Эпоха Возрождения в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 01:57, реферат

Описание работы

Эпоха Возрождения – одна из самых загадочных эпох в развитии европейской культуры. Кажущаяся простота и очевидность рассмотрения проблем возникновения и функционирования культуры этой эпохи. Широкая известность величайших имён культуры Возрождения – как в сфере художественного творчества, так и в сфере политики, философии, естественнонаучного знания даёт нам полное право восхищаться событийностью этой эпохи и необычайной яркостью талантов этого времени, однако не снимает с повестки дня вопрос о причинах возникновения такого феномена в европейской культуре

Файлы: 1 файл

Эпоха Возрождения в Европе.docx

— 49.23 Кб (Скачать файл)

Введение

Со времён возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается  одной из самых трудных и сложных. Термин «Возрождение» (по-французски «ренессанс», по-итальянски «риначименто»), подчёркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI в. Для определения культурно-исторической эпохи, сменившей средневековье, [1, с.94].

Эпоха Возрождения  – одна из самых загадочных эпох в развитии европейской культуры. Кажущаяся простота и очевидность  рассмотрения проблем возникновения  и функционирования культуры этой эпохи. Широкая известность величайших имён культуры Возрождения – как  в сфере художественного творчества, так и в сфере политики, философии, естественнонаучного знания даёт нам полное право восхищаться событийностью этой эпохи и необычайной яркостью талантов этого времени, однако не снимает с повестки дня вопрос о причинах возникновения такого феномена в европейской культуре. Более того, следует помнить, что данный феномен реализует себя  практически в рамках средневекового феодального общественного устройства и может быть рассмотрен как завершающий этап развития средневековой европейской цивилизации, [2, с.134].

Понятие «Возрождение»  так многогранно, что спорящие о  нём впадают в недоразумения. Одни приемлют (или отвергают) его  за «язычество», «антихристианство», другие, наоборот, выдвигают в нём христианско-католические элементы, отыскивая его корни в христианской культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает мировоззрение самих исследователей. Антихристианский смысл в культуру Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет христианство с аскетизмом и мироотрицанием. Среди определений культурного явления Возрождения нет общепризнанного. Искусствоведы, историки, мыслители, писатели предлагают свои объяснения этому феномену. Обращая внимание на разные признаки. Если сгруппировать множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:

- расцвет культуры;

- переворот в культуре;

- переходный культурный  этап;

- восстановление античности;

Европейское Возрождение – это время мощного  культурного расцвета и восстановления многих культурных традиций греко-римской  древности; решительная культурная перестройка и переходный этап к  новому времени в истории европейской  цивилизации. Расцвет характеризуют  повышенная энергия культурной деятельности, создание и реализация новых стимулов культурного творчества. В этом смысле Возрождение можно сравнить в  истории мировой культуры с «греческим чудом» VIII-V вв. до н.э.

Возрождение – это целая культурная эпоха  в процесс перехода от средних  веков к новому времени, в течении которой совершался культурный переворот. Коренные изменения связаны с изживанием антично-христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение термина «Ренессанс», строго говоря, возрождении древности не было. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединяет новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сближает эти два основополагающих  начала европейской культуры.

Усвоение  античного наследия привело к  решительному переустройству культуры, к замене культурных механизмов и  ориентаций. Были поставлены под сомнение средневековые критерии оценки культурной деятельности.

В средние  века вместо античного преклонения  перед природой человек испугался  природы, устыдился её и отверг как  нечто греховное. Аскетизм был поставлен  выше культуры, идеалом стало противоестественное.

Переходная  эпоха к новому времени характеризуется  освобождением человека от этой доктрины. Человек ощутил себя как надприродное существо, наделённое даром творчества. Он почувствовал себя творцом и пожелал творить. Человек познал самого себя как духовное существо. И появились новые, одухотворённые типы красоты.

Возрождение создало художественные произведения, знаменующие необратимый  переворот  в духовном развитии человечества. Именно искусство Ренессанса – самый  ясный знак общекультурной переориентации. Это психологическая почва ренессансной культуры. Эстетическая реакция на мир, природу, идеи, быт – ядро мироощущения эпохи Возрождения. Это доминирующая черта мировосприятия эпохи, [1, с.94-95].

Важнейшая идея, которая была сформулирована в рамках эпохи Возрождения  – идея божественного начала в  человеке, причём предпочтительным является тип активного социального поведения, поисков истины, стремление к творческому  преобразованию мира. В людях такого типа поведения являет себя высочайшее достоинство их собственной человечности. Именно таким образом обозначается разрыв между собственно ренессансными  представлениями и их источником – средневековыми идеями – по отношению  к роли и месту человека в мире, [2, с.136].

Итак, в целом  формирование культуры Возрождения  происходило в рамках развивающейся  и изменяющейся феодальной системы  в Европе. Речь идёт о радикальной  перестройке общественно-идеологических и политических структур, которые  должны были приспосабливаться к  требованиям полностью развитого  простого товарного производства. Среди  социально-экономических факторов, повлиявших на формирование новых отношений, можно назвать следующие:

- появление мануфактурного  производства, повлекшее за собой  формирование зачатков капиталистических  отношений;

- развитие торгового и  ростовщического капитала, которое  стимулировало рост товарно-денежных  отношений;

- появление в XIV в. Денежной формы феодальной ренты, что привело к последующему более динамичному развитию общества;

- рост и укрепление  городов, формирование городской  культуры и осознание необходимости  новых форм регулирования социальных  и экономических отношений как  внутри городской общины, так  и в отношениях с властью  потребовали формирования новых  правовых отношений, [2, с.135] .

В формировании ренессансной культуры сыграла свою роль и церковная культура, особенно в художественном творчестве в архитектуре, в музыке. Церковь продолжала оставаться крупнейшим меценатом и богатейшим заказчиком. Памятники архитектуры  Ренессанса – это прежде всего церковное сооружения. Феодальные монархи и патриции тоже содействовали развитию искусства не меньше, чем муниципальные коммуны.

Культура  Ренессанса – культура свободных  городов. Их самостоятельное развитие создало благоприятные условия  для освобождения человека от сковывающих  рамок средневековых традиций, норм и идеалов. Борьба партий классов, городов, возможность выбора политической и  гражданской позиции, возможность  социальной практики формирования человека Ренессанса.

Эстетический и этический  идеал Ренессанса – образ универсального человека, создающего самого себя.

Развитие культуры городов  позднего средневековья сделало  возможным начало перехода от традиционных форм культуры к новым . Но только в Италии он стал решающим для всей культурной жизни. В остальной Европе этот переход начался позже и нигде не достиг такого всестороннего характера. Хронологические рамки итальянского Возрождения подразделяется на несколько этапов:

- вторая половина   XIII – XVI в. – Проторенессанс (предвозрождение) и треченто;

- XV в. – раннее Возрождение (кватроченто);

- конец XV – первая треть XVI в. – Высокий Ренессанс (чинквеченто), [1, с.96].

Наиболее  яркие деятели Проторенессанса  – поэт Данте, Скульптор Никколо Пизано, живописец Джотто. Их творчество во многом подготовило почву для искусства Возрождения. С наибольшей наглядностью и ранее всего идеалы Возрождения проявились в итальянских республиках, прежде всего во Флоренции.

Раннее Возрождение (кватроченто)  - всеобъемлющий расцвет  всех видов ренессансного искусства  наступает в XV в. Важнейшим центром художественной жизни Италии этого столетия продолжает оставаться Флоренция. Важное значение в создании искусства Раннего Возрождения имело творчество трёх выдающихся флорентийских мастеров первой половины XV в.: архитектора Филиппе Бруннелески, живописца Мазаччо и скульптора Донателло.

Культура  Высокого Возрождения приходится на последнее десятилетие XV в. И три первые десятилетия XVI в. «Золотой век» итальянского искусства был очень кратким, и лишь в Венеции он продлился несколько дольше , вплоть до середины XVI столетия. Но именно на этот период приходятся величайшие творения титанов Возрождения.

В период Высокого Возрождения формируется общеитальянский стиль ренессансного искусства. Его отличает гармоническая целостность восприятия мира, которое приходит на смену аналитическому пафосу Раннего Возрождения. Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения были необычайное расширение общественного кругозора её создателей. Меняется и сам художник-творец. Художники Высокого возрождения обладает всей полнотой творческой активности и артистичности самосознания, глубокими и разнородными познаниями во многих областях новой светской культуры.

Создатели культуры Высокого Возрождения – это не только люди высокой культуры, но и  сильные творческие личности, способные  заставить считаться со своими замыслами  и предпочтениями всемогущих властителей  мира. В центре их искусства –  образ идеального и прекрасного  человека, гармонически сочетающего  духовное богатства и физическое совершенство. Крупнейшие фигуры Высокого Возрождения – Леонардо Да Винчи, Рафаэль Санти И Микеланджело Буонарроти.

Позднее Возрождение  – время середины и конца XVI вв., когда в итальянском искусстве начинает развиваться маньеризм ( от итал. manierismo, maniera – манера, стиль) – направление, отразившее кризис гуманистической культуры. Внешне подражая мастерам Высокого Возрождения, маньеристы, однако, не сохранили в полной мере их художественные идеалы. Они говорили о неустойчивости и трагичности человеческого бытия, показывали власть над человеком иррациональных сил. Их произведения, с одной стороны, манерностью форм, чрезмерной усложнённостью и напряжённостью образов, с другой – виртуозной техникой исполнения. Наиболее известные маньеристы – живописцы Я. Понтормо, Пармиджанино и А. Брозино, скульпторы Б. Челлини и Джамболонья, [3, с. 197-198]

Возрождение, набирающее силу в Италии, сообщало свои идеи и открытия мыслителям и  художникам Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов. Почва, на которую  попадали ренессансные веяния, была очень  разнообразна. Философия, искусство, поэзия, музыка, вбирая тенденции Итальянского Возрождения, видоизменяли многое в  соответствии со своей местной национальной традицией. В Испании, например, где культура Возрождения развивалась в условиях режима инквизиции, не могло и речи быть о религиозном вольнодумстве в художественной культуре. Не только религиозная, но и светская мораль в Испании была против изображения нагой натуры. В эпоху европейского Возрождения  в Испании создаются пьесы религиозно-нравоучительного содержания, тогда как, например, из английских драм исчезает религиозная тематика. Искусство Англии, где в начале XVI в. Произошла реформация церкви, приобретает светский характер.

В Германии и  Нидерландах художественная культура Ренессанса наиболее ярко появилась  в живописи, а поэзия не выдвинула  мастеров, равных  Ариосто и Шекспиру. Зато в публицистике и сатире Северного Возрождения ярко обозначались черты народной культуры эпохи Возрождения.

О Возрождении  можно говорить как об общем культурном явлении Европы. В основе этой культурной общности лежал романо-германский синтез. Античность была общим достоянием европейских  народов. Общность универсального языка культуры – латинского, отсутствие серьёзных географических преград, массовые межэтнические

Контакты, династийные связи – всё это делало возможным распространение нового духа культуры по всей Европе.

Гуманистические идеи объединяли культуру Европы новым  способом видения мира, верой в  новые безграничные возможности  человека. Возможности культуры, обнаруженные гуманистами в новой жизни, не могли столь идеально и красиво  реализоваться, как это представляли они себе. Реальная жизнь, приходящая на смену средневековому образу жизни, была далека от идеалов новой культуры. Складывание монархических абсолютистских государств, жестокие колониальные войны, разделение Европы на католиков и  протестантов – всего этого не могли предвидеть гуманисты, отстаивавшие идеал универсального человека, гармонично существующего в природе и  обществе. Культурной формой реакции  на идеи Возрождения было движение Реформации. Оно охватило в XVI в. большую часть Европы, что привело к жестоким религиозным и национальным войнам. И гуманисты и реформаторы пытались решить одну и ту же культурную задачу – определить место человека в новом мире.

На смену  средневековой идеологии эпоха  Возрождения создала мировоззрение, по-новому объяснявшее жизнь и  особенно место и назначение  в ней человека. В самом названии, которое получило это мировоззрение., отражена  переориентация человеческого мышления. Если в средние века знание было в подчинении у богословия и представляло собой  изучение божественного, то Возрождение стало новое направление мысли, занявшейся теперь изучением не того, что исходило из воли божества, а исследованием творений рук человеческих. Вместо Священного Писания стали изучать сочинения мудрых людей всех времён. Возникали особые условия, которые стимулировали знакомства с философией, наукой и поэзией древнего мира.

Эпоха Возрождения  требовала от философов не только развитого интеллекта, но и художественно-литературного  таланта, позволяющего довести идею до определённого эстетического  образа; соединить мечты и фантазии с глубокими научно-философскими мыслями и гипотезами.

Прогрессивные учёные основывались на античной культуре как на наивысшем образце чистоты  и высоты человеческих отношений, обосновывали свои научные воззрения, поднимая ввысь  своеобразную, удивительную философию  древних греков.

Философию Возрождения  и античную философию сближали разные критерии: поиск основных этических  норм и ценностей, определение места  человека в мире; важность принципов  морали и эстетики, человеческих чувств и мыслей.

Философская мысль эпохи Возрождения отражала реальные общественные изменения: падение  авторитета церкви повседневной жизни  людей, стремление к освобождению человеческой личности, к красоте не только художественных образов, но и одежды, пищи, быта в  целом. Гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и  таланта становятся отличительными чертами общества.

Информация о работе Эпоха Возрождения в Европе