Экономический строй Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

Политическое могущество и военная мощь Древнерусского государства держались на крепком фундаменте: развитой и богатой экономике. Земледелие и скотоводство не только были способны прокормить население страны, а и вырабатывали продукты питания и сырье на экспорт. Промыслы обеспечивали нужды государства, их продукция пользовалась постоянным спросом в странах Юга и Запада.
Города были заселены преимущественно ремесленниками, изделия которых пользовались спросом на Руси и за рубежом.

Содержание работы

1. Экономический строй Киевской Руси………………………..……….…...3
1.1 Сельское хозяйство…………………………………..………..…….……3
1.2 Охота, рыболовство и промыслы…………………………….…….…….5
1.3 Ремесло…………………………………………………..…….………..…7
1.4 Торговля……………………………………………………….…….…..…8
2. Общественный строй Киевской Руси: основные категории населения....9
3. Взаимоотношения Киевской Руси с варягами и степью…………….……12
3.1 Взаимоотношения Киевской Руси с варягами………………....…….12
3.2 Взаимоотношения Киевской Руси со степью…………………………15
4. К вопросу о характере феодализма в Киевской Руси…………………...18
Список использованных источников……………………………………..23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 61.55 Кб (Скачать файл)

В период существования  Киевской Руси ее южная граница, за период 300-350 лет никогда не фиксировалась  и по существу оставалась все время  в подвижном, изменяемом состоянии, поскольку обитавшие и сменявшие  здесь друг друга народы вели кочевой  образ жизни и могли под  давлением более сильных пришельцев уходить от этого региона, покидать его насовсем, уступая место агрессорам.

Отношения, складывающиеся у Киевского государства с  разными племенами кочевников, имели  ту общую черту, что независимо от национального состава кочевников всегда были крайне напряженными, так  как представляли собой состояние  перманентной войны, никогда непредсказуемой, никогда не подчиненной каким-либо правилам, обычаям или законам, и  всегда скоротечной, но в тоже время опустошительной.

Основной формой военных действий кочевников были стремительные  набеги с целью награбить скот и увести в плен население. Совершившие  набег орды степняков мгновенно  откатывались с награбленным имуществом, и если русские княжеские дружины  не успевали их нагнать и отбить награбленную добычу до того, как степняки достигали своих степных пределов, то люди и скот навсегда пропадали, а местность обезлюдевала.

Даже в том  случае, если русские князья, желая  гарантировать свои земли от набегов  кочевников, собирали объединенные походы далеко вглубь степей для преследования грабителей, то и в этих случаях «война» ограничивалась одной - двумя локальными битвами. Исход этих битв и оказывал решающее воздействие на весь дальнейший цикл отношений сторон: в случае решительной победы русских сразу заключался мир, сохраняемый несколько лет, в случае же поражения или при отсутствии перевеса у русских дружин – продолжало длиться неопределенное время состояние войны, то есть набег мог последовать в любой момент.

Нанося постоянный и регулярный ущерб людским и  материальным ресурсам древнерусских  княжеств – как порознь, так и  вместе взятым, кочевые народы южных  степей в то же время играли сложную  и существенную роль во внешнеполитических отношениях Киевской Руси. Роль, которую  нельзя однозначно назвать «отрицательной».

Перед угрозой вторжения  кочевников русские князья были вынуждены  менять тактику внешней политики в целом. Это способствовало созданию различных новых методов для  решения внешнеполитических вопросов и территориальных взаимоотношений (например, договорно-переговорные методы).

4. К вопросу о характере феодализма в Киевской Руси

 Изменения, происходившие внутри родоплеменных отношений, привели к дальнейшему развитию всего строя русской жизни. Прежде всего, все большую ценность приобретала в глазах общества
земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями сулило получение больших для того времени доходов, увеличение личного богатства, усиление мощи, процветания, политической власти, к чему постоянно стремились люди, не только имевшие объективные возможности для
этого (княжеская, боярско-дружинная среда, зарождающееся духовенство,
богатые верхи городов), но и наделенные от природы определенными
свойствами характера — энергией, напористостью, умением быстро ориентироваться в обстановке, способностями к получению знаний, честолюбием, хитростью, жестокостью.

Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было, как уже говорилось выше, «полюдье»,
а позднее — регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Лично люди были еще свободны, но они уже попадали в определенную зависимость от государственной власти. Дань являлась первой известной на Руси формой зависимости населения от государства. Облагались ею и вновь завоеванные и присоединенные
к Киеву княжества, и собственное население — свободные жители сельских общин. Все эти земли превращались в даннические, а жившие на них
люди — в данников.

Происходило так  называемое окняжение подвластных
великому князю, государству земель, так как получаемая дань шла на нужды не только князя, но и всего складывающегося государства. Государство
тем самым утверждало свою верховную собственность на подвластные земли.

Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли. Земля и хозяйствующий на ней крестьянин — вот что было главным объектом обложения. Одновременно с установлением власти великого киевского князя над
всеми восточно-славянскими землями шел и другой процесс, о котором
уже говорилось выше и который начался еще в период «военной демократии»: обогащение одних и обеднение других, появление в общине богатых
землевладельцев и людей, потерявших землю, нищенствующих, вынужденных идти на работу к своим разбогатевшим соседям.

К середине XI в. этот процесс продвинулся далеко вперед. На огромных пространствах Руси, но особенно ощутимо в Среднем Поднепровье,
в новгородских землях, земли все чаще попадают в частные руки. Первыми
здесь, конечно, были великие князья, представители княжеской семьи.
Пользуясь силой, влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали
себе общинные земли, в других — «сажали» на свободные земли пленных
и превращали их в своих работников, строили в личных владениях хозяйственные дворы, собственные хоромы, охотничьи дома, поселяли в этих местах своих управителей, начинали организовывать здесь собственное хозяйство.

С ужасом и страхом  смотрели рядовые свободные общинники, связанные ранее с князем, с государством лишь тонкой ниточкой ежегодной
дани, как все плотнее окружают их владения княжеские земли, как в княжеское хозяйство переходят лучшие пахотные участки, луга, леса, озера,
рыбная ловля; как многие из них, обедневшие и не могущие вести собственное хозяйство, оказываются под покровительством князя и превращаются в зависимых от него работников. Создается, как и в других странах Европы, княжеский домен, т. е. комплекс населенных земель, принадлежащих непосредственно главе государства, главе династии.

Подобные владения появляются у братьев великого
князя, его жены, других княжеских родственников. В XI в. таких владений
было еще не много, но их возникновение знаменовало наступление новых
порядков, основанных на зарождении земельной собственности и появлении зависимых людей, живущих и работающих на земле, принадлежащей
уже не им, а господину. К этому же времени относится образование собственных земельных
владений, личных больших хозяйств бояр и дружинников.

Одним из путей обогащения древнерусской верхушки стало предоставление великими князьями в первую очередь местным князьям, а также
боярам права на сбор дани с тех или иных земель. Эти земли с правом сбора с них дани давались князьям и боярам как бы
в кормление. Это было средством их содержания и обогащения. Позднее
в разряд таких «кормлений» перешли и города. А далее вассалы великого
князя передавали часть этих «кормлений» уже своим вассалам из числа
собственных дружинников. Так зарождалась система феодальной иерархии. Слово «феод» (от лат. feodum) означает наследственное земельное владение, которое сеньор жаловал своему вассалу за разного рода службу.

 Поэтому одной из главных черт феодализма как системы является наличие отношений
между сеньором и вассалом на многих уровнях. Такая система как раз и зарождалась на Руси в XI—XII вв. В это время появляются первые вотчины
бояр, воевод, посадников, старших дружинников. Вотчиной (или «отчиной») называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащие владельцу на правах полной наследственной собственности. Однако верховная собственность на это владение
принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог
и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другому лицу. К концу XI—XII в. многие младшие дружинники также обзаводятся земельными владениями. С XI в. отмечено появление и церковных земельных владений. Великие князья предоставляли эти владения высшим иерархам церкви — митрополиту, епископам, а также монастырям, церквям. С течением времени правители стали жаловать своим вассалам не только право владения землей, но и право суда на подвластной территории. По
существу, населенные земли попадали под полное влияние своих господ —
вассалов великого князя, которые затем жаловали часть этих земель и часть
прав на них уже своим вассалам. Выстраивалась некая пирамида власти,
в основе которой лежал труд работающих на земле крестьян, а также живущего в городах ремесленного люда.

Но по-прежнему на Руси многие земли оставались еще  вне притязаний
феодальных владельцев. В XI в. эта система лишь появлялась. Огромные
пространства были заселены свободными людьми, жившими в так называемых волостях, над которыми был лишь один хозяин — сам великий
князь как глава государства. И таких свободных крестьян-смердов, ремесленников, торговцев было в то время в стране большинство. Феодальное владение, кроме своей вассальной подчиненности, имело
еще одну характерную черту. Оно было неотделимо от труда зависимого
населения. На господской земле, будь это земли князя, бояр, дружинников, церковных собственников, трудились жители сел и деревень, на которых распространялась владельческая власть феодала. За право пользоваться собственными участками пахотной земли, лугами, лесами, реками, которые были отданы великим князем своему вассалу со всеми правами на
эти территории, они должны были платить владельцу земли определенные
платежи натурой. Дело в том, что торговое и денежное обращение в сельской местности было еще не развито, и хозяйство являлось натуральным,
т. е. оно потребляло в основном то, что производило. Вот эту «натуру» —
зерно, пушнину, мед, воск и другие продукты — жители и должны были
предоставлять в виде платежей своему господину. Они также обязаны были
исполнять подводную повинность — предоставлять по требованию господина телеги летом и сани зимой, запряженные лошадьми, исполнять различные работы, связанные с починкой дорог, мостов и т. д. Все обязанности, которые ранее население выполняло по отношению к великому князю, государству, теперь выполнялись в интересах нового господина —
боярина, дружинника, церкви, монастыря

Таким образом, В  основном же развитие феодализма привело  к тому, что только феодалы-князья,  бояре  и  церковь могли обладать правом собственности на землю. Они не платили дани и имели другие привилегии. Таким образом,  в Киевской Руси наряду  с  классовым делением  общества  шел процесс формирования  сословного строя, т.е. оформление юридически замкнутых групп среди населения.  Кроме феодалов,  в Киевской Руси существовали свободные  крестьяне  -  общинники,  свободное городское население,   феодально-зависимое население, рабы.

 

 

Список использованных источников

  1. Вернадский Г.В. История России. Киевская Русь. / Г.В. Вернадский. – М.: Леан Аграф, 1996. – 260 с.
  2. Данилевский И.И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.) курс лекций: учебное пособие для студентов вузов. / И.И. Данилевский. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 399 с.
  3. Кирпичников А.Н. Русь и варяги: Русско-скандинавские отношения домонгольского периода. / А.Н. Кирпичников, И.В. Дубов, Г.С. Лебедев. – М.: -1996. – 250 с.
  4. Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья: учебное пособие. / С.А. Плетнева. – Воронеж: издательство Воронеж, 2003. – 247 с.
  5. Проценко О.Э. История восточных славян с древнейших времен до конца XVIII в.: учебно-методическое пособие. / О.Э. Проценко. – Гродно: ГрГу, 2002. -115 с.
  6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XI – XIII вв. / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1993. – 341 с.
  7. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012. – 768 с.
  8. Семин В.П. Отечественная история: учебное пособие. / В.П. Семин, А.Г. Бесов. – М.: Академический Проект, 2006. – 560 с.

Информация о работе Экономический строй Киевской Руси