Эпоха Возрождения в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 01:57, реферат

Описание работы

Эпоха Возрождения – одна из самых загадочных эпох в развитии европейской культуры. Кажущаяся простота и очевидность рассмотрения проблем возникновения и функционирования культуры этой эпохи. Широкая известность величайших имён культуры Возрождения – как в сфере художественного творчества, так и в сфере политики, философии, естественнонаучного знания даёт нам полное право восхищаться событийностью этой эпохи и необычайной яркостью талантов этого времени, однако не снимает с повестки дня вопрос о причинах возникновения такого феномена в европейской культуре

Файлы: 1 файл

Эпоха Возрождения в Европе.docx

— 49.23 Кб (Скачать файл)

Другим примером этого стиля  в архитектуре является Палаццо Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.

Лоренцо Бернини создал полукруглые колоннады собора Святого Петра, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно.

Архитекторы эпохи  Возрождения заимствовали характерные  черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства, изменились с античных времён. Римляне никогда не строили  зданий, подобных церквям раннего  периода развития возрождённого  классического стиля или особнякам  преуспевающих купцов XV века. В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям, [5, с.35-39].

Скульптура Возрождения

У истоков изобразительного искусства  и прежде всего скульптуры Николо Пизано, творчество которого, особенно ранний период, отмечено печатью античности. Но Никколо в отличии от своих предшественников, пытался акцентировать внимание на пластичности и объёмности форм, придать им весомость и телесность, возродить чувство земной красоты. Наиболее прославленным произведением этого мастера является кафедра баптистерия в Пизе.

Ученик Пизано – Арнольфо ди Камбио явился для своего времени – периода Проторенессанса – выразителем главных идей Возрождения, так как его скульптуры, как никакие другие, отличались монументальностью и величием, что создавали впечатление просто нечеловеческой мощи. Основные работы Камбио – это статуя Карла Анжуйского, надгробия в Риме и Орвиенто.

Самым значительным скульптором  начала XIV в. был Андреа да Понтедера, прозванный Пизано, так как он является учеником Джованни Пизано. Его главное произведение: бронзовые двери флорентинского  баптистерия.

Раннее Возрождение  характеризуется более смелым новаторством и постепенным изживанием канонов. Так, например, Лоренцо Гиберти  шёл по пути компромисса, сочетая традиционные черты со смелым реализмом, где вера в Бога, духовность, стремлению совершенству человеческого тела, души и разума тесно взаимосвязаны, [4, с.437].

Начало расцвету Возрождения положил Донато ди Николо ди Бетто Барди, получивший прозвище Донателло. Его произведения выражали основные убеждения эпохи – гуманистические идеалы, стремлению к совершенствованию, к разносторонности личности и яркой индивидуальности. Он возродил изображение наготы, которая вызывала чувство восхищения человеческим телом и его совершенством; получил начало скульптурному портрету; отлил первый бронзовый памятник; создал новый тип надгробия. Основными произведениями мастера является: мраморный «Давид»; фигура сидящего Иоанна Евангелиста: статуса святого Марка.

Высокое Возрождение  характеризуется гармоничным объединением искусств, где предполагается равноправие  скульптуры с живописью и архитектурой. С новой силой развиваются  такие жанры, как портрет, историческая скульптура.

Именно в это время  творит Леонардо да Винчи  - живое представление эпохи Возрождения о совершенной и гармонической личности. Так как Леонардо да Винчи был в большей степени поглощён научными интересами, скульптурный и живописных работ он оставил немного. Прежде всего это статуя Франческо Сфорца в Милане, которая представляла собой глиняную модель в натуральную величину, [3, с.208-209].

В большей степени  развитию скульптурного искусства  Высокое Возрождение обязано Микеланджело, в работах отразился не только высокий дух эпохи, но и все противоречия того времени.

Микеланджело отличался  пластическим мышлением, чувствовал особую выразительность объёмных форм и  многие явления, действия, даже слова  видел в объёмности и живописи.

Именно Микеланджело создаёт статую Давида – удивительный образ, который становится символом идеального, гармоничного героя.

Скульптура других стран эпохи Возрождения, так  же как и другие виды искусства, несёт  на себе отпечаток национальных идей и развивается по-рвзному.

Скульптура Испании  представляет крупнейший мастер Алонсо Берругете. Соединив принципы итальянского Возрождения и испанской культуры, Берругете создаёт произведения, отличающиеся яркостью и декоративностью.

Нидерландская скульптура развивалась переплетаясь с французской, и крупнейшим мастером, который завершил это развитие, был Клаус Слютер. Он совершил переворот в пластике, создал монументальные, отличающиеся суровой выразительностью и реализмом скульптуры.

Особое развитие в  Нидерландах этой эпохи получила скульптура из дерева, которую часто  использовали в религиозных сюжетах, [4, с.441].

Во Франции традиции Возрождения в скульптуре с трудом пробили себе дорогу, так как в  этой стране очень стойкими оказались  консервативные готические традиции. Основную роль в скульптуре играет школа Клауса Слютера и его учеников, особенно в исполнении надгробий. Очень большое распространение получает статуарная скульптура.

Таким образом, именно этот вид искусства как бы стирает  глубокие противоречия между церковью и светской жизнью, так как в  произведениях любой тематики на первое место ставится человек, [6, с.45-46].

Живопись Ренессанса   

Живопись – ведущий  вид искусства Высокого Возрождения. Родоначальником реалистического изобразительного искусства эпохи Возрождения был Джотто ди Бондоне. Его искусство утверждает ценность реального человека. Оно отличается громадной силой воздействия, морально-этической глубиной, драматизмом. Он добивался чёткости обобщённого рисунка, ясности логически построенной, точно найденной композиции. Наиболее значительное творение Джотто – эпический цикл фресок на темы жизни Марии и Христа.

Самобытной и привлекательной  в VIX в. была сиенская школа живописи. Его родоначальником считается Дуччо ди Буонинсенья. Лучшие работы художника – две алтарные иконы: «Мадонна Ручеллан» и «Маэста».

Искусство Раннего  Возрождения завершается во Флоренции  творчеством выдающегося живописца  конца XV в. Алессандро Филипепи, позванного Сандро Боттичелли. Наиболее полно своё представление о прекрасном художник отразил в двух картинах – «Весна» и «Рождение Венеры».

Крупным живописцем Раннего  Возраждения был Якопо Беллини, который работал в традиции позднеготической живописи, создавая картины на религиозные темы для церквей.

Грандиозный качественный сдвиг в искусстве связан с  именем Леонардо да Винчи. Искусство для него было средством познания мира. Самая значительная из монументальных росписей Леонардо – «Тайная вечеря», выполненная для монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане. Одно из самых прославленных произведений мировой живописи – портрет Моны Лизы («Джоконда»).

Искусство, научные  и теоретические исследования, сама личность Леонардо оказали  огромное воздействие на развитие мировой  культуры.

Рафаэль Санти, второй в ряду титанов Высокого Возрождения, воплотил в своём творчестве представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения. Рафаэль создал свой идеал прекрасного гармонически развитого человека.

Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями не только в росписи фресок, но и  портретном жанре и станковой  живописи.

В представлении о Микеланджело Буанарроти, младшем из титанов Высокого Возрождения, великий художник и борец неразделимы. Вся его жизнь – борьба за утверждение права на свободу в творчестве.

Одно из лучших творений Микеланджело и всего итальянского искусства  - роспись потолка Сикстинской  капеллы, [2, с.201-202].

Музыка Ренессанса

В отличии от других видов искусства, основными идеалами и критериями музыки Возрождения не были идеалы античности, так как нотные записи Древней Греции и Древнего Рима ещё не были полностью расшифрованы и проанализированы. Поэтому чаще всего основами музыкальных произведений данной эпохи были поэтические, литературные произведения античности.

Так же как архитектура, скульптура, живопись, музыкальное  искусство Ренессанса отличалось светским характером.

Музыкальные произведения данного периода отличались большой  напевностью, песенностью, которая присуща народной музыке; определённое количество песен писалось на родном, а не латинском языке.

Основными чертами  музыки являлись мелодичность и определённый ритм, которые отличались большой  гибкостью, экспрессией, нежели в эпоху  средневековья.

Самым ярким и важным моментом развития музыкального искусства  эпохи Возрождения во Франции  является специфическая полифоническая песня, называемая шансон.

В музыке испанского Ренессанса можно отметить появление таких  песенных жанров народного происхождения, как вильянсико и романс.

В эпоху Возрождения  получает развития Инструментальная музыка. Сочетание различных инструментов в одной теме, доказывает особый, ещё не до конца понятый, свободный  человеческий дух. При этом совершенствуются танцевальные формы, мелодии, которые  объединяются в сюиты. Появляются первые инструментальные произведения, носящие  как бы самостоятельный характер, - вариации, прелюдии, фантазии.

С XV в. во многих странах начинается расцвет лютневой музыки.

Развивается исполнительство  на органе, духовных инструментах и  струнных, а так же на виолах и  скрипках. Популярным становится музицирование – исполнение пьес не только известных композиторов, но и личного сочинения. Таким образом, именно в эпоху Возрождения складываются предпосылки для расцвета бытового и профессионального светского музыкального творчества, которое носит характер жизнеутверждения, радости жизни, гуманизма и светлых образов.

Именно в эпоху  Возрождения появляется само понятие  «композиторы».

Музыка эпохи Возрождения  с её величественным, спокойным, уверенным  характером порождает специфическое  отношение к танцу.

Анализируя различные  музыкальные стили данной эпохи, надо учитывать то, что всё-таки нельзя говорить о полном разделении светской и культовой музыки, так как  их объединяют возвышенный характер и стремление к творчеству, свету, гармонии.

Значение культуры Ренессанса

Революционное значение Возрождения важно для всех последующих  времён, в особенности для современности, так как именно в этот период были заложены основные гуманистические  взгляды.

Возрождение открывало  собой эру совершенно нового человека в истории европейской цивилизации. Это отражается прежде всего в мировоззрении, убеждениях, во всех областях деятельности личности, а так же в сфере его чувств и эмоций.

В эту эпоху воля и действие шли вместе, старое и  новое, объединяясь, рождало гениальные идеи, образы и произведения; совершенство творчества отдельной личности было так же значимо как и деятельность школ и периодов.

Именно эта эпоха  дала человечеству огромное количество всесторонних, титанических, загадочных личностей -0 Петрарку, Шекспира, Джотто, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, для понимания творчества и человеческой личности которых необходимы столетия, [1, с.121].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Источники:

1 – «Культурология» Айсина Ф.О., Андреев И.А., Бородина С.Д., Воскресенская И.О., Маркова А.И., Мурашова Е.М., Никитич Л.А. , Скворцова Е.М. , Черных Р.М. Юнити, 1998г.

2 – «История мировой культуры».Борзова Е.П. Омега-Л, 2005г.

3 – «Курс лекций. Хрестоматия»  Лапина С.В., Бабосов Е.М., Жарикова А.А., Клецкова И.М., Мизякина С.Н., Лапина Л.А. ТетраСистемс, 2007 г.

4 – «Мировая художественная  культура» Василевская Л.Ю., Дивиенко О.В., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Изд. и книготорговый центр "Аз", 1997г.

5 – Бердяев Н. А. «Философия свободы. Смысл творчества». Правда, 1989г.

6 – Брагина Л. М. "Социально - этические взгляды итальянских гуманистов". МГУ, 1983 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            План:

  1. Введение
  2. Литература и театр
  3. Основы искусства эпохи Возрождения
  4. Архитектура Ренессанса

5. Скульптура Возрождения

6. Живопись Ренессанса   

7. Музыка Ренессанса

8. Значение культуры  Ренессанса (вывод)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

 

Реферат на тему:

 

  «Эпоха Возрождения в Европе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Минск 2009


Информация о работе Эпоха Возрождения в Европе