Эпоха Возрождения в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 01:57, реферат

Описание работы

Эпоха Возрождения – одна из самых загадочных эпох в развитии европейской культуры. Кажущаяся простота и очевидность рассмотрения проблем возникновения и функционирования культуры этой эпохи. Широкая известность величайших имён культуры Возрождения – как в сфере художественного творчества, так и в сфере политики, философии, естественнонаучного знания даёт нам полное право восхищаться событийностью этой эпохи и необычайной яркостью талантов этого времени, однако не снимает с повестки дня вопрос о причинах возникновения такого феномена в европейской культуре

Файлы: 1 файл

Эпоха Возрождения в Европе.docx

— 49.23 Кб (Скачать файл)

В целом философия  Возрождения – это утверждение  идеала гармоничность личности и  цельности мироздания. Ей присущ светский и гуманистический характер; при  этом огромное значение уделялось космологическим  и натурфилософским концепциям. Ренессансная философия формировалась под влиянием как античных и средневековых взглядов, так и научных мыслей современности.

Мировоззрение гуманистическое, которое родилось именно в этот период, основывается на «человеческом» отношении к человеку, а так же на пантеизме (философском  учении, сближающем такие понятия, как  «Бог» и «природа»).

Наибольшее  распространение получил неоплатонизм, выразителями которого являлись Марсилио Фичино, Дж. Пико дела Мирандола. Видный представитель неоплатонизма Николай Кузанский развил учение о совпадении в едином начале Бога и пришёл к выводу бесконечной Вселенной.

Основные  гуманистические представления  философов Возрождения характеризовались  следующими положениями: человек обладает самоценностью, творческой самостоятельностью; он прекрасен и возвышен как духовно, так и телесно; человек обладает достоинством, его разум и мысли свободны.

В эту эпоху  получили отражение и такие идеи как:

- важность  полноты жизненных ощущений, которые  могут быть ограничены  лишь  соображениями пользы и чувством  сохранения.

- необходимость  подчинения моральных принципов  достижению цели.

- существование  врождённой склонности человека  к добру.

- стремление  к разумному, идеальному устройству  общества и государства.

Таким образом, несмотря на противоречивые взгляды, философские  убеждения эпохи Возрождения  характеризовались утверждением независимости как человеческой личности, так и государственно-политических форм во всём их разнообразии; ориентации на искусство, на его художественно-эстетическую специфику.

Литература и театр

Литература  эпохи Возрождения базируется на основных философских положениях данного  периода. И самая главная черта  художественных произведений Ренессанса в том, что читателю трудно, порой  невозможно разделить книги на философские и развлекательные. В художественных произведениях описываются чувства доблести, мужества, инициативы и творчества, чаще всего вдохновляемые примерами античности, а также любви и страсти в их взаимосвязи так, как происходит в жизни каждого человека, где переплетается разум и душа, мысли и эмоции, человек и природа.

Гуманистические мотивы в литературе Возрождения  появились уже в творчестве Данте. Дальнейшее развитие они получили в  творчестве выдающегося итальянского поэта Франческо Петрарки.

Эпоха Возрождения  подарила миру и законодателя нового жанра – новеллы – Джованни Боккаччо. Боккаччо считал, что новелла, как и произведение «высоких»  жанров, требует подлинного вдохновения, фантазии, творчества и указывал на её воспитательный характер.

Особым выразителем  идей Возрождения был Франсуа Рабле  и его известное произведение «Гаргантюа  Пантагрюэль». Обладая умом глубоким и редки, он высмеивал город людской, его безрассудные прихоти и тщету его надежд, [1, с.98-99].

Для любой  эпохи, в том числе и Возрождения, непосредственно связан с литературой, её развитием. Именно данная эпоха прежде всего вернула европейской культуре великую античную драматургию. Одной из основных особенностей театра Возрождения, как, впрочем, и всей культуры данной эпохи, является народный дух, знание и усеет национальных традиций. Театр подразделяется на народный и профессиональный и приобретает светский характер. Безусловно постоянно происходит борьба между новым и старым, которая носит специфический,  но вместе с тем общий характер, так как людям всегда нелегко отказаться от устоявшихся взглядов, образа мыслей, задуматься над тем, что такое новое, а что устарело. Именно такое положение в культуре Возрождения в целом приводит к появлению в Италии в XVI в. комедии (или театра) масок, где главным, основным был сюжет, а характеры, обстоятельства, речь актёров были импровизацией. Творческая фантазия, высокое актёрское мастерство, общая культура и кругозор артистов формировали сценическое искусство, в котором можно было выделить свои принципы, методы и приёмы, где зритель так же является участником представления.

Именно в  эпоху Возрождения вновь возродилось  значение театра в общественной жизни, в формировании идей и нравов.

Театр постепенно приобретает профессиональные навыки, появляются постоянные труппы, которые  имеют свои собственные помещения  для представлений.

В эту эпоху  появляется и придворный, аристократический  театр, похожий на большое пышное зрелище.

Эпоха Ренессанса дала мировой культуре великих драматургов в числе которых Лопе де Вега (Испания), В. Шекспир (Англия).

В Испании  в то время свирепствовала инквизиция, и именно в этих условиях театр  поднимал человеческую личность на недосягаемую высоту.

Английский  театр являлся наивысшим примером выражения идей Возрождения, именно в нём ставятся основные философские  вопросы о смысле жизни, о ценности человека.

Таким образом, литература и театр являлись основными  выразителями прежде вего гуманистический идей эпохи Возрождения, в лице литератора, драматурга, а так же читателя и зрителя формировался человек размышляющий, думающий, познающий себя; пытающийся в борьбе противоречий, в знакомстве с различными взглядами, убеждениями и идеями найти единственно правильную дорогу к самопознанию и самосовершенствованию, [1, с.102-103].

Основы искусства эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения  начинается процесс отделения художественных ценностей от религиозно-эстетических. Устанавливается новое отношение к искусству как особой области человеческой деятельности, которая не исчерпывается религией. Ренессансный гуманизм выдвинул идею самостоятельности человеческого мира, существующего наряду с небесным и ангельским. Искусство стало пониматься как область со своим собственным порядком, несводимым к сверхприродным истинам.

Возникла  теория изобразительного искусства  как специальная область значения, неизвестная античности и средневековью. Признание самостоятельности художественной сферы приводит к тому, что в  эпоху Возрождения формируется  современное представление об искусстве, которое отличается от традиционного. В средневековом представлении искусства делятся на: «свободные» (риторика, геометрия), «возвышенные» (поэзия), и «механические» (живопись, скульптура и др.) В эпоху Возрождения изобразительные искусства сближаются с «возвышенными» и «свободными». Живописец и ваятель становятся философами, что было невозможно ни в древности, ни в средние века. В изобразительном искусстве произошла настоящая революция, давшая совершенно новый стиль, свою эстетику и творческий метод.

Художники Возрождения  не только наблюдали и воспроизводили натуру, они изучали её и устанавливали  закономерности. Важнейшим достижением  искусства Возрождения было открытие перспективы.

Искусство Возрождения  обращалось не к избранным, способным  понимать многовековую традицию языка  символов, а к любому зрителю, имеющему навыки видеть красоту мира и человека. Язык искусства Возрождения был  понятен массам.

Возрождение создало особую атмосферу эстетизма, недаром его называют «золотым веком» европейского искусства.

Жажда эстетического  наслаждения и переживания отличают Возрождение от всех эпох. Ни в одной  стране Европы, ни в какую другую эпоху люди не вкладывали в искусство  столько страданий и материальных средств, как это было в Италии в период Возрождения. Многие исследователи  отмечают, что одно из самых любимых  развлечений эпохи – смотреть, [, с.107-108].

Архитектура Ренессанса

Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века в общем течении возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства.

Особенное значение в этом направлении придаётся  формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.

Развитие Архитектуры Возрождения  привело к нововведениям в  использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как произведения эпохи возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления. Первым представителем данного направления можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции.

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.

Пространство, как архитектурный  компонент, организовано в отличном от средневековых представлений  образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески.

В течение этих лет в искусстве  появляется стремление к органичному  сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. В  храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах — расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий. Впоследствии, постепенно, и в общей концепции, и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства.

В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались  и воплощались на практике с большей  уверенностью. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. При нём и его ближайших преемниках, в Риме созидается множество монументальных зданий, считающихся произведениями искусства. Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго; реликты средневекового исчезают, искусство полностью базируется на классических принципах.

Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания, которые отличаются гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей; дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к колоссальности и величественности; осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробковому своду, купола опираются на четыре массивных столба.

Представителем этого периода  был Донато Браманте, строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, лучшие произведения которого — Фарнезинская вилла и палаццо Массими в Риме, великий Рафаэль Санти, построивший дворец Пандольфини во Флоренции, Антонио да Сангалло построивший палаццо Фарнезе в Риме.

Также развивалась  и венецианская архитектурная школа, главным представителем которой  был Якопо Татти Сансовино, возведший библиотеку святого Марка и палаццо Корнер. С наступлением второй половины XVI века в итальянском зодчестве происходит перемены, выраженные желанием художников всё более точно воспроизводить классические образцы, чему стали посвящаться целые трактаты, однако возводимые сооружен.

За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступило через полвека, итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции. Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибер Делорм; Экуэнский замок, дворец в Блуа; в Испании — дворец Эскориал X. де Толедо и X. де Эррера, в Германии — часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и другиеия продолжают отличаться изяществом и благородством.

В архитектуре позднего Возрождения проводился эксперимент  с формами, разработкой и комбинированием  античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястров в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода, и, в общем, нейтрален.

Основоположником направления  маньеризма в архитектуре можно назвать Микеланджело, в чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, купол Собора святого Петра, проект застройки Капитолийского холма в Риме. Ему приписывают создание «гигантского ордера» — пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада.

Информация о работе Эпоха Возрождения в Европе