Благотворительность в России (1906-1914 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 09:57, реферат

Описание работы

Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных.

Файлы: 1 файл

Blagotvoritelnost_v_Rossii.docx

— 87.68 Кб (Скачать файл)

При дворце Алексея Михайловича на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники. В Соборное уложение 1649 г. вошли статьи об общественном призрении.

В 1670 г. был учрежден Приказ строения богаделен (все богадельни были отнесены к ведомству патриаршего дома).

Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной.

 Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654–1656 гг.) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц и отвозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни.

≪Больницы Федора Ртищева≫ продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти.

В 1682 г. царь Федор Алексеевич издал указ, который, во- первых, обязал государство создать организованную систему призрения, во-вторых, велел делить нищих на действительно нуждающихся и ≪промышленников≫. Эта линия была продолжена Петром I, столкнувшимся с резким ростом преступности из-за серьезной трансформации сословного общества и появления большого количества маргинальных элементов.

 В 1712 г. нищенство было запрещено под страхом жестокого наказания. Милостыню же царским указом предписывалось передавать непосредственно в госпитали, где содержатся убогие и нищие.

Был также издан указ ≪Об учреждении во всех губерниях госпиталей≫,

в котором предписывалось ≪учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены≫.

В 1722 г. Петр возложил попечение о душевнобольных на родственников.

Основным источником финансирования богоугодных учреждений при Петре были частные пожертвования. Царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования.

На благотворительность отчислялись штрафы, которые взимались с раскольников. Отметим, что меры Петра I не дали особых результатов.

Так, в 1718 г. на 4 тыс. призреваемых в московских богадельнях было потрачено всего 12 тыс. рублей, большая часть этой суммы была разворована.

В 1734 г. Анна Иоанновна разрешает подавать милостыню. Елизавета Петровна в 1748 г. во избежание роста нищенства возлагает на помещиков обязанность заботиться о нищих и увечных крестьянах. Екатерина II, хотя и запретила просить милостыню указом от 8 октября 1762 г., двумя годами позднее, указом от 26 февраля 1764 г., дав полиции право задерживать нищих, велела до рассмотрения дела выплачивать им денежную дотацию.

В 1761 г. Петр III велел строить специальные дома для умалишенных.

В 1764 г. в России было создано первое благотворительное общество — Воспитательное общество благородных девиц. В 1775 г. вышел указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций. Для учреждения их каждый раз требовалось высочайшее соизволение, что, по свидетельству официальных источников того времени, было крайне неудобно.

В том же году императрица учредила приказы общественного призрения. Каждому Приказу из государственной казны выделялось 15 тыс. рублей, которые разрешалось выдавать под проценты. Сумма увеличивалась за счет частных пожертвований.

Частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений — в 1781 г. была официально разрешена частная благотворительность. На полицию же возлагалась обязанность распределять нищих по богадельням и приютам, обеспечивать их работой и минимумом жизненных средств.

Павел I в 1798 г. учредил гражданское почетное звание ≪почетный опекун≫ для награждения им членов Опекунских советов (органов, ведавших благотворительными учреждениями). Часто звание почетного опекуна давалось за крупные пожертвования на благотворительные цели.

В начале XIX в. был назначен член царской семьи, который возглавлял императорскую благотворительность — супруга императора. Ей в помощь была создана Собственная ее императорского величества канцелярия.

Получила развитие сословная благотворительность. В среде дворянства существовала так называемая дворянская опека, которая помогала сиротам, больным, неимущим и престарелым дворянам. Именно дворянство способствовало организации пенсионного обеспечения инвалидам войны. Дворяне оказывали помощь представителям не только своего, но и других сословий.

В крестьянстве призрение детей-сирот возлагалось на ближайших родственников или на общину.

Продолжала заниматься благотворительностью и Русская православная церковь. Следует отметить, что именно за счет монастырей, особенно в

XVIII в., государство пыталось  решить проблему практического отсутствия в России общественных заведений. Государственное законодательство

20–40 гг. XVIII вв. предполагало сделать благотворительную функцию основной для монастырей, вплоть до фактического превращения их в обширные госпитали, где все монахи без исключения должны были ухаживать за больными. Однако жесткие распоряжения не принесли светским властям желаемого результата. Только богатые монастыри могли позволить себе такую роскошь, как благотворительная деятельность. В 1764 г. при монастырях было велено учреждать больницы, богадельни ≪для всяких разночинцев, увечных и пропитания не имеющих≫, а также инвалидные дома, госпитали, приюты и духовные училища. При архиерейских домах первого класса устраивались богадельни на 50 человек, второго — на 30, третьего — на 25.

С монастырей бралось в год в среднем по 115 тыс. рублей на общественное призрение. Во второй половине XVIII в. из доходов монастырей ряда центральных губерний было выделено около 125 тыс. рублей на содержание инвалидов войны, их жен и детей.

В первой половине XIX в. при Киево-Печерском монастыре была создана ≪странноприимница≫ и больница. Только на их строительство Лавра израсходовала более 100 тыс. руб.

Средства на благотворительность, устройство социальных учреждений поступали также от Коллегии экономии.  Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 г. она встала во главе Воспитательного общества благородных девиц, позже переименованного в Учреждения Императрицы Марии. Основными направлениями деятельности учреждений и самой императрицы была помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым. На даче императрицы в Павловске появилось училище для глухонемых детей, в Севастополе и Николаеве были основаны училища для детей военных низшего звена, открыт институт родовспоможения и ≪вдовьи дома≫ в Петербурге и Москве.

Сеть благотворительных и просветительских обществ под непосредственным руководством императрицы расширялась, в каждом учреждении были созданы советы. В начале XIX в. в учреждениях императрицы ежегодно бесплатно обучались около 10 тысяч девушек, в больницах бесплатно лечились более 20 тысяч бедных, а более чем 400 тысячам помощь оказываласьамбулаторно28. При участии Марии Федоровны в 1812 г. Появились Императорское женское патриотическое общество и было создано попечительство ≪Инвалидный капитал≫, все средства которого были впоследствии переданы Александровскому комитету о раненых, учрежденному Александром I.

В благотворительности активно участвовали и частные лица.

Князь Голицын ежегодно жертвовал по 6 тысяч рублей, еще

142 тысячи рублей он  завещал передать обществу после  своей смерти.

В 1792 г. граф Н.П. Шереметев начал строительство странноприимного дома с больницей для нуждающихся (сегодня это Институт скорой помощи

 им. Склифосовского).

В 1818 г. в Москве жителями было собрано для Благодетельного общества более 100 тысяч рублей. Известно, например, об отставном поручике С. Иванове, который пожертвовал обществу миллион рублей, и о князе

П. Одоевском, отдавшем обществу свое имение.

В царствование Александра I в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При его участии в столице был основан первый в России Институт для слепых. Во время Крымской, Русско - Турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия.

В 1826 г. согласно новому положению полиция превратилась в карательноправоохранительный орган полицейского контроля и надзора, ее задачами стали проверка политической благонадежности членов благотворительных организаций и обществ, соответствия их деятельности законодательству и предупреждение хищений и мошенничества. В компетенцию полиции также входило предупреждение нищенства, рост которого рассматривался как угроза национальному благосостоянию и стабильности общества.

В 1828 г. императорским указом в стране было введено звание ≪Почетный попечитель≫, которым награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования.

В 1862 г. был принят специальный акт, в котором указывалось: ≪Во изменение изъясненного порядка, учреждение обществ для взаимного вспомоществования или с другой благотворительной целью, Высочайше предоставляю, по соглашению с подлежащими ведомствами, министру внутренних дел≫. С этого времени отмечается значительный рост числа благотворительных учреждений. По реформе 1 января 1864 г. земства учреждались для руководства строительством местных больниц, школ, дорог, благотворительных заведений и управления ими, для заведования продовольственным делом, организаций поземельного кредита, для пропаганды агрономических знаний, организации земской статистики и т. п.

Одним из типов учреждений призрения неимущих (взрослых) были богадельни, на обустройство которых щедро давали средства частные благотворители. Социальный состав проживающих в богадельнях был разнообразным. В богадельни принимались увечные, престарелые, не имевшие пропитания лица всех состояний, бродяги, которые по состоянию здоровья не могли быть этапированы в Сибирь, исключенные за ≪пороки из духовного ведомства, которые по старости и увечью не могут заниматься

земледельческим трудом≫ (их предполагалось привлекать к легким работам), нищие из разночинцев, женщины с грудными младенцами, которых за бродяжничество ссылали в Сибирь. Они обеспечивались продовольствием, одеждой. Больше всего среди пациентов богаделен было отставных военных (40%) и мещан (35%).

На 1906 г. у богаделен было собственной недвижимости на 41 млн руб. и капитал в 53 млн руб. Помощью богаделен в 1901 г. воспользовалось

до 670 тыс. чел.

Определенные льготы устанавливались для лиц, имевших ранее духовное звание (дьячки, пономари, псаломщики), и церковнослужителей (певчие, звонари и сторожа). Лишенные духовного звания за пороки, неспособные к крестьянским и другим работам, они могли быть отданы ≪на благонадежное поручительство родственников и людей посторонних≫. Однако они не имели права отлучаться из города и находились под надзором местной полиции. В богадельни принимались лица, отсылаемые под надзор полиции, а также неспособные к продолжению военной службы, бывшие ссыльнопоселенцы и каторжане.

С 1870-х гг. стали организовываться, в том числе на частные средства, ночлежные дома для многочисленных чернорабочих и ремесленников. Строго соблюдались правила гигиены, одежду отдавали в специальную просушку, кровати находились на расстоянии не менее 35,5 см друг от друга. Стоимость одного дня составляла 2–5 копеек, больные и увечные поселялись бесплатно.

С 1856 г. организовывались также дешевые квартиры, стоимостью от 3 до 17 руб. Было создано Общество снабжения неимущих квартирами, и к 1900 г. оно располагало 24 домами на 779 чел.

Наконец, в 1895 г. было создано Попечительство о трудовой помощи имени императрицы Александры Федоровны, у которого на 1912 г. было капиталов на 39 млн руб.

Пункт 20 Свода законов Российской империи указывает, что учреждениям общественного призрения разрешалось принимать подаяния, причем двоякого рода: для нищих и убогих и для богоугодных заведений. Подаяния собирались путем кружечного сбора, контроль по сбору пожертвований осуществлялся губернатором и губернскими земскими управами. Законом предусматривалась и строгая отчетность о собранных средствах. При этом обращалось внимание на нравственный аспект частных пожертвований. ≪При пожертвовании от частных людей должно обращать внимание, — говорилось в Уставе, — на поведение и прежний образ жизни лица приносящего, не был ли и не состоит ли под судом и следствием≫.

Запрещалось принимать пожертвования от ≪порочных≫ людей, пытавшихся ≪прикрыть≫ прежние свои поступки и получить награду от правительства. Земские учреждения, принимая пожертвования от частных лиц на цели общественного призрения, обязаны были публиковать информацию о таких пожертвованиях в специальных ведомостях.

 В 1880–1890-х гг. полиции было приказано усилить надзор за благотворительными учреждениями, поскольку некоторые из них занимались революционной деятельностью под прикрытием благотворительности.

На 1901 г. капиталы приказов общественного призрения составляли 7,7 млн руб., а стоимость недвижимости — 4,8 млн руб.

Среди заведений благотворительности были некоторые полугосударственные, находящиеся на особом положении, поскольку возглавлялись лицами императорской фамилии, которые занимались филантропией как из побуждений, продиктованных личной религиозностью, так и из стремления укреплять престиж семьи Романовых и сглаживать социальное неравенство между богатыми и бедными сословиями.

Отметим несколько самых характерных.

Учреждения императрицы Марии имели целый ряд направлений деятельности:

− по призрению младенцев. Столичные воспитательные дома

ежегодно принимали на попечение более 20 тыс. несчастнорожденных младенцев и до 1 тыс. законных. Призревали в деревнях у воспитателей до 80 тыс. питомцев, опекаемых домом до 21-летнего возраста. Дома содержали 100 школ;

− по призрению детей. Ежегодно в 176 приютах учреждений

императрицы Марии призревалось до 14 тыс. детей. В приютах они обучались грамоте, другим наукам по программам

народных училищ и какому-либо ремеслу;

− по призрению слепых. Действовало 21 училище для 700 воспитанников, обучаемых наукам и доступным для слепых ремеслам;

− по призрению глухонемых. В специальном училище воспитывалось до 200 детей. Благодаря новейшим способам обучения до 60% учеников начинали говорить;

Информация о работе Благотворительность в России (1906-1914 гг.)