Биография Леонардо да Винчи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Я много слышал о Леонардо да Винчи: нам рассказывали про него в школе, о нем писали в книгах, которые я читал, о нем говорили мои друзья и знакомые, но по факту я мало что о нем знал.
Я много раз собирался о нем почитать, но то не хватало времени, то попросту было лень.
И, увидев в списке тем рефератов тему о Леонардо да Винчи, я очень обрадовался и не думал, выбирая тему.

Файлы: 1 файл

Леонардо да Винчи.docx

— 29.63 Кб (Скачать файл)

Страсть к наблюдению результатов  сильных ощущений доходила у Леонардо до такой степени, что он нарочно  отправлялся на площади, где совершались  казни, и присматриваться к выражению  лиц преступников и зрителей.

Склонность к изображению причудливого и эксцентричного, часто свойственная юношескому возрасту Леонардо, никогда  не переходила в нем за должные  пределы, и, обладая богатой фантазией  и живым юмором, он не стал ни автором  многочисленных сюжетов, ни карикатуристом. Счеты с мифологией Леонардо покончил еще в первом флорентийском периоде  своей деятельности, когда он нарисовал, между прочим, голову Медузы и Нептуна  во время бури, окруженного всеми  атрибутами его власти, на колеснице, влекомой морскими конями, и со свитой очаровательных нимф. Картина эта  погибла, но современники отзывались о  ней с восторженными похвалами. Морской бог, казалось, дышал, море бурно  волновалось, обрызгивая пеной дельфинов  и акул.

О карикатурах, нарисованных Леонардо да Винчи в различные периоды  его жизни, говорили очень много  и еще более старались отыскать их даже там, где их не было. Можно  указать на целый ряд карикатур, приписываемых да Винчи положительно без всякого серьезного основания. Несомненно, однако, что Леонардо имел известную склонность к юмору.

Настоящим поприщем Леонардо должны были стать крупные исторические сюжеты, в том числе, согласно требованиям  того времени, также и сюжеты из Ветхого  и Нового Завета. В числе самых  ранних произведений Леонардо находятся  сюжеты, так сказать, вводящие в Ветхий и Новый Завет, такие как “Адам  и Ева”, “Благовещение.

Он изображал Адама и Еву  в момент грехопадения. Для украшения, Леонардо изобразил множество животных на лугу, испещренном тысячами цветов, которые были изображены им с поразительной  точностью и необычайной правдивостью. Листья и ветви фигового дерева были исполнены с таким терпением  и такой любовью, что просто нельзя не подивиться удивительному постоянству  этого таланта. Первая из картин находится  сейчас в Лувре, она была написана автором в 1470 году, когда ему было всего восемнадцать лет.

Два года спустя он подготавливается к работе, рисуя новые эскизы головы Мадонны и ангела. Голова Мадонны  из этого периода хранится во Флоренции. Трудно сказать, чему здесь более  следует удивляться, правильности ли черт лица прекрасного североитальянского типа, или роскошным кудрям, небрежно, но грациозно падающим на плечи и  прикрывающим виски, или, наконец, чувствуемой  душевной красоте наивной, едва осмеливающейся смотреть из-под полуопущенных век. Чрезвычайно добросовестна и  тщательна отделка подробностей, не исключая красивого головного  убора с жемчужной диадемой во флорентийском вкусе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Милан

По приглашению миланского герцога  Лодовико Моро, Леонардо, уже славившийся  во всей Италии, как один из первых живописцев и один из лучших учителей музыки, отправился в 1483 году в Милан. Леонардо был приглашен  туда, в первую очередь, как музыкант, а не живописец.

Есть легенда, будто бы Леонардо прибыл с инструментом, им самим  сделанным, почти из цельного серебра, и имевшим вид лошадиного черепа. Эта форма поражала своею странностью, но придавала звукам полноту и  силу.

Леонардо рекомендовал себя герцогу  в первую очередь, как инженера. Он показал свои чертежи военных  разработок. Вообщем-то это вполне логично, ведь генрцог был окружен врагами  и был вынужден постоянно держать  войска на готове. 

Двор герцогов Сфорца во многом отличался  от двора первых Медичи. Династия Сфорца была не голубых кровей: еще в конце XV века предки Сфорца были простыми земледельцами. Первые представители династии отличались всеми качествами выскочек и авантюристов.

Знаменитый Франческо Сфорца, отлученный папой от Церкви, сражался то против своих же миланцев за венецианцев, то в рядах миланцев — против Венеции. В 1450 году он взял Милан приступом  и объявил себя герцогом.

Сам Лодовико боялся убийц: он отравил  своего племянника и отравил бы племянницу Катерину.  Он был рабом своих любовниц, пока они ему не надоедали, а также любил музыку. К такому человеку попал Леонардо и вскоре стал для Лодовико необходимым товарищем. В свою очередь, Леонардо, всегда интересовавшийся внешней эксцентричностью, не мог не заинтересоваться этим душевноненормальным типом.

Герцог умел злоупотреблять талантом Леонардо, заставляя великого художника  рисовать для своей потехи самые  нечистые мифологические сюжеты. Но даже среди этой обстановки Леонардо стремился  к идеалу и иногда находил его  совершенно неожиданным образом и при обстоятельствах, сильно скандализировавших некоторых благочестивых историков искусства.

Лодовико восхищался не только пением, но и звуками речей Леонардо. Когда  да Винчи декламировал стихи, на глазах герцога часто показывались слезы, и он говорил: “Мне казалось, что  вы все ещё продолжали петь”. Но как только Леонардо уходил из комнаты, герцог отдавал кровожаднейшие приказания или отправлялся к одной из своих любовниц.

Однажды, Леонардо пришла в голову мысль изобразить Цецилию Галлерани(Леонардо играл с ней на арфе, благодаря  чем смог уловить выражения ее лица), любовницу герцога, в виде святой Цецилии. Это заставило некоторых  обвинить Леонардо в кощунстве.

Герцог Лодовико Моро бросал деньгами направо и налево, но, как часто  случается с подобными ему  людьми, менее всего был склонен  оплачивать самый добросовестный, самый  гениальный труд. Леонардо да Винчи  жил не в роскоши.  Само по себе это обстоятельство не могло бы считаться неблагоприятным для развития его таланта; но герцог действительно эксплуатировал труд Леонардо не тем только, что заставлял писать портреты своих любовниц, а тем, что старался извлечь из способностей Леонардо все, что мог. В натуре Винчи была и без того некоторая склонность разбрасываться, начинать сразу несколько одинаково трудных дел. При дворе миланского герцога Леонардо буквально приходилось “разрываться на части”. Он придворный, он устраивает празднества, он основывает Академию, состоящую под его управлением; поет, играет на лире и на скрипке, занимается физикой и математикой, и в то же время постоянно рисует.

Леонардо да Винчи было с небольшим  тридцать лет, когда он вскоре после  приезда в Милан начал, по поручению  герцога, моделировать статую Франческо  Сфорца. Конная статуя была особенно по душе Леонардо, который сам был  превосходным всадником, любил лошадей  и изучал их с самого начала своей  художественной деятельности. Сохранилось  много свидетельств о том, что  фигуры как всадника, так и лошади, созданные Леонардо для статуи Сфорца, были плодом многочисленных попыток, возобновлявшихся с перерывами в течение десяти лет. Леонардо постоянно переделывал  работу все не был доволен собой: то лошадь не имела вида коня, несущего на себе героя и его судьбу, то всаднику не хватало благородства и  естественности.

Во время засухи и неурожая Леонардо размышляет о способах орошения полей  и придумывает разные усовершенствования дренажа. Во время слишком обильных ливней и гроз, губящих жатву, он предлагает устроить такие пушки, которые  могут, по его мнению, метать разрывные  снаряды и разгонять облака.  Воздухоплавание постоянно занимало ум Леонардо, и он придумывал разные летательные снаряды. Герцог Лодовико с любопытством следил за опытами Леонардо, интересовался его планами, но не давал на них денег, предпочитая устраивать роскошные игрища и дарить Леонардо драгоценные, но ненужные подарки. Для герцога Леонардо был, прежде всего, устроитель празднеств. Ни одного большого праздника не обходилось без деятельного участия Леонардо. Великий художник должен был декорировать залы, составлять триумфальные арки.

В 1492 году в герцога Лодовико, произошел  переворот. Он женился на Беатриче д'Эсте – прекрасной, кроткой и нравственной женщине, любившей мужа и прощавшей  ему многое; Лодовико не был в  силах окончательно бросить прежней  жизни; он, как и всегда, имел несколько  любовниц, но нрав его значительно  смягчился и с женой он вел  себя, как самый кроткий из мужей. Само собой разумеется, что устроителем  брачных празднеств был Леонардо, который сам и не думал о  женитьбе.

У Леонардо не хватало на это времени. Теперь, с женитьбой герцога, у  него появились новые занятия, прибыли  новые заботы. Надо было угодить  не только хозяину, но и хозяйке, в  особенности такой очаровательной, доброй и приветливой, какой была Беатриче. В то же время надо было довершить план орошения правого  берега Тичино и окончить задуманную работу канализации.

В 1497 году умерла молодая герцогиня  Беатриче. Леонардо был сильно опечален смертью ее, постоянно страдавшей и молившейся за своего мужа, который, без сомнения, любил ее больше, чем  всех своих любовниц, взятых в совокупности, но слишком привык к гаремной жизни, чтобы удовольствоваться одними чистыми поцелуями Беатриче.

За несколько дней до своей скоропостижной смерти Беатриче впала в религиозный  экстаз. Она стала постоянно посещать часовню Милосердной Богоматери, сооруженную над гробницей герцогини  Бьянки в доминиканском монастыре. Она постоянно говорила о смерти и как будто готовилась к дальнему путешествию.

Несмотря на все эти приготовления, смерть жены была для герцога Лодовико внезапным ударом. Отчаянию его не было пределов. Он сломал свой меч, не хотел  видеть детей, не впускал к себе друзей и в течение пятнадцати дней сидел  в добровольном одиночном заключении. Наконец, он призвал к себе Леонардо да Винчи и попросил его соорудить  для Беатриче великолепный мавзолей, просьбу Леонардо выполнил, причем довольно быстро, что на него похоже. Еще раньше Леонардо распоряжался пышными  похоронами герцогини.  Что касается герцога, в нем на этот раз произошла полнейшая перемена: он бросил всех любовниц, стал набожным. В течение месяца служилось по сто панихид в день за душу герцогини; сто факелов горели неугасаемо перед алтарем.

Под впечатлением от смерти герцогини, Леонардо задумал свое величайшее произведение – “Тайную вечерю” и окончил  его довольно быстро: менее года понадобилось художнику для этого  произведения, которое было закончено  в начале 1498 года.

“Тайная вечеря” Леонардо да Винчи  сама по себе создала целую школу. Не говоря уже о множестве копий, из которых лучшая была сделана Марко  д'Оджоне, эта картина была родоначальницей  целого ряда картин, миниатюр, мозаик.

В том самом году, когда Леонардо писал “Вечерю”, он был завален  множеством посторонних работ. Он предпринял сооружение канала между Бривио и  Треццо: для этого надо было умерить  быстрое течение реки, прорезать  скалы и уплотнить почву. Леонардо наметил работы, исполненные лишь сто лет спустя. При всем том  он был беден, и из денег, получаемых от герцога, не мог даже кормить своих  лошадей. Чтобы заработать что-нибудь, ему приходилось посылать в какой-нибудь монастырь наскоро написанную  мадонну.

Ученики Леонардо боготворили учителя. Он умел сделать самый тяжелый  труд приятным, но не терпел лености. В  его мастерской было весело; он не требовал труда выше сил и способностей. Для Леонардо настоящей мастерской была вся окружающая природа —  все люди, которые поражали его  внимание, были его натурщиками. Очень  часто его урок в мастерской оканчивался  прогулкой на площади, где он с  учениками смотрел на какой-нибудь цыганский табор. Он отправлялся  с ними то в трактир, то на концерт, то в деревню, то в церковь.

 

  • ***
  • Наступил 1499 год, и в жизни Леонардо да Винчи произошел крутой перелом.

    Сознавая шаткость своего положения, опасаясь войны с неаполитанским королем Альфонсо, герцог Лодовико вступил в союз с французским  королем Карлом VIII. Но после первых побед французов Лодовико стал опасаться, что его новые союзники в конце  концов овладеют Миланом. Он вступил  в переговоры с Генуей, составил Итальянскую лигу и отказался  от союза с Францией. Карл VIII вскоре умер, но его преемник, Людовик XII, внезапно перешел Альпы и овладел Миланом.

    Во время взятия Милана французские  войска предавались всякого рода бесчинствам. Французы совершили акт  самого дикого вандализма, испортив модель статуи Франческо Сфорца.

    Лодовико бежал, заключил новый  союз с императором Максимилианом  и с помощью имперских и  швейцарских войск разбил французов, но вскоре, из-за измены и недостатка денег, был доведен до крайности, взят в плен в Наварре, закован  в цепи и уведен в Лош, где в  течение десяти лет томился в  плену, пока не умер.

    Накануне падения герцога Лодовико денежные дела его были так плохи, что он вообще перестал платить Леонардо. Леонардо нуждаясь в деньгах не столько  для самого себя, сколько для уплаты жалованья ученикам и рабочим. И  миланский герцог подарил да Винчи  землю под виноградники, разрешив на ней делать все, что ему вздумается.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Флоренция.

    В Милане Леонардо оставлял все: свою Академию, свои произведения. Два верных ученика, Пачоли и Салаги, сопровождали художника. Прежде всего путники  прибыли на виллу Ваприо, принадлежавшую семье Мельци. Здесь, на этой вилле, Леонардо мог чувствовать себя, как  дома. Он на время как будто успокоился и даже взялся за живопись, написав  огромную "Мадонну", впоследствии привлекавшую толпы посетителей.

    Вскоре тяжелые чувства овладели Леонардо. Он, привыкший к самой  разносторонней деятельности, бывший почти вторым герцогом Милана, стал тяготиться деревенским уединением и покоем. Возвратиться в Милан  было бесцельно. Оставалось продолжать путь во Флоренцию.

    Но Флоренция была уже не та, какой Леонардо ее оставил около  двадцати лет назад, да и сам он был уже не тот. Годы сделали свое, сны молодости исчезли безвозвратно. Во Флоренции его знали, но больше по воспоминаниям. Здесь уже явились  новые авторитеты, толпа поклонялась  молодым богам. Знатные флорентийцы  скупо давали ему заказы, еще более  были скупы на плату, а между тем, для доступа в их дома недостаточно было славы художника: требовались  вид и одежда патриция.

    Леонардо получал мало и должен был тратить все, что имел, для  того, чтобы иметь приличную одежду и хорошую обстановку. При всем своем бескорыстии Леонардо привык к придворной жизни. Не имея возможности  работать над большими картинами, которых  никто ему не заказывал, Леонардо был вынужден писать портреты. Из этих портретов, преимущественно женских, прославились в особенности два: Джиневры Бенци и Лизы дель Джокондо, иначе называемой Монна Лиза.

    Информация о работе Биография Леонардо да Винчи