Этническая история эвенков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Эвенкийский этнос можно занести в «Книгу рекордов Гиннеса». При численности всего в тридцать тысяч человек они освоили невероятно обширную территорию – от Енисея до Камчатки, от Ледовитого океана до границы с Китаем. Получается, что в среднем на одного эвенка приходится примерно двадцать пять квадратных километров.
В Забайкалье эвенкийские стойбища располагались не только на Севере, но и на Аргуни, Чикое и Ингоде, в том числе в пределах территории будущей Читы. И название этого города, тоже эвенкийского происхождения.

Содержание работы

Введение 3
Этническая ситуация в Забайкалье 4
Эвенки Забайкалья: история и современность 7
Эвенки: культура и традиции 17
Эвенки севера Забайкалья 29
Заключение 32
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

Курсовая эвенки.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Чувашский государственный университет  имени И.Н. Ульянова»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Этническая  история эвенков

 

 

 

 

Выполнил: студент

Группы ИГФ-11-11 Макаров В.В

                                                                   Научный руководитель: Егорова О.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары, 2012

 

 

Содержание

 

Введение

Эвенки – один из древнейших народов в мире. Сегодня установлено, что их культура уходит корнями в эпоху неолита и насчитывает в своей истории не менее пяти тысяч лет. Раньше эвенков называли тунгусами, но им это имя было чуждо. Данные переписи населения 1926 года свидетельствовали, что представители этого народа с гордостью говорили о себе: «Я – эвенк», что означало: «Я – человек», тем самым подтверждая свой независимый и свободолюбивый характер.

Эвенкийский этнос можно  занести в «Книгу рекордов Гиннеса». При численности всего в тридцать тысяч человек они освоили невероятно обширную территорию – от Енисея до Камчатки, от Ледовитого океана до границы с Китаем. Получается, что в среднем на одного эвенка приходится примерно двадцать пять квадратных километров.

В Забайкалье эвенкийские  стойбища располагались не только на Севере, но и на Аргуни, Чикое и  Ингоде, в том числе в пределах территории будущей Читы. И название этого города, тоже эвенкийского происхождения.

«Движение истории», происходившее  длительное время в стороне от эвенков, проживающих на территории Забайкалья, нашло необходимым затронуть и их этническую судьбу. Немалая часть эвенкийского населения в естественных брачно-семейных связях смешалась с бурятами или русскими, взаимно обогатив друг друга особыми генетическими кодами. С полной уверенностью можно утверждать, что в коренных забайкальцах, каким бы этническим мирам они не принадлежали, течет кровь эвенков.

 

Этническая ситуация в Забайкалье

В результате сложных  исторических процессов, в Забайкалье, занимающем территорию различных природных  зон, сложилась своеобразная этническая ситуация. Находясь в глубине Евразии, этот край стал своеобразным «домом» для многих народов. Здесь проживают представители различных рас, языковых групп, этносов и субэтносов. Это – русские, белорусы, украинцы, поляки, буряты, эвенки, татары, евреи, немцы, корейцы, китайцы, представители кавказских и прибалтийских народов и др. Ландшафтное разнообразие Забайкалья, возможность заниматься здесь различными видами хозяйственной деятельности стали причиной длительного, относительно бесконфликтного проживания на его территории разных народов и обеспечили этническое многообразие региона.

В XVII в. на значительной территории Забайкалья проживали эвенки - представители тунгусо-маньчжурской языковой группы. Они были зависимы от монголоязычных племен, которые занимали лесостепные и степные районы края. Юг Забайкалья был заселен различными монголоязычными племенами, которые впоследствии сформировали бурятский этнос. В настоящее время буряты имеют собственные территориальные образования.

Появившиеся в Забайкалье в середине XVII в. русские, в основном выходцы из северных районов России, украинцы, белорусы, отчасти поляки позволили развиться здесь славянскому населению. Эти первые колонисты положили основу будущего забайкальского старожильческого населения, иными словами, сибирякам. На протяжении XVII—XX вв. в результате переселенческой политики Российского государства, заключавшейся в добровольной и принудительной хозяйственной колонизации, отправке на каторжные работы, шел дальнейший процесс формирования на данной территории старожильческого (сибирского) населения. В этом процессе участвовали также евреи, немцы, татары, представители прибалтийских народов и др. Тем не менее, основным компонентом старожильческого населения оставались славяне, в основном русские.

Проживая на одной  территории с коренным населением - эвенками и бурятами, старожилы постепенно приобретали некоторые антропологические особенности, заимствовали элементы быта и культуры этих народов, сохраняя при этом, как правило, свой язык, самосознание, свой культурно-бытовой облик. В свою очередь, принеся и распространив среди местного населения собственные хозяйственные навыки и приемы, старожилы содействовали развитию земледелия, оседлости, строительству городов. Таким образом, на территории Забайкалья постепенно сформировался основанный на бурятском, эвенкийском и в основном русском этносах определенный тип местного населения, который принято называть "гураны".

Со второй половины XVII в. до середины XIX в. происходило формирование еще одной социальной группы - казачества. Оно ведет свою родословную от русских служилых людей (казаков), которые по правительственному указу в Забайкалье обращали в русское подданство местные народы, собирали с них ясак, занимались хозяйственной деятельностью края. Русское государство возложило на казаков обязанности защиты вновь приобретенных земель, охраны их юго-восточных границ.

В связи с указанной  переселенческой политикой Российского  государства среди русского населения  Забайкалья во второй половине XVIII в. выделилась локальная этноконфессиональная группа, получившая название «семейские». Территория их расселения – западные и юго-западные районы края. В течение XVIII-XIX вв. на формирование населения Забайкалья влияло направление на каторгу и в ссылку представителей самых разных национальностей и социальных групп, населявших Российскую империю. Среди них немало было поляков, евреев, представителей народов Прибалтики и Кавказа. Впоследствии они нередко оставались в Забайкалье на постоянное место жительства. Сейчас, представляя собой незначительную часть населения Забайкалья, они проживают совместно с другими этносами и старожилами и не консолидированы в особые этнокультурные или этноконфессиональные группы. Частью они ассимилировались с представителями старожильческого, иногда пришлого населения.

В начале XIX в. в центральной  части Забайкалья, в долине р. Ингода, поселились белорусы и украинцы (малороссы). Их миграции в Забайкалье происходили в конце XIX — первой половине XX в. в связи с прокладкой железной дороги. В этот же период и по той же причине сюда переселялись татары (представители татарского субэтноса - сибирских татар). Их потомки заселяли как промышленно развитые районы края, так и отдаленные сельские местности, главным образом по берегам рек и озер и вдоль трактов.

В конце XIX в. в связи  с военными конфликтами в Юго-Восточной Азии, а также с колониальной политикой России в отношении Китая в Забайкалье имели место миграции корейцев и китайцев. Позднее наблюдался их отток из края. Сейчас представители этих этносов составляют незначительную долю забайкальского населения и не имеют своих территориальных образований.

Появление в Забайкалье новой волны этнических мигрантов связано с социально-экономической политикой советской власти. В настоящее время на территории Забайкалья проживают потомки репрессированных в 1930—1950-е годы, являющиеся представителями различных народов России. В годы войны в Забайкалье были депортированы немцы. Строительство и хозяйственное освоение территории БАМа способствовало притоку в северные районы Забайкалья представителей населения Средней Азии, Кавказа, Прибалтики и др.

Политика минимального вмешательства Российского государства в дела местных народов препятствовала возникновению острых этнических конфликтов. А введенное в 1822 г. юридическое самоуправление для коренных народов закрепило за ними право решения многих социальных и хозяйственных вопросов без вмешательства русской администрации. Все это обеспечило их достаточно самостоятельное существование и свободное развитие.

Многонациональный состав населения, разнообразие форм религий  обусловили многообразие культовых  объектов. Национальная пестрота населения особенно была заметна в городах — Чите, Верхнеудинске, Нерчинске, Сретенске. Так, в Чите в начале XX в. в соседних кварталах находились православная церковь, мусульманская мечеть, еврейская синагога, католический костел. Все это свидетельствует о традиции этнической и религиозной терпимости, которая была в целом характерна для Забайкалья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвенки Забайкалья: история и современность

Среди различных коренных малочисленных народов Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья наиболее представительной этнической общностью являются эвенки (самоназвание «орочён» - оленьи люди). С точки зрения физической антропологии они относятся к байкальскому варианту континентальной расы большой монголоидной расы. Эвенкийский язык относится к северной ветви тунгусо-маньчжурской языковой семьи. В русских исторических источниках XVII - начала XX вв. эвенков обычно именовали тунгусами или орочёнами, а этноним «эвенки» стал официально использоваться в качестве общепринятого лишь с начала 1930-х гг. ХХ в. По мнению многих исследователей, среди других коренных народов Северной Азии эвенки занимают особое место, и прежде всего в силу того, что при общей численности составляющей всего около 30000 человек, традиционная зона их расселения занимает обширную территорию простирающуюся от левобережья Енисея на западе, Охотского моря и Заполярной тундры на севере и до бассейна реки Амур на востоке.

Одной из наиболее сложных  проблем российской этнографии остается проблема этногенеза эвенков (тунгусов). Наряду с известной точкой зрения русского антрополога и этнографа С. М. Широкогорова о южном происхождении тунгусов в среднем течении рек Хуанхэ и Янцзы, большое распространение получили гипотезы о восточносибирской прародине. Многие исследователи полагали, что расселение древних тунгусов происходило из районов Прибайкалья, Забайкалья и верхнего Приамурья. Расхождения во взглядах преимущественно связаны с определением границ ареала первоначального этапа этногенеза, его последующих этапов и направлений миграции. Сторонники автохтонного происхождения относят ранние этап этногенеза к неолиту или, по крайней мере, к бронзовому веку.

Несмотря на существующие разные подходы к решению вопроса  о генезисе эвенкийского этноса, подавляющее  большинство исследователей связывают  его происхождение с озером Байкал, Прибайкальем и Забайкальем. Археологические исследования позволяют проследить некоторую преемственность антропологического типа и материальной культуры вплоть до периода финального палеолита - неолита. В эпоху неолита и бронзового века происходит расселение пра-тунгусского этноса по современной территории обитания.

Согласно концепции  Г.М. Василевич, культура пра-тунгусов сформировалась в период неолита в горно-гольцовых районах Восточных Саян и реки Селенги. В неолитическое время появляются и получают развитие такие характерные элементы тунгусской культуры, как деревянная колыбель, горшки-дымокуры, М-образный лук, широкие гнутые скользящие лыжи, кафтан с нагрудником. В финале неолита часть пра-тунгусов мигрировала на территорию Приамурья, где они стали основным элементом в формировании этнических культур чжурчженей и манчжур. В это же время пра-тунгусские племена расселились на запад и на восток от озера Байкал. Антропологические, археологические и лингвистические исследования последних лет вводят в научный оборот новые данные относительно предполагаемой прародины эвенкийского этноса. Если прибайкальская теория происхождения эвенков наибольшей популярностью пользовалась в 30-40 гг., то в конце 60-70 годов этногенез тунгусо-манчжурских народов всё более связывается с территорией Забайкалья и верхнего Приамурья.

В настоящее время  представляется наиболее вероятным, что  предполагаемым центром формирования эвенкийского этноса была территория Забайкалья, из которого позже шло  распространение в районы Прибайкалья и Приамурья в конце I - начале II тысячелетия н.э. В пользу расположения прародины эвенков к востоку от озера Байкал говорит и то, что по мнению лингвистов, в эвенкийском языке практически не наблюдается следов взаимодействия с языками западных соседей - хантов, селькупов, кетов. Такое взаимодействие было бы неизбежным, в том случае, если центр этногенеза эвенков располагалась бы в Прибайкалье, влияние же монгольского языка затронуло лишь отдельные группы южных эвенков и является сравнительно поздним.

Быстрому распространению  тунгусов по территории Северной Азии способствовало то, что тунгусские племена к тому времени освоили  оленеводство и езду верхом. Появление  оленеводства у тунгусов зафиксировано  китайскими источниками начала VI века н. э. Формирование вьючно-верхового и транспортного оленеводства привело к широкому распространению эвенкийского этноса по территории Сибири. Уже к XII веку, благодаря оленеводству эвенки (тунгусы) освоили огромные территории включающие в себя горно-таёжные и тундровые ландшафты от Енисея до Охотского моря, от Ангары и Амура до истоков Яны и Индигирки и устьев рек Оленека и Лены. Вероятно, миграция части эвенкийских племен из Забайкалья, как зоны формирования этноса в Приамурье и другие районы Восточной Сибири относится к XII веку, и внешним толчком для этого была экспансия чжурчженей, которые в 1125 году начали подчинять до этого независимые племена таёжных охотников. Миграция привела к тому, что южные тунгусы, обогнув Байкал вышли в Приангарье, а северные направились в сторону Верхоянского хребта в XIV веке. Одним из основных направлений тунгусской миграции стал север Забайкалья и территория современной Якутии, где эвенки расселились по долинам Вилюя, прилегающей части рек Лены и Алдана. Таким образом, к приходу русских первопроходцев в XVII веке на севере эвенки граничили с якутами, проживающими в нижнем течении Вилюя, Амги, и Алдана, на юге с бурятами, заселившими районы южного Прибайкалья и Забайкалья. С течением времени в результате миграции и межкультурных контактов, часть эвенков, проживающих в лесо-степных и степных ландшафтах юга Забайкалья и Монголии перешла к коневодству, полностью сменив хозяйственный и культурный уклад. Так полной ассимиляции подверглись те группы эвенков, которые занимались скотоводством в долинах рек Онона и Ингоды.

Таким образом, к началу ХХ столетия многие эвенки юга Забайкалья уже назвали себя бурятами и считали  своим родным языком – бурятский язык. Тем не менее, эвенки южного Забайкалья не исчезли с исторической сцены бесследно, вместе с тюркским и монгольским компонентами, они сыграли свою важную роль в формировании бурятского этноса. Полевые исследования проведенные в Агинском бурятском автономном округе показывают, что сохраняются особенности самосознания современных хамныган Забайкалья, которые идентифицируя себя с бурятами, по-прежнему помнят о своем эвенкийском происхождении.

Этноисторические процессы на севере Забайкалья развивались во многом иначе. Несмотря на то, что в XII - XIII веках под влиянием монголоязычных бурят и связанной с этим ассимиляции ареал проживания эвенков существенно сократился, эвенки забайкальского Севера сохранили преимущественно охотничий хозяйственно-экономический уклад. Ко времени русской колонизации Восточной Сибири эвенки Севера Забайкалья вели мобильный образ жизни охотников и оленеводов. Причем именно охота была преимущественным видом хозяйственной деятельности (лось, кабарга, изюбрь, медведь, пушной зверь), в то время как оленеводство играло второстепенную роль. Существовало несколько способов охоты - гоном с собакой, с помощью оленя-манщика, и др. Орудиями охоты служили лук и стрелы, а с приходом русских - ружье, использовались так же петли, самострелы, капканы. Оленеводство в основном имело транспортное направление; различались так называемый эвенкийский тип, с использованием вьючных оленей и орочёнский тип с использованием верховых оленей. Рыболовство, как и собирательство, было распространено довольно широко, однако носило, скорее, вспомогательный характер. Ловили рыбу сетями, ставили запоры, кололи острогой, били из ружья. Главным средством передвижения служил олень с верховым или вьючным седлом. По рекам плавали на лодках берестянках, долбленках, плоскодонках. Зимой ходили на лыжах, подбитых камусом или голицах. Некоторые степные группы разводили лошадей, верблюдов, овец. Жили обычно в шестовых чумах, летом крытых берестой, зимой - оленьими шкурами. Отцовский род включал большие патриархальные и малые семьи. Кочевую группу обычно составляли 2-3 семьи, принадлежащие одному или двум взаимобрачующимся родам. Система родства в эвенкийских семьях напоминала систему родства ирокезского типа.

Информация о работе Этническая история эвенков