Этническая история эвенков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Эвенкийский этнос можно занести в «Книгу рекордов Гиннеса». При численности всего в тридцать тысяч человек они освоили невероятно обширную территорию – от Енисея до Камчатки, от Ледовитого океана до границы с Китаем. Получается, что в среднем на одного эвенка приходится примерно двадцать пять квадратных километров.
В Забайкалье эвенкийские стойбища располагались не только на Севере, но и на Аргуни, Чикое и Ингоде, в том числе в пределах территории будущей Читы. И название этого города, тоже эвенкийского происхождения.

Содержание работы

Введение 3
Этническая ситуация в Забайкалье 4
Эвенки Забайкалья: история и современность 7
Эвенки: культура и традиции 17
Эвенки севера Забайкалья 29
Заключение 32
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

Курсовая эвенки.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Вхождение Забайкалья в  состав Российской Империи резко  усилило процессы этнической ассимиляции. В связи с учреждением в 1697 году Нерчинского воеводства, притоком русского населения и обращением в православие эвенкийское население подверглось сильному культурному воздействию. Усилилась миграция в труднодоступные северные горно-таежные районы Забайкалья. Сокращение прежнего ареала расселения эвенков привело к тому, что из сферы хозяйственно-экономической деятельности были исключены степные и лесостепные, долинные земли, пригодные для земледелия и оседлого скотоводства, которым занимались преимущественно русские и буряты.

На севере Забайкалья, где в силу географических особенностей коренное население было более изолировано от русского и бурятского влияния, этнокультурная ситуация не была столь катастрофичной для эвенкийского населения. В XVII - XVIII веках в долинах рек Чары, Олекмы и Кемена проживали эвенкийские роды, потомки которых и ныне населяют Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы Читинской области. Забайкальские эвенки - орочёны были приобщены к христианству лишь в конце XIX - начале XX веков, хотя многие из них продолжали исповедовать традиционные шаманские культы. Для эвенков севера Забайкалья характерно деление на определенные территориальные группы по родовому признаку. Эвенки долины реки Чара принадлежат к родам «инелас» и «метакар» и считают своими предками эвенков мигрировавших с низовьев реки Чара (территория современной Якутии). Чарская группа эвенков представлена семьями Габышевых, Кузьминых, Павловых относящихся к родам «нгангагир» и «кангагир», а так же Мальчакитовых, относящихся к роду «чакигир». Для каларских и тунгиро-олекминских эвенков традиционными формами хозяйствования оставались охота и оленеводство. Они вели мобильный образ жизни, в летний период, откочёвывая в высокие горы, в верховья рек, где были достаточные ресурсы промысловых животных и пищи для оленей, а ветер отгонял гнус. В зимний период эвенки со стадами спускались в долины рек, где было меньше снега, и располагались места зимней охоты. После окончания зимнего пушного промысла и отёла оленей, эвенки вновь поднимались в горы. В отличие от располагавшихся южнее тунгокоченских и баунтовских эвенков, которые частично были заняты в золотодобыче, эвенки севера Забайкалья сохранили традиционные формы хозяйства.

Сильнейший удар по традиционному  стилю жизни эвенков Забайкалья, как и многих других аборигенных  народов Сибири, был нанесён в 20-30 годах нашего столетия. Всеобщая коллективизация и насильственное изменение хозяйственного уклада, проводимые Советской властью привели к тому, что этот самобытный этнос оказался на грани исчезновения. За последние несколько десятилетий в северных районах Читинской области произошли сложные социально-экономические изменения, связанные, прежде всего со строительством Байкало-Амурской магистрали. Значительно изменилась демографическая ситуация. В местах традиционного проживания эвенков Забайкалья сегодня проживает значительное количество представителей других национальностей. Коренное население во многом отошло от традиционного хозяйственного уклада, восприняв образ жизни, типичный для современной промышленной цивилизации. Социально-экономический кризис, который сегодня переживает вся Российская Федерация, больнее всего ударил именно по северным районам. В настоящее время Читинская область относится к числу дотационных регионов и более половины её бюджета формируется за счёт средств федерального трансферта. В этих условиях жесткая конкуренция при распределении федеральных средств часто приводит к тому, что реальная помощь не доходит до эвенкийского населения. Повальная безработица, потеря жизненных ориентиров и, как следствие всего этого алкоголизм и маргинализация стали повседневными негативными явлениями жизни забайкальских эвенков.

Не случайно, что на сегодняшний  день наблюдается устойчивая тенденция  к снижению естественного прироста численности забайкальских эвенков, которые ныне составляют всего 2,5 % от общего населения трёх северных районов Читинской области. Продолжается рост заболеваемости среди эвенков, поскольку Север Забайкалья по своим медико-географическим условиям относится к крайне дискомфортным для жизни людей районам, а медицинское обслуживание практически отсутствует. В крайне неблагоприятных социально-экономических условиях аборигенное население страдает в гораздо большей степени, чем пришлое. Большинство поселений севера Читинской области очень плохо благоустроены, основная часть жилого фонда сильно изношена, нарушен естественный рацион питания. С усугубляющимися социально-экономическими проблемами тесно связаны проблемы психологического характера. Эвенкийское население Севера Забайкалья очень остро переживает отсутствие, должного внимания к своим проблемам со стороны органов государственной власти, как федеральных, так и органов государственной власти Читинской области.

Важнейшей проблемой остается проблема отсутствия должного правового регулирования  статуса малочисленных аборигенных народов. В настоящее время правовую базу образуют ряд федеральных законов: «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Наряду с федеральным законодательством  в целом ряде субъектов Российской Федерации были приняты собственные  правовые акты, так же призванные регулировать права коренных народов и режим  природопользования: «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае» (1998); «О правовом статусе эвенкийских сельских Советов народных депутатов на территории Бурятской ССР» (1991); закон республики Якутия «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера» (1992).

В отличие от многих других субъектов Российской Федерации, в  Читинской области до сих пор  отсутствует своё законодательство, определяющее правовой статус эвенкийского населения, определяющее границы земель традиционного природопользования, охрану территорий историко-культурного назначения, а так же священных мест эвенков. Не урегулированными остаются жизненно важные для эвенков вопросы, связанные с использованием охотничьих и пастбищных угодий, выделением родовых земель.

В то же время на Севере Читинской области в последние годы активно развивается строительство железнодорожной ветки от станции Чара к Чинейскому полиметаллическому месторождению и Удоканскому, крупнейшему на териитории бывшего СССР месторождению меди. Очевидно, что строительство железнодорожной ветки, начало промышленной разработки полезных ископаемых Забайкальского Севера и развитие, связанной с этим, инфраструктуры уже сегодня требует чёткого правового регулирования. С развитием промышленной разработки Чинейского и Удоканского месторождений, оживлением БАМа, на территории Каларского района Читинской области возникают три различные в экономическом и этнокультурном отношении зоны. Индустриально-промышленная зона, охватывающая территорию Байкало-Амурской магистрали, железнодорожной ветки протянутой к Чинейскому и Удоканскому месторождениям, а так же непосредственно территории самих месторождений. К северу и к югу от индустриально-промышленной зоны остаются территории либо совсем не затронутые промышленными разработками, либо испытавшие на себе относительно слабое техногенное влияние. Первая зона включает в себя территории расположенные к северу от линии трассы БАМ до границы с республикой Саха-Якутия и Иркутской областью, преимущественно покрытые горными отрогами Кадарского хребта, среди которых располагается озеро Ничатка в районе которого до сих пор эвенкийское население (семья Ильдиновых) сохранило традиционный уклад жизни. Вторая зона включает в территории к югу и востоку от линии БАМ. В неё входят эвенкийское село Чапо-Олого, реки Чара и Калар с притоками. Естественными центрами этой зоны являются села Чапо-Олого и Средний Калар, жители которых так же преимущественно ведут традиционный образ жизни (охота, рыболовство, оленеводство).

В зонах, пока не затронутых промышленными разработками ещё существует возможность сохранения и развития, традиционных для эвенкийского населения видов природопользования. Согласно международной классификации охраняемых территорий, территории традиционного природопользования соответствуют категории «естественные антропологические заповедники» или «этнические территории», назначение которых состоит в том, что бы сохранить естественное природное окружение коренных жителей, создать оптимальные условия для естественного развития их культуры и сохранения традиционной формы деятельности и стиля жизни. На этих территориях должно быть максимально ограничено использование современных технологии и производств. Очевидно, что без активной финансовой и организационной поддержки со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта федерации и местного самоуправления решение этой задачи не представляется возможным. Вторым важным условием является активное привлечение для разработки, как региональных, так и местных, в рамках одного административного района, программ специалистов в области изучения истории и культуры коренных народов Забайкалья (этнологов, антропологов, историков, археологов), проведение регулярного этнологического мониторинга.

Органам государственной власти Читинской области и местного самоуправления Каларского района следует учитывать те последствия, которые для коренного населения и окружающей среды будет иметь промышленная разработка месторождений, массовое привлечение пришлого населения. По результатам проведенных нами в 1998-2001 гг. полевых исследований можно сказать совершенно определённо, что серьезно пострадают эвенкийские охотничьи угодья, природная среда в целом. Для полного анализа последствий техногенного воздействия на природную и социально-культурную среду необходимо проведение детальной этнологической экспертизы, процедура которой предусмотрена ст. 8 п. 6. Федеральным Законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Кроме того, в дальнейшем необходима организация регулярного этнологического и экологического мониторинга в местах разработки полезных ископаемых.

Следующая тема, которая уже сегодня  требует пристального внимания со стороны  общественности и органов государственной  власти - это сохранение самобытного  историко-культурного наследия эвенков Забайкальского Севера. Даже в тяжелейших условиях социально-экономического кризиса в России. Необходимость сохранения объектов материальной и духовной культуры эвенкийского населения Забайкальского Севера сегодня стоит как никогда остро. К сожалению, следует признать - многое из того, что составляло основу их традиционной культуры, сегодня оказалось разрушено. Хозяйственная и культурная политика, проводимая в советский период, по отношению к малочисленным народам уже привела к тому, что традиционная эвенкийская культура оказалась на грани исчезновения. Строительство Байкало-Амурской магистрали и связанное с этим промышленное освоение забайкальского Севера нанесли непоправимый урон коренному населению.

Сегодня, в начале XXI века промышленная и этнокультурная политика в нашей стране требует серьезного пересмотра не только на федеральном уровне, но и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. В противном случае, например, в Читинской области неограниченная эксплуатация природных ресурсов забайкальского Севера может привести к катастрофическим последствиям.

Эвенки: культура и традиции

Забайкалье имеет невероятно богатую историю. C древности здесь  происходили важные события, последствия  которых сказались далеко за его пределами и стали достоянием мировой цивилизации. С середины XVII века край оказался в орбите развития российской цивилизации. Русские землепроходцы принесли сюда пашенное земледелие, православие, городскую культуру. Она столкнулась здесь с культурами народов, имевшими тысячелетнюю историю.

До сих пор продолжает существовать мнение о том, что история  Забайкалья начинается с середины XVII века, т.е. с начала освоения края русскими землепроходцами. Однако, до прихода русских эти места заселяли буряты и эвенки (тунгусы).

 Эвенки (старое название тунгусы) - народ, представитель тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской семьи. Распространен русский язык. Верующие - православные. Сохраняются культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. В южных районах Забайкалья сильно влияние буддизма. Несмотря на свою малочисленность, эвенки уже к XVII веку расселились на 1/4 территории Сибири и освоили все виды сибирских ландшафтов.

На территории Читинской  области эвенки расселялись в  основном в двух природно-климатических зонах: горно-таежной на севере и лесо-степной на юге.

Проблема этногенеза эвенков (тунгусов) остается одной из сложных проблем российской этнографии. В настоящее время утвердилась  точка зрения, что предками эвенков  является народ Увань, которые были небольшой племенной группой Хисцев. В состав народа Хи входили также племена Мохэ и Чжурчжени, т.е. предки Маньчжур. Обитали эти племена по Большому Хинганскому хребту на территории современной Монголии. Занимались разведением скота, овец, лошадей, возможно оленей и соответственно вели кочевой образ жизни.

Группа хисцев, кочевавшая в отрогах хребта Увань - одного из восточных отрогов Большого Хинганского хребта около VII в. двинулась на север от Амура в отроги Станового хребта, расположенные между средним течением Олекмы и верховьями Зеи и Учура. Хисцы-увани пришли туда с лошадьми и телегами, однако чрезвычайно тяжелые экологические условия данного района заставили их заменить лошадей на оленей. Период, в течение которого увани переходили от тележного оленеводства к вьючно-верховому и одновременно приспосабливали свой образ жизни и быт к новым условиям существования, можно считать периодом первоначального формирования древних тунгусов. Самоназвание последних - эвенки, без сомнения, восходит к этнониму «увань». Иными словами, тунгусы (эвенки) - это увани, овладевшие вьючно-верховым оленеводством и заменившие войлочную юрту своих предков более легким берестяным или ровдужным чумом. Формирование вьючно-верхового и транспортного оленеводства привело к широкому распространению эвенкийского этноса по территории Сибири. Уже к XII в. благодаря оленеводству эвенки (тунгусы) освоили огромные территории включающие в себя горно-таежные и тундровые ландшафты от Енисея до Охотского моря, от Ангары и Амура до истоков Яны и Индигирки и устьев рек Оленека и Лены.

Одним из основных направлений  тунгусской миграции стал север Забайкалья и территория современной Якутии, где эвенки расселились по долинам  Вилюя, прилегающей части рек  Лены и Алдана. 

Информация о работе Этническая история эвенков