Благотворительность в России (1906-1914 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 09:57, реферат

Описание работы

Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных.

Файлы: 1 файл

Blagotvoritelnost_v_Rossii.docx

— 87.68 Кб (Скачать файл)

обязательные для них указания.

В Положении было определено, что уставы обществ и союзов,

≪задачи которых связаны непосредственно с деятельностью отдельных народных комиссариатов или приравненных к ним

центральных учреждений РСФСР, утверждаются соответствующими наркоматами или учреждениями≫.

Кроме Положения деятельность благотворительных организаций регулировалась уставами конкретных добровольных обществ, принятыми и утвержденными на самых различных уровнях в индивидуальном порядке.

Специфическим видом благотворительности было так называемое шефство крупных советских предприятий над больницами, санаториями, детскими садами, школами и т. д. На деньги предприятий покупалось оборудование, лекарства, продукты питания, устраивались праздники и т. п.

В годы советской власти благотворительные возможности РПЦ были очень ограниченны, однако в годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского.

Таким образом, Российское государство издавна регламентировало благотворительную деятельность, для благотворительных организаций разрабатывались особые нормативные документы (устав, положение и т. д.). Образовалась разветвленная система благотворительных заведений и обществ, использование денежных средств, направляемых на благотворительную деятельность, контролировалось государством, всемерно — и материально, и не материально — поощрялись частные благотворители. Наконец, представители правящих кругов собственными действиями подавали пример остальному населению, щедро жертвуя на благотворительность личные средства и возглавляя благотворительные общества и организации. Существовала выработанная многолетними усилиями общества и государства система помощи нуждающимся категориям населения.

 

 

Глава 3. Благотворительность и добровольчество в современной России

 

В настоящее время у существенной части населения в России имеется потребность в благотворительной помощи. На 2009 г. 15% населения имели доход ниже прожиточного минимума.

В то же время в обществе сильны иждивенческие настроения.

В 2011 г. в России выявлено 5 млн не работающих сознательно граждан (в этом количестве не учтены бездомные). Нуждающиеся граждане ждут помощи прежде всего от государства, однако их доверие к благотворительным фондам и частным лицам также высоко . С 1995 по 2005г. сектор благотворительности вырос в 6–8раз. На 2009 г. общий ежегодный объем пожертвований в России — 1,5 млрд долл., в то время как в США (и государством, и частными лицами) только на помощь другим странам было пожертвовано 11,43 млрд долл. Ежегодно тратится 15 млрд руб. пожертвований на 20 млн человек. При этом половина россиян (51%), оказывающих денежную поддержку нуждающимся, тратили ежегодно на это, по данным ВЦИОМ, до 500 руб. в год.

По данным на 2007 г., в сфере благотворительности задействовано всего около 2% трудоспособного населения.

Как российское общество в целом относится к благотворительности? 58% населения считают благотворительность полезным и нужным делом и верит, что она не развивает иждивенчество. 14% уверены, что благотворительность способствует развитию иждивенческой психологии. 47% россиян заявляют

о готовности лично заниматься благотворительностью.

Признаваться в принятии благотворительной помощи считается постыдным. Подавляющее большинство (93%) россиян утверждает, что никогда ее не получали, хотя объем оказания благотворительной помощи говорит о том, что эта цифра завышена.

Согласно исследованиям психологов, женщины участвуют в благотворительности чаще мужчин, люди с техническим образованием — чаще, чем гуманитарии, что в первом случае объясняется, видимо, большей сострадательностью женщин, во втором — более высоким, чем у гуманитариев, заработком людей с техническим образованием и их склонностью к конкретным и практическим действиям.

Кто становится объектом благотворительности россиян?

По данным на 2009 г., люди готовы помогать детским организациям, жертвовать деньги на борьбу с наркозависимостью, на организацию молодежного и детского досуга, на экологические проекты. Россияне не склонны поддерживать женские движения, научные программы, систему здравоохранения, помогать беженцам, военнослужащим, оказывать адресную помощь нуждающимся. Больше всего склонны участвовать в благотворительности те, кому 40–44 года и 35–39 лет. Наиболее распространенным видом благотворительности является милостыня. Неучастие в благотворительности россияне объясняют чаще

всего наличием множества собственных проблем, а также неуверенностью в том, что помощь дойдет до адресата .

По данным ВЦИОМ, россияне думают, что благотворительность должна быть делом каждого человека (63%) и должна быть анонимной (56%). По данным другого опроса, мотивация людей, занимающихся благотворительностью, должна быть исключительно бескорыстной, поэтому государству не следует поощрять их материально. Треть россиян высказываются за то, чтобы государство поддерживало благотворителей нематериальными способами. По данным ВЦИОМ, добровольно и бесплатно на пользу обществу в течение трех лет, предшествовавших опросу, трудился хотя бы однажды каждый второй россиянин (53%). Каждый пятый делал это постоянно. По данным других опросов, на постоянной основе в добровольческих программах занято всего 8% взрослых (в США и Западной Европе 40–60%)30. В волонтерской деятельности чаще участвуют женщины, лица старше 50 лет, лица, не занимающиеся бизнесом и имеющие доход ниже среднего уровня.

Молодежь, наряду с пенсионерами, наименее вовлечена в добровольческую деятельность (более половины молодых респондентов, участвовавших в опросах ВЦИОМ, не занимались ничем подобным).

В каких проектах обычно участвуют россияне? По данным

ВЦИОМ, первое место занимает охрана окружающей среды.

Во время пожаров летом 2010 г. добровольцем в борьбе с пожарами был каждый десятый россиянин (10%).

Среди долгосрочных добровольческих программ все популярнее становится донорство — к декабрю 2009 г. 44% россиян имели хотя бы однократный опыт сдачи крови.

В ответ на вопрос о том, в каких видах добровольческой деятельности россияне хотят участвовать, чаще всего назывались благоустройство территории, благотворительность, помощь жертвам стихийных бедствий и катастроф, помощь социально незащищенным .

Молодежь также чаще других демонстрирует готовность помогать бездомным животным, зоопаркам и заповедникам (25% против 14–19% в других группах), содействовать организации социально значимых мероприятий (17% против 3–10%), участвовать в профилактических беседах (14% против 4–11% соответственно).

По данным ВЦИОМ на лето 2011 г., почти две трети россиян готовы быть добровольцами в борьбе с последствиями предполагаемых пожаров (64%) (причем из всех возрастных групп здесь преобладает молодежь). Тех, кто хотел бы помочь пострадавшим продуктами, вещами, медикаментами, — 37%, участвовать в тушении пожаров готовы 33% опрошенных. Значительно меньше тех, кто согласен приютить погорельцев (9%) или внести пожертвования для них (7%).

Среди мотивов участия в добровольческой деятельности преобладает желание быть полезным . Однако среди молодежи наименее распространено стремление к добровольческой деятельности из бескорыстных мотивов. Молодые люди чаще становятся добровольцами ради приобретения полезных навыков и новых знакомств.

Благотворительностью всегда занимались прежде всего богатые люди. Кроме того, благотворительность тесно связана с этическими и социальными нормами, с отношением к богатству, с требованиями, которые общество предъявляет к богатым. Как обстоит с этим дело в современной России, насколько активно российский предпринимательский класс занимается благотворительностью?

В благотворительной деятельности принимают участие 70% всех российских компаний (в Соединенных Штатах Америки в данной сфере не задействовано всего лишь 2% компаний, в Европе — 4%), 87% корпораций заявляют о намерениях развивать благотворительное направление.

Российские компании тратят на реализацию социальных программ не менее 79 млрд руб. в год. Каждая вторая крупная компания имеет свой благотворительный бюджет и тратит на благотворительность от 11 до 17% чистой прибыли.

Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (например, благотворительный фонд ≪Лукойл≫) и занимаются социальными инвестициями, как, например, ≪Газпром≫, ≪Сибнефть≫, ≪РуссНефть≫, ТНК-ВР44. Чем крупнее компания, тем активнее она сочетает

благотворительность и имиджевую рекламу. Для банковской элиты в России благотворительность — неписаное правило, как, например, для ≪Альфа-Банка≫, ≪Внешторг-банка≫, ≪Национального резервного банка≫.

Кто является объектом благотворительной деятельности бизнеса? По данным исследования 2001 г., российские бизнесмены предпочитают помогать прежде всего пожилым людям, детям- сиротам, инвалидам, матерям-одиночкам, многодетным семьям, а также поддерживать программы против наркомании и СПИДа, экологические проекты, организацию помощи тяжелобольным, программы по социальной реабилитации и воспитанию молодежи. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги,

а свою продукцию (продукты для детского дома, приюта) либо оказывают услуги (например, строительная фирма помогает возводить храм).

Интересно сопоставить мнения самих бизнесменов и населения в целом о социальной ответственности бизнеса. По данным ВЦИОМ на 2008 г., среди предпринимателей только 2% смогли уверенно заявить, что уровень социальной ответственности бизнеса высок, тогда как 31% считают его очень низким или низким. Оценки остальных опрошенных предпринимателей были более умеренными, но перевешивали все же негативные суждения.

Оценки гражданами уровня социальной ответственности бизнеса отличаются большей критичностью. Скептиков, считающих этот уровень очень низким, среди населения оказалось в 2,5 раза больше, чем среди предпринимателей.

По мнению предпринимателей, суть социальной ответственности — в выполнении бизнесом своих основных функций (выплата достойной заработной платы, уплата налогов, создание рабочих мест), а не в принятии на себя бремени решения социальных проблем страны и регионов (так считают 60%, 39% —__придерживаются противоположного мнения). Социальная ответственность должна строиться на принципах добровольности, никакое принуждение или ≪привлечение≫ к ней, в том числе со стороны государства, недопустимо (с этим согласны 60%,

не согласны — 36%). Кроме того, в бизнес-сообществе утвердилось понимание социальной ответственности как компенсации обществу за неравномерное распределение доходов. 50% предпринимателей разделяют мнение, что даже если высокие доходы являются результатами усилий отдельных людей, им все равно следует ≪делиться≫ с обществом. При этом отношение предпринимателей к вопросу о широком освещении их социальной активности неоднозначно — среди опрошенных оказалось примерно одинаковое количество как тех, кто считает, что компании должны непременно информировать общественность о социальных программах, улучшая тем самым свою репутацию, так и тех, кто придерживается противоположного мнения (47% и 45% соответственно). Относительное большинство (47%) высказывается за то, чтобы ответственность за решение тех или иных социальных проблем брали на себя только крупные компании, а малый бизнес не только не должен демонстрировать социальную активность, но и сам нуждается в помощи. Однако немало и тех, кто считает социальную ответственность задачей, в равной степени актуальной для всех предпринимателей (38%).

Интересно, что представления бизнесменов и общества о том, в чем именно должна заключаться социальная ответственность бизнеса, расходятся .

Общество ждет от предпринимательского класса материальной и финансовой помощи нуждающимся, меценатства, борьбы с социальными болезнями (алкоголизм, наркомания и т. д.). Особенно явно виден разрыв ожиданий общества в решении социальных проблем регионов: россияне рассчитывают на это в гораздо большей степени, чем думают предприниматели. Последние, в свою очередь, полагают, что социальная ответственность бизнеса — это создание новых рабочих мест, предоставление социальных гарантий работникам, создание центров повышенияквалификации, защита окружающей среды. Кредитованию и страхованию населения бизнесмены придают куда большее значение, чем россияне в целом. Бизнесмены и общество в целом единодушны в том, что бизнесу нужно поддерживать социальные инициативы и предотвращать трудовую дискриминацию.

Добровольчество и благотворительность профессионально организовывают благотворительные организации. На 2009 г. Было зарегистрированы 1700 благотворительных общественных организаций, 3 благотворительных общественных движения, 2720 благотворительных общественных фондов, 1 благотворительное общественное учреждение, 4571 благотворительных фонда.

Существуют общероссийские общественные благотворительные организации: Союз благотворительных организаций России, Федеральная комиссия по благотворительной деятельности, Национальный благотворительный банк, Совет по благотворительности при Президенте РФ и т. д. По данным на 2007 г., учредителями благотворительных организаций были физические лица — граждане РФ (88%), на долю некоммерческих организаций приходилось всего 6%.

Свой вклад в общественную благотворительность и функционирование благотворительных организаций вносят и религиозные объединения. Они помогают малообеспеченным, алкоголикам и наркоманам, заключенным, пожилым и домам престарелых, военнослужащим, инвалидам, бездомным, детям-инвалидам, ВИЧ-инфицированным, бывшим заключенным, беспризорным детям, социально неблагополучным семьям, пострадавшим от стихийных бедствий, беженцам, многодетным семьям, детям заключенных, трудным подросткам, безработным, бывшим военным, а также оказывают помощь детским домам, больницам, детским домам и приютам, домам престарелых, колониям для несовершеннолетних, хосписам. Кроме того, они организуют благотворительные обеды и столовые, благотворительные организации и фонды, осуществляют патронаж над различными социальными учреждениями, центрами дневного пребывания, больницами и хосписами, оказывают медицинскую, психологическую и юридическую помощь.

Однако у общества остается настороженное отношение к организованной благотворительности. 81% граждан считает, что благотворительность в стране по-прежнему развита слабо. Лишь 2% знают о деятельности благотворительных организаций, 21% слышали о таких организациях, но мало знают об их деятельности. 55% российских граждан ничего не знают о деятельности благотворительных организаций и только 2% сталкивались с ней лично.

Информация о работе Благотворительность в России (1906-1914 гг.)