Эпоха Возрождения как начало новой европейской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:59, доклад

Описание работы

Возрождение, или Ренессанс – одна из самых величайших эпох в духовной жизни человечества. Она возникла в начальной стадии переходного периода от Средневековья к Новому времени, вобрала в себя лучшие традиции отживающего века и античности и дала мощное ускорение развитию европейской и всей мировой культуре.

Файлы: 1 файл

8.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Основные  черты ренессансного искусства  носят универсальный характер, т.е. они присущи всем его видам – и живописи, и скульптуре, и архитектуре:

    • в искусстве Возрождения христианская и греко-римская культура слились в единое целое;
    • отличительной особенностью искусства становится его светский и реалистический характер;
    • всем видам искусства присуще благородство форм и красок, единство стиля и равноправное сотрудничество всех его форм.

В XIII в. – в период Раннего Возрождения в искусстве начинают развиваться реалистические методы.

 В XIV в. начался процесс проникновения художественной культуры во все области Италии. Он совпал с процессом становления общенационального языка. Не только крупные, но и мелкие города и села обогащаются произведениями изобразительного искусства и архитектуры. В основном их ценность не была высокой. Но в своей совокупности они послужили основой культуры, получившей широкое распространение.

На рубеже XIV – XV вв.  в Европе распространяется художественное направление, которое из-за общности своих форм и содержания получает название «интернациональной готики». Мировоззрение, выражаемое «интернациональным стилем», прославляет гармонию общества и мира природы. Основным принципом позднеготической эстетики является единство в разнообразии форм.

В XV в. искусство становится опорой новой  культуры. Оно отделяется от служения только религиозным целям. Происходит слияние искусства со сферой светской жизни. В итальянском обществе появляется стремление к преображению с его помощью интерьеров, мебели, одежды, а также религиозных церемоний, придворных ритуалов, празднеств, танцев, охоты и даже войны, похорон, смертных казней. Правители, наряду с советниками и министрами, окружают себя литераторами, художниками, которые являются специалистами и экспертами по истории древнего времени, оправдывающими и обосновывающим их власть. Культура, отстаиваемая синьорами, является уже не украшением жизни придворных, а символом и орудием их власти и политических действий.

Благодаря трудам Леона Батиста Альберти (1404-1472) искусство приобретает значение самостоятельного учения, сравнимого с мировоззрением. Оно начинает рассматриваться как процесс познания, целью которого является не столько постижение сути вещей, сколько исследование самого человеческого разума, его способности к познанию.

В конце XV–начале XVI в. в искусстве находят  свое продолжение идеи гуманизма о безусловной ценности человека. Развитие гуманистической мысли вносит глубокие изменения в представления о пространстве и времени. Складывается единая система, связанная с передачей природной действительности в пространстве, – перспектива; с передачей последовательности событий – история (в отличие от библейского историзма, направленного от грехопадения к установлению царства Божьего на Земле, свойственного эпохе Средневековья). Развивается теория пропорций.

На  рубеже XV- XVI вв. в итальянском искусстве  становится ведущей, наметившаяся еще в  конце  XV в., тенденция, связанная с основной задачей новой культуры – созданием обобщенного монументального и героического образа человека, стремлением поднять каждый образ до уровня идеала. В искусстве утверждается идеал титанической личности. В XVI в. в искусстве отчетливо проявил себя антропоцентризм. Человеческий образ в живописи занял преобладающее положение, нередко исчерпывая собой содержание и идею произведения.

     Маньеризм (ит. manierismo – от maniera) – художественное направление в западноевропейском искусстве, отразившее кризис гуманистической культуры Ренессанса. Для маньеризма характерны восприятие неустойчивости, иррациональности, мистической драматичности бытия в сочетании с профессиональной виртуозностью и академической официальностью.




В эпоху Возрождения  начинает меняться отношение образованных слоев общества к искусству. Уже первые гуманисты в XIV в. провозгласили художественную деятельность как один из важнейших видов человеческой деятельности, а «в начале XVI в. совершается переход от понятия ремесла к понятию искусства: вначале спор ведется о превосходстве скульптуры, живописи, архитектуры, а затем начинается поиск обобщения, выходящего за пределы видов искусства»11. Проблемы искусства занимают почетное место в круге интересов философии, откуда берут свои начала эстетическая доктрина Возрождения и Нового времени и вырастает вся современная теория искусства.

Великие мастера XVI столетия дали пример художника нового типа – активной творческой личности, свободной от прежних цеховых ограничений, наделенной полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это были люди огромных знаний, владеющие всеми завоеваниями культуры своего времени.

Историк искусства Джорджо Вазари (1511-1574) писал о XVI в. как веке безупречного классического искусства, которое делится на два периода. Для первого характерно развитие по восходящей линии с кульминацией духовной жизни и классической культуры, увенчанной фигурой Микеланджело, а для  второго – упадок, представленный художниками, которые, будучи не в силах сравниться с «божественным» мастером, повторяют его манеру и формы. Тот, кто подражает искусству, а не природе, по мнению Вазари, является маньеристом.

В творчестве  маньеристов  отразилось их субъективное восприятие неустойчивости, трагической противоречивости мира, беззащитности человека, находящегося во власти непознаваемых сил. Главными идеалами маньеристов становятся искусственность, изощренность формы, изысканность цвета. Искусство маньеризма в XVII в. привело к появлению нового стиля – барокко, отмеченного вычурным, усложненным художественно-образным мышлением.

 

Выдающиеся  деятели итальянского искусства

 

XIII в. –

Раннее 

Возрождение

Был заложен фундамент  культуры эпохи Возрождения в равной мере светского, пронизанного духом античности и религиозного, христианского.

Данте Алигьери (1265-1321) (поэт). Впервые вводит в сюжет произведения новые элементы, часто противоречащие церковным канонам.

 

«Божественная

комедия»

Николо Пизано (ок.1220 -между 1278-1284) (скульптор и архитектор)

Кафедра

баптистерия

в Пизе

Джотто ди Бондоне (1266/1267-1337)  (художник). С Джотто фактически началось становление искусства Возрождения.

 

Фрески Капеллы дель Арена в Падуе, церковь Санта-Кроче  во Флоренции

 

 

 

XIV – перв. пол. XV в.

Классическая  зрелость

Раннего

Возрождения

 

 

 

 

 

Происходят радикальные изменения концепции, методов и роли искусства.

Франческо Пертрарка (1304-1374) (поэт, основатель гуманистической культуры). Первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека; популяризатор наследия античных авторов.

 

Сонеты на жизнь и смерть мадонны Лауры.

 Трактат «О великих  мужьях древности»

Джованни Боккаччо (1313-1375) (писатель). Создал новый тип героя  - «естественного человека», гармоничного и прекрасного от рождения.

 

Книга новелл

«Декамерон»

Филиппо Брунеллески (1377-1446) (архитектор,  скульптор, ученый).

Купол Собора Санта-Мария  дель Фьоре во Флоренции

Донателло (ок. 1386-1466) (скульптор). Создал классические формы и виды ренессансной скульптуры.

Статуя «Давид», конный памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе, величественные надгробия

Мазаччо (1401-1428) (живописец) – воплощал гуманистические представления о человеке.

 Росписи в капелле  Бранкачи во Флоренции

      XV в.

Идеальный способ выявления сути вещей художники видят в технике.

 

Итальянские, французские, немецкие мастера.

 

Собор в Милане в стиле интернациональной готики

XV- XVI вв.

Главной ценностью искусства становится целенаправленность художественной деятельности.

Леон Батист Альберти (1404-1472) (ученый, архитектор, теоретик искусства). Обобщил опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия.

Теоретические трактаты по искусству ;

в архитектуре использовал античную ордерную систему (церковь Сант-Андреа в Мантуе)

 

 

 

 

XVI в.

 

Утверждается идеал 

титанической личности.

Леонардо да Винчи (1452-1519) (живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер). Сочетал разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями; подчеркивал решающее значение  практики и опыта в познании мира.

«Трактат о живописи»;

Росписи: «Тайная вечерня» – фреска в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане; Портрет «Джоконда» – самый знаменитый портрет эпохи Возрождения и др.

 

 

Рафаэль Санти (1483-1520) (живописец, архитектор). Воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения.

Росписи парадных залов Ватиканского дворца; «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле»; портреты «Б. Кастильоне»), проектировал собор Св. Петра в Риме

 

Микеланджело  Буонарроти (1475-1564) (скульптор, живописец, архитектор, поэт). Выразил идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманизма.

 Росписи свода Сикстинской капеллы  в Ватикане, статуи «Моисей», «Давид»,  «Оплакивание Христа» и др.

Руководил строительством собора Св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме

Джорджоне (1476 или 1477-1510) (живописец). Воплотил в работах единство человека и природы; влюбленность в красоту земного бытия.

 «Юдифь», «Спящая  Венера», «Сельский концерт», «Гроза»  и др.

Тициан Вечеллио (ок. 1476/77 или 1489/90-1576) (живописец) Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения.

«Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», «Святой Себастьян» и др.


 

 

  Реформация (от лат. reformation – преобразование, исправление) – широкое, разнородное социально-полити-ческое и идеологическое движение XVI-XVII вв., охватывающее большинство стран Западной и Центральной Европы.




В целом, искусство Ренессанса в лице крупнейших представителей участвовало в преобразовании культуры, состоящего, в общих чертах, в нелегком переходе от замкнутых систем схоластической мысли к гибкой методологии, находящейся в постоянном развитии, от истин, установленных раз и навсегда, к постоянному сомнению и поиску, от подчинения авторитетам к непосредственному опыту, от догматизма к конфронтации.

Роль Реформации в становлении буржуазной

культуры




Человечность, провозглашавшаяся  гуманистами, была нацелена на некий достаточно размытый идеал. В усложнившихся общественных условиях он не выдержал проверку временем, и на смену восторженности гуманистическими идеями пришло разочарование. Подорвав престиж церкви, ослабив ее контроль над искусством и возвысив светскую ученость, гуманизм расчистил дорогу новому движению, захватившему Европу.

В XVI в. столетии в Европе развернулось народное движение, направленное против католической церкви – Реформация, которая привела к возникновению новой ветви христианства – протестантизма. Вслед за Марксом протестантизм может быть истолкован как «буржуазная разновидность христианства». По мнению М.С. Кагана, «широкий спектр значений – от узко теологического до экономически-политического, включая социально-психологическое с его прямыми нравственными, эстетическими и художественными последствиями, – делают Реформацию подлинно общекультурным по ее масштабу историческим явлением».12

 

Две формы новой культуры Возрождения

 

 


 

 

 

 

 

 

Главное отличие нового религиозного движения от католицизма  состояло в том, что центр религиозной жизни с церкви переносился в человеческую личность. Каждый человек мог обращаться к Богу непосредственно, минуя церковь. «Храм Господень – не церковь, а внутренний человек», – писал немецкий представитель протестантского движения В. Вайгель.

Реформация и Возрождение, с одной стороны, были религиозным и светским ответом на одну и ту же историческую задачу, вставшую перед средневековой культурой по причине ее естественного роста. Они освобождали человека от церковного порабощения и стремились дать ему право свободно, по собственному усмотрению, выбирать свой образ жизни. Вначале эта тенденция имела отношение к религиозной сфере, однако характер протестантизма объективно подталкивал к расширению поля этого выбора.

    Витализм (от лат. vitalis – жизненный), течение в биологии, признающее наличие в организме нематериальной,  непознаваемой силы («жизненная сила», «душа», «энтелехия» и др.), управляющей жизненными явлениями и обеспечивающей целостность организма.




С другой стороны, Реформация и Возрождение имели переходный и потому противоречивый характер и были враждебны друг другу. Камнем преткновения идеологии протестантистского движения и гуманистической философии служило различие в их понимании свободы. Гуманисты провозглашали свободу воли человека, а протестанты – идею всевластия божественной воли.

Реформация осуждала греховное поведение, несдерживаемый индивидуализм и сформировала более совершенное дисциплинарное пространство, обуздавшее витализм естественного человека. В этом состояла цивилизационная значимость реформаторского движения.

 Лидерами Реформации были Кальвин (1509-1564) в Швейцарии и Лютер в Германии (1483-1546). Они отрицали права на свободомыслие бюргеров и крестьян и были враждебно настроены к интеллектуальной и нравственной свободе гуманизма. Развернувшаяся борьба между католицизмом и Реформацией имела трагические последствия для Ренессанса. Церковь усилила действия инквизиции, ввела жесточайшую цензуру, основала орден иезуитов, который по существу превратился в репрессивный орган Ватикана. В условиях религиозной нетерпимости и атакуемая со всех сторон культура Возрождения уступает место новой культуре, возникшей под влиянием Реформации, т.е. культуре буржуазного общества. Идеологическим выражением буржуазных отношений стал ПРОТЕСТАНТИЗМ.

    Протестантизм – является одной из 3-х ветвей христианства – наряду с католицизмом и православием. Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, а также унитаризм, анабаптизм, меннонитство, англиканство и др. Позднее возникают течения баптистов, методистов, квакеров, адвентистов, свидетелей Иеговы, мормонов, пятидесятников. В настоящее время они широко представлены в странах Скандинавии, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Ведущим центром протестантизма является  США.




Реформация  привела к величайшей трансформации  всей христианской культуры. Формируется новая социокультурная общность, где человек попадает в прямую зависимость от того, как он строит свои отношения с другими людьми. В обновленной культуре возникает новая трудовая этика. Ее смысловой основой и направляющей силой практического преобразования мира становится христианская духовность. Основными принципами этой духовности стали вера в то, что добросовестный труд имеет религиозное (спасительное) значение, что человек к той или иной форме деятельности призван Богом, а его успехи являются косвенным показателем того, что он «избран» к спасению. Эти принципы послужили мощной внутренней мотивацией для активной экономической и социально-политической деятельности. Возникшая трудовая этика, по мнению М. Вебера, составляла «дух капитализма» и послужила основой для развития буржуазных отношений в Западной Европе и Северной Америке13.

Информация о работе Эпоха Возрождения как начало новой европейской