Бюрократизм в государственном аппарате России в XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный — в групповой или личный, т. е. «государственные задачи превращаются в канцелярские», а «канцелярские задачи — в государственные». Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности. Самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.

Содержание работы

Введение

Смысл и определение понятия «бюрократия»
Система государственного управления Российской империи в XIX веке
Бюрократизм в начале XIX века
Судебная реформа 70-х годов, как способ борьбы с бюрократизмом
Судебная реформа 1864 года
Судебные уставы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ - Бюрократизм в государственном аппарате России в XIX в..doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

         Окружные суды были судами первой инстанции общих судов,  судебные  палаты  – судами второй инстанции. В начале их было 106 окружных  судов и 14 судебных  палат.  «Отцы» реформы  объясняли  такую  судебно- территориальную структуру  сочетанием  мировой  и  общей  юстиции,  а  также недостатком квалифицированных юристов для  создания  общих  судов  в  каждом уезде. Но преимущества  такой  организации  правосудия  в большей изоляции судебных и административных органов.  При  такой  структуре все уездное начальство не только по табели  о  рангах,  но  и  по  реальному статусу, было лишено возможности  оказывать  на  судей  какое-либо  влияние. Соответственно, и судьи второй инстанции избавлялись от давления на  них  со стороны губернской бюрократии.

         Значительной гарантией независимости судов  стал  принцип несменяемости судей, закрепленный ст.243 учреждения  судебных  установлений. Согласно этой статье, председатели и члены окружных судов и  судебных  палат не могли быть уволены или переведены с одной  должности  на  другую  без  их согласия, кроме как по  приговору суда.  Все постоянные,  профессиональные члены окружного суда и  судебной  палаты,  так  называемые  коронные  судьи, назначались императором по представлению министра  юстиции.  Для  назначения на должность члена окружного суда необходимо было иметь  высшее  юридическое образование и стаж работы в суде  или  прокуратуре  не  менее  трех  лет  (в звании присяжного поверенного – 10 лет). Для более высоких  должностей  стаж увеличивался.

         Окружные суды  состояли  из  одного  или нескольких  отделений по уголовным и гражданским делам. Они разбирали  большинство  дел,  причем  все гражданские и значительная часть уголовных  разбирались  коронными  судьями. Для рассмотрения дел  о  преступлениях,  за  которые  могло  быть  назначено наказание  в  виде  лишения  прав  состояния,  как  особенных,  связанных  с принадлежностью   к   привилегированным   сословиям,   привлекались присяжные  заседатели. Как правило, лишение  прав  состояния  сопровождалось  другими  наказаниями: каторжными работами, ссылкой, тюрьмой – и назначало за тяжкие  преступления. Таким образом, суд  присяжных  являлся  не  самостоятельным  учреждением,  а особым присутствием окружного суда. К его подсудности не были отнесены  дела о государственных преступлениях, а также  значительная  часть  должностных  преступлений и некоторые другие.

 

 

       5. Судебная реформа 1864 года

 

        По судебной реформе 1864 года, старый сословный суд заменялся бессословным. Вводился суд присяжных. Вводились новые принципы судопроизводства и судоустройства:

   • гласность, открытость, публичность, устраняется канцелярская тайна;

   • независимость  судей от администрации (они  утверждались царем и могли  быть уволены только по собственному  желанию или по суду);

   • власть  судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;

   •  дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях

   • состязательность  процесса (в процессе есть обвинитель и защитник);

   • по  делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, связанные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;

   • и  для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.

     Суды делились на мировые, общие и военные. Была установлена следующая система судов: суды с избираемыми судьями – мировые судьи и  съезды  мировых  судей  –  и  суды  с назначаемыми судьями – окружные  суды  и  судебные  палаты.  Каждый  уезд  с входившим в него  городом,  а  в  ряде  случаев  и  отдельно  крупный  город составляли мировой округ, делившийся на несколько участков.  Каждый  из  них имел одного участкового, мирового судью и одного почетного.

        Мировые судьи  – участковые и почетные – избирались на три года местными органами  городского и  земского  самоуправления  (уездными  земскими собраниями  и   городскими думами) из числа лиц, проживавших в данной местности и имевших  определенный возрастной, образовательный, служебный и имущественный  ценз  (имущественный ценз определялся недвижимой собственностью не менее чем в  15  тысяч  рублей или равнялся двойному земскому земельному цензу).

         Новая  судебная  система   по   сравнению   с   прежней   отличалась определенной стройностью. Для  разбора  мелких  уголовных,  гражданских  дел учреждался  институт  выборных  мировых  судей.  Мировой  судья   единолично рассматривал дела по обвинению в преступлениях, за совершение которых  могло быть определено одно из следующих наказаний:  замечание,  выговор,  денежное взыскание на сумму не  свыше  300  рублей,  арест  на  срок  не  свыше  трех месяцев,  заключение  в  тюрьму  на  срок  до  одного  года.  Мировые  судьи (участковые и почетные) данного округа собирались на уездные съезды  мировых судей или мировой  съезд  судей,  который  был  окончательной  апелляционной инстанцией. Дальнейшее рассмотрение дел мировых судей проводилось лишь  в кассационном порядке в Сенате.

         Сенат в процессе судебной  реформы  также  претерпел   изменения.  Он превратился в единственный  в  стране  кассационный  суд.  Основное  отличие кассационного  порядка  обжалования  судебных  решений   и   приговоров  от апелляционного порядка обжалования в России состояло в том, что поводом  для кассации являлись процессуальные правонарушения.

         Институт мировых судей при  всей ограниченности демократизма  в нем не удовлетворял высшее чиновничество и в 1889 году был упразднен везде, кроме Москвы, Петербурга и Одессы. Мировые судьи были заменены  назначаемыми лицами. Судебная реформа 1864 года  создала  систему  общих  судов.  Судами первой инстанции были окружные суды.  Каждый  окружной  суд  учреждался  для рассмотрения гражданских и уголовных дел, выходивших  за  рамки  подсудности мирового судьи.

         Второй инстанцией в системе  общих судов являлась судебная  палата. В ней в апелляционном порядке рассматривались дела по жалобам на  приговоры  и решения окружных судов, вынесенные без присяжных заседателей. Кроме того,  к ее  подсудности  были  отнесены  дела  об  особо  опасных  преступлениях   – государственных  и  должностных.  Эти  дела  должны   были  рассматриваться коронным судом с сословными представителями, по одному от каждого  сословия: губернский  (или  уездный)  предводитель  дворянства,  городской  глава   и волостной старшина.

         В отличие от суда  присяжных   особое  присутствие  судебной  палаты представляло   собой   единую   коллегию   коронных   судей    и    народных представителей,  причем  права  всех  членов  присутствия  были  равны  и  в процессе судебного следствия, и при вынесении приговора. Но  это  формальное равенство не приводило  к  повышению  их  роли  по  сравнению  с  присяжными заседателями. Напротив, как заметил Г.А.Джаншиев, «эта форма ничем почти  не отличается от обыкновенного коронного суда»,  а В.И.Ленин писал,  что сословные представители «представляют из себя  безглазых  статистов,  играют жалкую роль понятых, рукоприкладствующих то, что  угодно  будет  постановить чиновникам судебного ведомства».

         Большое  значение  для  независимости   суда  и  упрочения  принципа законности в уголовном и гражданском процессах дореволюционной России  имело создание  адвокатуры  и  реорганизация  прокуратуры.  Адвокатура,  созданная судебной реформой, сразу заявила о себе решительно и смело. Адвокатура по судебным  уставам  была  двух  категорий.  Адвокатами высшей категории  являлись  присяжные  поверенные,  которые  объединялись  в корпорации по  округам  по  округам  судебных  палат.  Присяжные  поверенные избирали  Совет,  который  ведал  приемом  новых  членов   и   надзором   за деятельностью отдельных адвокатов. Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные  поверенные. Они занимались малозначительными делами и могли выступать в тех  судах,  при которых состояли.

         Большое значение для утверждения  демократических  принципов судопроизводства имела и реорганизация прокуратуры. После судебной реформы прокуратура  освободилась  от  функции  общего  надзора,   ее   деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если  до  судебной  реформы  прокурор должен был выступать в  суде  «как  взыскатель  наказания  и  вместе  с  тем защитник невинности», то  теперь  главной  его задачей становился надзора дознанием и следствием и поддержание  государственного  обвинения  в  суде. Новая прокуратура создавалась при судах.

         В соответствии с судебными  уставами учреждались должности прокурора судебной палаты  и  его  товарищей.  Организация  прокуратуры  строилась  на принципах  строгой  иерархичности,  единоначалия  и   взаимозаменяемости   в процессе.  Прокурорский  надзор  осуществлялся   под   высшим  руководством министра юстиции как генерал-прокурор.  Обер-прокуроры  Сената  и  прокуроры судебных  палат  непосредственно  подчинялись  генерал-прокурору,  прокуроры окружных судов  действовали  под  руководством  прокуроров  судебных  палат. Число товарищей  прокурора  и  распределение  их  обязанностей  зависели  от размеров  судебного  округа.  Безусловно,  прокуроры  находились  в  гораздо большей  зависимости  от  правительства  и  в  силу  их  прямого  подчинения министру  юстиции,  и  потому,  что на  них не   распространялся   принцип несменяемости.

         Первое поколение работников  прокуратуры  немногим  уступало  своим коллегам-противникам – адвокатам и в соблюдении норм  судебной  этики,  и  в стремлении установить в деле истину, а не  доказывать  вину  подсудимого  во что бы то ни стало. Прокуратура ни в первые годы своего существования, ни  в последствии не  была  подвержена  коррупции…

         Губернатор  уже  не  мог,   как   раньше,   арестовать   судью   за несоответствующий его  представлению  о  законе  приговор,  а  подсудимые  и потерпевшие, истцы и ответчики были избавлены от  необходимости  задабривать судебных чиновников. Избираемые мировые судьи пришли  на  смену  полицейским чиновникам. Вину подсудимого  нужно  было  доказывать  гласно,  в  борьбе  с адвокатурой перед лицом представителей населения  –  присяжных  заседателей. Суд присяжных оказал мощное благотворное влияние на всю судебную  систему  и даже, в некоторой мере, на политическую систему России.

 

       6. Судебные уставы

 

         Судебные уставы, в России законодательные   положения,  принятые  20 ноября 1864 года составили основу судебной реформы 1864 года. Учреждением судебных установлений (ст.237 и 239) предусматривалось, что основой внутренней самостоятельности судей служат  прочность судейских должностей и равенство судей: у них не может быть  начальников;  члены  всех судебных инстанций как судьи равны между собой,  а  сами  судьи  различаются только по степени власти – суды первой и  высших  инстанций. 

         Судебные уставы, это  официальное название законов,  утвержденных   20   ноября   1864   года:   «Учреждение   судебных установлений», «Устав о наказаниях,  налагаемых  мировыми  судьями»,  «Устав уголовного   судопроизводства»,   «Устав   гражданского   судопроизводства».

         Согласно    «Учреждению    судебных    установлений»    (закон    о судоустройстве),  судебная  власть  принадлежала  мировым  судьям,   съездам мировых  судей,  окружным  судам,  судебным  палатам  и  Сенату   (верховный кассационный суд). Мировые судьи решали дела единолично. Они находились  при мировом округе (уездном, городском), делившиеся  на  несколько  участков.  В мировом округе состояли также почетные мировые судьи,  которые  совместно  с мировыми участковыми судьями данного округа образовывали высшую инстанцию – съезд мировых судей. В окружной суд,  учреждавшийся  на  несколько  уездов, входили председатель и члены суда.

         Судебная  палата  учреждалась   в  округе,  объединявшем   несколько губерний  или  областей   (по   особому   расписанию).   Она   делилась   на департаменты, которые состояли из председателя и  членов  департамента.  Для заведования судебной частью в Сенате были сохранены  в  качестве  верховного кассационного суда кассационные  департаменты  по  уголовным  и  гражданским делам.  Прокурорский  надзор  вверялся  обер-прокурорам,  прокурорам  и   их товарищам и осуществлялся под  наблюдением  министра  юстиции  как  генерал- прокурора.

         «Устав о наказаниях, налагаемых  мировыми судьями» являлся кодексом, в  который  были  выделены   из   «Уложения   о   наказаниях   уголовных   и исправительных» менее серьезные преступления, подведомственные мировым судьям. Устав состоял из 13 глав. Глава 1-я  содержала  общие  положения  и перечень наказаний за  преступления,  предусмотренные уставами.  Главы 2-9 были посвящены мелким преступлениям  против  общественного  и  политического строя,  проступкам  против  порядка  управления  и  т.д.  В   главах   10-13 говорилось о проступках против личной безопасности, против семейной чести  и т.д.

         «Устав   уголовного   судопроизводства»    (уголовно-процессуальный кодекс) определял компетенцию судебных  органов  по  рассмотрению  уголовных дел, общие положения, порядок производства в мировых установлениях,  порядок производства в общих судебных местах, изъятие из общего  порядка  уголовного судопроизводства.

         Согласно  уставу,  мировой   судья  рассматривал  уголовные   дела  в пределах отведенной ему компетенции, однако дела  некоторых  лиц  (например, духовенства) подлежали  ведомству  других  судов;  из  компетенции  мирового судьи исключались дела  таких  ли,  привлечение  которых  к  ответственности изменяло состав преступного деяния или влекло усиление наказания.

Информация о работе Бюрократизм в государственном аппарате России в XIX в