Брачно-семейное право в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Римское право, в том числе и его нормы касательно брачно-семейных отношений, составило скелет европейского права. Несмотря на то, что в ходе истории, древние нормы претерпели ряд существенных изменений, передаваясь из одного источника в другой и из уст в уста – по-прежнему ничто так прямо не причащает страждущего к профессиональным таинствам юриспруденции, как ознакомление с римским правом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… .3

Глава I. Римская семья .......................................................................................4
1. Общие черты римской семьи…………………………………………...4
2. Власть домовладыки .........................…………………………………...5
3. Эманципация........................……………………………………………..6
4. Усыновление……………………………………………………………..7

Глава II. Имущественные отношения. Брак ………………………………...9
1. Брак ………………………..……………………………………………..9
2. Приданое …….…………………………………………………………13
3. Предбрачный дар……………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………...20

Литература………………………………………………

Файлы: 1 файл

Брачно-семейное право в Древнем Риме.docx

— 52.36 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………… .3

 

Глава I. Римская семья .......................................................................................4

1. Общие черты  римской семьи…………………………………………...4

2. Власть домовладыки .........................…………………………………...5

3. Эманципация........................……………………………………………..6

4. Усыновление……………………………………………………………..7

 

Глава II. Имущественные отношения. Брак ………………………………...9

1. Брак ………………………..……………………………………………..9

2. Приданое  …….…………………………………………………………13

3. Предбрачный  дар……………………………………………………….18

 

Заключение……………………………………………………………………...20

 

Литература………………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Римское право, в том числе и его нормы касательно брачно-семейных отношений, составило скелет европейского права. Несмотря на то, что в ходе истории, древние нормы претерпели ряд существенных изменений, передаваясь из одного источника в другой и из уст в уста – по-прежнему ничто так прямо не причащает страждущего к профессиональным таинствам юриспруденции, как ознакомление с римским правом.

Объектом изучения данной работы является римская семья, как основная ячейка общества, определяющая гражданский статус римлянина, круг его основных прав и обязанностей.

Чтобы разобраться во всех тонкостях брачно-семейных отношений, необходимо хоть на миг стать микробиологом и рассмотреть эту клеточку - семью, из которой формируется единый организм – государство. Именно такую цель ставит перед собой данная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Римская семья

1. Общие черты римской  семьи

 

Римская семья характеризуется выраженной властью домовладыки (pater familias) и патрилокальным браком, когда жена приходит в дом к мужу, имея единственное предназначение – самовоспроизводство. 

В древности семейство стоилось на эсхатологическом убеждении, выразившемся в культе предков (sacra familiares) и ретроспективном счете родства – agnatio (прирождение, рожденные после), принимавшем во внимание только лиц, объединенных общим семейным культом.

Главенство старшего агната – мужского родственника, считавшегося ближайшим к предкам членом семейства – в семейном культе, его ответственность за продолжение семейства, посредническая связь между предками и живыми фиксируются правом как власть (potestas) над всем комплексом лиц и имущества, объединенным генеалогической идеей – familia.

Уже в предклассическую эпоху (367-17гг до н. э.) господствующим типом семейного объединения становится малая патриархальная семья, когда со смертью домовладыки все его непосредственные нисходящие оказываются главами собственных семей. Таким образом, семья объединяет в себе не более трех поколений агнатов. Малая семья ориентирована на продолжение существования во времени отдельного мужчины и отказывается от ретроспективного мышления, однако по-прежнему строится на патриархальном принципе и агнатическом родстве. Представление о первоначальном единстве семейной группы удержалось в институте умаления правоспособности в связи с прекращение агнатической связи (capitis deminutio minima).

Смена статуса, когда лицо alieni iuris становится persona sui iuris, происходит у ближайших нисходящих со смертью домовладыки без умаления правоспособности и потери родства. Несмотря на то, что сами они становятся домовладыками в своих семьях, они сохраняют права, связанные с принадлежностью к одной агнатской группе.

Ретроспективная ориентация агнатической связи отражала иррелевантность отцовства нисходящей линии (stirps - колено) от любого актуального домовладыки. Преемником на посту владыки, опекуном по закону и куратором в случае безумия владыки считался ближайший к предкам, то есть обычно представитель того же поколения, к которому принадлежал и актуальный владыка, а в случае отсутствия первого – старший в следующем поколении. С утверждением малой семьи этот принцип искажается: ближайшим агнатом домовладыки считается сын, а на практике – брат данного лица, поскольку агнатическая связь как таковая получала значение при отсутствии нисходящих в малой семье.

Принцип счета родства у римлян исходит из стабильности и определенности прародителя, когда смена владыки не сказывается на структуре семейства: степень родства исчислялась по числу рождений до общего предка и обратно. Так, в первой степени родства состоят непосредственные восходящие и нисходящие (сын и отец), родные братья – уже во второй степени, как дед и внук, двоюродные братья – в четвертой степени (два рождения до общего деда и два обратно). Эта же система прилагается и к кровным родственникам – когнатам (cognatio – сорождение, рожденные вместе), поскольку в малой семье и агнатсво и когнатство совпадают.

 

2. Власть домовладыки (patria potestas)

 

Все свободные домочадцы (рожденные в законном браке и усыновленные) пребывали во власти их домовладыки. Объем этой власти определялся самой ее природой, связанной с ответственностью главы семейства за продолжение существования и не был ограничен никаким частным правом домочадцев.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (ius vitae as necis). Однако это право могло пресекаться публичной властью, когда владыка действовал не из дисциплинарных соображений. При Константине за произвольное убийство домочадца назначается смертная казнь, как за убийство кровного родственника. В 395 г. власть владыки наказывать подвластных ограничивается воспитательными целями, а применение суровых мер запрещается.

Домовладыка имел право не признать новорожденного своим ребенком: только ребенок, признанный своим отцом становился членом семьи и подпадал под власть главы семейства. В противном случае (например, при явном уродстве) дитя выбрасывалось. Эта власть первоначально ограничивалась только контролем соседей и родственников.

Домовладыка был правомочен манципировать своих домочадцев третьим лицам в возмещение ущерба или в качестве рабочей силы. Однако еще Ромулом, а позже и Таблицами продажа сына более трех раз запрещена, в противной случае, следовала утрата отцовской власти как санкция. Запрещалось также продавать женатого сына: хозяйственное использование подвластного, приступившего к деятельности по созданию рода, считалось недопустимым. От отцовской власти освобождала и однократная продажа дочери.

 

3. Эманципация (emancipatio)

 

Запрет, выраженный в законе, позволил понтификам разработать способ искусственного прекращения состояния во власти посредством троекратной манципации третьему лицу. После каждой манципации доверенное лицо, друг, которому по предварительной договоренности манципировался подвластный, отпускал его на волю законным способом.

В постклассический период (IV-V вв) древняя процедура эманципации отмирает. На Западе ее заменяет заявление домовладыки перед курией в присутствии семи свидетелей, на Востоке – рескрипт императора. Утверждается принцип, по которому освобождение из-под власти не допускалось без согласия подвластного.

Запрещается выбрасывание младенца под угрозой утраты власти домовладыки, принуждение дочери к проституции и продажа новорожденного, кроме вызванной крайней нуждой всего семейства.

 

4. Усыновление (arrogatio, adoptio)

 

Усыновление представляет собой способ установления patria potestas над чужими детьми, а сами его формы различались в зависимости от того, шла ли речь об усыновлении persona sui juris или persona alieni juris.

Усыновление persona sui juris - arrogatio - первоначально производилось публично в народном собрании, куда, как известно, имели доступ только мужчины, в связи с чем усыновление женщиной или женщины либо лица, не достигшего совершеннолетия, было исключено. Поскольку «adoptio naturum imitatur» (усыновление подражает природе), между усыновителем и усыновляемым обязательна по меньшей мере восемнадцатилетняя разница в возрасте. Наконец, усыновить вправе лишь тот, кто сам является persona sui juris, ибо patria potestas могла принадлежать только ему. Arrogatio, утвержденное законодательным органом - народным собранием, тем самым приобретало публично-правовую окраску.

В последующем необходимость в санкционировании arrogatio народным собранием отпала. Усыновление разрешалось производить частным образом. Важно лишь объявить об этом публично. В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия, а само усыновление оформлялось императорским рескриптом.

 

Усыновление persona alieni juris - adoptio - означало по сути дела смену pater familias, которому подчинялся подвластный, и, следовательно, влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя. Соответственно такому ее назначению и сама процедура adoptio слагалась из двух этапов: на первом происходило освобождение подвластного от patria potestas, под которой он находился до сих пор, а на втором -- его вступление под patria potestas усыновителя.

Для освобождения подвластного сына от patria potestas необходима была, как отмечалось, его троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. В данном случае цель состояла, однако, в том, чтобы подвластный лишь выходил из-под patria potestas, не становясь в то же время persona sui juris. Поэтому после того, как «продажа» сына совершалась в третий раз, «покупатель» не отпускал его «на свободу», а в качестве ответчика по иску vindicatio in patriam potestam, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель, являлся вместе с подвластным к претору и там позитивно или путем молчания признавал иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя.

Adoptio, будучи  в отличие от arrogatio частноправным  актом с самого начала, не содержало  ограничений для усыновления  совершеннолетних и женцин, тем более что освобождение женщины от patria potestas наступало уже после однократной продажи. При Юстиниане двухстадийный процесс adoptio был заменен заявлением перед судом. Кроме того, усыновленный продолжал состоять под patria potestas родного отца, становясь лишь законным наследником усыновителя.

 

 

 

 

 

Глава II. Имущественные отношения. Брак

1. Брак (nuptiae, matrimonium)

 

Брак как социально значимый союз мужчины и женщины определяет правовое положение детей, рожденный в этом союзе, имущественные отношений между супругами и наследственные права. По отношению к этим права брак предстает юридическим фактом, однако вступление в этот союз зависит от воли будущих супругов и является сделкой. Брак – это правовой институт, затрагивающий публичный момент личности римского гражданина. В этом случае плен – гипотеза утраты связи гражданина с Римским государством – прекращает брак настолько, что даже дети, рожденные в плену, не являются рожденными в правильном браке. Лишь вначале III в. императоры Септимий Север и Каракалла постановили, что после возвращения супругов из плена, дети, прижитые в плену, считаются законными и подпадают под власть домовладыки. Смерть отца в плену исключала для таких детей возможность войти в его семейство, и они наследовали положение матери. После возвращения из плена супруги могли восстановить брак, но это был уже новый брак.

Строго индивидуальный характер брака сказался в том, что юристы рассматривают индивидуальную волю (affectio maritalis – намерение состоять в браке) – как существенную в структуре института. При длительной отлучке супруга брак сохранялся благодаря психической связи1.

Следует различать брак и переход во власть мужа, либо во власть домовладыки мужа. В древности заключение брака сопровождалось переходом в семейство мужа, отсюда – получившая неоправданное распространение концепция, различающая брак cum manu и брак sine manu. Брак, не сопровождавшийся переходом во власть мужа, в классическую эпоху становится единственной формой брака.

Существовало три формы перехода во власть мужа – “usu farreo coemptione”:

    • посредством длительного пребывания в браке – usus
    • посредством религиозного брачного обряда – confarreatio
    • посредством торжественного либерального акта – coemptio

Жена попадала во власть мужа, если супруги непрерывно находились в браке в течение года. Законы XII таблиц предписывали, чтобы супруга, желающая избежать перехода во власть мужа, ежегодно покидала его дом на три ночи к ряду. Таким образом, переход во власть мужа был естественным следствием состояния в браке. Независимость женщины, позволявшая ей по своему желанию (или по приказу своего домовладыки) покидать дом мужа, предполагает самостоятельность, несовместимую с наличием у мужа владения на нее.

Во время заключения брака в религиозной форме Юпитеру приносился в жертву хлеб из полбы (farreus panis), что и дало название этому обряду. Такая форма перехода во власть мужа имела важное значение для религиозной жизни римской общины, поскольку высшими жрецами – фламинами Юпитера, Марса и Квирина – могли стать только лица, рожденные в браке, заключенном по этому обряду. Уже в I в. н. э. таких лиц найти было затруднительно, поэтому эта форма в основном отмерла.

Coemptio совершалась в манципационной форме так, что муж символически покупал жену, становившуюся таким образом членом его семейства. Обряд в этом случае отличался по форме от манципации рабов, что согласуется с тем, что положение супруги в доме уподобляется не рабскому, а позиции дочери мужа.

 

Заключению брака предшествовала помолвка – sponsalia. В древности и начале классического периода стороны заключали договор в форме клятвенного обещания заключить брак. Исковое преследование на основании установленного обязательства практиковалось в латинских городах до I в. до н. э., затем было отменено. В классический период помолвка оказывала лишь моральное давление на жениха и невесту, принцип свободы брака считался первостепенным. Уже в конце классического периода помолвка могла быть заключена в свободной форме одним согласием. В  постклассический период, под влиянием христианства и семитской практики покупки невесты помолвка вновь приобретает обязательственный характер и сопровождается внесением задатка, который терялся женихом в случае отказа вступить в брак, а невеста и ее отец при нарушении обещания отвечали в четырехкратном размере суммы полученного задатка, который в 472 сократился до двукратного размера.

Информация о работе Брачно-семейное право в Древнем Риме