Брачно-семейное право в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Римское право, в том числе и его нормы касательно брачно-семейных отношений, составило скелет европейского права. Несмотря на то, что в ходе истории, древние нормы претерпели ряд существенных изменений, передаваясь из одного источника в другой и из уст в уста – по-прежнему ничто так прямо не причащает страждущего к профессиональным таинствам юриспруденции, как ознакомление с римским правом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… .3

Глава I. Римская семья .......................................................................................4
1. Общие черты римской семьи…………………………………………...4
2. Власть домовладыки .........................…………………………………...5
3. Эманципация........................……………………………………………..6
4. Усыновление……………………………………………………………..7

Глава II. Имущественные отношения. Брак ………………………………...9
1. Брак ………………………..……………………………………………..9
2. Приданое …….…………………………………………………………13
3. Предбрачный дар……………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………...20

Литература………………………………………………

Файлы: 1 файл

Брачно-семейное право в Древнем Риме.docx

— 52.36 Кб (Скачать файл)

Заключение помолвки устанавливало квазиродственные отношения между женихом и невестой – adfinitas – так, что возникали ограничения на брак между членами двух семей даже в случае срыва намечавшегося брака (например, жених уже не смог бы жениться на матери своей невесты), исключалось принуждение к даче свидетельских показаний друг против друга, убийство жениха невестой или наоборот приравнивалось к убийству родственника. Заключение двух помолвок не допускалось, как и многобрачие.

Со стороны невесты помолвка обычно заключалась домовладыкой, который и принимал решение о браке. Однако непременным условием считалось и согласие невесты.

Также для заключения брака требовалось согласие самих супругов и их домовладык (если они были).

Заключение брака безумным не допускалось. Безумный не мог и расторгнуть брак существующий, поскольку перемена в индивидуальной воле и изъявление воли ей противоположной, становились для брака невозможным. Продолжение брака зависело от домовладыки.

Важнейшим элементом заключения брака являлось введение невесты в дом мужа, однако это вовсе не означало попадание невесты под власть мужа, а иногда и заключение правильного брака. Например несовершеннолетняя невеста (до 12 лет) могла пребывать в доме будущего супруга, но брак считался заключенным с того момента, когда она достигала брачного возраста.

Правильный брак мог быть заключен только между лицами, достигшими половой зрелости, находящимися в здравом рассудке и управомоченными на вступление в брак. Сожительство рабов не составляет брака. Сходным образом, брак между перегринами не будет иметь значения для римского права (только если их общины не имели этого права по договору с Римом).

Дети, прижитые в браке между римлянином и перегринкой, наследовали положение матери. Но по постановлению сената, принятом при Веспасиане, разрешалось доказать свою ошибку, в результате чего мать и дети от такого брака становились римскими гражданами. Та же возможность предусматривалась в случае брака между перегрином и римской гражданкой, поскольку дети от такого брака считались перегринами.

Заключение правильного брака не допускалось между агнатами, а также между кровными родственниками по прямой линии, независимо от степени родства, и между родственниками по боковой линии в пределах четвертой степени родства. В классический период в связи с браком императора Клавдия на своей племяннице Агриппине сенатское постановление делает исключение для брака дяди и дочери брата, тогда как браки между другими родственниками третьей степени остаются под запретом. Императорскому произволу придается вид общей нормы, которая оставалась в силе до 342 г.

Запрет на брак между родственниками по прямой линии был настолько прочен, что распространялся на усыновленных и сохранялся даже после их эманципации из семьи.

Не допускался брак и между свойственниками по прямой линии: свекор и бывшая невестка, отчим и падчерица и пр. Так запрещался брак между опекуном или его сыном и подопечной. Брак между родственникам преследовался как уголовное правонарушение, причем обоюдное.

Важнейшим эффектом брака является принадлежность детей к familia мужа и их подвластность домовладыке.

Принцип свободы развода был важной особенностью римского права.

Брак расторгался в случае смерти, утраты свободы или гражданства одним из супругов. Умаление правоспособности на браке не сказывалось. Брак мог быть сохранен в случае ссылки или изгнание, если супруги сохранили духовную преданность.

Брак прекращался также по воле супругов – посредством развода – divortium. Формальное заявление о расторжении брака могло быть направлено посредством вестника, письма или объявлено супруг лично в присутствии семи свидетелей. Последнее требование было введено законом Августа о супружеской измене и, возможно, предусматривалось только в тех случаях, когда брак прекращался из-за неверности супруги, поскольку продолжение такого брака стало наказуемым для мужа. Нередко брак расторгался только потому, что объективные обстоятельства не позволяли его продолжать должным образом: возведение мужа в жреческий сан, поступление на военную службу, болезнь. Естественно причиной развода считалось бесплодие жены. 

 

2. Приданое (dos)

 

Поимущественные отношения супругов в римском праве определялись не браком, а переходом женщины во власть мужа, эффект которого подобен усыновлению. Брак сам по себе никак не сказывается на имущественных правах сторон: женщина по прежнему остается под опекой и не терпит никаких дополнительных ограничений, самовластный мужчина также сохраняет все свои права. Только то имущество, которое существует исключительно для данной парной семьи, получает особый режим и его принадлежность зависит от сохранения брака.

В основе имущественных отношений лежит принцип раздельности: имущество жены и имущество мужа составляют две независимые друг от друга массы. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели (на основании договора поручения). Кроме этого договора супруги могли вступать между собой в иные сделки: купли-продажи, найма, ссуды. Однако дарения между супругами были запрещены, чтобы не только формально, но и материально гарантировать имущественную независимость супругов друг от друга, чтобы очистить брачное согласие от всяких материальных соображений.

Резкие черты, присущие системе раздельности имущества супругов могут быть сглажены тем, что муж получал со стороны жены приданое, предназначавшийся для конкретных расходов брачной жизни (содержание жены, воспитание детей).

Но для того, чтобы что-либо стало приданым, оно должно было стать предметом особой, направленной на эту цель, юридической сделки. Таким образом, не все имущество жены и не его часть становилась приданым, это имущество, предоставление которого делается мужу женою или за жену каким-либо третьим лицом с той целью, чтобы оно помогало мужу нести тягости брачной жизни. Само существование приданого отражает известную самоценность парной семьи, основанной на свободном браке. Его происхождение со стороны супруги показывает, что муж в некотором отношении включается в этот круг, обособляясь от своих родственников, и в то же время выступает самостоятельным центром для новой социальной единицы. Естественная необходимость союза мужчины и женщины нацелена на производство потомства, определяет строго индивидуалистическое основание моногамной семьи и специфику режима приданого, как вторичной конструкции групповой принадлежности, – когда индивидуальный интерес предшествует коллективному.

Приданое могло быть установлено:

  • посредством обещания приданого (promissio dotis), что является stipulatio (формальная сделка), которым лицо создавшее приданое, обязано впоследствии передать мужу соответствующее имущество;
  • посредством dictio dotis (назначение приданного), вербального акта того же содержания, который может совершить жена или ее домовладыка либо их должник;
  • datio dotis (акт-передачи приданого в собственность мужа), который отличается тем, что заключается, не в обещании, а в непосредственной и реальной передаче мужу отдельных предметов, составляющих приданое.

Приданое следует за женщиной и упрочивает положение супруги в новой для нее группе, оказывая на мужа и его родственников психологическое воздействие. В случае развода по инициативе супруга на его стороне возникало чувство долга по отношению к семейству отвергнутой женщины в объеме приданого. Считалось справедливым вернуть это имущество вместе с женщиной, с которой оно ассоциировалось. Формула объявления о разводе, согласно закону ХII таблиц, звучала: «Res tuas tibi habeto» – «Забери с собой свои вещи». 

Приданое должно быть установлено каким-нибудь специальным актом. Что касается имущества жены, не представляющего собой приданого, то оно называлось parapherha и управлялось мужем по договору поручения. Первоначальным назначением приданого было вспомоществование мужу внесении общесемейных расходов, но затем к этой функции прибавлялась другая: приданое гарантирует, до известной степени мужа от неосновательного развода со стороны жены. Приданое становится штрафом за развод в случае развода по вине жены.

Муж не имеет законного правопритязания на дотацию, но его жена, обладающая для того средствами, обязана доставить ему приданое. Однако юридической обязанности по предоставлению приданого на жене не лежит, скорее это дело супругов – разрешить этот вопрос между собой.

Напротив, жена имеет перед заключением брака и после законное правопритязание на дотацию, то есть на представление приданое ее мужу (таким образом, право иска к лицам, которые должны предоставить приданое принадлежит жене, а не мужу, но приданое предоставляется мужу а не жене).

Первоначально приданое переходило в полную собственность мужа и навсегда: оно не подлежало возврату ни в случае смерти жены, не в случае беспричинного развода со стороны мужа.

Но к концу республики возросло число разводов и создавалась как бы законная возможность спекуляции приданым: вступив в брак только с целью получения приданого, муж мог потом расторгнуть свой брак, сохранив приданое за собой. Поэтому для устранения этого положения, жена и лица, установившие приданое, стали требовать от мужа обещания в форме Stipulatio – это словесная формула, по которой одно лицо задает вопрос, а другое отвечает, что оно даст или сделает то, о чем его спросили: «Ручаешься ли? - ручаюсь»  в том, что в случае развода или смерти мужа, приданое будет возвращено жене или установителю. В обеспечение доказательства, что такой договор состоялся, составлялся письменный акт. Он назывался Cautio rei uxoriae.

В случае невозвращения приданого, жена или установитель приданого могли предъявить иск.

Иногда прибегали к другому приему: приданое при самом установлении его оценивали в известной сумме денег и рассматривался как проданное мужу за эту сумму, которую муж и обязан был в соответствующих случаях вернуть.

Обычай таких возвращений приданого постепенно укрепился и жене предоставился иск даже в тех случаях, когда эти условия не были установлены. Муж давал жене развод без всяких поводов с ее стороны.

В дальнейшем приданое стало принадлежать жене, хотя и находилось в имуществе мужа. В сущности, муж только пользовался приданым во время брака и оставлял его в качестве штрафа за ненадлежащее отношение жены к вытекавшим из брака обязанностям.

Стороны могли заключать относительно судьбы приданого договоры (pacta dotalia – дотальный договор), как во время брака так и после его прекращения, и изъять приданое из под действия общих норм права. Тем не менее, стороны были не вполне свободны при установлении содержания этих договоров. Оно подлежало большим ограничениям, сущность которых определялась двумя принципами: стремление создать гарантии тому, чтобы приданое действительно служило назначению; стремлением обеспечить возврат приданого по расторжении брака, для того, что бы жена не стала mulierindotata (бесприданница) и могла бы вновь выйти замуж.

Кроме того, есть ограничения различные для разных установлений приданого:

  • Кто установил приданое, не будучи к тому обязан по закону, тот не мог после установления приданого делать ни каких не выгодных для жены оговорок без ее согласия.
  • Кто обязан к установлению приданого по закону, тот связан уже при самом совершении акта установления приданого, он мог выговорить возврат dotis себе или оставить мужу при расторжении брака смертью жены, но он не мог без согласия жены выговорить ничего невыгодного для жены на тот случай, если dos должна быть возвращен в ей (например, более позднего срока реституции).

Доставляющие dos третьи лица при наделении приданым или после этого до времени заключения брака могут вступать с мужем в соглашения о возвращении приданого в их пользу, а также брать с него обещание о возвращении его любому третьему лицу.

В дальнейшем соглашение между доставителем и мужем касательно приданого стали нуждаться также в согласии жены, так как вместе с заключением брака она приобретала право на приданое. Соглашения, по которым муж будет совершать сделки с dos в ущерб жене, недействительны, даже если доставившими dos третьими лицами эти соглашения были заключены при самом наделении приданым.

Наделение приданым не составляет дарения по адресу мужа, так как оно обязывает его к несению расходов по брачной жизни.

Сама жена при установлении приданого может только отказаться от законного залога на имущество мужа в обеспечение требования о возврате приданого и выговорить оставшуюся dos за мужем на случай расторжения брака ее смертью или разводом при наличии детей от брака. 

 

3. Предбрачный дар (donatio ante nuptias)

 

В императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому называлось предбрачным даром (donatio ante nuptias).  Требовать такой donatio ни невеста, ни ее родители не могли. Стоимость его приблизительно была равна dos.

Позже Юстиниан позволил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть donatio propter nuptias (дарение в виду брака).

Однако это название не вполне соответствует действительности в том отношении, что настоящего дарения здесь нет: муж сохраняет собственность на подаренные объекты; он ими пользуется как и раньше, и если брак протечет без всяких потрясений donatio не проявит себя ничем. Все назначение donatio propter nuptias заключалось только в гарантии жены на случай развода: тогда она могла потребовать не только свое приданое, но и donatio propter nuptias. Кроме того, в случае смерти оно выступало в качестве вдовей части.

Информация о работе Брачно-семейное право в Древнем Риме