Экономика и хозяйственная культура империи Джучидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:47, реферат

Описание работы

Название "Золотая Орда" появилось лишь в XVI в. Во времена же существования этого государства его называли Улусом Джучи по имени старшего сына Чингисхана. Часть земель, покоренных еще при его жизни (обширные области в окрестностях озера Балхаш и Аральского моря, Южная Сибирь), Чингисхан отдал Джучи в качестве удела (улуса). Старшему сыну он завещал и земли пока еще не завоеванной Восточной Европы, до тех пределов, "куда успеют дойти копыта татарских коней". После смерти Джучи в 1227 г. эти земли покоряет его сын, внук Чингисхана Батый, который и создает государство, названное именем своего отца.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Совещания созывались и по семейным вопросам хана, и по вопросам управления государством. В последнем случае их передавал совет (диван), состоявший из четырех улусных эмиров, назначенных самим ханом. Из этих четырех эмиров, входивших в совет, более или менее ясно определена функция двух его членов - беклерибека (князь князей, старший эмир) и визиря, из них первый распоряжался военными делами, руководил темниками, тысячниками и т.д., второй - визирь - гражданскими делами государства.

Золотая Орда была феодальным государством, которым  правил хан из династии чингизидов. Во время правления хана Узбека Золотая Орда превратилась в одно из крупнейших государств средневековья. Ибн Баттута, который побывал во многих странах и видел на своем веку много правителей, называл Узбека "одним из величайших и могущественнейших царей мира". При Узбеке государство стало централизованным, был создан управленческий аппарат, эффективно действовавший как в центре, так и на местах. Прежние улусы были преобразованы в области во главе с областными начальниками-эмирами.

Эмиры пользовались обширной полнотой власти в своих  областях. На эти должности назначались обычно представители знатных родов феодальной аристократии, преимущественно из одной и той же фамилии, по наследству занимающие должность правителей областей.

Период правления хана Узбека - расцвет Золотой Орды, за которым следует период упадка при хане Джанибеке (1342 - 1357 гг.) и Бердибеке, который погиб в 1359 г. в результате заговора. С момента гибели Бердибека и до вступления на престол Тохтамыша в 1379 г., т.е. за 20 лет, в Орде сменилось более 25 ханов. Все это время шла ожесточенная борьба феодальных группировок за ханский престол. Связь между центральной администрацией в Сарае и окраинными землями государства настолько ослабла, что местные феодалы стали образовывать свои самостоятельные, независимые от ханов владения. А после кровопролитных междоусобных войн 1395 г. Золотая Орда перестала существовать как единое государство и на ее территории возникли независимые орды. [8, с.81]

Однако, это еще не конец истории Улуса Джучи. Так  как наиболее влиятельными на территории Улуса Джучи были позиции полководца Тимура-Кутлука, то именно его земли в этот период стали последним оплотом "умерающего" государства. После его смерти Идегей, зять Тохтамыша, сумел в последний раз объединить все улусы Золотой Орды в одно государство, сажая на трон ханов из рода Джучидов.

Последующая история  Золотой Орды - это сплошные междоусобицы и нескончаемая борьба за власть, которые, в конечном счете, привели к гибели Идегея (1419 г.) и всего государства. Золотая Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства, а также на Ногайскую Орду и Большую Орду. Так к середине XV века завершился окончательный распад Золотой Орды. [6, с.88]

В нашем мире есть одна неопровержимая истина - ничто не вечно. У всего есть свое начало и конец. Все феодальные общества и средневековые государства прошли через период экономической раздробленности и распада. Золотая Орда не стала исключением. Нельзя забывать, что она была создана в результате завоевательных войн, и единство этого огромного по территории государства, включавшего в себя множество различных областей и народов, во многом держалось на административно-силовом принуждении.

Улус Джучи как великая  евразийская империя (вторая после Тюркского каганата) просуществовала сравнительно недолгий период, а на фоне истории мировой цивилизации достаточно не значительный. Прогорев, как яркая свеча, империя оставила глубокий, не до конца изученный, отпечаток в мировой истории.

 

2. Экономика Улусов Джучи

2.1 Торговля Улусов Джучи

 

Главной отраслью хозяйства, приносившей в ханскую казну баснословные доходы, была торговля, особенно внешняя. Еще при правлении хана Токты, в 1311 - 1312 гг., была проведена денежная реформа. Сарайский дирхем стал единой, устойчивой по весу и курсу монетой. Он господствовал не только в Золотой Орде, но и в сопредельных государствах.

Узбек установил порядки, максимально благоприятствующие развитию торговли. Торговые пути были безопасны, хорошо организованы, таможенные пошлины  не очень высокие. Внешняя торговля велась по двум транспортным магистралям: Великому шелковому пути и Великому Волжскому пути. Первый связывал Восток с Западом, второй южные области Золотой Орды с северными. Вдоль этих двух дорог, прежде всего, по Волге, находилась основная часть городов. Торговля велась не только с русскими княжествами и Болгаром, но и с Китаем, Индией, Средней Азией, Кавказом, странами Средиземноморья. [3, с.65]

Улус Джучи был богат  различными животными, поэтому главным  экспортом считался именно этот живой  товар. Люди, побывавшие там, обращают на это особое внимание. По Ибн-Баттуте, в караванах, следующих в Индию, бывает, например, более шести тысяч лошадей. Даже во времена Иосифата Барбаро татары отправляли в Персию лошадей по 4 тысячи в партии. Барбаро говорит, что ими вывозятся также "прекрасные крупные быки" в Европу: Польшу, а также в Валахию и Пенсильванию, т.е. в Румынию, даже в Германию и Италию. Известные двугорбые верблюды отправлялись в Персию, за каждого из которых там получали по 25 дукатов, тогда как местный одногорбый стоил всего 10 дукатов.

Весьма широкое развитие получила в Золотой Орде обычная  средневековая караванная торговля на верблюдах и лошадях, центрами которых были: Сарай (Сарай-Бату и Сарай-Берке) - столица государства, Хаджитархан (Астрахань), Ургенч - центр Хорезма, Сарайчук в низовьях Яика, Солхат в Крыму, Булгар на Средней Волге. Правящая феодальная аристократия поощряла караванную торговлю, получая от нее большие барыши. Торговля, главным образом, проходила по путям, которые шли через владения Джучиева улуса на Восток, в Среднюю Азию и Китай.

В этой караванной торговле золотоордынские  товары, за исключением скота, занимали самую ничтожную долю. Участие  кочевников Улуса Джучи в торговле ограничивалось лишь продажей скота, в  основном коней. В числе золотоордынских  товаров экспорта и импорта в исторических источниках так же отмечаются: различные меха, кожа, дорогая рыба, воск, мед, соль, шелк, камка, перец, хлеб, вино, различные ткани, ковры, серебряные изделия, жемчуг, фарфор, краска и целый ряд других. Серебро, хлеб, частично меха, воск по своему происхождению являлись русскими или вывозились из Литвы; ковры и шелка из Средней Азии, фарфор и драгоценные камни - из Китая, жемчуг, перец и краски - из Индии, вино - с Кавказа. Часто золотоордынская торговля носила формы простого обмена товаров. [2, с.49]

Золотая Орда вела еще  и речную и морскую торговлю через  Каспий и Черное море. На южном побережье  Крыма располагались известные  города-порты - бывшие генуэзские торговые колонии в Причерноморье, а теперь города Улуса Джучи: Судак (Солдайя), Кафа (Феодосия), Балаклава (Чембало). После походов Бату они вошли в состав Золотой Орды. В Судаке и Кафе одно время даже чеканились джучидские монеты. Товары через эти порты переправлялись на рынки Европы, арабского мира Азии и Северной Африки.

Одной из самых доходных статей золотоордынской  торговли была работорговля. Причерноморские  итальянские города, особенно город  Каффа, были главными центрами работорговли. Они снабжали рабами все невольничьи  рынки Европы, Азии и Африки. Испанский  путешественник Перо Тафур, посетивший г. Каффу между 1435 - 1439 гг., в своей книге "Происшествия и путешествия" оставил подробное описание работорговли в этом городе. Тогда город уже захирел, а в Золотой Орде заканчивался процесс ее распада, но даже в то время в г. Каффе шла бойкая работорговля. "В этом городе они продают рабов и рабынь в большем количестве, - пишет он, - чем в любом месте мира".

А тем временем, даже значительно  позднее, шла оживленная торговля обычными товарами в центральном Улусе  Джучи. Приведем такой эпизод. Один из богатых ширазских купцов Шамс ад-дин Мухаммад (Шираз - город на юго-западе Ирана) после своих торговых сделок в Средней Азии летом 1438 года прибыл в город Сарай-Бату с товарами общей стоимостью в 21 тысячу динаров - это были типичные восточные вещи типа амбры, алоэ, перца, имбиря, мускатного ореха, гвоздики и др. В Сарае же он купил: шелк-сырец, шелковую камку, русское полотно и т.д. [1, с.56]

Таким образом, в Золотой  Орде, несмотря на завершающийся период ее существования, особого недостатка в товарах не было. Они продолжали еще туда поступать из различных стран.

2.2 Сельское хозяйство и ремесло Улусов Джучи

 

Могущество Золотой  Орды основывалось на развитой экономике. Разрушенные города и села в оседлых  областях были в относительно короткие сроки восстановлены. Одним из экономически сильных регионов стал Булгарский улус. Он обеспечивал население страны не только качественным хлебом, но и ремесленными изделиями. Из Болгара, Хорезма были привезены в нижневолжские города опытные мастера. С их участием строилась столица государства город Сарай, налаживалось в нем ремесленное производство.

Ранняя глобализация городов Золотой Орды опиралась  не на общественное развитие тогдашних  стран Востока и Запада, а лишь на достижения Чингисхана и его преемников, создавших невиданную в истории всемирную империю, соединившую воедино Европу и Азию. Золотая Орда - часть империи Чингисхана и главное связующее звено между Западом и Востоком. Города Золотой Орды - интеллектуальные и экономические центры с развитой инфраструктурой.

В Золотой Орде, в ее многочисленных городах поистине высокого развития получили различные ремесла: монументальная архитектура и в  целом градостроительство, черная и  цветная металлургия, гончарное  производство с ее дорогой изразцовой керамикой, ювелирное искусство, чеканка монет, кожевенное, ткацкое, портняжное дела, обработка дерева, производства по изготовлению стеклянных, костяных и других изделий. Обо всем этом ярко свидетельствуют многочисленные находки, выявленные в результате больших раскопок, проведенных еще в 1830-х годах первым русским археологом А.В. Терещенко на остатках Сарая-Берке. [5, с.76 - 77]

Высшего уровня развития достигла в Улусе Джучи мозаичная  и майоликовая архитектура, конечно, не без определённого влияния  мусульманского культового зодчества Средней Азии, Закавказья (Азербайджана) и сельджукской Малой Азии. Величественные ханские дворцы, соборные мечети с высокими минаретами и с прилегающими медресе, большие мавзолеи, многокомнатные дворцы знати - и это далеко не полный перечень памятников XIII - XIV веков, раскопанных археологами или частично дошедших до наших дней.

В Улусе Джучи встретились  и мирно сосуществовали традиционная степная, кочевая и новая городская  культуры. Ошибочно было бы представлять это государство как сплошной кочевой мир с бесчисленными стадами животных и "дикими" скотоводами кочевниками. Золотая Орда, при сохранении традиций полукочевой жизни в летнее время, была страной городов, мира высокой городской культуры. Строительство городов усилилось при правлении хана Берке, чему немало способствовало принятие ислама. Особый расцвет городской культуры в Золотой Орде приходится на период могущества этого государства при правлении хана Узбека. В данный период, как утверждают исследователи Якубовский А.Ю., Федоров-Давыдов Г.Л. и Егоров В.Л. растет число городов, увеличиваются их размеры. [6, с.75]

Основными видами хозяйства  в Золотой Орде были кочевое скотоводство и земледелие, притом первое из них  преобладало в ранний период существования  государства. Кочевники "очень богаты скотом, - писал современник Плано Карпини, - верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них огромное количество, какого, по нашему мнению, нет в целом мире". Земледелие же было больше характерно для бывших оседло-земледельческих районов на севере и западе, а в развитой период существования Золотой Орды получивших распространение и в ее центральных улусах. [3, с.64 - 65]

Большое количество скота  характерно и для периода могущества Улуса Джучи времен Узбека. Ибн-Баттута писал, что лошадей там "чрезвычайно много и стоят они безделицу, ими они (тюрки) питаются; в их крае они столь же обильны, как в нашей земле овцы, пожалуй, и больше. Бывает их у одного тюрка по несколько тысяч".

Население Золотой Орды помимо скотоводства занималось также охотничьим промыслом. Промысловая охота была распространена главным образом в более северных улусах, например, в Западной Сибири, и то в ранний период. Об этом, например, сообщает итальянский путешественник Марко Поло, который в 1271 году по пути в Китай проехал через эти земли, отметив, что местные жители занимаются там и таежной охотой. Однако позднее, в развитой золотоордынский период охота потеряла свое промысловое значение и стала лишь развлечением правящей верхушки.

В Улусе Джучи так же было развито рыболовство. Волга с ее многочисленными притоками, прибрежные воды Каспия, бассейн реки Яик были чрезвычайно богаты разнообразной, в том числе и дорогой осетровой рыбой, а поэтому рыбный промысел в тех краях был широко распространен еще с периода Хазарского каганата. О существовании рыболовства в Улусе Джучи свидетельствуют довольно многочисленные находки больших рыболовных крючков, обнаруженных во время археологических раскопок золотоордынских городов от Иртыша и Яика до Северного Причерноморья. [5, с.78]

Улус Джучи не только страна кочевников, которой она была в ранний период своего существования, особенно в своей степной зоне, но и оседло-земледельческое, городское  общество, особенно периода его развития. Не говоря уже о бывших домонгольских очагах городской культуры - Хорезм, Булгар, Крым. Земледелием небезуспешно занимались даже в центральных областях. Ал-Омари (крупный ученый-энциклопедист XIV века) писал, что еще до монголов эта земля, т.е. Дешт-и-Кипчак, была страной, богатой водой и пастбищами, дававшей также богатый урожай, когда в ней сеяли хлеб. Со временем роль земледелия еще более возросла, и даже южную степную зону нельзя было уже представить без посевов злаковых культур.

Земледельческими районами нужно представлять главным образом прибрежные зоны, водоразделы средних и малых рек и т.д. Иосифат Барбаро так характеризует хлебные земли на юге страны: "Земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам-пятьдесят. - причем она высотой равна падуанской пшенице, - а урожай проса - сам-сто. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи", т.е. не успевают убрать.

В ярлыке Тимур-Кутлука  указываются две категории возделывателей земли в Улусе Джучи - "сабанчы" и "ур-такчы". Первое из них означает основного сельскохозяйственного труженика - земледельца-крестьянина, а второе можно понять в смысле компаньона, взявшегося с кем-нибудь возделывать землю и делить урожай поровну. [6, с.72 - 73]

Информация о работе Экономика и хозяйственная культура империи Джучидов