенков в последние годы, во многих сферах их жизнедеятельности продолжают сказываться последствия кризиса 1990-х гг. В социально-демографической сфере наблюдается изменение демографической ситуации и типа воспроизводства коренного населения, отток строителей БАМа и новый приток инонационального населения в места компактного проживания эвенков, обострение межэтнических взаимоотношений по поводу доступа к земельным ресурсам и одновременно увеличение количества межэтнических браков. В социально-экономической сфере появляются новые формы собственности и организации хозяйства эвенков (например, общины), также имеет место тенденция противопоставления приоритетов индустриального развития региона интересам коренного населения в области традиционного природопользования. При этом государственное регулирование социально-экономических проблем эвенков затруднено на фоне отсутствия соответствующего законодательства и должного контроля над реализацией федеральных целевых программ на региональном уровне. В образовательной и языковой сферах, где отсутствуют единые государственные программы и стандарты обучения, среди эвенкийского населения отмечается низкий уровень образованности и владения титульным языком, что остро ставит проблему формирования национальной интеллигенции и культурных лидеров, особенно из числа молодежи. В собственно культурной сфере (песенно-танцевальное, декоративно-прикладное искусство, праздники), где выделяются два уровня - профессиональный и народный, наблюдается общая тенденция модернизации и популяризации традиционных видов искусства эвенков.

 

Заключение

Современное положение  коренного населения севера Читинской  области, а ныне Забайкальского края, демонстрируют примеры социокультурной адаптации оседлых и кочевых эвенков, представляющих два различных вектора развития этого коренного малочисленного народа.

Следует признать, что  рассматриваемые проблемы культурно-исторического развития эвенков в советский и постсоветский периоды в определенной мере типичны и характерны и для других коренных малочисленных народов Российского Севера.

В последние годы на местном и региональном уровнях власти все чаще появляются инициативы создания законов, регулирующих правовой статус коренных малочисленных народов севера в Забайкалье, организации специальных комитетов и структур, которые бы занимались проблемами эвенков, разработки специальных программ, направленных на оказание помощи эвенкийскому населению. Однако попытки реализации этих инициатив на практике сталкиваются с проблемой отсутствия детальной информации об истории, и, особенно, о современном положении эвенков, в т.ч. о демографических показателях, о состоянии традиционного хозяйства и практиках природопользования, о развитии языка и культуры этой группы населения.

Социально-экономическая и политическая ситуация, сложившаяся среди эвенкийского населения Забайкальского края в последние десятилетия, свидетельствуют о росте интереса самих эвенков к проблемам самоуправления и защите своих прав на природные ресурсы, ведение традиционного хозяйства и сохранение кочевого образа жизни.

 

Список использованных источников

  1. Банаканова Е. Е. Возродить самосознание // Айдит (Согласие). - Эссо, 1992. - № 9-10.
  2. Бурыкин А.А. История и культура эвенов // История и культура эвенов.- Магадан: Кн. изд-во, 1992.- С.3-13.
  3. Деревянко А.П. Польцевская культура на Амуре.- Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2000.- 67 с.
  4. История и культура эвенов: историко-этнографические очерки.- СПб.: Наука, 1997.- 180 с.
  5. Этническая история эвенов и эвенков // Народы Дальнего Востока СССР в XVII–ХХ вв.: Ист.-этногр. очерки. — М., 1985.



Информация о работе Этническая история эвенков