Эпоха Возрождения как начало новой европейской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:59, доклад

Описание работы

Возрождение, или Ренессанс – одна из самых величайших эпох в духовной жизни человечества. Она возникла в начальной стадии переходного периода от Средневековья к Новому времени, вобрала в себя лучшие традиции отживающего века и античности и дала мощное ускорение развитию европейской и всей мировой культуре.

Файлы: 1 файл

8.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Глава VIII. Эпоха Возрождения как начало новой европейской 

                   культуры

 

 

Эпоха Возрождения  – социальный и культурный переворот средневековых традиций в Европе XIII-XVI  вв.




        Возрождение, или Ренессанс –  одна из самых величайших эпох в духовной жизни человечества. Она возникла в начальной стадии переходного периода от Средневековья к Новому времени, вобрала в себя лучшие традиции отживающего века и античности и дала мощное ускорение развитию европейской и всей мировой культуре.

 

Исторические этапы развития

эпохи Возрождения

 

Все зарубежные и отечественные  мыслители единодушны в оценке эпохи  Возрождения. По их мнению, то была величайшая из эпох, прожитых человечеством:

  • немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) говорил: «То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки»1;
  • русский философ и культуролог Н.А. Бердяев (1874-1948) в работе «Смысл истории» писал: «Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их. Оно держало их в подчинении духовному центру, оно централизовало всю человеческую культуру. Это подчинение было во всем складе средневековой культуры. На заре нового времени произошла децентрализация, были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом, последствия которого продолжаются и до XIX века. Вся новая история есть ренессансный период истории. Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека…»2.

Качественным  признаком эпохи Возрождения  стал переход от Средневековья, основанного  на господстве религиозного сознания и порожденного земледельческим характером производственной и хозяйственной жизни общества, к новому типу культуры. Его ценностным ядром становится индивидуально-личностное, деятельное отношение к жизни,  ориентированное на новаторство, поскольку оно уже стимулируется ремесленно-производственной практикой городского бытия европейцев.

 

Отличительные особенности (черты)

культуры  эпохи Возрождения

 

 

Свое название Возрождение, или  Ренессанс, этот период развития культуры получил благодаря возрождению забытого в Средневековье искусства античности, появлению новых знаний и идейных течений и острому, радикальному, господствовавшему в то время чувству обновления. Ренессанс – явление, безусловно, общеевропейское, но подлинной его родиной была Италия, а в ней – город Флоренция. И это не случайно:

  • во-первых, Италия занимала выгодное географическое положение, располагаясь на перекрестке традиционных торговых путей;
  • во-вторых, в Италии, особенно в ее северной части, к XIII в. появились независимые и процветающие города-государства (Венеция, Генуя, Милан, Флоренция, Пиза, Сиена и др.) с развитой экономикой, высоким уровнем ремесла и культуры, обладающие республиканской формой правления. Так, еще в 1293 г. во Флоренции были приняты «Установления справедливости», полностью отстранившие дворян-грандов от политической жизни.  В итальянских городах происходят качественные сдвиги в социально-экономических отношениях, которые приводят к ослаблению феодальной системы в целом и зарождению капиталистического уклада. В результате в XIV-XV вв. Италия по уровню развития вышла на первое место в Европе, что, в частности, и выразилось в том мощном процессе становления новой культуры, которая носит имя «Возрождение».

В XV-XVI вв. явление Ренессанса, обозначенное понятием «Северное Возрождение», охватывает одну за другой государства Европы: Нидерланды, Францию, Германию, Англию, Скандинавские страны. В этих странах наблюдаются общие с итальянскими тенденции культурного развития, которые проявились

    • в растущем самосознании личности;
    • в распространении гуманистической образованности;
    • в сплаве новых итальянских влияний с самобытными готическими традициями в искусстве.

В каждом случае они приобретали особенные для данной культуры характерные черты. В отличие от Италии, где процесс обновления культуры протекал в русле развития элементов светского мировоззрения, в странах Северного Ренессанса, менее знакомых с памятниками античной культуры, возрастает внимание к религиозной морали, делаются попытки обновления старых норм религиозной и церковной жизни.

Города-государства  Италии стали основой формирования нового мировоззрения и колоссального подъема культуры. Создание первых форм раннекапиталистического производства, развитие торговли и финансового дела привело к появлению в них нового социального слоя (купеческо-бюргерского), состоящего из предпринимателей и дельцов. Молодые буржуа сплачиваются в корпорации, сближаются и частично сливаются с аристократической верхушкой, сосредоточивая в своих руках все виды социальной деятельности от управления производством до управления внешней и внутренней общественной жизнью. На этой почве рождается новый субъект культуры – «европейская интеллигенция». «Герои того времени еще не стали рабами разделения труда… Они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми», – пишет выдающийся западноевропейский мыслитель Ф. Энгельс (1820-1895)3.

 Городская культура способствовала формированию сознания свободного ремесленника, становлению и расцвету выдающихся талантов, обладавших высокими индивидуальными качествами: художников, поэтов, ученых и др. деятелей культуры. Им поклонялись, их чтили так, как в античном мире чтили героев, а в Средние века – святых. Особенно растет спрос на образованных людей. Люди, имевшие знания, пользовались в обществе не только  почетом и уважением, но и получали определенный доход. Повсюду в Европе появлялись светские школы, что стало также и одним из признаков отхода общества от религиозных, церковных догматов.

Время Ренессанса было окрашено жаждой новизны, которая стимулировала развитие многих направлений в культуре. В эпоху Возрождения разворачивается научное изучение природы – естествознание. Оно становится лидером научной мысли, и вместо теоцентризма – мировоззрения феодального общества – во всех сферах культуры начинает развиваться  натуроцентристское сознание. Его импульсами служила производственная и практическая потребность поздне-средневекового города, нуждавшегося в научном подспорье для своего дальнейшего возвышения. Как отмечает известный английский ученый Дж. Бернал, «изменения в технических приемах вели к науке, а наука в свою очередь – к новым и все более быстрым изменениям в технических приемах»; в результате естествознание «обеспечило себе постоянное место в качестве части производительных сил общества… Это была поистине научная революция». По мнению  ученых, в Европе между серединой XIV и серединой  XVI в. чрезвычайно важное место в обществе начинает занимать техника, а тенденции ее развития стремились к тому, чтобы стать одним из доминирующих факторов человеческой цивилизации. Западная Европа начинает все более осознанно воспринимать как сам технический прогресс, так и его возможности, которые уже в это время многим кажутся безграничными.

Значительным шагом  в становлении естествознания было издание в середине XVI столетия двух трактатов Н. Коперника (1473-1543) «Об обращении небесных сфер» и А. Везалия (1514-1564) «О строении человеческого тела, названных «двумя величайшими победами» Возрождения. Одновременность их появления имела символическое значение для миропонимания людей того времени, поскольку они выявляли два полюса ориентации познавательной деятельности – мироздание и человека как его совершеннейшее явление, то есть космос и микрокосм.

Великие географические открытия эпохи, обоснование  гелиоцентрической системы мира и теории о бесконечности Вселенной привели к важнейшему качественному скачку в представлениях людей об окружающем мире. «Мир сразу сделался почти в десять раз больше; вместо четверти одного полушария теперь перед взором западноевропейцев предстал весь Земной шар … Внешнему и внутреннему взору человека открылся бесконечно более широкий горизонт», – писал Ф. Энгельс4.

Весомый вклад в науку  Возрождения внесли ученые Г. Галилей, Д. Бруно, Ф. Бэкон, Парацельс, Тарталья, Кардано и др.

Важнейшим компонентом  ренессансной культуры стало изобретение  в XV в. немецким печатником Гуттенбергом (ок. 1399-1468) книгопечатания. Появление доступных печатных книг, тиражирование произведений изобразительного искусства с помощью гравюры, способствовало масштабной демократизации культуры и, по мнению теоретика культуры М.С. Кагана (1921-2006), позволяет считать Возрождение и в этом отношении «культурной революцией», сопоставимой по значению с возникновением письменности.

Богатое содержание новой эпохи – отличительная  особенность этого периода истории:

– бурный экономический рост,

– разложение средневекового уклада жизни,

– усложнение классовых отношений феодального общества,

– расширение границ познания мира, 

– развитие технических  знаний и опытных наук.

Все это не укладывалось в лоно прежнего богословского учения и разрывало узкие пределы средневекового мировоззрения. Христианская составляющая в культуре перестала быть определяющей. На первое место выдвигается индивидуализм рациональной личности с осознанием собственного могущества и достоинства. Складываются новые нравственные принципы, которые оправдывают «честное обогащение», тягу к мирским благам, что вело к расхождению с церковной аскетической моралью, сковывавшей инициативу и деловую активность. В противовес средневековому пониманию человека лишь как вместилища духа приходит новое убеждение, что человек рожден для счастья на земле и вправе пользоваться всеми радостями, дарованными жизнью.

«…Новизной является в данную эпоху  чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, и притом чувственной красоты, – пишет об этом времени выдающийся русский ученый А.Ф. Лосев (1893-1988). – Бог создал мир, но как же этот мир прекрасен, как же много красоты в человеческой жизни и в человеческом теле!.. Посмотрите, как красиво энергичное мужское тело и как изящны мягкие очертания женской фигуры!.. Даже заправские теисты Возрождения вроде Марсилио Фичино или Николая Кузанского рассуждают о красоте мира и жизни почти в духе пантеизма…»5.

Ослабление религиозных  и социальных ограничений давало возможность человеку поверить в  свои собственные силы, способствовало его духовному раскрепощению.






 

 



 

 




 

 

 

 

 

 

 

Гуманизм

как идейная 

основа эпохи  Возрождения




Мощной силой, оказавшей  существенное влияние на распад средневековой  картины мира в  эпоху Возрождения стал гуманизм. Он выступил теоретическим выражением происходивших социально-политических процессов, в которых именно человек, а не Бог, оказывался в центре общественных и политических движений.

     Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – в широком смысле – исторически изменяющаяся система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.




Идеи гуманизма имеют  длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов, начиная с глубокой древности. Даже в недрах средневековой культуры, где главной ценностью был Бог, формируются гуманистические идеи. Однако, если гуманизм в широком понимании есть признание высокой ценности человека как родового существа, то, как отмечает М.С. Каган, «ренессансный гуманизм был признанием ценности личности как конкретного индивида, имеющего право на свободный выбор ценностей и способов их воплощения в своей деятельности»6, независимо от того, касается ли это свободы выбора религиозной веры, или политических убеждений, или нравственных принципов, или художественно-творческого метода.

Краеугольный камень нового мировоззрения заложил великий и последний поэт Средневековья Данте Алигьере (1265-1324). В своей гениальной «Божественной комедии» он первый спел гимн достоинству человека. Основоположниками гуманистической культуры считаются флорентийцы – писатель Джованни Боккаччо и поэт Франческо Петрарка, провозгласившие совершенно новый взгляд на человека и окружающий мир. В их произведениях впервые в христианской культуре человек был изображен не как часть божьего мира, а как самоценное существо. «Для чего познавать зверей, птиц, рыб, змей, если не знаешь природы людей: для чего мы существуем, откуда пришли и куда идем», – задавался вопросом Петрарка7.

 

Гуманизм

 

 

 

  • дал толчок развитию новых философских концепций;
  • способствовал становлению литератур на национальных языках европейских стран;
  • оказал влияние на развитие естественных наук;
  • оставил свой след в зодчестве, дал богатый материал для поисков художников и скульпторов.

Информация о работе Эпоха Возрождения как начало новой европейской