Государственная символика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:57, реферат

Описание работы

В России период утверждения государственной символики был весьма длительным. При великом князе Иване III средневековая Русь обрела свою главную государственную эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла. Петр Великий закрепил за Россией трехцветный флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая I. Все эти символы российской государственности выражали основные идеи и устремления не только самодержцев и высшего сословия, но и широких слоев российского общества.

Содержание работы

Введение 3
Государственная символика России 3
Флаг 12
Гимн 18
Заключение 23

Файлы: 1 файл

4_referat_po_Rossievedeniyu.docx

— 52.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

3

Государственная символика России

3

Флаг

12

Гимн

18

Заключение

23


 

 

Введение

Для любого современного государства  его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Подобное триединство сложилось в мировой  практике и законодательно оформилось в XIX веке (однако это не означает, что  государственных гербов или флагов ранее не существовало). Данная работа рассматривает государственные  символы России (герб, флаг, гимн), их становление, изменение, связь с  аналогичными символами других государств.

В России период утверждения государственной  символики был весьма длительным. При великом князе Иване III средневековая  Русь обрела свою главную государственную  эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла. Петр Великий закрепил за Россией  трехцветный флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая I. Все  эти символы российской государственности  выражали основные идеи и устремления  не только самодержцев и высшего  сословия, но и широких слоев российского  общества.

Государственная символика России

Герб

Герб - (польск. herb, от нем. еrbe - наследство), эмблема, наследственный отличительный  знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое  значение, выражающее исторические традиции владельца. Гербы подразделяются на следующие основные группы:

  • государственный,
  • земельный (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав государства),
  • корпоративный (средневековых цехов),
  • родовой (дворянских и буржуазных родов).

Герб - специфический исторический источник, изучается вспомогательной  исторической дисциплиной геральдикой. Г. изображается на знаменах, печатях, монетах и пр., помещается в качестве знака собственности на архитектурных  сооружениях, домашней утвари, предметах  вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т.п.

Древнейшим прообразом Г. были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном  обществе. Непосредственными предшественниками  Г. были родовые и семейные знаки  собственности ("знамена", "рубежи", "метки" у славян, "тамги" у тюрков и монголов и т.п.).

Первыми Г. были эмблемы, постоянно  повторявшиеся на монетах, медалях  и печатях древнего мира.

Уже в 3-м тыс. до н.э. существовал  Г. шумерских государств - орёл с  львиной головой; известны также  Г.: змея Египта, орёл Персии (впоследствии был также гербом Рима), коронованный лев Армении. В Древней Греции были Г.: сова Афин, крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др. Гербом Византии был двуглавый орёл (заимствованный впоследствии Россией). В средние  века возникли сохранившиеся и теперь Г. городов: красная лилия Флоренции, крылатый лев Венеции, ладья Парижа, крест и меч Лондона и др. В большинстве мусульманских  стран, где религия запрещала  воспроизводить живые существа, для  Г. употреблялись узоры, например герб Самарканда; три кольца - герб Тимура. На Руси Г. многих городов имели древние  исторические корни. Лев - герб Владимира - был Г. владимирских князей с 12 в. Герб Новгорода с 15 в. символизировал вечевой  строй (вечевая степень, т.е. трибуна, и посаднический жезл на ней); в 16 в. республиканская эмблема была заменена монархической: вместо степени  стал воспроизводиться трон, вместо жезла - скипетр. Герб Пскова - рысь - изображен  ещё в 15 в. на республиканских печатях  и монетах этого города. Герб Москвы - всадник, т.е. "ездец", известен с 14 в. Герб Ярославля - медведь на задних лапах, и герб Перми - медведь на четвереньках - связаны с древним культом  медведя, в течение многих веков  характерным для этих областей, судя по множеству археологических находок. Подобным же образом герб Н. Новгорода - лось - связан с древним местным  культом лося: в 18 в. лось был заменен  оленем.

Г. дворянских родов в Западной Европе возникли в эпоху крестовых  походов (11 - 13 вв.) и были вызваны  необходимостью во внешних различиях  рыцарей, закованных в доспехи. Г. создавались  непосредственно из элементов, составлявших вооружение рыцаря. Следы этого происхождения  сохранились в названиях Г. на немецком (Wappen), французском (armes) и английском (arms) языках. Первоначально содержание рисунков на щите рыцарь выбирал произвольно. По мере распространения обычая эмблемы  становились наследственными. Источником отдельных дворянских Г. явились  эмблемы древних городов. В свою очередь некоторые родовые Г. превратились в Г. феодальных монархий. При смене династий в государственном  Г. часто оставались элементы Г. прежде правивших династий. Фамильные Г. буржуазии (без шлема и нашлемника) появились на рубеже 17-18 вв. во Франции, где в фискальных целях была предпринята  продажа Г. представителям недворянских сословий.

На иной основе возникли родовые  Г. в Польше, где издавна существовали знамена с родовыми знаками, вокруг которых объединялись соседи - землевладельцы в случае военной опасности. Число  этих знамён было постоянно, и всякое новое лицо приписывалось к одному из существующих знамён. Эти родовые знаки (в значительной степени общие для всех славянских народов) были подчинены правилам геральдики, проникшей с Запада, и стали Г. польских дворянских родов.

В России первые дворянские Г. появились  в конце 16 - начале 17 вв., но широкое  их распространение началось на рубеже 17-18 вв. после уничтожения местничества. При Петре I Г. становится необходимой  принадлежностью дворянина. С конце 18 в. составлением "Общего гербовника" началась официальная кодификация  родовых Г. В Г. русских старинных  родов были использованы изображения  на печатях удельных князей и на знаменах земель и городов Древней  Руси. Г. родов, считавших своих предков  выходцами из-за рубежа, были заимствованы из Польши и др. государств. Г. вновь  пожалованных дворян составлялись применительно  к их чинам и заслугам. В дореволюционной  России Г. были у всех губерний, областей, городов, градоначальств, посадов и  крепостей.

История российского герба начинается с утверждения двуглавого орла в  качестве государственной эмблемы  Руси.

Двуглавый орел - один из древнейших в  истории человечества символов власти, верховенства, силы, мудрости. Он был  известен уже в странах Древнего Востока (VII-VI вв. до н. э). Оттуда он благодаря  крестоносцам (по мнению ряда исследователей) попал в Европу (Священная Римская  империя), где правители небольших  политических образований помешали двуглавого орла на своих печатях (XII-XIV вв), чтобы всеми возможными внешними формами поднять свой престиж. Это  сделать было тем более легко, что в сознании средневековых  европейцев мир людей был подобен  миру животных и птиц: среди зверей царствовал лев, среди птиц - орел, на вершине мира людей стоял король, император или князь. И если формы  символов и эмблем императоров, королей  уже давно были найдены (по античному  образцу они помешали на своих  печатях либо тронное изображение, либо свой профиль), то правителям более  низкого ранга предстояло еще  только отыскать адекватные формы для  выражения идеи своей независимости, могущества и причастности к миру избранных. Одной из таких форм и  послужил двуглавый орел.

В научных кругах господствует мнение, что двуглавый орел с XIV века утвердился как государственный символ Византийской империи (территория современных Турции и Греции). Однако ряд исследователей (В. Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич) считают, что в пределах Византии двуглавый орел не получил геральдического  значения. Его изображение не помещалось ни на монетах, ни на печатях. В качестве же герба в Византии с 1327 года утвердилось  крестообразное изображение четырех  букв В (от слова "Вазилевс", то есть император). Правда, двуглавый орел в Византии выступал символом религиозной власти (его изображение было на знамени вселенского патриарха, а также на знаменах отдельных церковных организаций). Кроме того, изображение двуглавого орла на одежде членов императорского двора служило орнаментальным признаком принадлежности к окружению главы Византии. Эти царственные птицы встречаются и на миниатюрах (увенчанные то одной, то двумя коронами).

Символом государственности и  независимости двуглавый орел стал в странах византийского мира, прежде всего православных и в  церковном отношении подчинявшихся  константинопольскому - вселенскому  патриарху. В южнославянских и соседних с ними странах (Сербии, Болгарии, Черногории, Албании, Румынии) он утвердился именно в качестве герба.

Знакомство Руси с двуглавым  орлом восходит к XII-XIII векам (он встречается  на декоративной плитке этого времени). Затем его изображение исчезает почти на три столетия и вновь  возникает уже на государственной  печати Ивана III, великого князя владимирского  и московского, государя всея Руси. Печать двусторонняя, датируется 1497 годом. На одной стороне ее изображен  всадник, поражающий копьем дракона, на другой - знаменитый двуглавый орел.

Как оказались эти эмблемы на великокняжеской печати Ивана III? Конные печати (печати с изображением всадника) получили большое распространение  на Руси еще в домонгольский период в удельных княжествах (начало XIII в). Удельные князья считали необходимым  иметь на своих печатях хранителя, святого патрона. Поиски точного  прообраза русских конных княжеских  печатей пока безрезультатны. Ряд  исследователей склонны считать, что  они заимствованы из Европы. Там  конные печати широко распространились с середины XI века. Но европейский  всадник был светским и олицетворял  на печати конкретного главу государства. На Руси же, как уже отмечалось, изображение  всадника представляло собой святого  воина, патрона князя. В литературе и искусстве средневековой эпохи  всадник ("ездец"), поражающий копьем дракона, предстает в образе Георгия-змееборца. В народном творчестве - как храбрый  Егорий-воин, защитник от сил зла. Московские князья присваивали собственным  персонам не только деяния святого  воина, но и его внешний вид: на монетах удельного периода рядом  с всадником, поражающим дракона, стоят  буквы "К", "К-Н" - "князь". Таким образом, известные нам  факты позволяют утверждать, что  выбор Иваном III эмблемы всадника для своей печати не был случаен, а напротив, вполне естественным и  логичным. Тем самым подчеркивалась древность происхождения великокняжеской  московской власти.

Еще более дискуссионным является вопрос: откуда взялся на Руси образ  двуглавого орла? В течение очень  долгого времени считалось непреложным  мнение известного русского историка, автора "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина о заимствовании  двуглавого орла из Византии (где он якобы считался государственным символом). Произошло это в результате женитьбы в 1472 году Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог. Этой традиционной версии сегодня придерживаются многие представители научных кругов, российских официальных правительственных структур, а также любители-краеведы, занимающиеся историей геральдики России. В то же время целый ряд авторов современных публикаций (В. Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич) подвергают аргументированной критике эту популярную точку зрения. При этом выдвигается другое мнение: наш, "русский", двуглавый орел был принят в качестве герба по образцу не Византийской, а Священной Римской империи. Тем самым Иван III хотел как бы уподобить свое могущество величию императора этой державы. Русь заимствовала имперский дипломатический протокол. Сам государь всея Руси имел контакты с императорским двором. Примечательно и то, что изображение орла на печати Ивана III обнаруживает наибольшее стилистическое сходство с габсбургским орлом, ставшим имперским государственным гербом в 40-е годы XV века. Однако и у этой точки зрения есть уязвимые места.

Существует также так называемая "южнославянская теория", согласно которой знакомство с двуглавым  орлом на Руси могло происходить  и при посредничестве южнославянских государств (как известно, облик  орла был положен в основу их национальных гербов). Однако реальных следов подобного  воздействия пока не обнаружено.

Говоря о предыстории происхождения  изображения двуглавого орла на государственной  печати Руси в конце XV века, нельзя забывать и о более ранней русской традиции - одноглавом орле владимиро-суздальских  соборов, одноглавом орле - эмблеме  московской власти на печатях Великого Новгорода XV века. Однако и эта традиция, названная нами выше "русской", возможно, тоже является общеевропейской, так как указанные орлы имели  много сходства с современными им европейскими.

Таким образом, вопрос о происхождении  двуглавого орла на государевой печати Ивана III пока остается открытым. К сожалению, остается пока гадать и о том, какой  именно смысл вкладывали наши далекие  предки в изображение двуглавого орла, представленного в фас. На этот счет также существует ряд предположений. Это двуглавие было символом соправления  в канун венчания на великое княжение преемника Ивана III Дмитрия-внука (как  это бывало в византийской практике). Или двуглавие обозначало претензию  Ивана III на земли всей Руси (то есть Руси Северо-Восточной и Северо-Западной, к тому времени уже объединенной под его властью, и Руси Западной и Юго-Западной, входившей в состав Великого княжества Литовского). Возможно также, что двуглавие орла закрепляло свершившееся в 70-е годы XV века объединение  Московского княжества и Новгородской феодальной республики, после чего Иван III мог с полным правом именоваться государем всея Руси.

Так или иначе, но общегосударственная  печать 1497 года свидетельствует о  том, что к этому времени сформировалась в основных чертах концепция власти московского великого князя. Изображенные на ней эмблемы подчеркивали, с  одной стороны, древность происхождения  власти Ивана III, а с другой - знатность  русского государя. Они отвечали политическим устремлениям великого князя (внутригосударственным - объединение русских земель вокруг Москвы, упрочение государственного единства, и внешним - выдвижение Московского  государства на международную политическую арену). Эти две эмблемы использовали все последующие государи для  своих печатей, они же вошли и  в российский государственный герб.

В течение XVI-XVII веков происходил динамичный процесс формирования государственного герба, утверждения важнейших его  элементов. С 1583 год на большой государственной  печати изображается двуглавый орел, на груди которого - всадник, поражающий копьем дракона. В 1625 году на печати впервые  появился двуглавый орел, коронованный не двумя, а тремя коронами. Это  изображение с 1645 года переходит  на большую государственную печать. Толкование смысла орла под тремя  коронами содержится в тексте "Славянской библии", изданной в 1663 году: "... Тремя  венцами орел восточный сияет, Веру, Надежду, Любовь к Богу являет, криле  простер, объемлет все мира конца, север, юг, аж до запада солнца, простертыми  крылами добре покрывает... ". В 1654 году впервые двуглавый орел под  тремя коронами изображен с символами  власти - скипетром и державой в  лапах. В 1667 году для скрепления Андрусовского  договора с Польшей была сделана  печать с изображением на ней государственного герба. Таким образом, в XVII веке после  эпохи смутного времени окончательно утверждается тип российского герба - двуглавый орел с тремя коронами, скипетром и державой в лапах, на груди которого расположена фигура всадника, поражающего копьем дракона. Как свидетельствуют многочисленные памятники культуры XVII века, двуглавого орла того времени изображали, как  правило, золотым на красном или  белом поле. Это цветовое сочетаний  приобретает государственный характер: красный (пурпурный) цвет считался царским, и его использование строго регламентировалось; золотой цвет - неизменный символ вечности, постоянства.

Информация о работе Государственная символика России