Эпоха гуннов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:57, реферат

Описание работы

Общественное устройство гуннов имело сложную картину. Во главе страны стоял шаньюй, обладавший в лучшие годы державы неограниченной властью. Согласно источникам, гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли «начальники поколения», позже именовавшиеся «начальниками над десяти тысячами всадников»

Файлы: 1 файл

реферат гунны.docx

— 34.57 Кб (Скачать файл)

                                                               Введение

        В середине 1 тыс. до н. э на территории Алтая, Южной Сибири и Восточного Казахстана начал складываться союз племен, получивший название хунну (гунны). Хунну — исторические предки тюрков.  Территория гуннов в эпоху расцвета империи (177 г. до н.э|) охватывала огромные просторы Евразии - от Тихого океана до берегов Каспийского моря, а позднее и Центральной Европы. Усиление гуннов и начало формирования империи связано с кризисом в Центральной Азии в III в. до н.э. Одновременно гунны начали масштабные походы в Китай. Во II в. до н.э. гунны заставили династию Хань (Китай) подписать «договор о мире и родстве», согласно которому получили княжну и ежегодную дань в виде «даров».

       Кризис восточного гуннского государства наступил с 71 г. до н.э., когда Китай с помощью кочевых соседей гуннов - ухуаней, усуней, динлинов нанес тяжелое поражение. Впоследствии, в 56 г. до н.э., общество гуннов раскололось на южных и северных.

Общественное устройство гуннов имело  сложную картину. Во главе страны стоял шаньюй, обладавший в лучшие годы державы неограниченной властью. Согласно источникам, гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли «начальники поколения», позже именовавшиеся «начальниками над десяти тысячами всадников».

        Главным занятием хунну являлось кочевое скотоводство. У них существовал особый культ коня. Особую роль и значение он имел при ведении войны, охоте. Кроме того, лошадь была источником ценных продуктов, богатых необходимыми питательными элементами, — мяса и молока. Важное место в хозяйстве хунну занимали и верблюды, служившие неоценимым средством передвижения, особенно по таким сложным пересеченным местностям, как пустыни Алашань и Гоби. Как и другие кочевники, хунны разводили овец, коз, яков и коров.

       Неотъемлемой частью хозяйственной жизни кочевников-хунну являлось ремесло. Среди них были хорошо развиты выделка кожи, изготовление обуви из сыромятлой кожи, резьба по камню, кости, дереву. Широко использовалась шерсть овец, верблюдов, пух коз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Источники по гуннам

 

        Научный интерес к хуннам, к их истории и этнографическим особенностям впервые возник в Китае. Основателем "хуннологии" можно считать гениального автора "Исторических записок" Сыма Цяня, жившего во II в. до н.э. Он не только составил летопись войны, которую империя Хань вела с хуннами, но и поставил вопрос: почему всюду победоносное китайское оружие не могло сломить кочевых варваров? На это он предлагал остроумный для своего времени ответ: географическое положение, климат и рельеф Китая и Срединной Азии настолько различны, что китайцы не могут жить в хуннских степях, так же как хунны не могут жить в Китае, и потому покорение страны иного ландшафта и населения, имеющего непохожий быт, неосуществимо.

Продолжателем Сыма Цяня был талантливый историк конфуцианского направления Бань Гу, написавший "Историю Старшей династии Хань". Бань Гу рассматривал проблемы покорения хуннов с точки зрения целесообразности и полагал, что включение в состав империи чуждого по культуре народа может быть вредно для Китая. Он считал хуннов настолько далекими от китайской культуры, что не допускал мысли о возможной ассимиляции, и подробно обосновывал необходимость укрепления китайской границы с хуннами даже в мирное время.

       Два указанных исторических труда составляют фундамент истории восточноазиатских хуннов. Что же касается западных гуннов, то первое место принадлежит труду Аммиана Марцеллина , давшего красочное описание этого народа.

        Подобно китайским историкам, Аммиан Марцеллин - "солдат и грек" - обратил внимание на несходство гуннов со всеми прочими известными ему народами, в том числе и кочевыми аланами.

             

2. Образование государства гуннов

 

       Эпоха гуннов охватывает IV в. до н.э. - III в. н.э. По китайским источникам, слово «хунну», или «сюнну», т.е. «гунн» происходит от названия реки Орхон в современной Монголии.

        В середине 1 тыс. до н. э на территории Алтая, Южной Сибири и Восточного Казахстана начал складываться союз племен, получивший название хунну (гунны). Кочевья хуннов находились северней Китая. Эти племена заявили о себе в исторических событиях эпохи «Великого переселения народов». Из числа прототюркских союзов, создавших государства, гунны, как и усуни и кангюй, сыграли существенную роль в истории Казахстана.

        Они были скотоводами, содержали крупный и мелкий рогатый скот, разводили верблюдов, ослов и лошадей лучших пород. Перекочевывая с места на место в поисках хороших пастбищ и водопоя, занимались охотой и совершенствовали военное мастерство. Как сообщают древние источники, способные ездить верхом на баране, стреляли из лука в птиц и зверьков, а подростки стреляли уже в лисиц и зайцев. Научившись владеть луком, - поступали в латную конницу. «Длинное их оружие - лук со стрелами, короткое оружие – сабля и копье». Одежду изготавливали из кожи, меха, шерсти.  Питались мясом домашних и диких животных.

        В IV веке до н.э. хунны настолько усилились, что стали совершать набеги на Китай, именно с тех пор они стали известны китайской историографии, а памятником той эпохи осталась Великая Китайская стена.

                 

 

2.1. Роль шаньюя Модэ в становлении державы гуннов

 

        Возникновение державы хуннов история связывает с именем шаньюя Модэ. Жизнь и деятельность великих людей всегда сопровождается легендами. Такая легенда сохранилась и о Модэ. Отец его шаньюй Тумань имел двух сыновей от разных жен. Чтобы престол оставить младшему любимому сыну, Тумань отдал Модэ в заложники соседнему племени, надеясь, что он будет убит при его нападении. Но Модэ удалось бежать и вернуться домой. Отец был восхищен его храбростью и отдал ему удел в 10000 семейств. Получив удел, Модэ приступил к созданию своей армии. Он изобрел стрелу, издающую при полете свист, - свистунку. Отец Иакинф (Н.Я. Бичурин), ссылаясь на китайские источники, писал, что Модэ начал упражнять своих воинов в конной (верховой) стрельбе из лука. При этом он повелел: «Всем кто пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, отрубить голову; кто на охоте пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, тоже отрубить голову». Подготовив таким образом своих воинов к выполнению своего повеления, однажды Модэ пустил свою стрелу-свистунку в собственного аргамака. Некоторые из воинов не осмелились стрелять. Модэ отрубил им головы. В следующий раз Модэ пустил стрелу в свою любимую жену, те из воинов, которые, испугавшись, не посмели стрелять, тоже были обезглавлены. В третий раз Модэ выехал на охоту и пустил стрелу в аргамака своего отца. Все воины пустили свои стрелы в цель. Из этого он сделал вывод, что воины уже готовы осуществить замысел предводителя. Следуя за отцом на охоту, Модэ пустил свою свистунку в Туманя, и все воины последовали его примеру. Расправившись с семьей отца, он объявил себя шаньюем хуннов в 209 г. до н.э.

        Во главе хуннской державы стоял шаньюй, что в переводе означало «величайший». Шаньюя Модэ называли мудрым, что вбирало в себя такие понятия как «способнейший, образованнейший, доброжелательнейший, добродетельнейший». Власть шаньюя не была абсолютной, но он был первым среди равных родовитых старейшин, которых было 24 по числу родов. Старейшины имели свои вооруженные дружины. Выборность шаньюя сохранялась, а при выдающихся личностях этот титул становился наследственным по завещанию. Но церемония возведения на престол оставалась обязательной и неизменной.

        В первой луне нового года старейшины родов съезжались в храм, находящийся при шаньюе; в пятой луне приносили жертву своим предкам, небу, земле и духам. Шаньюй утром выходил из лагеря и поклонялся всходящему солнцу, а вечером поклонялся луне.

        У хуннов наблюдался распространенный у многих народов похоронный обряд. Когда умирал шаньюй, убивали и хоронили вместе с ним до ста человек приближенных и наложниц. Хоронили в гробах, при этом употребляли наружный и внутренний гробы,  облаченные в меховое, золотое и серебряное покрывала, что подтверждается современными археологическими раскопками.

        Успешные военные походы хуннов во главе с Модэ позволили им создать великую державу, с которой не мог сравниться Китай. Держава хуннов занимала огромную территорию, на которой жили как родственные им племена, так и покоренные народы. Модэ умер в 174 г. до н.э. Созданная им империя просуществовала 3000 лет.

 

      1. Политическая история государства гуннов

 

        Южные гунны попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны заключили с кангюями мирное соглашение. До прихода гуннов антропологический тип жителей Казахстана был европеоидный, с проникновением гуннов появляются монголоидные черты. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на запад относится к I в. н.э. Движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во II в. до н.э. растянулось до IV в. н.э.  Движение гуннов на Запад привело в движение все другие племена и народы и получило название «Великое переселение народов». В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу. Территория Причерноморья была покорена гуннами. Готские племена вошли в состав гуннов. В 395 году гунны совершили походы в Закавказье и Месопотамию, подошли к Константинополю, столице Восточной Римской империи. Император обязался платить гуннам дань золотом. В 437 году гунны совершили поход в глубь Европы, на территории Франции разгромили Бургундское королевство. В 445 году Аттила (400-453 гг.) объединил разрозненные племена гуннов в Румынии и Венгрии. При нем государство гуннов достигло своего могущества Аттила вторгся в Восточную Римскую империю, затем направился во Францию. Во время правления Аттилы у гуннов сложился военно-демократический строй. В 451 году на территории современной Франции в Каталаунской битве войско Аттилы впервые потерпело поражение. В 452 году Аттила вторгся в Италию и подошел к Риму. Он освободил Европу от господства Римской империи. После смерти Аттилы в 453 году гуннские родовые союзы распались. Гунны своими походами способствовали распаду рабовладельческого строя и открыли начало нового исторического периода - средневековья. Основу гуннского войска составляла быстрая конница, имелись стенобитные, камнеметные машины. Основным занятием было кочевое скотоводство, часть гуннов вела оседлый образ жизни и развивала земледелие. Гунны жили в юртах. В гуннском обществе существовало социальное неравенство. В погребениях знатных гуннов находят много дорогих вещей, а в могилах простых общинников - скромные вещи личного пользования. Гуннское общество было патриархальным. Его возглавляли совет старейшин рода, союз племен – шаньюй. Власть передавалась по наследству от отца к сыну. У гуннов сложилась система законов и правил поведения. За тяжкие преступления и предательство наказывали смертной казнью, за мелкие - резали лицо, использовали иные виды наказаний. О государстве гуннов оставил записи римский летописец Прииск, побывавший в 448 году в ставке Аттилы. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал оперу «Аттила». В казахских легендах Аттила известен под именем Едиль. Римский историк А. Марцеллин писал: «Гунны умеют преодолевать холод, голод и жажду. Они не сходят со своих коней ни днем, ни ночью, на них питаются и даже спят». А. Марцеллин подчеркивал воинственность гуннов, Прииск характеризует их как мирный народ. Римский историк Прииск писал о городе, в котором был построен бревенчатый дворец Аттилы. Особенно удивила Прииска баня из белого камня.

 

4. Хозяйство гуннов

 

       Гуннские ювелиры умели напаивать на изделия золотые шарики - зернь, узоры в виде витых проволочек - скань, вставки цветных камней - инкрустация. Ученые называют такой стиль полихромным.

        Семьи у хунну носили патриархальный характер отношения. Во главе семьи стоял мужчина, действия и слово которого были неукоснительным законов для других членов — жены, детей и т.д. Богатая знать, а также представители правящих слоев могли иметь двух и более жен. Наследником престола, согласно обычаю, назначался старший из сыновей шаньюй. В случае смерти главы семьи на его вдове должен был жениться один из братьев мужа, чаще младший. Мужчины женились на девушках из другого рода. Если кто-либо из членов семьи совершал преступление, ответственность вместе с ним несли и другие члены.

        Главным занятием хунну являлось кочевое скотоводства. Обширные степные пространства Центральной Азии создавали для этого благоприятные условия. Скотоводство было организовало хунну по горизонтальному принципу — они кочевали с одного места на другое (для сравнения: кыргызы, издавна населявшие горные местности, выпасали скот летом на высокогорных пастбищах, а поздней осенью перегоняли его в низины — предгорные долины на зимовку, т.е. осуществляли хозяйство по вертикальному принципу).

        У хунну существовал особый культ коня. Он рассматривался не только как средство для перевозки грузов. Особую роль и значение он имел при ведении войны, охоте. Кроме того, лошадь была источником ценных продуктов, богатых необходимыми питательными элементами, — мяса и молока. Важное место в хозяйстве хунну занимали верблюды, служившие неоценимым средством передвижения, особенно по таким сложным пересеченным местностям, как пустыни Алашань и Гоби. Как и другие кочевники, хунны разводили овец, коз, яков и коров.

       Неотъемлемой частью хозяйственной жизни кочевников-хунну являлось ремесло. Среди них были хорошо развиты выделка кожи, изготовление обуви из сыромятлой кожи, резьба по камню, кости, дереву. Широко использовалась шерсть овец, верблюдов, пух коз. В 1924 году, во время экспедиция П. К. Козлова в местность Ноин— Ула (Монголия), ученые обнаружили захоронение знатного хунну. Среди найденных в захоронения предметов были ала кийиз и шырдак, на которых, кроме орнамента, были нанесены также стилистические изображения животных. Впоследствии характерные для хунну мотивы орнамента переняли другие тюркские народы, в том числе кыргызы, и стали пользовать в ковроткачестве, вышивке, при изготовлении шырдаков и кийизов.

Главным видом жилища хунну была приспособленная к их постоянному кочевому образу жизни юрта. Сборно—разборная конструкция юрты позволяла в течение небольшого промежутка времени поставить или разобрать жилище, легко перевозить его с места на место. Хунну, обширная империя которых создавалась за счет захвата сопредельных земель, ассимилировали разные народы, жившие в разных климатических и ландшафтных условиях. Поэтому, кроме традиционного жилища, получили распространение землянки и даже постройки с деревянными перекрытиями. Заметно также появление у хунну оседлых поселений, традиций возведения сооружений, строительства городищ.

        У древних хунну было развито гончарное ремесло. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней керамические изделия для хранения зерна, молока, воды, различные блюда, кувшины и т.д. Причем, изготавливались они не только ручным способом, но и с применением гончарного круга.

Особое место среди ремесел  занимало ювелирное дело. Мастера  изготавливали высокохудожественные украшения из золота и серебра, используя  для этого различную технику  — отделку драгоценными камнями, инкрустацию накладной филигранью, зернь, черчение на поверхности серебра и др.

        У древние хунну владели способами обработки и изготовления изделий из металла. Накаляя металл, они ковали из него наконечники для стрел, пик и другое оружие, а также необходимые в хозяйстве приспособления. Было широко распространено литье предметов и изделий из бронзы.

Большую роль в хозяйстве хунну играла охота. Охота (групповая и индивидуальная) по—прежнему оставалась одним из традиционных способов добычи пропитания для населения. Широко бытовала охота с ловчими птицами. С другой стороны, охота являлась своеобразным видом подготовки и закалки воинов. В условиях постоянной угрозы разорительных войн и набегов со стороны внешних врагов она способствовала развитию качеств, необходимых для воинов, — смелости, ловкости, находчивости, наблюдательности выносливости и т.д.

        Время вносило свои перемены в условия жизни кочевников Центральной Азии. Под влиянием сопредельных оседлых народов у них закладываются навыки обработки земли и развивается культура земледелия. В земледельческих работах хунну главным образом использовали захваченных во время набегов пленных или же инородцев, прибившихся по различным причинам к местным племенам. С другой стороны, некоторая часть хунну в силу определенных обстоятельств была вынуждена вести полукочевой образ жизни. Это способствовало тому, что на благоприятствующих земледелию территориях начали обрабатывать с помощью плуга землю и возделывать зерновые. Это наглядно подтверждают каменные зернотерки, сосуды для хранения зерна, фрагменты деталей плуга и другие археологические находки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

 

        В заключении хотелось бы отметить, что, не смотря на кочевой образ жизни, гунны были сильнейшим племенем на территории Центральной и Средней Азии, не подвластными даже Китаю. У гуннов была непобедимая армия, потому что у них была очень строгая дисциплина.

Информация о работе Эпоха гуннов