Биография Леонардо да Винчи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Я много слышал о Леонардо да Винчи: нам рассказывали про него в школе, о нем писали в книгах, которые я читал, о нем говорили мои друзья и знакомые, но по факту я мало что о нем знал.
Я много раз собирался о нем почитать, но то не хватало времени, то попросту было лень.
И, увидев в списке тем рефератов тему о Леонардо да Винчи, я очень обрадовался и не думал, выбирая тему.

Файлы: 1 файл

Леонардо да Винчи.docx

— 29.63 Кб (Скачать файл)

Джиневра считалась красивейшей  девушкой во всей Флоренции. Монна Лиза (третья жена пожилого флорентийца  Франческо дель Джокондо) славилась  среди замужних женщин. Когда в  его мастерскую приходили эти  прекрасные модели, Леонардо, привыкший  блистать при дворе и любивший выказывать свою приветливость, собирал  у себя светских людей и лучших музыкантов Флоренции. Он сам отличался  веселым нравом и не щадил никаких  усилий для того, чтобы превращать свои сеансы в празднества. Он знал, что скука делает самое прекрасное лицо несимпатичным, а Леонардо всегда искал в своих прекрасных моделях  не одни черты лица, но главным образом  душу. Леонардо четыре года работал  над портретом Монны Лизы и  никогда не счел его оконченным. Позже Франческо дель Джокондо продал картину за крупную сумму королю Франциску I.

Материальное положение Леонардо во Флоренции было весьма шатко, и  он снова стал искать какого-либо хлебного занятия. После некоторых поисков  Леонардо принял приглашение Чезаре Борджиа.

В 1502 году Борджиа пригласил к  себе Леонардо да Винчи в качестве архитектора и главного инженера, потому что  как  раз  в  это  время  вел  войну.


В этот период своей жизни Леонардо постоянно путешествовал и, если рисовал, то главным образом изобретаемые им военные машины и укрепления. Рукописи его, относящиеся к этому  периоду, являются настоящими иероглифами, до того они испещрены рисунками. Какая-нибудь голубятня нарисована рядом с планом крепости.


Вскоре служба у такого человека, как Борджиа, стала тяготить Леонардо, и он воспользовался первым удобным  случаем, чтобы возвратиться во Флоренцию. Здесь его дела пошли лучше. Декретом Флорентийской республики ему поручено было написать фрески в зале Совета, и канцлер республики, Содерини, выдал ему вперед довольно крупную  сумму.


В то время во Флоренции уже не господствовала династия Медичи, изгнанная  вследствие заговора, в котором участвовали  многие знатные фамилии. Город Флоренция  хотел показать, что он не уступает царственным меценатам в деле поощрения искусств. Был устроен  конкурс  на композицию картины,  долженствовавшей украсить большой зал Совета.  

Воинственная и богатая Флорентийская  республика хотела увековечить славу  своих побед.  Сюжетом  был избран какой-либо эпизод из времен пизанской войны. Власти республики обратились к  двум  знаменитейшим

художникам  того времени - Леонардо да Винчи и Микеланджело.



Микеланджело был в высшей  степени серьезным и опасным  соперником даже для такого мастера, как Леонардо.
Леонардо, в первую очередь, был живописцем, а уже во вторую скульптором, а Микеланджело наоборот.

У Микеланджело было преимущество, он выполнял работу очень быстро. Разносторонность знаний и способностей – единственная черта, сближавшая обоих противников. Оба были живописцами, скульпторами, математиками, инженерами, архитекторами. Но в манере обоих замечалось крупное  различие.  Мощная кисть Микеланджело точно высекала мрамор, придавая всем фигурам замечательную рельефность, но в то же время преувеличенно атлетические формы.

Леонардо, наоборот, соединял с силой  грацию, с рельефностью — знание самых тонких переливов света  и тени.

В 1505 году картон Леонардо был, наконец, готов и поставлен  в зале Совета рядом с картоном Микеланджело. Оба произведения были замечательных достоинств, но совершенно различны по идее и по манере исполнения.



Микеланджело, со свойственной юности склонностью к смелым новшествам, взглянул на предложенный республикой  военный сюжет с совсем особой точки зрения. Он взял эпизод из пизанской  войны – этого требовали условия  конкурса, но не избрал батального сюжета в полном смысле этого слова, то есть с трупами, кровью и скрещиванием мечей. Он избрал эпизод, по-видимому, мелкий, но глубоко реальный, по крайней  мере, по идее, сумев избрать именно то, что наиболее выставляло на вид  его, так сказать, скульптурную кисть. Иначе поступил Леонардо да Винчи. Он дал изображение битвы, избрав наиболее выдающийся, драматический момент. Кто из них победил не известно, так или иначе, власти Флоренции  не заказали картин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Милан и Рим

Вражда между обоими  художниками  стала  еще  сильнее.  Как  всегда бывает в подобных случаях, друзья и  почитатели обоих великих людей  еще тоже враждовали между собой, чем они сами, а главное, передавали всевозможные сплетни. Жизнь во Флоренции, где остроумный Микеланджело не давал  ему прохода своим  сарказмом,  вскоре  стала невыносимой  для  Леонардо.  Он чаще  стал  посещать Милан и, наконец, счел возможным  последовать приглашению  французского  короля  Людовика  XII,  который  звал его к себе.

Леонардо последовал приглашению  Людовика XII и прибыл в Милан, где, тотчас по приезде короля, получил  титул “королевского живописца” при довольно приличном содержании. Придворный шум и интриги, окружавшие его, несмотря  на покровительство  короля  и  его наместника Георгия  Амбуазского, часто утомляли Леонардо, и он покидал на время Милан, скрываясь  на вилле Ваприо у своих лучших друзей Мельци.

У Леонардо было в Милане довольно дел. Он деятельно занялся вопросом о проведении Мартезанского канала, причем не забывал и интересов  земледелия. В одной из рукописей  Леонардо обсуждает вопрос, каким  образом вознаградить пахотную землю  и луга за воду, которая будет  отведена в канал, и указывает  удобнейшие способы копать колодцы. В то же время Леонардо представил проект устройства шлюзов в канале Св. Христофора. Этот проект так понравился Людовику ХП, что король дал Леонардо в полную собственность несколько  шлюзов.

Между тем, Флорентийская республика потребовала, чтобы художник возвратился  и продолжал здешние работы. О  Леонардо спорили, как будто бы речь шла о целой провинции.

Между тем война не прекращалась. В 1511 году сын умершего в плену  Лодовико Моро, герцог Массимилиано Сфорца, разбил французов и победоносно  вступил в Милан. Массимилиано, который  ребенком часто сиживал на коленях  у Леонардо, удержал художника  при своем дворе и заказал  ему два своих портрета. Но и  он недолго удержался в Милане, и война продолжалась с переменным успехом еще три года.

Второй миланский период в жизни  Леонардо дал мало капитальных произведений. За это время из-под его кисти  появляются несколько портретов, колоссальная “Мадонна” и “Иоанн Креститель”, которого некоторые критики считают  изображением Вакха, и “Иродиада”.

Время было самое тяжелое для  искусства. Леонардо собрал своих любимых  учеников и отправился в Рим. Путешествие  из Милана в Рим было довольно продолжительно.

В 1514 году римским папой был Лев X. Не доезжая Рима, во Флоренции, Леонардо и его ученики были уже приняты  с большим почетом братом папы, Джулиано Медичи. Когда они прибыли  в Рим, их ожидал самый радушный прием.

Леонардо, обещал взяться за работу. Но он не мог вдохновляться по заказу, а написать что-либо посредственное для папы не хотел. Леонардо замышлял грандиозный сюжет и хотел  на этот раз достичь небывалого технического совершенства, прочности красок. Опыт прошлого был поучителен: его “Тайная  вечеря” на глазах самого Леонардо темнела и тускнела. Папа стал торопить художника, Леонардо временно совсем бросил кисть и лишь по усиленным просьбам начал снова писать.

Но Лев X стал терять терпение. Он опять  послал к Леонардо спросить о своей  картине. Чтобы написать произведение, достойное его святейшества, ответил  Леонардо, надо “торопиться медленно”. В итоге, в 1515 году была написана картина "Святое семейство". Знатоки искусства  назвали эту картину одним  из гениальнейших произведений живописи.

Лев X стал враждебен Леонардо, о  котором враги его говорили, что  он предан французскому королю. В Италии господствовала в то время настоящая  галлофобия, вызванная опасением, чтобы  Флоренция и Рим могут быть завоеваны Францией.

После изгнания французов из Ломбардии  итальянский шовинизм достиг крайних  пределов. Французов называли вандалами, варварами. Не следует забывать, что, несмотря на смерть Людовика XII, Леонардо продолжал числиться “живописцем  короля Франции”, и, умевший ценить искусство и уважать гений, Франциск I не мог не вспомнить о “своем”  живописце.

Оклеветанный, преследуемый врагами, Леонардо да Винчи решился, наконец, идти туда, где его более всего  ценили.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последние годы

Как только Франциск I, король Франции, вступил в Милан” он пожелал увидеть  “Тайную вечерю” и поспешил посетить церковь Санта-Мария делле Грацие. Увидев произведение, король пришел в  такой восторг, что захотел перевезти  картину во Францию. В то время  в Милан прибыл Леонардо.

Приняв Леонардо почти с царскими почестями, король взял с собой художника  в Павию, где дал ряд блистательных  празднеств. Между прочим, для этих празднеств Леонардо соорудил автомат  – символическую фигуру льва, который, как живой, подошел к королю и  раскрыл свое сердце, откуда выпал  букет лилий. Затем Леонардо сопровождал  короля также в Болонью, где художник встретился с папой Львом X. Чтобы  отомстить надменному папе за участие  в интригах, Леонардо заговорил с  римским первосвященником любезно-покровительственным  тоном, а также нарисовал несколько  карикатур, изображавших папу и его  ближайших советников.

Франциск I уехал во Францию, взяв с  Леонардо слово, что тот не замедлит приехать к нему в Амбуаз. Леонардо пробыл несколько времени на вилле  Ваприо.

Узнав о намерении Леонардо переселиться во Францию, Мельци решительно заявил, что поедет вместе с ним хоть на край света. Кроме Мельци, Леонардо да Винчи имел еще двух спутников(своих  учеников Салаи и Вилланиса).

Действительно, влияние, оказанное  итальянским художником на французский  двор, было огромно. Без его советов  и указаний не обходилось ни одно придворное торжество, начиная с крещения сына короля и кончая бракосочетаниями. Вообщем-то, в Амбуазе жилось весело. Очень часто двор покидал Амбуаз(уезжала королева,  и король Франциск приезжал тайком, чтобы повеселиться со своими любовницами). 

Эти неофициальные праздники были еще веселее официальных:  здесь играли  в любовь и в карты,  пили вино и плясали иногда под звуки народных  песен.  Но Леонардо был не в таком уже возрасте, чтобы часто участвовать в подобных празднествах. Он предпочитал общество местных ученых. Так же Леонардо любил оставаться в своем собственном поместье Ле-Клу, подаренном ему королем в первый же год прибытия художника во  

Францию,  причем ему была назначена приличная зарплата в 700 золотых экю.

   

Салаи вел все хозяйство, был почти слугой учителя. Он всегда сопровождал Леонардо в его ежедневных прогулках. Несмотря на свои годы, он еще весьма бодро поднимался на горы, останавливаясь для того чтобы подать милостыню кому-либо из нищих, знавших его щедрость и подстерегавших его на пути.  Величавая фигура Леонардо, в коричневой одежде, его густая, длинная, уже седая борода, все придавало ему вид древнего жреца. Современники нередко называли его “друидом”

В последний год жизни, страдая старческими недугами и подпав под влияние местных священников, с которыми вел частые диспуты о религии, Леонардо стал религиозен.

2 мая 1519 года Леонардо да Винчи  умер. Несмотря на надежды Франциска  I, Леонардо бросил кисть и,  за четыре года жизни во  Франции, он не сделал ни  одного произведения, однако существует  мнение, что инфорамация о них  просто не дошла о нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 2

Детство 4

Юность. 7

Легенда о щите медузы 7

*** 7

Милан 9

*** 10

Флоренция. 11

Милан и Рим 13

Последние годы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Биография Леонардо да Винчи