Система и структура государственной службы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:02, научная работа

Описание работы

В настоящее время с увеличением объема правового регулирования и нормативно-правовой базы, появлением и деятельностью множества субъектов права увеличивается сфера юридических коллизий. Право и консервативно в поддержании устойчивого порядка, и изменчиво. Оно претерпевает большие изменения. В современных условиях национально-правовая характеристика каждой страны, не утрачивая своих истоков, испытывает все более мощное влияние других правовых систем. И международно-правовая система тоже все более активно взаимодействует с национально-правовыми системами. Возникает обширное поле юридических противоречий - в правовых теориях, правовых взглядах, актах и юридических действиях.

Файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации....doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

 

Пензенский  Государственный Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Научная работа

 

по дисциплине «Административное право»

 

на тему: «Система и структура  государственной службы в России»

 

 

 

 

 

 

 

                                      Выполнила:

                                           Вуколова А.А.

                                11ЮЮ2                                                                         

                                                                                                           

 

 

 

                                                              Научный руководитель:

                                            Катомина В.А.                                                                      

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

г.Пенза

2013

                                             

 

Введение. 

 

 В настоящее время с увеличением объема правового регулирования и нормативно-правовой базы, появлением и деятельностью множества субъектов права увеличивается сфера юридических коллизий. Право и консервативно в поддержании устойчивого порядка, и изменчиво. Оно претерпевает большие изменения. В современных условиях национально-правовая характеристика каждой страны, не утрачивая своих истоков, испытывает все более мощное влияние других правовых систем. И международно-правовая система тоже все более активно взаимодействует с национально-правовыми системами. Возникает обширное поле юридических противоречий - в правовых теориях, правовых взглядах, актах и юридических действиях. Потребности в нормах, действующих в процедурах регулирования коллизионных ситуаций, в специальном анализе так называемых спорных правоотношений и юридических коллизий становятся все более актуальной. И еще одним моментом, подтверждающим актуальность данного исследования, является то, что сейчас в России динамично развиваются федеративные отношения, когда субъекты Федерации активно используют свое право создавать собственное законодательство. Следует признать, что зачастую региональные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, противоречат Конституции России, федеральным законам, и даже нормы одного акта противоречат друг другу. Возникают противоречия между нормативными актами «разных уровней».

 

 

 

 

                            

 

 

                              Понятие противоречий в праве. 

 

При рассмотрении вопросов, касающихся места и роли законов как источников права в системе нормативно-правовых актов и других источников российского  права, основное внимание исследователей традиционно концентрируется, прежде всего, на их понятийной и функциональной стороне - на понятии и содержании законов, их классификации, огромной значимости для стабилизации и преобразования общества и государства, для мобилизации усилий и разумной централизации государственной и общественной жизни и др. Однако, при этом нередко из поля зрения авторов, занимающихся данной проблематикой, полностью или частично выпадают такие относительно новые для отечественной юридической науки, до конца не исследованные, но теоретически и практически важные проблемы, как проблемы конкуренции и коллизии законов.

 

Латинский термин «Collisio» в словарях иностранных слов переводится как  столкновение противоположных сил, стремлений или интересов. В юридическом смысле имеется в виду расхождение между отдельными законами одного государства или противоречий законов, судебных решений различных государств. По нашему мнению, юридический смысл данного понятия теперь оказывается ограниченным, поскольку оно не сводится к столкновению только правовых норм иностранных государств. Противоречия возникают между и внутри всех правовых систем. К тому же расхождения юридического характера могут выражаться не только в правовых нормах, но и в правовых взглядах, в правопонимании, в правовых позициях и юридических действиях (бездействии).

 

Уже отмечалось, что понятия «коллизия» и «коллизионное право» относительно новые для конституционного права. Как правило, эти понятия рассматривались  в международном частном праве  и «вкратце» в теории государства и права. На сегодняшний день в юридической науке не сложилось единого представления о коллизиях. М.В.Баглай называет коллизиями противоречия между нормами, С.С.Алексеев - столкновение актов в связи с их действием на той или иной территории, с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов.

 

Ю.А. Тихомиров дает такое понятие  юридической коллизии - это есть противоречие между существующим правовым порядком и намерениями и действиями по его изменению. Происходит своего рода соизмерение этого притязания либо с действующим правопорядком, либо с принципами права. На взгляд Ю.А. Тихомирова предлагаемое определение юридической коллизии содержит более широкое и системное понимание данного явления. Традиционная трактовка юридической коллизии как столкновения норм не исчезает, но из единственной и универсальной становится одним из аспектов понятия. Юридическая коллизия выражается:

 

а) в контрастных различиях  правовых взглядов и позиций, в правопонимании;

 

б) в столкновении норм и актов внутри правовой системы, как в отраслевом, так и в федеративных аспектах;

 

в) в неправомерных  действиях внутри механизма публичной  власти, между государственными и  иными институтами и органами;

 

г) в расхождениях между  нормами иностранных законодательств;

 

д) в спорах между государствами  и противоречиях между нормами  национального и международного права.

 

Считаем, что нужно согласится с  таким определениям, так как действительно  понятие юридической коллизии является ключевым для понимания всех системных противоречий в праве. В нем отражается прежде всего противоречие между существующими правовыми актами и институтами, правопорядком и притязаниями и действиями по их изменению, признанию или отторжению. Классическое противоречие между "сущим" и "должным" здесь приобретает правовые признаки.

 

 

Следует отметить объекты  правового регулирования, в отношении  которых чаще всего возникают  коллизии:

 

1) разграничение предметов  ведения и полномочий между  Федерацией и субъектами;

 

2) права и свободы человека и гражданина;

 

3) принцип «разделения  властей» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________

1. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. М.,1995. С. 22-24

2. Ю.А. Тихомиров. Юридическая  коллизия. М.: 1996

3. Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации. - М.: Норма-Инфра, 1999

 

                         Причины возникновения юридических коллизий.

 

Доказано, что юридические коллизии мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством обычным гражданами, культивируют правовой нигилизм.

 

В российском законодательстве противоречия существуют между отдельными отраслями  права, а также внутри одного закона. Противоречивость законодательства все  больше затрудняет реализацию принятых законов. Она служит также средой для злоупотреблений и коррупции в системе государственной власти.

 

Коллизии порождаются самыми разнообразными причинами. М.В. Баглай выделяет следующие: несовершенство законов, судебные ошибки, произвольное толкование Конституции  и других актов, выход отдельных  органов за пределы своих полномочий и т.д. Тихомиров Ю.А. подчеркивает, что возникновение и нарастающую остроту коллизий пока не удается предотвратить по двум причинам - мешают слабое и неполное правовое регулирование данной сферы и отступление от действующих норм и договоренностей. Мало процедур разрешения споров. Автор предлагает разделить все причины возникновения коллизий на два блока - объективные и субъективные. Объективный характер причин означает, что они связаны с реально существующим положением в праве субъектов РФ:

 

1) отсутствие федерального  законодательства по вопросам, отнесенным  к совместному ведению Федерации  и ее субъектов;

2) слабое правовое  регулирование сферы взаимоотношений  между центром и регионами;

3) недостаточное законодательное  регулирование процедур разрешения споров;

4) нет хорошо отлаженного механизма согласование интересов всех участников федеративных отношений при принятии нормативных правовых актов и др.

Причины возникновения коллизий субъективного  характера связаны непосредственно  с личностью людей, занимающих должности в органах государственной власти и осуществляющих правотворческую, правоприменительную деятельность:

1) желание регионов  получить больший объем полномочий  путем перераспределения предметов  ведения, установленных Основным законом России;

2) нарушение должностными  лицами органов государственной  власти Российской Федерации  и ее субъектов действующих  правовых норм;

3) недостаточно грамотная  разработка проектов законов,  что приводит к образованию  коллизий внутри одного нормативного правового акта;

4) произвольное толкование  норм права, судебные ошибки  и др.

Автор приходит к выводу, что основной причиной возникновения внешних  коллизий в уставном законодательстве субъектов Федерации является желание  регионов получить больший объем полномочий, чем предусмотрено Конституцией России. Внутренние коллизии появляются главным образом из-за недостаточно грамотной разработки проектов законов, отсутствия юридической экспертизы принимаемых актов

 

 

 

_____________________________

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма-Инфра, 1999..с.125

5. Ю.А. Тихомиров. Коллизионное  право. М.: 2000. С.95

                Виды юридических коллизий и способы их разрешения.

 

Существует несколько видов  юридических коллизий и способов их разрешения.Прежде всего, юридические коллизии можно подразделить на четыре группы:

 

1) коллизии между нормативными  актами или отдельными правовыми  нормами; 

2) коллизии в правотворчестве  (бессистемность, дублирование, издание  взаимоисключающих актов);

3) коллизии в правоприменении  (разнобой в практике реализации  одних и тех же предписаний,  несогласованность управленческих  действий);

4) коллизии полномочий и статусов  государственных органов, должностных  лиц, других властных структур  и образований.

 

Коллизии между законами и подзаконными актами. Разрешаются в пользу законов, поскольку законы обладают верховенством и высшей юридической силой. Конституции РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г, ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 90; ч. 1 и 2 ст. 115; ч. 2 ст. 120В Гражданском кодексе РФ также записано:

 

«В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления  Правительства Российской Федерации  настоящему Кодексу или иному  закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» Гражданский кодекс, принят Государственной Думой 21 октября 1994 г, ч. 5 ст. 3.. Особенность данных противоречий в том, что они носят наиболее распространенный, массовый характер и причиняют интересам государства и граждан наибольший вред.

 

Коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в том числе законами. Разрешаются в пользу Конституции. В статье 15 говорится, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В части 3 статьи 76 установлено: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам». Конституция - основной закон любого государства, поэтому обладает бесспорным и абсолютным приоритетом. Это закон законов. Конституции РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г

 

Коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями. Приоритет имеют общефедеральные  акты. В Конституции РФ говорится, что федеральные конституционные  и иные законы, изданные в пределах ее ведения, имеют прямое действие на всей территории Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов.

 

Далее в этой же статье зафиксировано: «законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации  не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон». «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует акт субъекта Федерации». Конституции РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г, ст. 76.

 

Несмотря на подробную, казалось бы, регламентацию взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами, противоречий в данной сфере много и они довольно существенные. Например, Конституция РФ не содержит положения о суверенитете входящих в нее республик, не предусматривает их право на самоопределение и выход из состава России. Тем не менее большинство этих республик провозгласили себя суверенными (Татария, Башкирия, Мордовия, Адыгея, Тува и др.). Так, в Конституции последней записано, что Республика Тува имеет право на самоопределение и выход из состава РФ. По данным Минюста, тысячи нормативных актов субъектов Федерации противоречат Конституции РФ. В 19 из 21 республики конституции не соответствуют Основному Закону страны.

Информация о работе Система и структура государственной службы в России