Благотворительность в России (1906-1914 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 09:57, реферат

Описание работы

Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных.

Файлы: 1 файл

Blagotvoritelnost_v_Rossii.docx

— 87.68 Кб (Скачать файл)

− по женскому воспитанию и образованию. В институтах

и других закрытых заведениях и специальных педагогических курсах ежегодно получали законченное образование свыше 10 тыс. девушек разных сословий и вероисповеданий.

Кроме того, в 3 Мариинских училищах и 70 женских школах

воспитывалось ежегодно 6 тыс., в гимназиях и прогимназиях, на педагогических курсах — до 10 тыс. девушек;

по − призрению и воспитанию мальчиков. В двух коммерческих училищах и Николаевском Гатчинском сиротском

институте получали образование около 2 тыс. человек;

− воспитание юношей-дворян. В Императорском Александровском лицее 200 человек потомственных дворян получали гимназическое и академическое образование;

− по призрению взрослых. В 36 богадельных домах (в том числе в 2 вдовьих домах) ежегодно призревалось до 5 тыс. престарелых, дряхлых и увечных;

− по оказанию медицинской помощи. В 40 больницах на 4500 коек ежегодно стационарное лечение получали до 25 тыс. больных, амбулаторно — более 400 тыс. больных.

Учреждения императрицы Марии Федоровны содержались

за счет казны, на средства императрицы и частные пожертвования. Почетные опекуны и другие высшие служащие Ведомства учреждений императрицы Марии имели специальные мундиры, а особо отличившиеся награждались Мариинским знаком отличия беспорочной службы 1-й степени. На 1905 г. капиталы учреждений составляли 128 млн руб.

Следующим полугосударственным учреждением было Императорское человеколюбивое общество, образованное в 1802 г. по инициативе Александра I и призванное оказывать помощь нуждающимся ≪без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости≫. Общество заботилось о дряхлых, увечных, неизлечимых, о сиротах и детях бедных родителей и проч.

При Обществе было создано специальное справочное бюро, которое собирало информацию о действительных размерах бедности, о количестве явно нуждающихся в помощи и о лицах, превративших нищенство в особый промысел. К 1913 г. в Обществе насчитывалось 274 благотворительных учреждения в двух столицах и 37 губерниях. Сначала Общество финансировалось ≪от щедрот монарших≫, однако со временем частные и общественные пожертвования стали превышать казенные субсидии. Поэтому, по мнению историков, Общество в дореформенный период (до 1860-х гг.) представляло собой скорее государственное ведомство, а в пореформенный период — скорее благотворительное общество. В целом за столетие существования Императорского человеколюбивого общества соотношение частных пожертвований и государственных средств составило 11:1.

В рамках Общества существовали дома призрения малолетних бедных, профессиональные женские школы, бесплатные столовые для бедных, устраивались выставки работ воспитанников училищ и существовал даже оркестр Института слепых.

На 1913 г. стоимость имущества Общества составляла 32 млн руб.

В 1867 г. Россия присоединилась к Женевской конвенции, и в том

же году под покровительством императрицы Марии Александровны, супруги императора, было создано Общество попечения о раненых и больных воинах. В 1879 г. оно получило название — Российское общество Красного Креста. Оно имело разветвленную сеть учреждений по всей стране, во всех крупных губернских и уездных городах. В его ведении находилось большинство общин сестер милосердия.

В 1880–1917 гг. Российское общество Красного Креста возглавляла императрица Мария Федоровна, супруга императора.

К 1914 г. его капиталы составляли 44 млн руб.

Существовали также и сугубо частные благотворительные

учреждения. Согласно Уставу об общественном призрении благотворительные учреждения могли быть двух типов: благотворительные общества и благотворительные заведения.

Благотворительные общества — это добровольные объединения лиц, имеющие цель помогать нуждающимся в том или ином

отношении. Деятельность благотворительных обществ сводилась

к оказанию помощи нуждающимся деньгами или вещами, а также к учреждению и содержанию различного рода благотворительных заведений в рамках направлений деятельности общества. Благотворительные общества иногда объединялись в союзы, а иногда имели довольно сложную структуру, управляемую центральными органами.

Благотворительные заведения — это учреждения для удовлетворения потребностей нуждающегося населения в питании и ночлеге непосредственно в стенах заведения, т. е. нуждающиеся либо жили в этих заведениях, либо являлись в них для питания, ночлега и т. д.

В России к 1902 г. функционировало 11040 благотворительных

учреждений (4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений).

Все благотворительные учреждения, действовавшие на территории России, несмотря на их общественный характер, состояли в ведении министерств и ведомств, таких как министерство внутренних дел, ведомство православного исповедания, министерство финансов, министерство юстиции. И этот опыт принципиально важен, поскольку показывает связь государственной

и общественных функций.

Благотворительные учреждения России оказывали помощь

взрослым и детям, организуя дешевое бесплатное обучение (школы, мастерские, классы), проживание (ночлежки, квартиры, комнаты, общежития), питание (столовые, чайные), трудоустройство (работные дома, рукодельни), лечебную помощь (больницы, амбулатории, врачебные пункты).

В Уставе предусматривалось, что создание благотворительных

обществ и частных благотворительных заведений должно производиться в разрешительном порядке (ст. 175). Право утверждения

уставов благотворительных обществ и частных благотворительных заведений предоставлялось Министерству внутренних дел, с тем, однако, чтобы уставы были представлены в кабинет министров в случае включения в них каких-либо правил, льгот и преимуществ, не предусмотренных законодательством и требующих Высочайшего разрешения (ст. 443). Частные благотворительные организации, в отличие от государственных, ≪не дозволялись к открытию, пока они не будут иметь своих средств, необходимых для их содержания≫ (ст. 442). Разрешительный порядок учреждения благотворительных обществ и учреждений был усовершенствован в 1897 г. Были разработаны нормальные (примерные) уставы, такие как примерный устав общества пособия бедным, устав попечительского общества о доме трудолюбия. После принятия этих нормативных актов порядок создания благотворительных организаций стал явочно - нормативным.

Нормативные уставы определяли общий порядок организации

и деятельности благотворительных обществ и учреждений. В уставах предусматривались цели организации, состав членов, порядок формирования средств, органов управления, порядок прекращения деятельности.

Благотворительное общество могло состоять из неограниченного числа членов, уплачивающих членские взносы или обязующихся содействовать обществу личным трудом в достижении его целей. Члены в зависимости от степени участия в делах общества делились на почетных, действительных и соревнователей (сотрудников).

Почетными признавались ≪лица, оказывающие обществу

услуги выдающимися пожертвованиями или иным образом способствующие успешному развитию деятельности общества≫.

В некоторых уставах они именовались благотворителями. Действительные члены — это лица, участвовавшие в деятельности общества денежными взносами не ниже определенного размера, которые уплачивались единовременно или ежегодно. Соревнователи — лица, ежегодно передающие обществу взнос в минимальном размере или ≪содействующие действительным членам в исполнении ими своих обязанностей по обществу≫. Причем и соревнователи, и действительные члены могли освобождаться от денежного взноса в случае предоставления бесплатных услуг или безвозмездного участия в деятельности общества.

Все действительные члены образовывали общее собрание

общества, которое являлось его высшим органом. Общее собрание для непосредственного ведения дел избирало правление общества (комитет, совет) и ревизионную комиссию. Нередко для надзора за определенными заведениями общества избирались попечители этих заведений.

Средства благотворительных обществ слагались из взносов и пожертвований, доходов от недвижимости, поступлений по займам, процентным бумагам, различного рода сборов. Благотворительные общества могли осуществлять свою деятельность также и за счет доходов, поступающих от заведений и предприятий общества, проведения благотворительных базаров и лотерей,

прочих ≪увеселительных мероприятий≫, так как в уставах было предусмотрено право благотворительных обществ открывать при себе разного рода организации, в том числе производственного и торгового характера. Единственное обязательное требование, предъявлявшееся к таким организациям, было их соответствие назначению общества, что понималось достаточно широко.

Из средств благотворительных обществ выдавались пособия нуждающимся. Решение о выдаче и предельном размере такого пособия принималось общим собранием. В исключительных случаях пособие могло быть выдано по разрешению председателя правления под его личную ответственность с обязательным последующим извещением правления.

Для контроля как со стороны жертвователей, так и со стороны государства были разработаны две основные формы отчетов благотворительных обществ: финансовый отчет и общий отчет о деятельности.

Финансовый отчет составлялся по итогам года и включал два раздела: ≪приход≫ и ≪расход≫. В первом разделе содержались сведения о составе капиталов общества и об источниках их формирования (по видам). Второй раздел включал сведения о расходовании денежных средств по следующим направлениям: постоянные и единовременные пособия (с указанием состава нуждающихся лиц), содержание богоугодных и лечебных заведений, проведение увеселительных мероприятий, содержание членов правления, покупка процентных бумаг, погашение долгов и т.п. Общий отчет включал, как правило, следующие данные: за какой год даются сведения, виды состоящих в ведении общества заведений, число членов, размер капитала, доходы, расходы, размер долгов, число лиц, пользующихся помощью от общества (в его заведениях, вне его заведений), число отказов в помощи (по недостатку средств, по проверке материального положения, по другим причинам).

Благотворительным обществам и частным благотворительным

заведениям по законодательству предоставлялись некоторые

льготы по уплате платежей, пошлин, сборов и отправлению повинностей.

Было также довольно много примеров благотворительной деятельности богатых людей.

В 1883 г. ярославский купец А.И. Вахромеев завещал на благотворительные цели свой дом и денежные средства, все вместе — 20 тыс. руб. Богатая жительница Ярославля Е.Я. Пастухова завещала 65 тыс. руб. на санаторий для больных туберкулезом.

Исследователь С. Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX в., Гаврилы Гавриловича Солодникова, который из общей суммы наследства в 21 млн руб. свыше 20 млн руб. завещал на общественные нужды.

Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 г. Там благотворительность трактовалась как ≪явление, свойственное лишь классовому обществу≫, тогда как ≪социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности≫. Впрочем, в годы нэпа государство разрешило крестьянам создавать комитеты крестьянской общественной взаимопомощи, поскольку советское правительство не могло само обеспечить самым необходимым разоренное революцией

и гражданской войной население.

Однако в целом заботу о малозащищенных категориях населения взяло на себя государство, а над частной инициативой

был установлен строгий контроль. Бывало, что как только более или менее решалась проблема, над которой работала организация, она упразднялась, как, например, произошло в 1936 г. с обществом ≪Друг детей≫, боровшимся с детской беспризорностью. Лишь некоторые благотворительные организации продолжали существовать на общественных началах. В 1926 г. Было узаконено Всероссийское общество глухонемых, начавшее свою деятельность еще до революции, в 1923 г. — Всероссийское общество слепых. Российское общество Красного Креста в 1925 г. Было переименовано в Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца . Государственная благотворительность использовалась и как средство создания положительного имиджа молодого советского государства, как, например, Международная организация помощи борцам революции, имевшая секции в 70 странах.

Деятельность этих организаций регламентировалась вплоть

до 1970 г. ≪Положением о добровольных обществах и их союзах≫,

принятом постановлением ВЦИК и СНК РСФР 10 июля 1932 г.,

и постановлениями ЦИК и СНК СССР от 6 января 1930 г. ≪О порядке учреждения и ликвидации всесоюзных обществ и союзов,

не преследующих цели извлечения прибыли≫ и от 27 сентября

1933 г. ≪О производственной и коммерческой деятельности и лотерейной работе добровольных обществ≫.

В течение почти шестидесяти лет это были единственные нормативные акты всесоюзного значения, в которых определялись организационная структура, функции, полномочия и другие важные вопросы деятельности добровольных обществ. Главное обстоятельство законодательства того времени заключалось в том, что добровольные общества могли возникать и существовать только под жестким контролем государства. Для регистрации

обществу приходилось ≪пройти идеологический тест≫, доказать, что оно действует в соответствии с целями коммунистического строительства.

Положением были введены ограничения для членов обществ.

≪Лица, проявившие враждебное отношение к революционному

движению пролетариата, не могут быть приняты в члены добровольного общества≫, — указывалось в п. 4 Положения. Государственный орган, осуществляющий регистрацию, решал вопрос о целесообразности создания данного общества, о соответствии его уставных целей ≪общим задачам данной отрасли социалистического строительства≫, о персональном составе учредителей и имел право отвода отдельных лиц. Если деятельность общества отклонялась от записанных в уставе целей и задач, государственные органы могли ≪принимать любые меры вплоть до ликвидации общества≫ , они также имели право давать обществам

Информация о работе Благотворительность в России (1906-1914 гг.)