Беловежская эпоха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:00, реферат

Описание работы

Беловежская эпоха — условное обозначение, используемое небольшим числом политологов, политиков и публицистов в отношении новой исторической эпохи в международных отношениях, наступившей в начале 1990-х гг с подписанием Беловежских соглашений о роспуске Советского Союза[1] и, по их мнению, пришедшей на смену ялтинско-потсдамской системе, сложившейся по результатам Второй мировой войны.

Файлы: 1 файл

Беловежская эпоха.docx

— 55.46 Кб (Скачать файл)

  » распространение практики  нелегитимного принуждения и  насилия;

  » институционализация в  широких масштабах применения насилия;

  » расширение «теневой зоны»  как части нового мирового  порядка. 

Проблема безопасности

   Для большинства африканских  государств решение проблемы  безопасности представляется не  как задача усиления государственной  военной машины, а исключительно  как возможность эффективно решить  ряд взаимозависимых и жизненно  необходимых задач для выживания  и воспроизводства собственного  населения.

   Говоря о военно-политических  измерениях проблемы, следует сказать,  что Африканский континент, как  и вся «зона четвертого мира»», будет и в дальнейшем оставаться  наиболее конфликтоло-генной зоной мира. При этом большая их часть будет происходить за права контроля над теми или иными полезными ископаемыми. Именно такой характер и подоплеку имеет сегодня большая часть африканских конфликтов.

   Задача укрепления безопасности  африканских государств невозможна  сегодня без участия международных  организаций, реализации здесь  долговременных планов социально-экономического  и социально-политического развития. Механизм раннего предупреждения  и реакции на возникающие конфликты  под эгидой международного сообщества  при непосредственном участии  общеафриканских организаций (Африканский Союз), региональных организаций стоит считать неотъемлемой частью системы мер, способных хотя бы в какой-то степени укрепить шаткую структуру национальной и региональной безопасности в Африке.

Миграция 

   Сложные перипетии XXI в. сделали миграцию политической дилеммой мирового сообщества. Сложности, связанные с миграцией, порождаются терроризмом, непрерывными вялотекущими конфликтами, геноцидом (отмеченным в Судане), ростом числа несостоятельных государств, несмотря на «третью волну» демократии, и нищетой на местах. Это вызывает бесконечный приток африканцев на Запад в поисках лучших возможностей. Согласно оценке, с 1990 г. ежегодно Африканский континент покидают, по крайней мере, 20 тыс. человек. Южная Африка не составляет исключения в отношении массы проблем для Запада, которые несет с собой миграция.

   Южная Африка — индустриальная  страна, которая предоставляет много  возможностей другим африканским  странам, нуждающимся в них.  Однако в отличие от Запада, Южная Африка несет на себе  дополнительное бремя, связанное  с ожиданиями африканских мигрантов,  считающих, что в силу истории  апартеида Южная Африка обязана  предоставлять пристанище экономическим  и политическим беженцам. Кроме  того, в глазах некоторых африканских  стран Южная Африка является  «большим братом», который должен  принимать на себя и разрешать  тяжелые проблемы континента  и не прибегать к жесткой  иммиграционной политике, проводимой  с 2003 г. Сравнение миграционной  и иммиграционной политики США и Южной Африки выявляет много общего. Обе страны окружены странами с низким национальным доходом и присущей им политической нестабильностью. Тем не менее, феномен миграции не представляет собой всецело отрицательного явления для обеих стран. США часто предпринимают широкомасштабные действия с целью массового привлечения высококвалифицированных специалистов из развивающихся стран. Южная Африка также ощущает нехватку квалифицированной рабочей силы внутри страны, что вынуждает ее привлекать иностранцев. С другой стороны, Южная Африка и США ввели у себя иммиграционные законы, которые расцениваются как драконовские, способствующие  криминализации иммигрантской среды.

Африка в поисках культурного  синтеза 

   Синтез культур — неотъемлемая  часть общественного развития  на всем протяжении человеческой  истории. Применительно к Африке  тема синтеза культур приобретает  тем более глубокий смысл, поскольку  здесь, как нигде, велики противоречия  между «традицией» и «современностью», т.е. самобытной культурой Африки  и западной цивилизацией. Процесс  синтеза в этих условиях выглядит  неоднозначно, ибо на карту поставлена  судьба африканской цивилизации  с ее стилем жизни, коллективизмом, духовностью, типом человека. Исходящий  от Запада стимул к развитию  и модернизации, как и множественные  проявления результативности культурного  синтеза (в сфере быта, интересов,  потребностей, видов человеческой  деятельности, искусства, литературы, идеологии и т.д.), стимулируют  процессы перемен и сдвиги  в общественном сознании, в том числе в отношении к традициям.

   Перемены в общественной  жизни и ментальности (в основном  в городах и в разной степени  для разных социальных слоев  и разных регионов) свидетельствуют  о том, что на фоне инерционных  факторов торможения процесса  «драма слияния культур разыгрывается  на сцене меняющейся идентичности  Африки». В результате в Африке  существует разное отношение  к проблеме синтеза. В том  числе — тенденция к ретродиционализации и культурной изоляции. С другой стороны, есть мнение, что «вне науки и техники спасения для Африки нет», при этом преобладают настроения в пользу разумного отбора и сохранения жизнеспособных традиций с целью включения их в процесс развития.

   Проблема синтеза оставляет  много вопросов, неизменно оставаясь  объектом внимания интеллигенции,  общественных деятелей и политических  лидеров Африки.

Финансовая глобализация и экономическая  безопасность Африки

   Хотя Африка богата самыми  разнообразными природными ресурсами,  большинство государств континента  никак не научатся использовать  их во благо для своих народов.  Беззастенчивая коррупция и откровенное  воровство мешают становлению  отечественных экономик, развитию  перспективных отраслей. Страны  континента остро нуждаются в  иностранных инвестициях, но богатые  государства Запада, учитывая политическую  нестабильность во многих государствах  региона, не спешат вкладывать большие деньги в Африку.

   Финансовая глобализация  вызывает неоднозначные экономические  последствия, которые могут нанести  ущерб экономической безопасности  африканских стран.

  ♦ Отток из страны иностранного  и национального валютного капитала  в погоне за более выгодными  условиями их размещения оказывает  деструктивное влияние на экономику.  Отток валютных ресурсов не  только существенно затрудняет  выплату внешнего долга, но  и нередко способствует его  дальнейшему росту, поскольку  государству приходится прибегать  к дополнительным внешним валютным заимствованиям.

  ♦ Либерализация финансовых  систем привела к расширению  инвестиционной деятельности иностранного  банковского капитала и усилению  контроля международных банковских  групп над кредитными и валютными  рынками стран Африки. Дорогостоящие  банковские займы наряду с  частными экспортными кредитами  стали одной из существенной  составляющей растущей государственной  задолженности и способствовали  развитию долгового кризиса в  странах Африки.

  ♦ Рост внешнего долга  и попытки индустриальных держав  сохранить свое политическое  и экономическое влияние на  государства — участники валютных  зон в Африке замедляют развитие  взаимных валютно-финансовых отношений  этих государств и их дальнейшее  включение в мировую валютно-финансовую  систему. Многие африканские страны  сохра­няют привязку курсов своих национальных валют к курсам доллара и евро, что объективно делает их национальную экономику более уязвимой, особенно в период глобальных финансовых кризисов.

   В условиях глобализации  и либерализации международной  торговли, в структуре которой  заметно возросла доля готовых  изделий, особенно высокотехнологичной  и наукоемкой продукции, за  счет сокращения доли сырья,  позиции африканских стран еще  более ослабели, усугубились трудности  их равноправной интеграции в  мировую экономику. Африка вступила  в XXI в. как маргинализованная и дискриминируемая часть мирового хозяйства. Вытеснение стран Африки с мирового рынка обусловлено не только изменением структуры международного торгового обмена в пользу товаров высоких технологий, общей экономической отсталостью, но и сохраняющимся неравноправным положением во внешней торговле.

   Вступление 41 африканской страны  в ВТО (кроме того, семь стран  имеют статус государств-наблюдателей) не только не принесло им  улучшения условий торговли, но, напротив, ухудшило их. С созданием  этой организации развивающиеся  страны фактически лишились так называемого дифференцированного льготного режима, которым они пользовались в рамках ГАТТ. Развитые страны, зачастую нарушая принцип основ недискриминируемой ВТО, проводят жесткий протекционистский курс в отношении конкурентоспособной сельскохозяйственной и иной продукции развивающихся стран, выступая, однако, за свободную торговлю в случае, если их собственная продукция более конкурентоспособна. На смену открытым дискриминационным мерам протекционистского характера прихо­дит так называемый «скрытый протекционизм» — антидемпинговые меры, технические барьеры, «добровольные» ограничения экспорта, навязываемые более сильным партнером, и пр.

   Сложившаяся ситуация усилила  напряженность в торговых отношениях  сильных держав и развивающихся  стран. В сентябре 2003 г. на конференции  в г. Канкун был создан единый блок развивающихся стран — «Группа 22» — во главе с Бразилией, включающий также ЮАР, Египет и Нигерию с целью противостояния западной политике в вопросах экономического взаимодействия.

   В результате длительного  поиска компромисса между западными  и развивающимися странами-членами  ВТО в Женеве ими было подписано  1 августа 2004 г. рамочное соглашение  о либерализации мировой торговли. Оно предполагает постепенную  отмену экспортных субсидий на  продукцию аграрного сектора,  а также снижение импортных  пошлин. Африканскими странами получены  некоторые уступки от США по хлопку.

Валютно-курсовая политика африканских  государств

   Страны Африки, к сожалению,  существенно отстали от экономически  развитых стран в области среднесрочной  стабилизации курсов национальных  валют и эффективности проведения  валютно-курсовой политики в целом.  Между тем валютный курс большинства  стран региона объективно становится  одним из основных инструментов  современной макроэкономической  политики государства и обеспечения  экономической безопасности стран региона.

   В странах Африки применяются  различные режимы и системы  регулирования и корректировки  курсов национальных валют. По  классификации МВФ они подразделяются  на две большие группы: плавающие  (27 стран) и жестко привязанные  валютные курсы (26 стран). Одновременно  прослеживается тенденция к целенаправленной  ди­версификации систем плавающих курсов, используются модификации различных видов плавания — от управляемого плавания до свободно колеблющегося. Одним из основных инструментов валютного регулирования до сих пор остается массированная девальвация на­циональной валюты. Девальвация соответствует, прежде всего, интересам национальных африканских производителей, защищая африканские страны от дешевого импорта. В Африке намного активнее, по сравнению с большинством стран третьего мира, используются инструменты административного валютного и курсового регулирования. Популярна множественность валютных курсов. Часто для финансовой поддержки экспортных отраслей национальной промышленности допускается льготный курс и порядок обмена.

   На практике использование  системы плавающих валютных курсов имеет ряд преимуществ:

  = она обеспечивает определенную  свободу хозяйственной деятельности  и валютно-финансовых операций  хозяйствующих субъектов, 

  = упрощается процесс регулирования  платежных балансов,

  = валютные курсы могут плавно  корректироваться в зависимости  от конкретной рыночной ситуации.

   Однако, если в экономике сохраняются глубокие структурные диспропорции, то искусственно поддерживать стабильность плавающего курса в течение длительного времени практически невозможно. В этой ситуации устойчивому развитию национального производства все же больше соответствует модель гибкого, но регулируемого валютного курса с учетом сложившихся рыночных условий в экономике и отвечающая целям создания условий для экономического роста и безопасности страны. Север и Юг — два мира • Африка - кипящий континент • Латинская Америка геополитические отношения

История наложила характерный отпечаток  на традиции и геополитику стран  Африки и Латинской Америки. Анализируя геополитические (региональные и субрегиональные) процессы, протекающие на этих континентах, важно не упускать из вида время Великих географических открытий, многовековую колонизацию, последствия колонизации, в частности, искусственно созданные границы после “ухода” англичан, французов, бельгийцев, испанцев, итальянцев и т.д., страшную нищету, безграмотность и другие социальные болезни, оставленные цивилизованными поработителями. Как правило, колонизаторы, уходя, оставались, привязывая к метрополиям население бывших колоний и доминионов не силой оружия, а пуповиной финансового закабаления.


Информация о работе Беловежская эпоха