Государственная служба в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью является анализ проблем функционирования государственной службы, раскрытие особенностей прохождения государственной службы в России.
Задачи – ознакомиться с понятием государственной службы, ее видами и принципами; изучить правовое положение государсвенных служащих и порядок прохождения государственной службы в России.
Объект исследования – институт прохождения государственной службы.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Понятие, виды и принципы государственной службы.........................6
Понятие государственной службы.............................................................6
Виды государственной службы...............................................................11
Принципы государственной службы........................................................14
Глава 2. Правовое положение государственного служащего.........................17
Понятие и виды государственных служащих...........................................17
Правовой статус государственного служащего........................................21
Глава 3. Порядок прохождения государственной службы в России...............27
Порядок поступления на государственную службу..................................27
Перемещение по государственной службе................................................35
Прекращение государственной службы..................................................41
Заключение........................................................................................................50
Список использованной литературы.............................................................51

Файлы: 1 файл

курсовик Костя новый готовый.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Титулка

 

 

 

 

Тема: Государсвенная служба в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение................................................................................................................3

Глава 1. Понятие, виды и принципы государственной службы.........................6

    1. Понятие государственной службы.............................................................6
    2. Виды государственной службы...............................................................11
    3. Принципы государственной службы........................................................14

Глава 2. Правовое положение государственного служащего.........................17

    1. Понятие и виды государственных служащих...........................................17
    2. Правовой статус государственного служащего........................................21

Глава 3. Порядок  прохождения государственной службы в России...............27

    1. Порядок поступления на государственную службу..................................27
    2. Перемещение по государственной службе................................................35
    3. Прекращение государственной службы..................................................41

Заключение........................................................................................................50

Список использованной литературы.............................................................51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитию законодательства о государственной службе уделяется  в настоящее время особое внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом. Задача законодателей, ученых, специалистов усложнена тем, что в советский период специального законодательства о государственной службе не было, а правовое положение работников государственного аппарата не отличалось от правового положения служащих других государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций. Статус всех служащих определялся единообразно в трудовом законодательстве. Однако, как уже выше излагалось, изменение ситуации привело к выделению службы в органах государственной власти и управлений - как особого рода государственной деятельности.

В конце 90-х годов XX века Россия в целом и ее отдельные  регионы находятся в состоянии  системного кризиса. Одной из главных причин драматизма ситуации является кризис власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Старые принципы формирования и функционирования государственного аппарата отвергнуты, новые не сформированы окончательно.

Положение усугубляется недостаточностью правовой базы развития государственной службы, отсутствием достаточно полного свода законов государственной службы как на федеральном, так и на региональном уровне. В таких условиях особое значение приобретает исследование в области тех основ, на которых должен базироваться институт государственной службы.

Современное государство  характеризуется наличием разнообразных  задач и функций, от профессионального  и точного осуществления которых  зависит существование всей общественно-политической системы. Поэтому в структуру государства должна входить такая его составляющая, как профессиональный корпус служащих, организация и деятельность которого регламентируется законодательными актами. Очевидно, что в данном случае речь идёт об обязательном государственно-правовом институте государственной службе.

Актуальность данной темы определяется тем, что успешное решение государством экономических, социальных и политических задач во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов, посредством которых и осуществляются функции государства.

В свою очередь, эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит  от правильности подбора, расстановки  и рационального использования  кадров, входящих в состав этих органов, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы.

Профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению  исполнения полномочий государственных  органов именуется государственной  службой.

Прохождение государственной  службы представляет собой важнейший элемент института государственной службы, так как на этом временном отрезке и реализуется правовой статус государственного служащего. Прохождение государственной службы – деятельность по комплектованию политических и административных государственных должностей – включает в себя последовательную смену государственным служащим должностей в государственной администрации (её структурных подразделений), изменение многих фактических данных, характеризующих государственно-служебное правовое положение служащих (персональные классные чины, воинские и специальные звания, почётные звания, учёные степени и звания, конкретные особенности выполнения служебных обязанностей, механизм и виды ответственности и т.д.)1. Каждый государственный служащий имеет индивидуальный должностной (служебный) путь (карьеру). Поэтому прохождение службы на практике всегда также индивидуально.

Законодательством Российской Федерации определены порядок приёма на государственную службу, прохождения  испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации служащих, замещения государственных должностей, присвоения классных чинов и многие другие вопросы.

Вопросы прохождения государственной службы нашли свое отражение в работах таких учёных, как Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., Бахрах Д.Н., Овсянко Д.М., выпустивших учебники по административному праву РФ, где на научной основе даётся определение государственной службы, описываются все её элементы, её принципы. Старилов Ю.Н. систематизирует в «Служебном праве» научные знания в области государственной службы, Романов В.Л. рассматривает карьерную стратегию. К проблемам прохождения государственной службы обращается Манохин В.М., Чиканова Л.А.

Целью является анализ проблем функционирования государственной службы, раскрытие особенностей прохождения государственной службы в России.

Задачи – ознакомиться с понятием государственной службы, ее видами и принципами; изучить правовое положение государсвенных служащих и порядок прохождения государственной службы в России.

Объект исследования – институт прохождения государственной службы.

 

Глава 1. Понятие, виды и принципы государственной  службы

    1. Понятие государственной службы

Понятие государственной службы стало складываться в эпоху просвещённого абсолютизма в XVIII веке. В царской России состоящими на государственной службе считались не только собственно государственные служащие, но и лица занимающие некоторые выборные должности по земскому и городскому самоуправлению, а также в дворянских сословных организациях. В основе правового регулирования государственной службы до Октябрьской революции лежала введённый ещё Петром I «Табель о рангах» (1722г.), где все должности как гражданские, так и военные, разделялись на 14 классов и чинов. При поступлении на государственную службу подробно регламентировался порядок прохождения по лестнице чинов.

Февральская революция 1917г. не отразилась на положении чиновничества. Чиновничий аппарат был разрушен Октябрьской революцией. Декрет от 12 ноября 1917г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» установил, что «всякие наименования гражданских чинов (тайные статские и прочие советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - гражданин Российской республики»2.

Служба является одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей3. Традиционно советская государственная служба рассматривалась как особый вид государственной деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства и оплачиваемая им.

Необходимость создания государственной службы и её правого регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.

Государственная служба - это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционной теории, под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

В самом широком теоретическом понимании государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий. Алёхин А.П. и Козлов Ю.М. сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах. Сюда же можно отнести и существование и осуществление функций децентрализованного государственного управления лицами занимающимися должности в органах местного самоуправления, т.е. муниципальными служащими, хотя на практике современное законодательство отделяет государственную службу от муниципальной.

Традиционным в научной литературе стало определение государственной службы, данное Манохиным В.М. : «государственная служба представляет собой одну из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава - государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства».

Лазарев Б.Ю. определяет государственную службу как «…служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач функций государства в государственных органах».4

С точки зрения современного законодателя, государственная служба в РФ - это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.

Статья 2 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» понимает под государственной службой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В этом определении можно выделить следующие аспекты:

  1. государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;
  2. в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;
  3. эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;
  4. такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему.

Закон относит к государственной службе исполнения должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В».

Итак, легальное (т.е. установленное в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ») истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Общими признаками государственной службы являются:

  1. замещение служащих государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;
  2. исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

Информация о работе Государственная служба в России