Экономический строй Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

Политическое могущество и военная мощь Древнерусского государства держались на крепком фундаменте: развитой и богатой экономике. Земледелие и скотоводство не только были способны прокормить население страны, а и вырабатывали продукты питания и сырье на экспорт. Промыслы обеспечивали нужды государства, их продукция пользовалась постоянным спросом в странах Юга и Запада.
Города были заселены преимущественно ремесленниками, изделия которых пользовались спросом на Руси и за рубежом.

Содержание работы

1. Экономический строй Киевской Руси………………………..……….…...3
1.1 Сельское хозяйство…………………………………..………..…….……3
1.2 Охота, рыболовство и промыслы…………………………….…….…….5
1.3 Ремесло…………………………………………………..…….………..…7
1.4 Торговля……………………………………………………….…….…..…8
2. Общественный строй Киевской Руси: основные категории населения....9
3. Взаимоотношения Киевской Руси с варягами и степью…………….……12
3.1 Взаимоотношения Киевской Руси с варягами………………....…….12
3.2 Взаимоотношения Киевской Руси со степью…………………………15
4. К вопросу о характере феодализма в Киевской Руси…………………...18
Список использованных источников……………………………………..23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 61.55 Кб (Скачать файл)

В X-XII вв. наблюдается  значительный рост городов с ремесленным  и торговым населением. В XII веке на Руси уже около 200 городов.

В древнерусском  государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть  общинников попадает в зависимость  к собственнику земли. Постепенно формируются  феодальные отношения.

Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло  неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел  быстрее, чем у вятичей и дреговичей. Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или  социальными группами.

1. Феодалы (князья  великие и удельные, бояре, церковь  и монастыри).         Господствующий класс феодалов  сформировался в IX веке.

На вершине социальной пирамиды находился великий киевский князь. Он являлся крупнейшим собственником  земли, осуществлял сбор дани с подвластных  племенных князей и других земельных  собственников. Он же жаловал за службу поместья в условное владение. С.М. Соловьев писал, что ежегодно в ноябре русские  князья выезжали из Киева со своей  дружиной и ехали в земли подвластных  им славянских племен, где собирали дань, вершили судебные дела и решали другие вопросы.

Следующую ступень  занимали крупные земельные собственники - бояре и местные князья. Они  платили дань великому киевскому  князю и имели право на сбор дани с подчиненных и принадлежащих  им земель. Та-кое же место занимало и высшее духовенство, церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.

2. Свободные общинники     (сельские и городские "люди" и "людины"). Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси.

 Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются  свободные преимущественно крестьяне-общинники  и городское население (купцы  и ремесленники).

Свободные общинники  подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим  вассалам, а свободные общинники  постепенно попадали в зависимость  к феодалу.

3. Смерды (крестьяне-общинники).

Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники.

Смерд был лично  свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом. Князь  мог давать смерду землю, если он работал  на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.

По мнению историков  Б.Д. Грекова и М.Б. Свердлова, смерды были свободные и зависимые. Зависимыми смердами были те, которые получили землю у феодала и работали на него.

4. Закупы и рядовичи  (человек, попавший в долговую  кабалу и отрабатывающий "купу", или заключивший договор «ряд»  с феодалом).

Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых  смердов", обращались к феодалам и богачам за займом.

Таким образом, "закупы" - крестьяне (иногда и представители  городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его  ограничивалась. Он не мог без разрешения господина покидать двор. За попытку  бегства превращался в холопа.

5.Изгои  (человек,  вышедший из общины или освободившийся  от холопства выкупом). Человек  "изжитый", выбитый из привычной  колеи,  лишенный  прежнего  своего  состояния. 

 Известны изгои  свободные и изгои зависимые.  Значительный контингент феодально  зависимых изгоев формировался  за счет выкупившихся на волю  холопов. Такие изгои-вольноотпущенники,  порвавшие со своим прежним  господином, попадали обычно в  зависимость от церкви.  Наряду  с ними встречались изгои –  выходцы из  свободных слоев  древнерусского общества. Источники  в качестве феодально-зависимого  населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчиных ремесленников.

6. Челядь и холопы  (придворные рабы).

На низшей ступени  общественной лестницы были холопы и  челядь.

В Киевской Руси несвободной  частью  населения были рабы. В X-XII в.в. рабов-пленников называли "челядь". Они были полностью бесправны.

Люди, ставшие рабами по другим  причинам,  назывались  холопами.  Источниками холопства  являлись: самопродажа, женитьба на рабе "без ряду", вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами.  Так, будучи боярским тиуном, он мог выступить в суде в качестве "видока". Холопы   обычно использовались  в качестве домашних слуг.

3. Взаимоотношения  Киевской Руси с варягами и  степью

3.1 Взаимоотношения  Киевской Руси с варягами

Славяне, хазары и  арабы называли викингов варягами. Обитали эти люди за Балтийским морем, которое вплоть до XVIII века называлось Варяжским. Первые упоминания о присутствии варягов на Руси встречаются в «Повести временных лет». Согласно летописи уже в начале IX века на речных путях Руси стали появляться эти заморские пришельцы. Изначально для русичей были они купцами и воинами, идущими через Русь в Византию послужить императору и по дороге выгодно поторговать. Именно на такой род занятий и указывает значение русского слова «варяг» – разносчик, мелочной торговец, «варяжить» – заниматься торговлей. Кроме того, варяги, за которыми закрепилась слава бесстрашных воинов, приглашались в наемные дружины для охраны торговых путей, конвоирования купеческих караванов, защиты территорий удельных князей и участия в междоусобных войнах с другими народами.

В середине IX века по знаменитому торговому пути, ведущему от берегов Балтики в Черное море, они проникли в земли восточных  славян и открыли для себя Русь, поразившую их числом и богатством городов. Богатая Русь влекла варягов неодолимо.

Они называли ее Гардарик - "страна городов". Первым русским городом, который узнали варяги, была Ладога.

Ранний период варяжско-русских отношений, был непосредственно связан с образованием Русского каганата, а затем и Киевского княжества.

Очень скоро поняв  свое превосходство перед миролюбивыми соседями, воинственные скандинавы в 859 году обложили данью чудь, мери, веси, ильменских славян и кривичей. Устав от бесконечных поборов иноземцев, русичи, объединившись, выдворили ненасытных варягов.

Но мирного сосуществования  все равно не получалось. Измученные бесконечными междоусобицами, они вновь  обратились к варягам: «Приходите княжить  и владеть нами». Именно это обстоятельство и послужило началом перехода викингов из амбициозных соседей в правители.

По одной из существующих версий, на призыв откликнулись три  варяжских вождя – Рюрик, Трувор и Синеус – и стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске и Белоозере.

По другой версии – только Рюрик, но своим домом («сине-хус») и верной дружиной («тру-воринг»). Существует предположение, что, явившись на Русь, Рюрик пришел в город на реке Волхов. Здесь он жил сам, а после него – княжеские посадники. При его правлении Новгород достиг своего расцвета. Видимо, поэтому «Рюриков» Новгород и затмил собой уже существовавший здесь ранее город.

Рюрик, сосредоточив всю власть в своих руках, не устраивал  жителей подвластных ему территории политикой своего правления и  бесчинствами его дружины. Возникали  частые смуты. О подавлении одной  из них – новгородской, возглавленной  неким Вадимом, который и был  убит вместе со своими единомышленниками  и советниками, сохранилось упоминание в летописи. Многие недовольные бежали из Новгорода и других городов  в Киев. Два дружинника Рюрика, Аскольд  и Дир, испросили у него разрешения уйти в Царьград вместе со своими родами. На самом же деле их целью был Киев. Владеть ключами Киева – города, основанного племенным князем-вождем полян Кием, значило иметь власть над всем торговым людом.

Довольно легко  объединив местных и пришедших  вместе с ними варягов и всех бежавших от власти Рюрика, Аскольд и Дир подчинили себе полян. Но, придя в Киев не по приглашению племени, а в качестве завоевателей, к тому же не имея достаточных материальных средств, организовать прочный порядок в городе они не смогли. В 869 году, передав всю власть своему родственнику Олегу и оставив на его попечении малолетнего сына Игоря, Рюрик умер. После трех лет княжения в Новгороде Олег, собрав войско из варягов и всех подвластных ему племен – чудей, ильменских славян, мери, веси и кривичей, двинулся походом на юг, чтобы подчинить себе другие племена и расширить территориальные границы своего княжества. Дойдя до Киева, он хитростью выманил Аскольда и Дира, убил их и утвердился в городе, сделав его столицей. Правил киевский князь, опираясь на дружину, которая делилась на бояр – советников и гридей – воинов. Так как именно на Киеве замыкалась греко-варяжская торговая цепь, то все ведущие торговлю города находились в полной зависимости от Киевского князя, который мог, закрыв спуск по Днепру, полностью перекрыть все связи с Византией. Это обстоятельство позволило Киеву добиться существенного преобладания над другими русскими городами. Объединение Киева и Новгорода (условная дата – 882 год) считается временем возникновения Древнерусского государства. Правление Олега продолжалось с 882 до 912 года, и было отмечено подчинением большинства восточнославянских племен и значительным укреплением границ Руси.

Однако, скандинавская иммиграция на Русь не прекратилась с Рюриком и Олегом. Князья приглашали на Русь новые отряды скандинавских воинов в конце X и на протяжении XI веков. Так князь Игорь нанимал варягов, чтобы усилить свою армию в войне с Византией; Владимир I использовал варягов в борьбе против Ярополка I, а позднее предоставил на время часть из них в распоряжение византийского императора; Ярослав I зависел от варягов в своих походах против Святополка I и Мстислава Тмутараканского. Варяги также нередко приходили на Русь поодиночке или небольшими группами, предлагая себя на службу русским князьям, или в поисках приключений. Не все варяги, приходившие на Русь, были вовлечены в военные авантюры. Большинство из них – были привлечены коммерческими интересами. Процветание Новгорода основывалось на торговых отношениях с Прибалтикой, хотя позднее немецкие города объединились в Ганзейский союз, который стал главным фактором в торговле Запада с Новгородом, в XI и начале XII века варяги были особо заинтересованы в этих торговых отношениях. По всей видимости, торговля рабами составляла одну из отраслей коммерции, к которой они проявляли особое внимание.

Поскольку варяжские  купцы были постоянными гостями  в Новгороде, а некоторые из них  проживали там постоянно, они  со временем стали составляли существенную прослойку населения, наибольшее же их количество скапливалось в крупных торговых городах, смешиваясь с местными жителями и принимая их веру.

3.2 Взаимоотношения  Киевской Руси со степью 

На протяжении IX века весь юг нынешней России был занят  хазарами – государством Хазарский  каганат, который во вторую половину IX в. распространил свои поселения  по северному побережью Азовского  моря и Северного Причерноморья. Хазарская держава собирала дань со славянских племен, обитавших севернее границы степей, то есть полян в  Подднепровье, с северян и радимичей.

В конце IX и в X в. русские войска совершили ряд  походов на побережье Каспийского  моря и в степи Кавказа.

Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский  каганат, располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье.

Хазары были полукочевым  народом тюркского происхождения. Их столица Итиль, находившаяся в  дельте Волги, стала крупным торговым центром. В период расцвета Хазарского государства некоторые славянские племена платили хазарам дань.

Хазарский каганат  держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, керченский пролив, переправу между Волгой и  Доном. Установленные там таможенные пункты собирали значительные торговые пошлины. Высокие таможенные платежи  отрицательно сказывались на развитии торговли Древней Руси.

Иногда хазарские  каганы (правители государства) не довольствовались торговыми сборами, задерживали  и грабили русские купеческие караваны, возвращавшиеся с Каспийского  моря. Во второй половине Xв. началась планомерная борьба русских дружин с Хазарским каганатом. В 965г. киевский князь Святослав разгромил Хазарское государство.

После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром этой территории стала  бывшая хазарская крепость Саркел (русское название Белая Вежа). На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с центром в Тмутаракани.

Этот город с  большим морским флотом стал форпостом  Руси на Черном море. В конце X в. русские  дружины совершили ряд походов  на Каспийское побережье и в степные  районы Кавказа.

Северное Причерноморье  западнее течения Днепра было занято пестрым населением из кочевых племен угров и протоболгар, входивших в болгарскую державу. В конце IX века на эту территорию стали проникать печенеги, теснимые хазарами и половцами. Они вытеснили из Северного Причерноморья угров и протоболгар. А в начале X века, после того как устроились в этом новом регионе, стали беспокоить своих соседей, в том числе и Киевскую Русь.

Ситуация на юге  России, в Причерноморье и Приазовье  во второй половине IX в. дает ключ к объяснению первых международных акций Киевской Руси.

Во-первых, вследствие ухода протоболгар к Дунаю и Днестру Причерноморье стало на какое-то время совершенно свободным от враждебных кочевников, приходятся первые шаги, первые попытки выхода древних руссов и их вновь возникшего государства на международную арену через контакты с Византией и Западной Европой.

Во-вторых, морской характер операций древней Руси с Византией объясняются двумя обстоятельствами: тем, что Византия была отгорожена от Руси промежуточными враждебными и неспокойными государствами кочевников. И тем, что дружины первых князей Руси были привычны и профессионально подготовлены к морским походам.

К концу IX в. Северное Причерноморье было полностью занято кочевниками и их государственными образованиями, отгораживающими Древнюю Русь от Черного моря и Византии. Левый берег Днепра был занят печенежскими племенами, правый – хазарами.

Когда же в середине XI в. все Северное Причерноморье и Приазовье становятся зоной подконтрольной ордам воинственных кочевников, Русь фактически остается отрезанной от отношений с Византией, поэтому эти отношения все боле и более затухают к концу XI в., а со второй половины XII в. приобретают уже не внешнеполитический, а церковно-религиозный характер.

Информация о работе Экономический строй Киевской Руси